Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Принято на заседании Педагогического совета «ДЮЦ» Протокол № 4 от 28.05.2024 Утверждено приказом директора «ДЮЦ» № 29/1 от 28.05.2024 _____________Е.П. Чукавина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Каллиграфия+ английский» Целевая группа: 7-10 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Гришина Ольга Владимировна педагог дополнительного образования Малкина Елена Олеговна, педагог-организатор г. Верхняя Салда Оглавление № 1 1.1 1.2 1.3 1.4 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 Наименование разделов Стр. 3 Основные характеристики Пояснительная записка 5 Цель и задачи общеразвивающей программы 5 Планируемые результаты 6 Содержание общеразвивающей программы 7 20 Организационно – педагогические условия Календарный учебный график 20 Условия реализации образовательной программы 20 Формы аттестации/контроля образовательных результатов 21 Оценочные материалы при проведении форм аттестации 22 Список литературы 23 Приложение 1. Диагностическая карта уровня развития 25 обучающихся по модулю «Каллиграфия» 2.8 Приложение 2. Формы отслеживания образовательных результатов по модулю «Английский» Приложение 3. Форма фиксации образовательных результатов по модулю «Английский» 2.9 28 32 2 1. Основные характеристики 1.1.Пояснительная записка Направленность: программа относится к социально-гуманитарной направленности, так как ориентирована на развитие у обучающихся элементарных навыков общения на английском языке, формирование у младших школьников навыков каллиграфического письма через выполнение творческих заданий, основанных на занимательном материале. Актуальность общеразвивающей программы раскрывается через соответствие образовательной программы нормативно-правовым актам и государственным программным документам: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295 – Ф «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 к. № 678-р; 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания обучении, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; 6. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; 7. «Стратегия развития и воспитания в Свердловской области до 2025 года» (Постановление правительства Свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017 года); 8. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018№162-Д «Об утверждении концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196»; 10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»»; 11. Образовательная программа Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» на 2023- 2024 учебный год; 12. Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ»; 13. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» от 07.09.2015 № 235. Актуальность Программа соответствует приоритетам, целям и задачам социальноэкономического развития Свердловской области, определенным в основном 3 стратегическом документе «Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы, утвержденная Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года № 151-ОЗ». Программа своевременна и современна, соответствуя потребностям времени, отвечает на вопросы совмещения традиционных классов и онлайнобразования, создания возможности для раскрытия талантов детей и совмещения традиционного образовательного фундамента с потребностями современной жизни и экономики. Актуальность предлагаемой программы определяется тем, что в жизни современного общества английский язык как иностранный занял важное место. Владение английским языком становится необходимостью в жизни, работе, отдыхе, путешествиях. Поэтому является актуальным в наше время. Обучение английскому языку дистанционно помогает детям преодолеть языковой барьер, дает великолепные возможности для того, чтобы пробудить у ребенка интерес и уважение к культурному и языковому многообразию. В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. В эпоху активно развивающихся информационных технологий, внедрения в бытовой и профессиональный обиход цифровой техники, акцент с рукописного текста смещается на машинописный печатный. При этом возникает еще большая потребность общества в личностях интеллектуальных, творческих, критически мыслящих, владеющих необходимыми видами и формами деятельности. Отличительные особенности программы, новизна: отличительной особенностью программы является эмоциональная насыщенность занятий, насыщенность играми. Теоретический материал подается в основном в игровой форме, предусмотрены игра - путешествие, сюжетно-ролевая игра, игра-конкурс другие интерактивные формы обучения. Еще одной отличительной особенностью программы является еѐ дистанционная поддержка. Интерактивные упражнения и тесты учащимся можно использовать в качестве домашнего тренинга или в случае пропуска занятий, а родителям это позволяет осуществлять контроль за результатами обучения ребенка. Адресат: программа рассчитана на обучающихся 7 - 10 лет. Количество детей, одновременно находящихся в группе: минимум – 10 человек, максимум – 15. Программа строится с учетом личностных (возрастных) потребностей обучающихся 7-10 лет, когда происходит функциональное совершенствование мозга — развитие аналитико-синтетической функции его коры. Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. При этом дети не теряют интереса к игре. Поэтому успешность решения поставленных целей (в нашем случае — обучения) достигается быстрее, если многообразие деятельностей пересекается между собой. Включение процесса обучения в контекст игровой, познавательной и учебной деятельностей позволит обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов, которые в единстве с широкими социальными мотивами будут «работать» и на формирование положительного отношения младших школьников к предмету, и на достижение целей начального языкового образования. Усиление мотивационной стороны изучения происходит также за счет овладения детьми эффективными способами и приемами деятельности: использование на занятиях системно-деятельностного подхода с применением методов обучения: игровой деятельности, методов групповой работы, использование дидактического и наглядно материала. Группы формируются в соответствии с характером деятельности. Группы имеют постоянный состав. Участвовать в реализации данной образовательной программы могут учащиеся 7 – 10 лет (без ограничений). Принцип набора в объединение свободный. 