ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ «ДЮЦ» на 2022 – 2023 учебный год 1) Общие положения Учебный план Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» (далее – Учебный план) регламентирует содержание, организацию и осуществление образовательной деятельности педагогами дополнительного образования и педагогами -организаторами по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам с учетом установленного муниципального задания Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» (далее - «ДЮЦ»). Основной целью деятельности «ДЮЦ» является осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам. Для достижения данной цели, «ДЮЦ», в установленном законодательством порядке, осуществляет следующий основной вид деятельности: реализация дополнительных общеразвивающих программ. Учебный план является нормативно-правовой основой работы всего педагогического коллектива. Регламентирует объемы учебного времени, отводимые на освоение дополнительных общеразвивающих программ. Учебный план разработан в соответствии с нормативными документами, с учетом направленности дополнительных общеразвивающих программ. 2) Нормативно-правовая база Федерального уровня: При составлении учебного плана «ДЮЦ» руководствовалось следующими нормативными документами: 1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации(в редакции 2013 г.); 3.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 99-р); 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; 5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам"; 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; 7. Приказ Министерства образования и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. №533 "О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые); 11.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563(05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» 12.Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д "Об утверждении концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года"; Областного уровня: 1. «Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года», утв. постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 № 919-ПП; 2. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года, утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2015 г. № 151-ОЗ. Уровня образовательного учреждения: 1. Устав «ДЮЦ», утверждённый приказом начальника Управления образования №235 от 07.09.2015. 2. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «ДЮЦ» определено с учетом: создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством; формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; особенностей социокультурного и экономического уровня развития Верхнесалдинского городского округа. 3) Режим работы «ДЮЦ» и организация образовательного процесса. В 2022-2023 году продолжительность обучения определяется образовательной программой объединения, но не менее 36-ти недель для учащихся 1-11 классов. В зависимости от возрастных особенностей обучающихся и социального заказа на образовательные услуги сроки реализации дополнительных общеразвивающих программ различны: Программы на 36 часов (по 1 часу в неделю); Программы на 72 часа (по 2 часа в наделю); Программы на 108 часов (по 3 часа в неделю); Программы на 144 часа (по 4 часа в неделю); Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебновоспитательной работы в «ДЮЦ» является учебное занятие. Организация образовательного процесса, продолжительность и сроки обучения в творческих объединениях «ДЮЦ» регламентируются дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами, учебными планами, расписанием занятий и требованиями в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации. На основании производственной необходимости и неблагоприятной эпидемиологической ситуацией допускается перенос занятий, работа с переменным составом обучающихся, проведение сводных занятий, деление групп на подгруппы, переход полностью или частично на электронное обучение с применением дистанционных технологий с обязательным внесением изменений в календарно-тематическое планирование рабочей программы и учебный план дополнительной общеобразовательной программы. Зачисление детей на программы дополнительного образования проводится в соответствии с «Положением о правилах приема учащихся». На программы дополнительного образования зачисляются дети, преимущественно в возрасте от 5 до 18 лет, проявившие желание заниматься видами художественной, технической, социально-педагогической или иной деятельности, предлагаемыми организацией. Занятия проводятся как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах. Занятия проводятся согласно расписанию, которое утверждается директором «ДЮЦ» в начале учебного года с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся. При формировании групп учитываются возрастные особенности детей. Учебный план «ДЮЦ» нацелен на реализацию непрерывного образовательного процесса в возрастных пределах. Академические часы образовательных программ могут варьироваться на основе комплектования групп с учетом утвержденного объема педагогических часов данным планом. Образовательная деятельность «ДЮЦ» по дополнительным общеобразовательным программам в «ДЮЦ» направлена на: -формирование и развитие творческих способностей учащихся; -удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; -формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; -обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся; -выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; -профессиональную ориентацию учащихся; -создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; -социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; -формирование общей культуры учащихся; -удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. В соответствии с Уставом в «ДЮЦ» реализуются программы следующих направленностей: -техническая; -художественная; -социально-гуманитарная. Все дополнительные общеразвивающие программы имеют комплексное учебнометодическое обеспечение. За всеми педагогами закреплены учебные кабинеты. Количество занятий в неделю и их продолжительность устанавливается в соответствии с возрастными особенностями детей и уставом «ДЮЦ». Расписание занятий творческих объединений составляется для создания наиболее благоприятного режима обучения и отдыха детей по представлению педагогических работников с учетом пожелания родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. Основным способом организации деятельности обучающихся