Управление образования администрации
Верхнесалдинского муниципального округа
Свердловской области
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский центр»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
технической направленности
«Компьютерный гений»
Целевая группа: 7-11 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Романова Екатерина Андреевна,
педагог дополнительного образования
г. Верхняя Салда
2025 год
Оглавление
№
1
1.1
1.2
1.3
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
Наименование разделов
Комплекс основные характеристик образования
Пояснительная записка
Цель и задачи общеразвивающей программы
Планируемые результаты
Содержание учебного плана Учебный план
Учебный план
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Учебно-тематический план
Условия реализации образовательной программы
Формы аттестации/контроля образовательных результатов
Оценочные материалы при проведении форм аттестации
Информационные источники
Воспитательный потенциал программы
Приложения
Стр.
3
3
6
6
10
11
13
13
13
24
24
25
26
28
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
ДООП «Компьютерный гений имеет техническую направленность, так как формирует у детей
теоретическую
и
практическую
базу,
в
области
информационно-коммуникационных
технологий.
Основанием для разработки ДООП «Компьютерный гений» служат следующие нормативноправовые документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями).
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской федерации" (в редакции 2013 г).
3.
Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв.Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.201 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человек факторов среды
обитания"».
7.
Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 №652-н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых".
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам".
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые).
10.
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018№162-Д "Об утверждении концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года".
3
11.
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области.
методические
рекомендации
"Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях", 2023 год.
12.
Устава
Муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования "Детско-юношеский центр".
13.
«Программа Воспитания «ДЮЦ».
Актуальность
Подготовка учащихся к жизни в информационном обществе включает развитие
способности гибко адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно получать знания,
эффективно работать с информацией, критически мыслить и создавать новые идеи. Это
повышает интерес к обучению, делая учебный процесс увлекательным и запоминающимся.
Информационная
грамотность
обеспечивает
безопасность
школьников,
помогая
ориентироваться в многообразии информационных источников и формируя целостное
представление о мире, включая морально-этические нормы. Она также стимулирует
познавательную
активность,
увеличивает
объем
учебной
работы,
развивает
навыки
исследования и открывает доступ к разнообразным информационным ресурсам.
Новизна программы
Программа представляет собой увлекательное путешествие в игровой форме, которое
доступно и интересно детям. Она направлена на подготовку ребят к жизни в современной
цифровой среде, развивая у них универсальные навыки — от освоения клавиатуры до
безопасного поведения в Интернете. Познавая азы программирования, дети имеют возможность
познакомиться с профессиями будущего, что способствует их ранней профессиональной
ориентации.
Педагогическая целесообразность
Программа развивает творческие способности детей, расширяет возможности для их
саморазвития и для самореализации.
Отличительной особенностью дополнительной программы заключается в комплексном
и адаптированном подходе к освоению цифровых технологий детьми 7-11 лет. Программа
сочетает практические навыки (работа на ноутбуках, в Windows, с Microsoft Office) с
творческими (создание мультимедийных продуктов) и базовыми техническими (работа в
интернете, основы программирования). Ключевая уникальность — игровая подача материала и
постепенное усложнение задач, что позволяет детям легко осваивать сложные концепции.
Акцент на создание собственных проектов (презентации, простые программы, мультимедиа)
развивает не только цифровую грамотность, но и критическое мышление и креативность.
Адресат общеразвивающей программы - 7-11 лет.
Возрастные особенности данного возраста:
4
Основа обучения в возрасте 5-7 лет – учебная деятельность через игру. В этот период игра
является главным инструментом познания и мотивации. Обучение компьютерной грамотности
строится как увлекательная подготовка к игре, где новые знания и навыки (например,
управление мышкой, основы логики) находят практическое применение в игровых ситуациях.
Мы используем как групповые, так и индивидуальные игровые форматы, часто придуманные
или модифицированные самими детьми. Через проблемные игровые ситуации у детей
формируется устойчивый интерес к познанию, развивается умение анализировать предметы и
их свойства (форма, цвет, величина), а также решать задачи не только в наглядном плане, но и в
уме. Именно в игре закладывается фундамент для будущей более сложной деятельности.
К возрасту 9-11 лет ведущей деятельностью становится рефлексия. Это означает, что
ребенок начинает сравнивать свои действия и результаты с действиями сверстников. Учебный
процесс на этом этапе строится вокруг создания конкретных, значимых для ребенка продуктов
– будь то небольшая программа, презентация, графический дизайн или анимация. Каждый
промежуточный и итоговый результат становится поводом для анализа и самооценки: «Как
можно улучшить свою работу?», «Правильно ли составлена моя презентация?», «Достаточно ли
эффективно я решил эту задачу?».
Наполняемость группы – 7 человек.
Принцип формирования учебных групп – Набор обучающихся в группу является
свободным.
Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения общеразвивающей программы:
Объём программы 136 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения. - 1 год обучения: 68 часов. - 2 год обучения
68 часов.
Уровень общеразвивающей программы:
Стартовый уровень – 1 год обучения
- Стартовый уровень направлен на первоначальное освоение знаниями, умениями и
навыками работы на компьютере;
Базовый уровень – 2 год обучения
- Базовый уровень направлен на углубление полученных теоретических знаний и
практических навыков. Развитие навыков использования полученных знаний в повседневной
жизни.
5
Форма обучения - очная с использованием электронного обучения, индивидуальногрупповая, групповая.
Виды занятий - лекция, практическое занятие, конкурс.
Формы подведения итогов – творческое задание, практическое занятие, тест,
соревнование, интерактивная игра, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – Развитие технической грамотности учащихся путем изучения
устройства ПК, ОС Windows, компьютерной безопасности, сетей и офисных приложений.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать практические навыки работы с основными компонентами ПК и
настройками операционной системы Windows.
Обучить основам работы в ключевых прикладных программах (Word, Excel,
PowerPoint) и безопасному использованию сети Интернет.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, навыки поиска, анализа и применения
информации для решения учебных задач.
Формировать умение осуществлять самоконтроль и работать в команде.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к современным технологиям и ответственное отношение к
компьютерному оборудованию.
Стимулировать развитие творческого потенциала и самостоятельности в учебной
деятельности.
1.3 Планируемые результаты
Предметные
Настраивать базовые параметры операционной системы Windows и применять
правила безопасной работы с персональным компьютером.
Создавать и редактировать текстовые документы (Word), электронные таблицы
(Excel), презентации (PowerPoint) для решения учебных задач.
Использовать сеть Интернет для поиска информации, применяя основные правила
кибербезопасности.