4 Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний. Группы могут быть одно - или разновозрастными. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями 10 мин. Общее количество часов в неделю: 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем общеразвивающей программы – 72 часа. Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год. Форма реализации образовательной программы: традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в образовательной организации. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий и электронных форм обучения (при введении ограничительных мер, на основании приказа начальника управления образования). Перечень видов занятий: интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, дискуссии, проектирование, педагогические мастерские, консультации, проигрывание ситуаций, моделирование проблемных ситуаций, беседа, практическое занятие, игра, конкурс, открытое занятие. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение, срез знаний, письменный диктант, списывания текста, тестирование, лексические диктанты, ролевые игры, викторины, олимпиады, творческие работы, практические работы, конкурсы, дидактические игры. 1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы Цель программы: сформировать лингвистические способности и навыки каллиграфического письма через выполнение творческих заданий, основанных на занимательном материале. Задачи: Обучающие: - сформировать первичные навыки диалогической и монологической речи на английском языке; - выработать у учащихся навыки правильного произношения английских звуков и правильного интонирования высказывания; - скорректировать почерк; развить мелкую моторику рук, точность движений пальцев, глазомера. Развивающие: - развивать познавательные и творческие способности детей через освоение программы; - способствовать развитию коммуникативных умений и навыков межличностного и делового общения; - сформировать устойчивый познавательный интерес. Воспитательные: - воспитывать общую культуру личности у воспитанников, их гражданскую позицию и патриотизм; - воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.). 5 1.3. Планируемые результаты Метапредметные: - развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся; - развитие образного мышления и воображения, произвольного внимания; - формирование рецептивных навыков обучающихся; - развитие коммуникативно-игровых и творческих способностей. Личностные: - ценностные установки и социально значимые качества личности; - воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия и самостоятельности; - формирование позитивного и уважительного отношения к Родине, родному языку, своей семье, друзьям и природе; - формирование уважения к культуре и традициям изучаемого языка; - обеспечение гармоничного и разностороннего развития обучающихся. Предметные: Будут знать: - лексику по основным темам на английском языке; - особенности англоязычной культуры и других стран; - основные правила чтения на английском языке. - историю появления и развития русского письма, книжными традициями. - приемы работы с необходимыми инструментами и материалами для занятий каллиграфией. - понятие и виды «каллиграфии»: восточноазиатская, западная (европейская), арабская. - буквы и группы букв. Общие элементы для каждой группы букв. - виды и правила соединения букв. - понятие и виды штриховки: продольная (параллельная), перекрестная (поперечная), контурная многослойная, круговая. Будут уметь: - запоминать и воспроизводить текст на английском языке; - читать на английском языке; - воспринимать речь педагога на английском языке, уметь поддерживать простейший диалог; - составлять текст о себе, описывать предмет или явление на английском языке; - задавать и отвечать на вопросы на английском языке; - владеть специальной терминологией. - различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова. - сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш. - выполнять каллиграфические упражнения по предупреждению фонетикографических, орфографических и речевых ошибок. - определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв. 6 1.4.Содержание общеразвивающей программы Учебный план по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Каллиграфия+английский» Модуль «Английский язык» № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации/контроля 1 0,5 0,5 5 2 3 Диалог-приветствие 3 Введение в предмет, инструктаж по ТБ Знакомство и приветствие Я и моя семья 6 3 3 4 Мой день 8 3 5 5 6 В мире животных Мой дом 6 6 2 2 4 4 7 8 Мои друзья Мир моих увлечений 6 6 2 3 4 3 9 Моя школа 5 2 3 Создание семейного портрета Составление плана на день Инсценировка сказки Описание квартиры, своей комнаты Письмо другу Рассказ о любимом хобби Творческая работа 10 11 Мир вокруг меня Погода 6 5 2 2 4 3 12 Страна 3 1 2 13 Закрепление пройденного фонетического, лексического и грамматического материала в итоговых занятиях Итого 1 0 1 1 2 64 24 Создание рассказа Описание погодных условий Рассказ о любимой стране 40 Модуль «Каллиграфия» № п/п 1 1.1 Тема занятия Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие. 2 0,5 1,5 Каллиграфия – искусство красивого письма. 1 0,5 0,5 Формы аттестации / контроля наблюдение 7 Входная диагностика. 1 Подготовка к письму. Правила посадки при письме. 4 2 2 2.1 Знакомство с рабочей тетрадью. 1 0,5 0,5 2.2 Изучение клеточного и строчного микропространства. 1 0,5 0,5 2.3 Штриховка. 1 0,5 0,5 наблюдение 2.4 Виды штриховки. 