является их объединение в учебные группы с общими интересами, которые совместно обучаются по единой программе в течение определенного времени. Каждый обучающийся может заниматься в одной или нескольких группах. Численный состав групп зависит от возраста учащихся, года обучения, специфики деятельности, дополнительной общеразвивающей программы педагога. Списочный состав каждого объединения формируется исходя из вида деятельности, возраста, санитарных норм, учебной программы, года занятий по норме наполняемости: Художественная и социально-гуманитарная направленность программ: - на 1 году обучения - максимальное количество обучающихся - 15 человек, - на 2 году обучения - максимальное количество обучающихся - 12 человек, -на 3 году обучения и последующих лет - максимальное количество обучающихся - 10 человек, - разновозрастная группа – до 10 человек. Техническая направленность программ: - на 1 году обучения - максимальное количество обучающихся - 10 человек, - на 2 году обучения - максимальное количество обучающихся - 8 человек, - на 3 году обучения и последующих лет - максимальное количество обучающихся - 7 человек, - разновозрастная группа – до 7 человек. Адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: - на 1 году обучения максимальное количество обучающихся в групповых занятиях– 4 человека, в индивидуальных занятиях – 1 человек. Освоение дополнительной общеобразовательной программы сопровождается процедурами промежуточной и итоговой аттестации учащихся, проводимой в формах, определенных дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой педагога «ДЮЦ» и в порядке, установленном «Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся «ДЮЦ». «ДЮЦ» работает в режиме 6-ти дневной рабочей недели, с 8.00 до 20.00 часов. Продолжительность занятия для дошкольников – 30 минут, для детей начальных классов и для остальных возрастных групп – 45 минут, с обязательным перерывом между занятиями – 10 минут. Образовательный процесс организуют 5 педагогов дополнительного образования и 8 педагогов-организаторов, социальный педагог и учитель логопед. Педагоги «ДЮЦ»: организуют образовательный процесс в соответствии дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами в группах обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом творческого объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее – объединения), а также индивидуально • Проводят аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия в объединениях (по группам, индивидуально или всем составом объединения) • Определяют в соответствии с локальным нормативным актом своей организации количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении, которые зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ • Ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Необходимость реализации каждой дополнительной общеразвивающей программы рассмотрена и утверждена на педагогическом совете «ДЮЦ». Основная особенность учебного плана и общеразвивающих программ - вариативность и подвижность. Каждая программа рассматривается на основе права обучающегося на индивидуальный образовательный маршрут и на адаптацию личных запросов ребенка и его образовательных потребностей. В дополнительных общеразвивающих программах предусматривается вариативная часть формирования у детей и подростков интереса и уважения к истокам родного края и России в целом. Процесс обучения предполагает опору на национальные традиции, связи с родителями. 4) Реализуемые дополнительные общеразвивающие программы В 2022-2023 учебном году в «ДЮЦ» реализуются 21 следующие дополнительные общеразвивающие программы педагогами дополнительного образования. Дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности: 1. «Волшебная глина». Срок реализации 2 года. Составитель: педагог дополнительного образования Ростова Н.И. 2. «Мир рукоделия». Срок реализации 4 года. Составители: педагоги дополнительного образования Ростова Н.И. и Гришина О.В. 3. «Текстильная кукла». Срок реализации 2 года. Составитель: педагог дополнительного образования Гришина О.В. 4. «УникУМ». Срок реализации 3 года. Составитель: педагог дополнительного образования Воеводина А.Р. Дополнительные общеразвивающие программы социально гуманитарной направленности: 1. «Вожатый.ru». Срок реализации 2 года. Составитель: педагог-организатор Мордяшова А.Ю., Серебрякова Ю.Д., Никонова А.М. 2. «ProBlog». Срок реализации 2 года. Составитель: педагог-организатор Мордяшова А.Ю. 3. «Уроки каллиграфии». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог дополнительного образования Гришина О.В. 4. «Пробезопасность». Срок реализации 2 года. Составитель: педагогорганизатор Печагина В.М. Дополнительные общеразвивающие программы технической направленности: 1. «Азы радиоэлектроники». Срок реализации 3 года. Составитель: педагог дополнительного образования Дьяконов В.М. 2. «Основы спортивного судомоделизма». Срок реализации 3 года. Составитель: педагог дополнительного образования Смирнов А.Ю. 3. «Lego:WE DO 2.0». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог организатор Золотарева Ю.В. 4. ««Cuboro». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог-организатор Пушина Н.А. 5. «IT-шка». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог-организатор Тцшминский А.В. 6. «Lego EV 3». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог-организатор Логинова А.В. 7. «Scratch-программирование». Срок реализации 1 год. Составитель: педагогорганизатор Никонова А.М. 8. «Lego: Технология и физика». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог дополнительного образования Воеводина А.Р. Адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: 1. «Шаги к успеху». Срок реализации 1 год. Составители: учитель-логопед Анисимова А.Ю., педагоги дополнительного образования – Воеводина А.Р., Гришина О.В., Ростова Н.И. 2. «ЛОГОПЕДиЯ». Срок реализации 1 год. Составитель: учитель-логопед Анисимова А.Ю. 3. «Глиняная игрушка». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог дополнительного образования Ростова Н.И. 4. «Песочный мир». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог-организатор Мордяшова А.Ю. 5. «ИнженерикУМ». Срок реализации 1 год, Составитель: педагог-организатор Серебрякова Ю.Д. 5) Формирование творческих объединений В 2022- 2023 учебном году сформировано 74 группы. Из них в 47 группах реализуются программы 1 года обучения, в 17 группах - программы второго года обучения, в 8 – третьего года обучения, в 2 – четвертого года обучения.