Метапредметные
Умение
находить,
анализировать,
систематизировать
и
преобразовывать
информацию из различных источников.
Способность применять логические действия (анализ, сравнение, обобщение) для
решения практических задач в среде изучаемых программ.
6
Умение
планировать
свои
действия,
осуществлять
самоконтроль
и
корректировать работу по результатам выполнения задания.
Владение навыками сотрудничества: умение договариваться, распределять роли и
эффективно работать в команде над общим проектом.
Личностные
Ответственное и бережное отношение к компьютерному оборудованию и
результатам своего труда.
Познавательный интерес и мотивация к творческому применению современных
информационных технологий.
Готовность к самостоятельной деятельности и решению практических задач.
1 год обучения. Стартовый уровень.
Цель - формирование основ компьютерной грамотности у детей, через изучение
прикладных программ Microsoft Office – Word, PowerPoint, Excel, для решения практических
задач.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать навыки работы с интерфейсом и базовыми функциями пакета
Microsoft Office (Word, PowerPoint, Excel) и графического редактора Paint.
Обучить созданию и форматированию текстовых документов, презентаций,
электронных таблиц и графических изображений.
Освоить основы работы с формулами в Excel и построения диаграмм.
Сформировать умение работать с файловой системой: сохранять, открывать и
систематизировать файлы.
Развивающие:
Развивать алгоритмическое мышление через построение последовательности
действий для выполнения практических заданий.
Формировать проектное мышление и творческие способности при создании
собственных цифровых продуктов.
Развивать познавательный интерес и способность к самостоятельному освоению
новых функций программ.
Совершенствовать внимание и координацию при работе с компьютерными
программами.
Воспитательные:
Воспитывать ответственное отношение к компьютерной технике и соблюдение
сроков выполнения заданий.
7
Формировать навыки работы в коллективе при выполнении совместных проектов.
Развивать умение презентовать свою работу и конструктивно оценивать
результаты других.
Воспитывать
дисциплинированность
и
культуру
работы
с
цифровыми
материалами.
Планируемый результат:
Предметные:
Умение ориентироваться в интерфейсе программ Microsoft Office и Paint,
создавать и форматировать текстовые документы, презентации, электронные таблицы и
графические изображения.
Владение базовыми приемами работы с формулами в Excel и построения
диаграмм на основе табличных данных.
Навыки эффективной работы с файловой системой: сохранение, открытие и
систематизация файлов в соответствующих программах.
Метапредметные результаты:
Сформированность
алгоритмического
мышления
-
умения
выстраивать
последовательность действий для решения практических задач.
Развитие проектного мышления - способности планировать и создавать
собственные цифровые продукты.
Умение самостоятельно осваивать новые функции программ и применять их в
практической деятельности.
Личностные результаты:
Ответственное отношение к компьютерной технике и соблюдение сроков
выполнения работ.
Сформированность навыков коллективной работы и умения конструктивно
оценивать результаты деятельности.
Готовность к презентации своих работ и культура работы с цифровыми
материалами.
Развитие познавательного интереса к освоению новых информационных
технологий.
2 год обучения. Базовый уровень.
Цель – Систематизация и углубление знаний в области компьютерной грамотности для
уверенного самостоятельного решения практических задач с использованием программ
Microsoft Office, операционной системы Windows и сетевых технологий.
Задачи:
8
Образовательные:
Систематизировать и углубить знания о функциональных возможностях Microsoft
Office для создания комплексных документов (отчёты, аналитические таблицы, интерактивные
презентации).
Сформировать навыки настройки и оптимизации рабочей среды операционной
системы Windows и обеспечения базовой компьютерной безопасности.
Освоить эффективные методы использования сетевых технологий для поиска,
обработки и передачи информации.
Развивающие:
Развивать проектное и аналитическое мышление через решение практических
задач, требующих интеграции знаний из разных программных сред (например, создание
итогового проекта с использованием Word, Excel и PowerPoint).
Стимулировать развитие самостоятельности, инициативы и умения находить
нестандартные решения при работе с компьютерными технологиями.
Воспитательные:
Воспитывать ответственность, самодисциплину и культуру работы с цифровой
информацией.
Формировать готовность к коллективной работе над IT-проектами, умение
презентовать и аргументированно защищать результаты своего труда.
Планируемый результат:
Предметные:
Создавать комплексные документы (отчеты, презентации) с использованием
связанных данных из разных программ MS Office (например, вставка диаграмм из Excel в отчет
Word или презентацию PowerPoint).
Настраивать параметры операционной системы Windows для оптимизации работы
и применять базовые меры защиты компьютера (антивирусная проверка, настройка
брандмауэра).
Эффективно использовать продвинутые возможности сетевых технологий:
осуществлять критический отбор информации, использовать облачные хранилища и соблюдать
правила безопасной передачи данных.
Метапредметные:
Умение планировать и реализовывать индивидуальные и коллективные учебные
IT-проекты от идеи до готового продукта.
Способность анализировать поставленную задачу и выбирать оптимальную
программную среду или их комбинацию для её решения.
9
Владение навыками самостоятельного контроля и коррекции результатов своей
работы в рамках выполнения проектного задания.
Умение эффективно взаимодействовать в команде при работе над IT-проектом,
распределять задачи и представлять коллективные результаты, аргументировано отвечая на
вопросы.
Личностные:
Ответственное и избирательное отношение к цифровой информации, понимание
последствий её некорректного использования.
Самостоятельность, инициативность и готовность к нестандартному решению
технических и творческих задач.
Умение публично презентовать результаты своего труда, давать и принимать
конструктивную оценку.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Уровень Год
сложности обуч.
Стартов
ый
1
Название раздела/модуля
Общее количество часов
Всего
Теория
Практика
Введение - Знакомство с
компьютером
Текстовый редактор Word
4
1
3
17
4
13
Мастер создания презентаций
Power Point
Мастер создания буклетов и
брошюр
Компьютер и Internet.
15
3
12
7
2
5
8
2
6
Редактор таблиц Microsoft Excel 13
3
10
Итоговое занятие.
4
1
3
1
0
1
19
4
15
16
5
11
14
4
10
10
-
10
8
1
7
Форма
аттестации/
Конт-роля
Входная
диагностика
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Итого на стартовом уровне: 68 часа
Базовый
2
Введение в программу
обучения
Операционная система
Windows. Работа в текстовом
редакторе Word
Интернет и сети. Работа в Power
Point
Компьютерная безопасность.
Работа с Microsoft Excel
Закрепление технических
навыков.
Итоговая аттестация.
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Итого на базовом уровне: 68 часа
10
Всего:
136
30
106
1.4 Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Введение - Знакомство с компьютером(4час.)