1 0,5 0,5 наблюдение 8 4 4 1.2 2 1 практическая работа наблюдение, наблюдение Знакомство с элементами 3 графической системы. 3.1 Прямые линии с закруглением в внизу. 1 0,5 0,5 3.2 Прямые линии с закруглением в верху. 1 0,5 0,5 3.3 Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. 1 0,5 0,5 3.4 Большие и маленькие овалы. 1 0,5 0,5 наблюдение 3.5 Большие и малые полуовалы. 1 0,5 0,5 наблюдение 3.6 Малая и большая пламевидные прямые. 1 0,5 0,5 3.7 Графические недочёты в письме. 1 0,5 0,5 3.8 Графический диктант. 1 0,5 0,5 4 2 2 4.1 Группа букв: и, ш, И, Ш, п, Р, Т, г. Элементы и соединения. Буквы: и, ш. 1 0,5 0,5 наблюдение 4.2 Буквы: И, Ш. 1 0,5 0,5 наблюдение 4.3 Буквы: п, Р. 1 0,5 0,5 наблюдение 4.4 Буквы: Т, г. 1 0,5 0,5 списывание текста 3 1,5 1,5 5.1 Группа букв: л, м, Л, М, я, Я, А. Элементы и соединения. Буквы: л, м. 1 0,5 0,5 наблюдение 5.2 Буквы: Л,М. 1 0,5 0,5 наблюдение 5.3 Буквы: я, Я, А. 1 0,5 0,5 наблюдение 4 5 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение срез знаний 8 Группа букв: у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч. Элементы и соединения. 4 2 2 6.1 Буквы: у, ц. 1 0,5 0,5 наблюдение 6.2 Буквы: ш, У. 1 0,5 0,5 наблюдение 6.3 Буквы:Ц, Щ. 1 0,5 0,5 наблюдение 6.4 Буквы: Ч, ч. 1 0,5 0,5 списывание текста Группа букв: е, Е, с, С, о, О, а, д, б. Элементы и соединения. 6 3 3 7.1 Буквы: е, Е. 1 0,5 0,5 наблюдение 7.2 Буквы: с, С. 1 0,5 0,5 наблюдение 7.3 Буквы: о, О. 1 0,5 0,5 наблюдение 7.4 Буква: а. 1 0,5 0,5 наблюдение 7.5 Буква: д. 1 0,5 0,5 наблюдение 7.6 Буква: б. 1 0,5 0,5 списывание текста 2 1 1,5 8.1 Группа букв: ь, ы, ъ. Элементы и соединения. Буквы: ь, ы, ъ. 1 0,5 0,5 наблюдение 8.2 Промежуточная диагностика 1 1 контрольное списывание Группа букв: н, ю, И, Ю, к, К. Элементы и соединения. 3 1,5 1,5 9.1 Буквы: и, ю. 1 0,5 0,5 наблюдение 9.2 Буквы: И, Ю. 1 0,5 0,5 наблюдение 9.3 Буквы: к, К. 1 0,5 0,5 списывание текста 10 Группа букв: В, в, з, З, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф. Элементы и соединения. 5 2,5 2,5 10.1 Буквы: В, в. 1 0,5 0,5 наблюдение 10.2 Буквы: з, З. 1 0,5 0,5 наблюдение 10.3 Буквы: Э, э. 1 0,5 0,5 наблюдение 10.4 Буквы: Ж, ж. 1 0,5 0,5 наблюдение 10.5 Буквы: Х, х, ф. 1 0,5 0,5 наблюдение 7 3,5 3,5 11.1 Буква: Ф. 1 0,5 0,5 наблюдение 11.2 Буква: У. 1 0,5 0,5 наблюдение 6 7 8 9 11 Группа букв: Ф, У, Г, Т, Р, Б, Д. Элементы и соединения. 9 11.3 Буква: Г. 1 0,5 0,5 наблюдение 11.4 Буква: Т. 1 0,5 0,5 наблюдение 11.5 Буква: Р. 1 0,5 0,5 наблюдение 11.6 Буква: Б. 1 0,5 0,5 наблюдение 11.7 Буква: Д. 1 0,5 0,5 списывание текста Соединение букв. 17 8,5 8,5 12.1 Написание соединений: ол, ом, оя,об. 1 0,5 0,5 12.2 Написание соединений: од, оф, ок, он. 1 0,5 0,5 12.3 Написание соединений: оп, ог, оз, ос. 1 0,5 0,5 12.4 Написание соединений: ож, ое, ой. 1 0,5 0,5 12.5 Написание соединений: оц, ош, ощ. 1 0,5 0,5 12.6 Написание соединений: аг, аж, аз, аб. 1 0,5 0,5 12.7 Написание соединений: ад, ав, ае. 1 0,5 0,5 12.8 Написание соединений: ие, ий, иц, ищ. 1 0,5 0,5 12.9 Безотрывное написание соединений: ел, ем, еж, ез. 1 0,5 0,5 12.10 Написание соединений: яб, яр, яв, ят. 1 0,5 0,5 12.11 Письмо трудных соединений: юз, юг, ют, юн, юж. 1 0,5 0,5 12.12 Безотрывное написание соединений: ль, мь. 1 0,5 0,5 12.13 Безотрывное написание соединений: ья, ье. 1 0,5 0,5 12.14 Написание заглавных и строчных букв. 1 0,5 0,5 12.15 Написание соединений: Оо, Сс, Ээ. 1 0,5 0,5 12.16 Работа по устранению графических недочетов. 1 0,5 0,5 12 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение письменный диктант наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 10 12.17 Творческая мастерская «Волшебная ручка» письменный диктант 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 наблюдение Работа с текстом. 4 2 2 наблюдение Работа с межстрочным пространством. 1 0,5 0,5 14.2 Выносы графики за поля листа. 1 0,5 0,5 наблюдение 14.3 Вопросы композиции. 1 0,5 0,5 наблюдение 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Цифры и знаки. Правила 13 написания. 13.1 Цифры: 0 – 9. 14 14.1 Работа с текстом в 14.4 15 стихотворной форме. Декоративная каллиграфия. наблюдение Методы и приёмы 15.1 украшения букв и текста. Открытка. 16 Итоговая аттестация. Итого: наблюдение наблюдение 1 0,5 1 1 72 0,5 34,5 самостоятельная работа контрольный диктант 37,5 Содержание учебного (тематического) плана Модуль «Английский язык» Раздел 1. Знакомство и приветствие (5 ч) Теория: Личные местоимения: I, you, he, she. Притяжательные местоимения: my, his, her. Глаголы- связки: am, is, are. Вопросы: who, how old, what, where. Практика: лексические игры, интерактивная игра «Кто я?», групповое обсуждение. Ролевые игры. Подвижные игры. Фонетические игры. Форма аттестации: диалог-приветствие. Раздел 2. Я и моя семья (6 ч) Теория: Члены семьи, их имена, возраст, профессии, черты характера. Обязанности членов семьи и их взаимоотношения. Любимые занятия членов семьи. Семейные праздники и традиции. Практика: лексические игры, интерактивная игра, групповое обсуждение. Ролевые игры. Подвижные игры. Фонетические игры. Форма аттестации: создание семейного портрета. Раздел 3. Мой день ( 8 ч) Теория: Распорядок дня. Занятия в будни и выходные дни. Утро, обед, вечер. Глаголы действия в течение дня. Практика: лексические игры, интерактивные игры, групповое обсуждение. Ролевые игры. Подвижные игры. Фонетические игры. Музыкальные игры. 11 Форма аттестации: составление и описание плана на день. Раздел 4. В мире животных (6 ч) Теория: дикие и домашние животные, как они выглядят, где живут и как говорят. Практика: лексические игры, интерактивные игры, групповое обсуждение. Ролевые игры. Подвижные игры. Фонетические игры. Музыкальные игры. Форма аттестации: инсценировка сказки «Теремок». Раздел 5. Мой дом (6 ч) Теория: Дом/квартира: комнаты и предметы мебели и интерьера. Моя комната. Практика: лексические игры, интерактивные игры, групповое обсуждение. Ролевые игры. Подвижные игры. Фонетические игры. Музыкальные игры. Форма аттестации: Описание квартиры, своей комнаты. Раздел 6. Мои друзья (6 ч) Теория: Черты характера, внешность, одежда, что умеют делать, совместные игры, любимые занятия. Письмо зарубежному другу. Практика: лексические игры, интерактивные игры, групповое обсуждение. Ролевые игры. Подвижные игры. Фонетические игры. Музыкальные игры. Форма аттестации: Письмо другу. Раздел 7. Мир моих увлечений (6 ч) Теория: Любимые игры и занятия. Игрушки, песни, книги. Зимние и летние виды спорта, занятия различными видами спорта. Практика: лексические игры, интерактивные игры, групповое обсуждение. Ролевые игры. Подвижные игры. Фонетические игры. Музыкальные игры. Форма аттестации: Рассказ о любимом хобби. Раздел 8. Моя школа (5 ч) Теория: Классная комната. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Распорядок дня в школе. Занятия детей на уроке и на перемене. Каникулы. Занятия детей на каникулах. Практика: лексические игры, интерактивные игры, групповое обсуждение. Ролевые игры. Подвижные игры. Фонетические игры. Музыкальные игры. Форма аттестации: творческая работа. Раздел 9. Мир вокруг меня (6 ч) Теория: Улица, право/лево, транспорт, дорога. Практика: лексические игры, интерактивные игры, групповое обсуждение. Ролевые игры. Подвижные игры. Фонетические игры. Музыкальные игры. Форма аттестации: создание рассказа. Раздел 10. Погода (4 ч) Теория: Времена года. Путешествия. Любимое время года. Погода: занятия в различную погоду. Семейные путешествия. Виды транспорта. Практика: лексические игры, интерактивные игры, групповое обсуждение. Ролевые игры. Подвижные игры. Фонетические игры. Музыкальные игры. Форма аттестации: описание погодных условий. Раздел 11. Страна (3 ч) 12 Теория: Названия континентов, стран и городов. Достопримечательности. Столицы. Национальные праздники и традиции. Мой город/деревня: общественные места, места отдыха. Практика: лексические игры, интерактивные игры, групповое обсуждение. Ролевые игры. Подвижные игры. Фонетические игры. Музыкальные игры. Форма аттестации: Рассказ о любимой стране. Модуль «Каллиграфия» 1. Вводное занятие. 1.1. Каллиграфия - искусство красивого письма. Теория: Понятие о каллиграфии как об искусстве красивого письма, история возникновения и развития письменности. Гигиенические требования и нормы письма, правила пользования письменными принадлежностями. Практика: Выполнение задания в прописях при помощи ручки – тренажёра(для обучения правильной технике письма). 1.2. Входная диагностика. Практика: Самостоятельная работа. Подготовка к письму. Правила посадки при письме. 2.1. Знакомство с рабочей тетрадью. Теория: Ориентирование на листе бумаги. Знакомство с разлиновкой тетради (рабочая строка и дополнительная строка), с горизонтальными и вертикальными линиями. Практика: Упражнения для осанки. Упражнение «Укрась ёлочку». 2.2. Изучение клеточного и строчного микропространства. Теория: Ориентирование на листе бумаги в клетку. Практика: Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку. Упражнение «Дорисуй узор». Рисование фигур по точкам. Упражнение «Графический диктант». 2.3. Штриховка. Теория: Знакомство с понятиями «штриховка», «тоновая растяжка», «сила тона», «лессировка». Практика: выполнение упражнений на овладение различными способами штриховки; выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона; выполнение индивидуальной творческой работы. 2.4. Виды штриховки. Теория: Знакомство с видами штриховки карандашом. Параллельная, перекрестная, круговая, точечная штриховка. Практика: Раскрашивание рисунка с помощью штриховки (горизонтальными, вертикальными, волнистыми линиями в зависимости от задания), чтобы линии были параллельны друг другу. Упражнение «Непрерывность линии». 3. Знакомство с элементами графической системы. 3.1.Прямые линии с закруглением в внизу. Теория: Знакомство с формой и названием элемента букв – «прямая линия с закруглением внизу». Практика: Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Написание элементов письменных букв по алгоритму. 3.2. Прямые линии с закруглением вверху. Теория: Знакомство с формой и названием элемента букв – «прямая линия с закруглением вверху». Практика: Написание элементов письменных букв по алгоритму. 3.3. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. 13 Теория: Понятие «прямые наклонные линии с закруглением внизу и вверху». Практика: Упражнения для движения кисти и предплечья. Упражнения на расслабление. Формирование пространственных отношений. Упражнения для разминки: ритмирование «Чудесный мешочек». Написание малых и больших прямых линий с закруглением внизу и вверху по алгоритму. 3.4. Большие и маленькие овалы. Теория: Овалы большие и маленькие, наклон, высота, интервалы между овалами. Практика: Упражнения, выполняемые движением по часовой стрелке. Написание элементов букв: большие и малые овалы. 3.5.Большие и маленькие полуовалы. Теория: Знакомства обучающихся с формой и названием элемента букв «полуовал», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов. Практика: Упражнения, выполняемые движением по часовой стрелке. Написание элементов букв: большие и малые полуовалы. 3.6.Малая и большая пламевидные прямые. Теория: Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки. Практика: Выполнение штриховки справа налево. Письмо наклонной линии с закруглением вверху и внизу. 3.7. Графические недочёты в письме. Теория: Графические недочёты в письме. Приёмы их устранения. Практика: Списывание письменных буквосочетаний и нахождение их в печатном тексте. Корректура письменного текста, написанного с графическими ошибками. 3.8. Графический диктант. Теория: Понятие « право, лево, верх, низ». Практика: Создание рисунка из геометрических фигур. Рисовании по клеточкам под диктовку. Проведение пальчиковой гимнастики. 4. Группа букв: и, ш, И, Ш, п, Р, Т, г. Элементы и соединения. 4.1. Буквы: и, ш. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетикографических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счет. Проведение пальчиковой гимнастики. 4.2. Буквы: И, Ш. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетикографических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счет. Проведение пальчиковой гимнастики. 4.3. Буквы: п, Р. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетикографических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счет. Проведение пальчиковой гимнастики. 4.4. Буквы: Т, г. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетикографических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счет. Проведение пальчиковой гимнастики. 5. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я, А. Элементы и соединения. 5.1. Буквы: л, м. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. 14 5.2. Буквы: Л,М. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. 5.3. Буквы: я, Я, А. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. 6. Группа букв: у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч. Элементы и соединения. 6.1.Буквы: у, ц. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки. Создание рисунок из геометрических фигур различными способами штриховки. 6.2. Буквы: ш, У. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки. Создание рисунок из геометрических фигур различными способами штриховки. 6.3. Буквы: Ц, Щ. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки. Создание рисунка из геометрических фигур различными способами штриховки. 6.4. Буквы: Ч, ч. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки. Создание рисунок из геометрических фигур различными способами штриховки. 7. Группа букв: е, Е, с, С, о, О, а, д, б. Элементы и соединения. 7.1.Буквы: е, Е. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Создание рисунка из геометрических фигур различными способами штриховки. 7.2. Буквы: с, С. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Создание рисунка из геометрических фигур различными способами штриховки. 7.3. Буквы: о, О. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Создание рисунка из геометрических фигур различными способами штриховки. 7.4.Буква: а. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Создание рисунка из геометрических фигур различными способами штриховки. 7.5. Буква: д. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. 15 Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Создание рисунка из геометрических фигур различными способами штриховки. 7.6. Буква: б. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Создание рисунка из геометрических фигур различными способами штриховки. 8. Группа букв: ь, ы, ъ. Элементы и соединения. 8.1. Буквы: ь, ы,ъ. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из геометрических фигур. 8.2 Промежуточная диагностика. Практика: Самостоятельная работа. 9. Группа букв: н, ю, И, Ю, к, К. Элементы и соединения. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из геометрических фигур. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. 9.1. Буквы: и, ю. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из геометрических фигур. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. 9.2. Буквы: И, Ю. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из геометрических фигур. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. 9.3. Буквы: к, К. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из геометрических фигур. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. 10. Группа букв: В, в, з, З, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф. Элементы и соединения. 10.1. Буквы: В, в. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из геометрических фигур. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. 10.2. Буквы: з, З. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из геометрических фигур. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. 16 10.3. Буквы: Э, э. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из геометрических фигур. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. 10.4. Буквы: Ж, ж. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из геометрических фигур. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. 10.5. Буквы: Х, х, ф. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из геометрических фигур. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. 11. Группа букв: Ф, У, Г, Т, Р, Б, Д. Элементы и соединения. 11.1. Буква: Ф. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Создание рисунков из геометрических фигур различными способами. 11.2. Буква: У. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Создание рисунков из геометрических фигур различными способами. 11.3. Буква: Г. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Создание рисунков из геометрических фигур различными способами. 11.4. Буква: Т. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Создание рисунков из геометрических фигур различными способами. 11.5. Буква: Р. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Создание рисунков из геометрических фигур различными способами. 11.6. Буква: Б. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Создание рисунков из геометрических фигур различными способами. 11.7. Буква: Д. Теория: Формы букв в письме. Соединения букв. Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. 17 Создание рисунков из геометрических фигур различными способами. 12.Соединение букв. 12.1. Написание соединений ол, ом, оя,об. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение «Колечки». 12.2. Написание соединений од, оф, ок, он. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Практика: Написание соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». 12.3. Написание соединений оп, ог, оз, ос. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Написание соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». 12.4. Написание соединений ож, ое, ой. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». 