Теория: Правила поведения и техника безопасности при работе на компьютере.
Знакомство с устройством компьютера (нетбука).
Практика: Познакомить с клавиатурой. Развивать память, внимание, координацию
движений. Учить выполнять задания по инструкции.
Форма аттестации: тестирование.
Текстовый редактор Word(17час.)
Теория: Изучение Microsoft Office - Microsoft Word;
Практика: работа в Microsoft Word - Панель быстрого доступа, ленточное меню, ввод и
редактирование текста. Полезные сочетания клавиш.
Форма аттестации: Практическая работа.
Мастер создания презентаций Power Point(15час.)
Теория: Изучение Microsoft Office - Power Point;
Практика: Работа в Power Point - Создание слайдов, шаблоны оформления: готовые
макеты слайдов, эффекты анимации, диаграммы и графики: инструменты для наглядного
представления числовой информации, звуковое сопровождение и видеоролики: возможность
вставлять мультимедийные файлы прямо в презентацию.
Форма аттестации: Практическая работа.
Мастер создания буклетов и брошюр Microsoft Publisher (7час.)
Теория: Изучение Microsoft Office - Microsoft Publisher
Практика: Работа в Microsoft Publisher - Создание многостраничных документов
различных форматов (A4, A5, DL-конверт и т.п.). Инструменты для размещения и
редактирования текста, включая автоматическое выравнивание и управление межстрочным
интервалом. Возможность добавления таблиц, диаграмм, фотографий и векторных объектов.
Работа с цветом и оттенками, поддержка CMYK-палитры, необходимой для качественной
печати. Управление границами страниц, полями и отступами.
Форма аттестации: Практическая работа.
Компьютер и Internet(8час.)
Теория: Изучение системы устройства ПК. Что представляет из себя интернет, и его
возможности.
11
Практика: Работа с операционной системой. Получение доступа к поисковой системе
(Google, Яндекс), веб-сайтам, электронной почте, социальным сетям, облачным сервисам и
многим другим ресурсам.
Форма аттестации: Практическая работа.
Редактор таблиц Microsoft Excel(13час.)
Теория: Изучение Microsoft Office - Microsoft Excel
Практика: Работа в Microsoft Excel - Формирование таблиц с произвольным количеством
строк и столбцов. Использование формул для автоматического расчета итоговых значений
(сумма, среднее значение, минимальное/максимальное число и др.). Визуализация данных с
помощью графиков и диаграмм различного типа (гистограмма, круговая, линейчатая и т.д.).
Применение фильтров и сортировки для быстрой навигации по данным.
Форма аттестации: Практическая работа.
Итоговое занятие(4час.)
Практика: Защита проекта.
2 Год обучения
Введение в программу обучения(1час.)
Теория: Техника безопасности при работе с компьютерным оборудованием. Правила
поведения в компьютерном классе. История создания и развития компьютерной техники.
Практика: Сочинение на тему: «Что я знаю о компьютере и зачем он нужен?»,
«Назначение и роль компьютера» и др. Задания на выявление начальных знаний и умений.
Форма аттестации: Практическая работа.
Операционная система Windows. Работа в текстовом редакторе Word(19час.)
Теория: История развития операционных систем. Виды операционных систем, их
назначение, возможности. Особенности учётной записи в Windows. Персонализация, настройка,
изменение параметров компьютера. Структура и принципы работы: магнитных накопителей
HDD, твердотельных накопителей - жёсткий диск, компакт-диск, USB-флешка и тд., их
подключение. Подключение и настройка периферийного оборудования.
Практика: Изучаем, изменяем, настраиваем параметры компьютера. Работаем с
текстовым редактором Word «оформление рабочего поля по заданию». Внешние и внутренние
носители информации.
Форма аттестации: Практическая работа.
Интернет и сети. Работа в Power Point(16час.)
Теория: История развития компьютерных сетей, основы компьютерных сетей.
Возможности поиска в Интернете.
Практика: Поиск необходимой информации в Интернете. Работа с найденной
информацией, работа в Power Point по заданию
12
Форма аттестации: Практическая работа.
Компьютерная безопасность. Работа в Microsoft Excel(14час.)
Теория: Разновидности вирусов и шпионских программ. Как защитить свой компьютер.
Виды антивирусных программ и специальных программ для защиты данных. Виды антивируса
для компьютера и сотового телефона. Изучение браузера для безопасной работы в Интернете.
Практика: Используя интернет, найти определённую информация, создание из неё
презентацию в Power Point.
Форма аттестации: Практическая работа.
Закрепление технических навыков(10час.)
Практика: Работа с усвоенными знаниями. Практическая работа по заданной схеме.
Практическая работа по собственному замыслу.
Итоговая аттестация(8час.)
Практика: Итоговое задание.
Ⅱ. Комплекс организационно – педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2025-2026г.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
9.
Окончание учебного года
34
68
2
136
17
17
8 сентября
3-4 ноября 2025,
23 февраля 2026,
9 марта 2026,
4-5 мая,
11 мая 2026.
18 мая
2.2. Учебно-тематическое планирование
Место проведения занятий: ДЮЦ
1 год обучения
№
п/
п
1.
Дата
проведени
Тема занятия
я учеб.
занятия
Введение 08.09.25.
Знакомство с
Время
провед.
занятия
14.00 –14.45
Колво
часов
Форма
занятия
Формы
аттестации/
контроля
1
Лекция
Практическая
работа
Виды и формы
воспитательско
й деятельности
13
2.
компьютером
Введение 10.09.25. Знакомство с
компьютером
14.00 –14.45
14.00 –14.45
15.09.25.
Введение Знакомство с
компьютером
14.00 –14.45
4.
17.09.25.
Введение Знакомство с
компьютером
5.
22.09.25.
6.
7.
3.
1
Лекция
Практическая
работа
1
Лекция
Практическая
работа
1
Практическое Практическая
работа
занятие
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
1
Практическое Практическая
работа
занятие
24.09.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
1
Практическое Практическая
работа
занятие
29.09.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
1
8.
01.10.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
1
9.
06.10.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
1
10.
08.10.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
1
Практическое Практическая
работа
занятие
11.
13.10.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
1
ответы на
Интерактивная
Практическое вопросы в игре,
игра "Веселая
занятие
решение задач информатика"
12.
15.10.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word.
1
13.
20.10.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
1
Практическое Практическая
работа
занятие
14.
22.10.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
1
Практическое Практическая
работа
занятие
15.
27.10.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
1
Практическое Практическая
работа
занятие
16.
29.10.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
1
17.
05.11.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
1
Практическое Практическая
работа
занятие
18.