12.5. Написание соединений оц, ош, ощ. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». 12.6. Написание соединений аг, аж, аз, аб. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. 12.7. Написание соединений ад, ав, ае. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. 12.8. Написание соединений ие, ий, иц, ищ. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. 12.9. Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. 12.10. Написание соединений яб, яр, яв, ят. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. 12.11. Письмо трудных соединений юз, юг, юж, ют, юн. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. 12.12. Безотрывное написание соединений ль, мь. 18 Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. 12.13. Безотрывное написание соединений ья, ье. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. 12.14. Написание заглавных и строчных букв. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. 12.15. Написание соединений Оо, Сс, Ээ. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. 12.16. Работа по устранению графических недочетов. Теория: Особенности написания соединения букв. Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. 12.17. Творческая мастерская «Волшебная ручка» Теория: Безотрывное и правильное письмо. Способ безотрывного соединения. Практика: Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования, написания соединений. 13. Цифры и знаки. 13.1. Цифры: 0 – 9. Теория: Цифры и знаки. Правила написания. Практика: Каллиграфическое написания цифр. Начало написания цифр, нажимы и завершение написания цифр. Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Письмо по шаблону. Самостоятельное письмо. Написание цифр и знаков в каллиграфической фигурке «Вертолѐтик». Арифметические действия. 14. Работа с текстом. 14.1 Теория: Размещение текста на листе. Элементы текста. Практика: Написание коротких текстов, четверостиший. 14.2.Понятие о графическом изображении. Теория: Выносы графики за поля листа. Исправление ошибок в написании. Практика: Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Примеры свободного написания и исправления ошибок. 14.3. Шрифтовая композиция. Теория: Каллиграфия как отрасль изобразительного искусства. Принципы, этапы и закономерности построения шрифтовой композиции. Классификация и составные части шрифта. Используемые материалы, требования к ним и свойства. Шрифтовая гарнитура, цветовая гамма. Практика: Составление шрифтовой композиции: начертание одной буквы разными шрифтами. 14.4. Работа с текстом в стихотворной форме. Теория: Работа с поэтическим текстом; выделение в нём основной мысли; отбор опорных (ключевых) слов; осмысление правил взаимодействия в паре или группе; подготовка к выразительному чтению. Практика: Овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий (стихотворная речь). 15. Декоративная каллиграфия. 19 15.1.Методы и приёмы украшения букв и текста. Декоративные элементы в каллиграфии. Открытка. Теория: Знакомство с декоративными элементами в каллиграфии (росчерки, выносные элементы, виньетка)», «Буквица. Вензель», «Иллюминированная буква с животными», «Буква-образ». «Монограмма». История открытки. Современные открытки ручной работы, способы изготовления. Практика: Написание декоративных элементов. Написание букв нестандартных форм. Оформление поздравительной открытки. 16. Итоговая аттестация. Теория: Самостоятельная работа. 2. Организационно – педагогические условия 2.1.Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в 1 полугодии Недель во 2 полугодии Начало занятий Выходные дни Окончание учебного года 34 72 4 144 16 18 10 сентября 29 декабря – 8 января 31 мая 2.2.Условия реализации программы Набор обучающихся производится по желанию самих детей и по заявлению родителя/законного представителя. Группа разновозрастная, без особенностей. Количество детей одновременно находящихся в группе не более 20. Форма проведения занятий - очная, с использованием дистанционных технологий и электронного обучения. Индивидуально-групповая. - материально-техническое обеспечение – кабинет для занятий, столы (10 шт.), стулья (20 шт.), ноутбук (1 шт.), проектор (1 шт.), колонки (1 шт.), флеш – накопитель (1 шт.), флипчарт (1 шт.), бактерицидный рециркулятор «Мегидез», листы для флипчарта, ватманы, цветной картон, маркеры, цветные карандаши, фломастеры, бумага А4; альбомы для рисования, доска меловая (1 шт.), прописи (20 шт.), игры для рисования «Веселые линейки», конструктор – тренажер «Море словесности» ( 1 шт.), планшеты «Пиши стирай» (10 шт.), прописи для укрепления руки (20 шт.), ручка – тренажер (10 шт.), тетради в косую линейку (20 шт.), тренажер «Слоник» (10 шт.), шкаф (1 шт.), «Нескучные прописи по английскому языку» (20 штук). - кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое образование и курсы повышения квалификации по программе «Методика обучения технике каллиграфии», педагог-организатор с высшим педагогическим образованием, прошедший курс повышения квалификации «Преподавание английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС». - методические материалы 20 Для создания оптимальных условий реализации данной программы, а также с целью активизации познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету, используются такие современные педагогические технологии, как: Технологии личностно-ориентированного подхода. Информационно-коммуникативные технологии. Технологии критического мышления. Технология проблемного обучения; Игровые технологии; Кейс-технологии; Здоровьесберегающие технологии. Электронные информационные презентации к урокам: - «Угадай животное по силуэту»; - «Профессии»; - «Собери монстра по частям тела»; - «Моя семья»; - «Мой дом»; - «Профессии»; - «Времена года»; - «Микроволновка»; - «Действия» - «Эмоции» - «Части тела» Демонстрационный материал: - Наглядное пособие «Животные»; - Наглядное пособие «Продукты»; - Наглядное пособие «Овощи и фрукты»; - Наглядное пособие «Эмоции»; - Наглядное пособие «Семья»; - Наглядное пособие «Одежда»; - Наглядное пособие «Цвета»; - Наглядное пособие «Формы»; - Наглядное пособие «Части тела»; - Наглядное пособие «Цифры»; - Наглядное пособие «Времена года»; - Наглядное пособие «Профессии»; - Дидактическая игра «Вкусняшка»; - Развивающая игра «Надо – на надо»; - Дидактическая игра «Контрасты»; - Дидактическая игра «Animals in English». 