10.11.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
1
Практическое Практическая
работа
занятие
Лекция
Практическая Международный
день пожилых
работа
людей – Беседа
«День учителя»
Практическое Практическая Оформление
работа
занятие
информационной
доски.
Практическое Практическая
работа
занятие
Лекция
Лекция
Практическая «День отца» работа
беседа
Практическая «День народного
работа
единства» – беседа
14
12.11.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
20.
17.11.25.
Текстовый редактор 14.00 –14.45
Word
21.
19.11.25.
19.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
24.11.25.
Мастер создания
презентаций Power
Point
Мастер создания
презентаций Power
Point
14.00 –14.45
Мастер создания
презентаций Power
Point
14.00 –14.45
1
1
1
Практическое Практическая
работа
занятие
Тестовая работа в
Практическое Практическая текстовом
работа
занятие
редакторе Word "Я
зная, я умею"
Практическая
Лекция
работа
14.00 –14.45
1
26.11.25.
1
14.00 –14.45
01.12.25.
Мастер создания
презентаций Power
Point
14.00 –14.45
03.12.25.
Мастер создания
презентаций Power
Point
14.00 –14.45
08.12.25.
Мастер создания
презентаций Power
Point
14.00 –14.45
10.12.25.
Мастер создания
презентаций Power
Point
14.00 –14.45
15.12.25.
Мастер создания
презентаций Power
Point
14.00 –14.45
17.12.25.
Мастер создания
презентаций Power
Point
22.12.25.
Мастер создания
презентаций Power
Point
24.12.25.
Техно Ёлка –игра
путешествие
(QR- код)
1
1
1
1
1
Лекция
Практическая
работа
«День матери»Видеопоздравлени
е
День
Практическое Практическая
государственного
работа
занятие
герба в РФ Просмотр
информационног
о видеоролика
Лекция
Практическая
работа
Практическое Практическая
работа
занятие
Лекция
Практическая День Героев
работа
отечества - беседа
Практическое Практическая День Конституции
работа
занятие
РФ – беседа
Лекция
Практическая
работа
1
Практическое Промежуточная
аттестация
занятие
14.00 –14.45
1
Практическое Практическая
работа
занятие
14.00 –14.45
1
Квест игра
15
12.01.26
Мастер создания
презентаций Power
Point
14.00 –14.45
14.01.26
Мастер создания
презентаций Power
Point
14.00 –14.45
19.01.26
Мастер создания
презентаций Power
Point
14.00 –14.45
21.01.26
Мастер создания
презентаций Power
Point
14.00 –14.45
26.01.26
Мастер создания
презентаций Power
Point
14.00 –14.45
37.
28.01.26
Мастер создания
презентаций Power
Point
38.
02.02.26
32.
33.
34.
35.
36.
14.00 –14.45
1
Практическая
работа
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
Практическое Практическая
занятие
работа
1
Мастер создания 14.00 –14.45
буклетов и брошюр
Лекция
1
1
14.00 –14.45
Мастер создания
буклетов и брошюр
1
День полного
освобождения
Практическая
Практическое
Ленинграда от
работа
занятие
фашистских
захватчиков беседа
Открытая
дистанционная
Практическое Практическая муниципальная
работа
занятие
олимпиада (В.
Салда)-онлайн
олимпиада
Практическая
Лекция
работа
День Российской
науки Практическая Презентация,
Лекция
работа
оформление
информационной
доски
Практическое Практическая
работа
занятие
39.
04.02.26
40.
09.02.26
14.00 –14.45
Мастер создания
буклетов и брошюр
1
41.
11.02.26
14.00 –14.45
Мастер создания
буклетов и брошюр
1
Практическое Практическая
работа
занятие
42.
16.02.26
14.00 –14.45
Мастер создания
буклетов и брошюр
1
Практическое Практическая
работа
занятие
14.00 –14.45
Мастер создания
буклетов и брошюр
43.
18.02.26
1
44.
20.02.26
14.00 –14.45
Мастер создания
буклетов и брошюр
1
45.
25.02.26
Компьютер и Internet 14.00 –14.45
1
День защитника
Отечества Практическое Практическая
оформление
работа
занятие
информационной
доски
Практическое Практическая
работа
занятие
Лекция
Практическая
16
работа
Компьютер и
Internet
14.00 –14.45
02.03.26
14.00 –14.45
47.
04.03.26
Компьютер и
Internet. Цифровая
открытка
10.03.26
Компьютер и
Internet
14.00 –14.45
48.
11.03.26
Компьютер и
Internet
14.00 –14.45
49.
Компьютер и
Internet
14.00 –14.45
46.
1
1
1
1
50.
16.03.26
1
18.03.26
Компьютер и
Internet
14.00 –14.45
51.
23.03.26
Компьютер и
Internet
14.00 –14.45
52.
25.03.26
Редактор таблиц
Microsoft Excel
14.00 –14.45
53.
30.03.26
Редактор таблиц
Microsoft Excel
14.00 –14.45
54.
01.04.26
Редактор таблиц
Microsoft Excel
14.00 –14.45
55.
06.04.26
Редактор таблиц
Microsoft Excel
14.00 –14.45
56.
Редактор таблиц
Microsoft Excel
14.00 –14.45
1
1
1
08.04.26
13.04.26
Редактор таблиц
Microsoft Excel
14.00 –14.45
58.
15.04.26
Редактор таблиц
Microsoft Excel
14.00 –14.45
59.
20.04.26
Редактор таблиц
Microsoft Excel
14.00 –14.45
60.
22.04.26
Редактор таблиц
Microsoft Excel
14.00 –14.45
61.
«Международный
женский день» Практическое Практическая
оформление
работа
занятие
информационной
доски
Практическая
Практическое
работа
занятие
Лекция
Практическая
работа
«День
воссоединения
Практическое Практическая Крыма с Россией»
работа
занятие
- Просмотр
информационного
видеоролика
Практическая
Практическое
работа
занятие
Практическое Практическая
работа
занятие
Лекция
Практическая
работа
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
57.
Практическое Практическая
работа
занятие
1
1
1
1
1
Лекция
Практическая
работа
«День
космонавтики» Практическое Практическая
Просмотр
работа
занятие
мультфильма ко
дню космонавтики
Практическое Практическая
работа
занятие
Практическое Практическая
работа
занятие
Лекция
Практическая
работа
Практическое Практическая
работа
занятие
17
27.04.26
Редактор таблиц
Microsoft Excel
14.00 –14.45
62.
29.04.26
Редактор таблиц
Microsoft Excel
14.00 –14.45
63.