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Модуль «Каллиграфия» Освоение программы сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся. входной диагностики, 21 Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных характеристик развития личности ребенка. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в процессе непосредственной образовательной работы с ними. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в форме письменных диктантов, списывания текстов, тестирования, а также устных срезов знаний, проводимых на занятиях. При проверке уровня подготовки детей используются варианты игр и заданий уже известных детям. Очень важно, чтобы обучающиеся не понимали, что педагог проверяет их знания, умения, навыки, наблюдает за мотивацией и поведением на занятии. Модуль «Английский язык» - фонд оценочных средств: наблюдение, опрос, самостоятельная работа, творческая работа, практическая работа, тестирование, устная беседа, словарный диктант, презентация проекта. 2.4.Оценочные материалы при проведении форм аттестации Модуль «Каллиграфия» Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе используются различные виды контроля: Входной контроль (предварительная аттестация) – оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса, проводится в форме практической работы, с целью определения уровня развития детей. Текущий контроль (промежуточная аттестация)проводится по итогам освоения каждой темы в виде самостоятельной работы, контрольного списывания и диктантов. Итоговый контроль (итоговая аттестация) – оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы, проводится в форме итогового диктанта, с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (заключительная проверка знаний, умений, навыков). Модуль «Английский язык» Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года по итогам изучения темы путем выполнения учащимися практических заданий. Формы текущего контроля (примеры практических заданий): соедините слово с буквой, правильное написание букв, найдите определение к слову, соедините слово с картинкой, найдите определение к слову, заполнение пропусков, прослушайте и отметьте на картинке правильный ответ, прослушай и прочитай предложение, посмотрите на картинку, прочитайте и выберите подходящее к картинке предложение, прослушай и прочитай, соедини слова и их значение, прочитай и выбери подходящее слово. Промежуточный контроль проводится в форме интерактивного занятия. Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме практической работы, где учащиеся демонстрируют полученные навыки через выполнение игровых заданий (Приложение 2). Формы фиксации результатов: Индивидуальная карта обучающегося (Приложение 3). 22 2.5. Список литературы - нормативные документы при составлении программы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295 – Ф «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 к. № 678-р; 4. «Стратегия развития и воспитания в Свердловской области до 2025 года» (Постановление правительства Свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017 года); 5. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018№162-Д «Об утверждении концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196»; 7. Образовательная программа Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» на 2023- 2024 учебный год; 8. Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ»; 9. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» от 07.09.2015 № 235. Литература для педагога 1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2020. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). 2. Солокова И., Мельчина О., Ларионова И., Харрис М. «New Opportunities Beginner» Пирсон, Лондон, 2021. 3. Кузьменковы А. и Ю. Песни к веселой грамматике. Титул, 2001. 4. Клементьева Т.Б., Монк Б. Книга для чтения к учебнику «Счастливый английский. Книга 1»,М., «Просвещение», 1993 5. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Совершенствуй свой английский. Учебное издание для учащихся 7 классов, Обнинск, «Титул», 2020. 6. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие.– М.: Дрофа, 2022. – 96 с. 7. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2016. – 104 с. 8. Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. – Д.: «Сталкер», 2021. – 320 с., ил. 9. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод.пособие.– М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 78 с. 23 Литература для обучающихся и родителей 1. Жиренко О.Е. Тренажер по чистописанию, Москва, 2019. 2. Козлова М.А. Тренажёр по чистописанию, Москва, 2020. 3. Астафьева М.Д. Игры для детей изучающих английский язык. М.: Мозаика Синтез, 2016. 4. Брюсова Н.Г. Учимся и играем на уроках английского языка 2-4 класс. - М: Дрофа, 2023. 5. Гудкова Л.М.. Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной школе.- М.: АСТ Астрель, 2015. 6. Илюшкина А.В. Говорим по-английски.- СПб.: Литера, 2020. 7. Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело.- СПб.: Литера, 2019. 8. Коновалова Т. В. Веселые стихи для запоминания английских слов.- СПб.: Литера, 2016. 9. Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории.- М.: Сталкер, 2021 г. 10. Фурсенко С.