04.05.26
Редактор таблиц
Microsoft Excel
14.00 –14.45
64.
14.00 –14.45
65.
06.05.26
Редактор таблиц
Microsoft Excel
Итоговое занятие
14.00 –14.45
66.
13.05.26
67.
18.05.26
1
Лекция
Практическая
работа
1
Практическое Практическая Праздник Весны и
работа
занятие
Труда - Беседа
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
2
Итоговая аттестация 14.00 –14.45
1
День Победы Практическое Практическая
Информационная
работа
занятие
презентация
Практическая
Итоговое
работа
задание
Итоговое
задание
Практическая
работа
2 год обучения
№
п/
п
Дата
проведени
я учеб.
занятия
1.
08.09.25.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
11.09.25.
15.09.25.
Тема занятия
Введение в
программу обучения
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
Время
провед.
занятия
Колво
часов
15.00 –15.45
1
Форма
занятия
Формы
Виды и формы
аттестации/ воспитательской
контроля
деятельности
Практическое Практическая
занятие
работа
15.00 –15.45
1
Лекция
Практическая
работа
1
Лекция
Практическая
работа
15.00 –15.45
15.00 –15.45
18.09.25.
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
15.00 –15.45
22.09.25.
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
15.00 –15.45
25.09.25.
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
15.00 –15.45
29.09.25.
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
1
1
Практическое Практическая
работа
занятие
Лекция
Практическая
работа
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
Международный
Практическое Практическая
день пожилых
работа
занятие
людей – Беседа
18
редакторе Word
15.00 –15.45
02.10.25.
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
15.00 –15.45
06.10.25.
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word.
15.00 –15.45
09.10.25.
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
15.00 –15.45
13.10.25.
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
15.00 –15.45
16.10.25.
Операционная
система Windows.
Работа в Интернетресурсе - Piskel
Интерактивная игра
"Веселая
информатика"
Работа в текстовом
редакторе Word
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
15.00 –15.45
15.00 –15.45
27.10.25.
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
15.00 –15.45
30.10.25.
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
15.00 –15.45
17.
31.10.25.
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
06.11.25.
Операционная
система Windows.
15.00 –15.45
18.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
20.10.25.
23.10.25.
1
Лекция
«День учителя»
Практическая Оформление
работа
информационной
доски.
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
«День отца» Практическое Практическая
Создание анимации
работа
занятие
в Piskel
1
Интерактивная игра
Интерактивная Практическая
"Веселая
работа
игра
информатика"
15.00 –15.45
1
Лекция
Практическая
работа
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
Практическое Практическая «День народного
работа
занятие
единства» – беседа
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
Лекция
Практическая
работа
19
Работа в текстовом
редакторе Word
15.00 –15.45
10.11.25.
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
15.00 –15.45
20.
13.11.25.
Операционная
система Windows.
Работа в текстовом
редакторе Word
21.
17.11.25.
22.
23.
19.
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
Практическое Практическая
работа
занятие
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Работа в Power Point
1
Практическое Практическая
работа
занятие
20.11.25.
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Работа в Power Point
1
Практическое Практическая
работа
занятие
24.11.25.
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Работа в Power Point
1
Практическое Практическая
работа
занятие
15.00 –15.45
24.
27.11.25.
Интернет и сети.
Работа в Power Point
1
25.
01.12.25.
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Работа в Power Point
1
26.
04.12.25.
27.
08.12.25.
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Квест "Интернетследопыт"поисковая
викторина
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Работа в Power Point
1
«День матери в
России» Видеопоздравлен
ие
День
государственного
Практическая
Практическое
герба в РФ (
работа
занятие
говорим о
государственных
символах) Просмотр
информационного
видеоролика
Практическое Практическая
работа
занятие
Квест
Квест "ИнтернетПрактическая следопыт"
работа
(поисковая
викторина)
1
Практическое Практическая «День Героев
работа
занятие
отечества» - Беседа
1
Практическое
занятие
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Работа в Power Point
28.
11.12.25.
Проекты в Microsoft
Power Point
(создание
презентации по
определённой
Создание
проекта
«День Конституции
РФ» - Беседа
20
тематике)
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Работа в Power Point
29.
15.12.25.
Проекты в Microsoft
Power Point
(создание
презентации по
определённой
тематике)
1
Практическое
занятие
Создание
проекта
1
Практическое
занятие
Создание
проекта
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Работа в Power Point
30.
18.12.25.
Проекты в Microsoft
Power Point
(создание
презентации по
определённой
тематике)
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Работа в Power Point
31.
22.12.25.
Проекты в Microsoft
Power Point
(создание
презентации по
определённой
тематике)
Техно Ёлка –игра
путешествие
(QR- код)
1
Мини-проектыПромежуточн
Практическое
работа в Microsoft
ая аттестация Power Point
занятие
15.00 –15.45
1
12.01.26
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Работа в Power Point
1
Практическое Практическая
работа
занятие
34.
15.01.26
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Работа в Power Point
1
Практическое Практическая
работа
занятие
35.
19.01.26
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Работа в Power Point
1
Практическое Практическая
занятие
работа
36.
22.01.26
15.00 –15.45
Интернет и сети.
Работа в Power Point
1
Практическое Практическая
работа
занятие
32.
25.12.25
33.
Квест игра
15.00 –15.45
37.
26.01.26
Компьютерная
безопасность. Работа
с Microsoft Excel.
38.
29.01.26
Компьютерная
безопасность.
15.00 –15.45
1
Лекция
«День полного
освобождения
Практическая Ленинграда от
работа
фашистских
захватчиков» Беседа
1
Лекция
Практическая онлайн олимпиада
21
работа
Работа с Microsoft
Excel.
39.
02.02.26
Компьютерная
безопасность.
Работа с Microsoft
Excel.
15.00 –15.45
1
Практическое Практическая
онлайн олимпиада
работа
занятие
1
онлайн олимпиада
«День Российской
науки» Практическое Практическая
Презентация,
работа
занятие
оформление
информационной
доски
1
Практическое Практическая
онлайн олимпиада
работа
занятие
1
Практическое Практическая
работа
занятие
15.00 –15.45
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
05.02.26
Компьютерная
безопасность.
Работа с Microsoft
Excel.
15.00 –15.45
09.02.26
Компьютерная
безопасность.
Работа с Microsoft
Excel.
15.00 –15.45
12.02.26
Компьютерная
безопасность.
Работа с Microsoft
Excel.
15.00 –15.45
16.02.26
Компьютерная
безопасность.
Работа с Microsoft
Excel.
15.00 –15.45
19.02.26
Компьютерная
безопасность.
Работа с Microsoft
Excel.
15.00 –15.45
26.02.26
Компьютерная
безопасность.
Работа с Microsoft
Excel.
15.00 –15.45
02.03.26
Компьютерная
безопасность.
Работа с Microsoft
Excel.
15.00 –15.45
05.03.26
Компьютерная
безопасность.
Работа с Microsoft
Excel.
15.00 –15.45
12.03.26
Компьютерная
безопасность.
Работа с Microsoft
1
Лекция
Практическая
работа
1
«День защитника
Отечества» Практическое Практическая
оформление
работа
занятие
информационной
доски
2
Практическое Практическая
работа
занятие
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
2
Международный
Практическая женский день Лекция
оформление
работа
информационной
доски
Практическое Практическая
работа
занятие
22
Excel.
15.00 –15.45
49.
16.03.26
Соревнования
"Компьютерики"
1
15.00 –15.45
Командное
соревнование
Практическое Практическая
между группами
работа
занятие
работа с Word,
Power Point, Excel
«День
воссоединения
Практическая
Практическое
Крыма с Россией» работа
занятие
Просмотр
информационного
видеоролика
Практическое Практическая
работа
занятие
50.
19.03.26
Закрепление
технических навыков.
1
51.
23.03.26
15.00 –15.45
Закрепление
технических навыков.
1
52.
26.03.26
15.00 –15.45
Закрепление
технических навыков.
1
Практическое Практическая
работа
занятие
53.
30.03.26
15.00 –15.45
Закрепление
технических навыков.
1
Практическое Практическая
работа
занятие
54.
02.04.26
15.00 –15.45
Закрепление
технических навыков.
1
Практическое Практическая
работа
занятие
55.
06.04.26
15.00 –15.45
Закрепление
технических навыков.
1
Практическое Практическая
работа
занятие
56.
09.04.26
Закрепление
технических навыков.
57.
13.04.26
15.00 –15.45
Закрепление
технических навыков.
1
58.
16.04.26
15.00 –15.45
Закрепление
технических навыков.
1
Практическое Практическая
работа
занятие
59.
20.04.26
"Турнир информашек"
1
Соревнования
60.
23.04.26
15.00 –15.45
Подготовка
практической работы.
1
Практическое Практическая
работа
занятие
61.
27.04.26
15.00 –15.45
Подготовка
практической работы.
1
Практическое Практическая
работа
занятие
62.
30.04.26
Разработка проекта.
1
Практическое Практическая «Праздник Весны и
работа
занятие
Труда» - Беседа
63.
04.05.26
Разработка проекта.
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
День Победы Практическое Практическая
Информационная
работа
занятие
презентация
15.00 –15.45
1
15.00 –15.45
15.00 –15.45
15.00 –15.45
15.00 –15.45
64.
07.05.26
Защита проекта.
День космонавтики
Практическая
Практическое
- Просмотр
работа
занятие
мультфильма ко
дню космонавтики
Практическая
Практическое
работа
занятие
Практическая
работа
Работа в Word,
Power Point, Excel
23
65.
14.05.26
Защита проекта.
66.
18.05.25
Итоговая аттестация.
15.00 –15.45
1
Практическое Практическая
работа
занятие
1
Практическое
задание
15.00 –15.45
Тестовая
работа
2.3 Условия реализации образовательной программы
- Материально-техническое обеспечение: оснащение учебного кабинета
столы – 10 шт;
стулья – 20 шт;
компьютер – 1 шт;
проектор – 1 шт;
флеш – накопитель - 1 шт;
ноутбуки – 7 шт;
зарядки для ноутбука – 4 шт;
компьютерные мыши – 7 шт;
программное обеспечение Microsoft Office;
Wi-Fi-роутер - доступ в сеть Internet.
- Кадровое обеспечение
ДООП «Компьютерный гений» может реализовываться педагогами, прошедшие курсы
повышение квалификации или профессиональную переподготовку по направлению программы.
Дидактическое обеспечение: электронные образовательные ресурсы:
- программ Microsoft Office: Word; PowerPoint;
- мультимедийные презентации по темам занятий;
- файловые документы с проверочным материалом;
- клавиатурный тренажер онлайн https://stamina-online.com/ru/lessons/ru /
https://typerun.top/#rus_basic
- создание историй и мультфильмов через написание кодов
https://scratch.mit.edu/
2.4 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
1 год обучения (начальный уровень):
Текущий контроль: наблюдение за деятельностью учащихся на занятиях, выполнение
практических заданий, мини-проектов, тестовых заданий на определение уровня
освоения базовых знаний компьютерной грамотности;
Промежуточная аттестация: выполнение творческой практической работы (например,
создание простейшей компьютерной презентации, рисунка в графическом редакторе,
анимации, элементарной программы по готовому шаблону);
24
Итоговая аттестация: защита индивидуального или группового мини-проекта
(«Первый проект»), демонстрация полученных умений и навыков, участие в итоговой
работе или презентации.
2 год обучения (продвинутый уровень):
Текущий контроль: выполнение тематических практических заданий, участие в
обсуждениях, самооценка и взаимооценка результатов в группе;
Промежуточная аттестация: выполнение индивидуальной или групповой проектной
работы (создание интерактивной презентации);
Итоговая аттестация: Прохождение тестирования, защита итогового проекта —
продукт творческой или исследовательской деятельности обучающегося. Результаты
представляются в форме презентации, мини-выставки или участия в фестивале детского
технического творчества.
2.5 Оценочные материалы при проведении форм аттестации
Для проведения форм контроля и аттестации используются оценочные материалы,
направленные на объективное и всестороннее определение уровня сформированности знаний,
умений, навыков и компетенций обучающихся.
1 год обучения:
Текущий контроль проводится в форме устных опросов, индивидуальных и групповых
бесед, практических заданий, защиты проектных работ, а также тестирования на освоения
базовых знаний компьютерной грамотности.
Промежуточная аттестация осуществляется в формате выполнение творческой работы или
проектам, связанным с применением компьютерной грамотности (приложение 2).
Итоговая аттестация включает два ключевых компонента: демонстрация полученных
умений и навыков, участие в итоговой работе или презентации.
2 год обучения:
Текущий контроль проводится в форме выполнения тематических практических заданий.
Промежуточная аттестация осуществляется в формате выполнения индивидуальной или
групповой проектной работы - создание презентации.
Итоговая аттестация включает: прохождение тестирования, защита итогового проекта —
продукт творческой или исследовательской деятельности обучающегося.
учитывается
креативность и качество выполненных заданий, уровень освоения теоретических знаний,
умение применять их в практической деятельности, успешность представления проектов
(приложение 3).