В. Веселые грамматические рифмовки английского языка. СПб.: КАРО, 2019. Электронные ресурсы: www.vlados.ru - гуманитарный издательский центр «Владос». www.1september.ru - издательский дом «Первое сентября». http;www.nd.ru/catalog/products/ - электронная библиотека « Просвещение». Электронный ресурс //URL: http: // www.ito.edu. ru/ - Информационные технологии в образовании. Электронный ресурс // URL: http: // www.gramota.ru/ Справочноинформационный портал «ГРАМОТА. РУ http://www.dreamenglish.com/family - сайт с методическими разработками уроков; http://www.englishhobby.ru - сайт содержит разработки по основным темам: раздаточные материалы, настольные игры, видеоролики, интерактивные игры и пр. http://englishhobby.ru/english_for_kids/methods/games/lotto/ - сайт с различной методической информацией, играми http://www.preschoolrainbow.org/preschool-rhymes.htm - информационный сайт с полезными статьями и теорией по преподаванию английского языка http://www.freeabcsongs.com/ - сайт с методическими разработками уроков; http://www.kidsknowit.com/educational-songs/ - на сайте представлены flash-игры для дошкольников и младших школьников, которые носят как обучающий, так и развлекательный характер. Super Simple Songs — видео-канал с мультипликационными видеороликами и песнями на английском языке для дошкольников; English Singsing — видео-канал, где представлены песни, рифмовки и короткие диалоги на самые простые фразы, которые часто встречаются в речи; http://www.autoenglish.org - сайт с методическими разработками уроков, раздаточными материалами; http://www.bbc.co.uk/schools/starship/english - сайт, содержащий игры со звуковым сопровождением. 24 Приложение 1 Диагностический материал программы «Уроки каллиграфии» Входной контроль (практическая работа) Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, элементы букв, списывать слова и предложения. № Критерии оценивания Баллы п/п 1. Допущено 8 ошибок. 1 2. Допущено более 5 ошибок, работа написана неряшливо. 2 3. Допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно. 3 4. Допущено более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. 4 5. Нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии. 5 Низкий уровень - 1 – 2 балла. Средний уровень - 3 – 4 балла. Высокий уровень – 5 баллов. Протокол проведения педагогического исследования № Баллы Фамилия Имя 1 2 3 Уровень 4 5 1. 2. Промежуточная аттестация (контрольное списывание). Цель: проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажений букв. № Критерии оценивания Баллы 25 п/п 1. Допущено 8 ошибок. 1 2. Допущено более 5 ошибок, работа написана неряшливо. 2 3. Допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно. 3 4. Допущено более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. 4 5. Нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии. 5 Низкий уровень - 1 – 2 балла. Средний уровень - 3 – 4 балла. Высокий уровень – 5 баллов. Протокол проведения педагогического исследования к методике №2 № Баллы Фамилия Имя 1 2 3 Уровень 4 5 1. 2. Итоговая аттестация (контрольный диктант). Цель: проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажений букв. № Критерии оценивания Баллы п/п 1. Допущено 8 ошибок. 1 2. Допущено более 5 ошибок, работа написана неряшливо. 2 3. Допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно. 3 4. Допущено более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. 4 26 5. Нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии. 5 Низкий уровень - 1 – 2 балла Средний уровень - 3 – 4 балла Высокий уровень – 5 баллов Протокол проведения педагогического исследования № Баллы Фамилия Имя 1 2 3 Уровень 4 5 1. 2. 27 Приложение 2 Примеры материалов для тестирования Нужно послушать высказывание и ответить на вопрос, поставив галочку под правильной картинкой. Тест по чтению и письму. Нужно прочитать и выбрать правильный ответ. 28 Примеры материалов для контрольных заданий Контрольные задания будут строиться так, чтобы охватить все аспекты пройденной темы в игровой форме. Например, ниже представлены варианты заданий: 1 - послушай и покажи, 2 - назови слова на картинках, 3 - прочитай и раскрась (или нарисуй), 4 - напиши. Справа в табличке - смайлики, которые нужно раскрасить, если ребенок успешно справился с заданием. 29 30 31 Приложение 3 Индивидуальная карта обучающегося Фамилия имя __________________________________ Возраст _______________________________________ Название объединения (кружка)___________________ Педагог _______________________________________ Дата начала наблюдения _________________________ Диагностика достижений обучающегося Диагностика Освоение лексики Освоение грамматики Понимание речи на слух Чтение Говорение Начальная Промежуточная Итоговая Начальная диагностика (проводится в начале обучения): беседа на русском языке с небольшими английскими вставками с целью выяснить, какие английские слова знает, насколько понимает или догадывается, о чем его спрашивают. Как может ответить (словом, фразой, предложением). Чтение самых простых, а также общеизвестных, популярных слов (например, названия товарных брендов, марок машин и др.), чтобы понять, какие буквы знает. Промежуточная диагностика (проводится в середине года): общение строится на английском языке с использованием пройденных слов и грамматических конструкций по пройденным темам за это полугодие (например, «Как зовут?», «Сколько лет?», «Это кто?», «Какой любимый цвет, игрушка, предмет, животное?», «Где находится …? Опиши его»). Чтение слов и текстов, которые уже читали во время обучения. Итоговая диагностика (проводится в конце года): общение строится на английском языке с использованием пройденных слов и грамматических конструкций по пройденным темам за весь год. Чтение слов и текстов, которые уже читали, а также новых текстов со знакомыми словами и грамматическими конструкциями. Диагностика планируемых результатов обучения Планируемый результат Оценка результата по времени Исходный Через полгода Через год Отсутствие языкового барьера Уважение к иноязычной культуре Работа в команде 32 Мотивация к изучению англ. яз. Опыт и готовность к общению на англ. яз. Стремление экспериментировать с англ. яз. Решение коммуникативных задач Знание иноязычной культуры Знание лексического и грамматического материала 33