Для
объективной
оценки
применяются
различные
диагностические
материалы:
тематические тесты, практические задания: тестовые, контрольные и практические задания.
25
Обязательным инструментом является Карта наблюдения: «Критерии оценивания
планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Компьютерный гений» (приложение 1), позволяющая отслеживать динамику
развития учащихся и их индивидуальный прогресс.
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
Основанием для разработки ДООП «Компьютерный гений» служат следующие нормативноправовые документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями).
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской федерации" (в редакции 2013 г).
3.
Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.201 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человек факторов среды
обитания"».
7.
Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 №652-н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых".
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам".
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые).
10.
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018№162-Д "Об утверждении концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года".
26
11.
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области.
методические
рекомендации
"Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях", 2023 год.
12.
Устава
Муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования "Детско-юношеский центр".
13.
«Программа Воспитания «ДЮЦ».
Литература, использованная при составлении программы
1.
Гусева О.Л., Миронова Н.Н. Практикум по Excel. - М.: Финансы и статистика,
1997 г.
Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы школьника. М.: Центр « Педагогический поиск », 2003.
3.
Дмитриева В.Г. Социально-педагогические аспекты модернизации образования. –
М.: МИОО, 2004г.
4.
Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в школьном
возрасте. - М.: Московский психолого-социальный институт 2000 г.
5.
Информатика. Задачник-практикум в 2-х т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хенера:
Том 1, 2.- М.: Лаборатория базовых знаний, 1999 г.
6.
Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов,
помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru)
7.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка./Народное образование.
2002,№ 8.
8.
Microsoft Excel.Электронные таблицы. Тетрадь 1. Ефимова О. В. Интеллект-центр
М. 2002
9.
Microsoft Excel.Электронные таблицы. Тетрадь 2. Ефимова О. В. Интеллект-центр
М. 2002
10. О.В.Спиридонов,
Н.С.Вольпян. MicrosoftWord От
пользователя
к
специалисту.Методическоепособие. М. БИНОМ. Лабораториязнаний, 2007 г.
11. Основы программирования. Зайцева Л.В., Константинова Е.И. Учебное пособие
для проведения компьютерного практикума.- М.:НГУ Натальи Нестеровой, 1997 г.
12. Послед Б.С. access 2002. Приложения баз данных. Лекции и упражнения. – СПб.:
ООО «ДиаСофтЮП», 2002 г.
13. Приказ Департамента образования города Москвы от 18.04.2007 г. №253
14. Практикум по ACCESS Золотова С.И. – М.: Финансы и статистика, 2000 г.
15. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)
16. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.1251-03
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ 03.04.2003 г. № 27Д)
17. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие для
средней школы. Универсальный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 2001
18. Станек У. Microsoft Windows 8. Справочник администратора. – Спб.: БХВПетербург, 2015 – 400с.
2.
27
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.19995 г. № 233 и изменений от
22.02.1997 г. № 470)
20. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 класс.
Лаборатория базовых знаний. – М.:АО «Московские учебники, -СиДи-пресс» 2002
21. Угринович Н.Д., Морозов В.В. Основы Интернет. – М.: АО «Московские
учяебники – СиДи-пресс», 1999
22. Юдин М., Куприянова А., Прокди Р. Ноутбук с Windows 8.1. Полное руководство
2015. М.: Наука и техника, 2015. – 512с.
Список литературы для учащихся (родителей):
23. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с
основами информатики. – М.: АСТ, 2000 г.
24. Информатика. Базовый курс/ Симонович С.В. и др. – СПб: Питер, 2001.
25. Основы компьютерной технологии. Шафрин Ю, - М.,1996 г.
26. Освой самостоятельно Internet за 24 часа. 3-е издание. Пер. с англ. – М.: Вильямс,
2000 г.
27. Дмитриева В.Г. Социально-педагогические аспекты модернизации образования. –
М.: МИОО, 2004 г.
28. Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в школьном
возрасте. - М.: Московский психолого-социальный институт 2000 г.
29. Основы компьютерной технологии. Шафрин Ю, - М.,1996 г.
19.
2.7 Воспитательный потенциал программы
Раздел 1. «Особенности организации воспитательного процесса».
Воспитательный процесс в творческом объединении «Компьютерный гений» организован
как целенаправленная и системная деятельность, направленная на формирование у
обучающихся активной жизненной позиции, познавательной мотивации, ответственности,
коммуникативной культуры и навыков взаимодействия в коллективе.
Главной особенностью воспитательного процесса является его интеграция с учебнопознавательной
деятельностью
в
сфере
информационных
технологий.
Обучающиеся
вовлекаются в творческую, исследовательскую и проектную деятельность, направленную на
развитие интеллектуального, личностного и духовно-нравственного потенциала. Через
практическое освоение компьютерных технологий, программирования, 3D-моделирования и
робототехники дети учатся работать в команде, проявлять инициативу, доводить начатое дело
до конца, осознавать ценность собственных усилий и результатов труда.
Педагог создает благоприятную атмосферу сотрудничества, поддержки и доверия,
побуждая каждого ребёнка к проявлению самостоятельности, творческого подхода и
ответственности.
Взаимоотношения
строятся
на
основе
уважения,
толерантности
и
взаимопомощи, что способствует развитию у обучающихся коммуникативных и социальных
компетенций.
28
Воспитательная работа организуется как в процессе занятий, так и во внеурочной
деятельности — через участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, мастер-классах, акциях и
мероприятиях технической и социально значимой направленности. Это способствует
формированию у обучающихся гражданской позиции, патриотизма, трудолюбия, бережного
отношения к окружающей среде и цифровой культуре.
Особое внимание уделяется развитию цифровой этики и формированию ответственного
поведения в информационном пространстве. Обучающиеся осваивают основы безопасного
использования информационных технологий, развивают критическое мышление и способность
к осознанному выбору в цифровой среде.
Таким образом, воспитательный процесс в творческом объединении «Компьютерный
гений» направлен на всестороннее развитие личности ребёнка — формирование духовнонравственных ценностей, культуры общения, творческого и инженерного мышления,
готовности к созидательной деятельности в современном цифровом обществе.
Раздел 2. Цель и задачи воспитания
Цель воспитательной работы: Создание
условий для личностного развития
обучающихся, формирования духовно-нравственных ценностей, социальной ответственности,
культуры поведения в цифровой среде и развития творческого, инженерного мышления через
освоение современных компьютерных технологий.
Задачи:
Формировать у обучающихся устойчивый интерес к познанию, исследовательской и
проектной деятельности в области информационных технологий.
Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, настойчивости и аккуратности
при выполнении учебных и творческих заданий.
Развивать умение работать в коллективе, сотрудничать, договариваться, принимать
совместные решения и уважать мнение других.
Формировать культуру общения и безопасного поведения в цифровом пространстве,
осознанное отношение к информации и личной цифровой репутации.
Воспитывать уважение к труду, стремление к созидательной деятельности, готовность
применять полученные знания и навыки на благо общества.
Способствовать развитию у детей таких качеств, как толерантность, доброжелательность,
ответственность за собственные поступки и результаты деятельности.
Создавать условия для самореализации личности обучающихся через участие в конкурсах,
выставках, фестивалях и социально значимых проектах технической направленности.
Формировать у обучающихся патриотические чувства, любовь к своей Родине, интерес к
достижениям отечественной науки и техники.
29
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
Учебно-познавательная (изучение основ компьютерной грамотности, знакомство с
программными средствами, выполнение практических заданий);
Проектно-исследовательская (создание индивидуальных и групповых проектов, участие
в мини-исследованиях, творческих конкурсах);
Творческая
(разработка
презентаций,
буклетов,
графических
работ,
цифровых
продуктов);
Коммуникативная (взаимодействие в малых группах, участие в коллективных играх и
обсуждениях, презентация результатов работы);
Соревновательная (участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях детского технического
творчества).
Модульная организация деятельности
Программа разделена на тематические модули, обеспечивающие решение конкретных
задач воспитания:
1.
Детское объединение – оформление информационной доски (достижения и победы,
поздравления с праздниками и с днем рождения), групповая работа на занятиях /совместные
проекты, наставничество (дети-детям), выставки внутри коллектива работ по программе,
коллективно-творческие дела.
2.
Воспитательная среда – оформление информационной доски, сообщение о событии
(краткое сообщение в начале занятия с использованием презентаций, видеороликов, рисунков),
учебное занятие, коллективно-творческие дела, традиционные праздники, совместно с
родителями и др.), поздравления (открытки, видеопоздравления, подарки), интерактивные и
творческие занятия.
3.
Работа с родителями – родительские собрания в начале и конце учебного года,
сообщения, фото- видео отчёты с занятий в родительском чате, открытые занятие, мастерклассы, индивидуальная работа (с родителями одарённых детей), взаимодействие во время
проведения мониторингов, опросов, сообщения о результатах итоговой аттестации.
4.
Наставничество – ученик-ученик (сильный – слабый), ученик-ученик (инклюзия),
ученик-ученик (специалист – новичок), педагог-ученик (одарённые дети).
5.
Профилактика
здоровьесберегающих
–
безопасное
технологий,
поведение
памятки
на
использование
информационных
на
досках
занятиях
-
правила
безопасности.
30
6.
Самоопределение – подготовка и участие в конкурсах и проектах, работа с одарёнными
детьми.
7.
Медиасообщество – освещение деятельности объединения в соц. сетях.
Таким образом, виды, формы и содержание деятельности программы обеспечивают
всестороннее
развитие
учащихся,
позволяют
им
проявлять
инициативу,
развивать
профессиональные и социальные компетенции, а также реализовывать поставленные задачи
воспитания как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Методы оценки результативности реализации программы в части воспитания:
* педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание сосредотачивается на
проявлении в деятельности детей и в её результатах, определённых в данной программе
целевых ориентиров воспитания, а также на проблемах и трудностях достижения
воспитательных задач программы
* оценка творческих и исследовательских работ и проектов экспертным сообществом
(педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние эксперты и др.) с точки
зрения достижения воспитательных результатов, поскольку в индивидуальных творческих
и исследовательских работах, проектах неизбежно отражаются личностные результаты
освоения программы и личностные качества каждого ребёнка.
* отзывы, которые предоставляют возможности для выявления и анализа продвижения
детей (индивидуально и в группе в целом) по выбранным целевым ориентирам воспитания в
процессе и по итогам реализации программы, оценки личностных результатов участия детей в
деятельности по программе.
План мероприятий программы воспитания на 2025-2026 учебный год.
№
п\п
Дата
Наименование мероприятия
Содержание деятельности
МОДУЛЬ "Детское объединение"
1
13.10.2025
Интерактивная игра "Веселая информатика"
ответы на вопросы в игре, решение задач
2
17.11.2025
Тестовая работа в текстовом редакторе Word "Я
зная, я умею"
Тестовая работа на уроке в текстовом
редакторе Word
3
04.12.2025
Квест "Интернет-следопыт" 2г.о.
поисковая викторина
4
22.12.2025
Мини-проекты - работа в Microsoft Power Point
Создание проектов
5
25.12.2025
Техно Ёлка –игра путешествие
( QR- код)
Квест игра
6
27.01.25 - 10.02.2025
Открытая дистанционная муниципальная
олимпиада по робототехнике и
легоконструирования (В.Салда)
онлайн олимпиада
7
03.02.-14.02.25
Неделя науки
соревнования, мастер-классы
8
16.03.2026
Соревнования "Компьютерики"
Командное соревнование между группами
работа с Word, Power Point, Excel
31
9
29.04.2026
"Турнир ииформашек"
№
п\п
Дата
Наименование мероприятия
Итоговая работа в Word, Power Point, Excel
Содержание деятельности
Дата события
МОДУЛЬ "Воспитательная среда"
Наименование события
1 четверть
1 сентября
День знаний
Поздравление обучающихся от
педагогов
2
3 сентября
День солидарности в борьбе с терроризмом
Беседа
3
1 октября
Международный день пожилых людей
Беседа
4
5 октября
День учителя
Оформление информационной доски.
5
16 октября
День отца в России
Создание анимации в Piskel 2 г.об.
1
2 четверть
6
4 ноября
День народного единства
Беседа
7
30 ноября
30 ноября
День матери в России
День государственного герба в РФ ( говорим о
государственных символах)
Видеопоздравление
Просмотр информационного
видеоролика
9
9 декабря
День Героев отечества
Беседа
10
12 декабря
День Конституции РФ
Беседа
11
31 декабря
Новый год
Поздравление детей с новым годом
8
3 четверть
27 января
День полного освобождения Ленинграда от
фашистских захватчиков
8 февраля
День Российской науки
Презентация, оформление
информационной доски
14
23 февраля
День защитника Отечества
оформление информационной доски
15
8 марта
Международный женский день
18 марта
День воссоединения Крыма с Россией
оформление информационной доски
Просмотр информационного
видеоролика
12
Беседа
13
16
4 четверть
12 апреля
День космонавтики
Просмотр мультфильма ко дню
космонавтики
18
1 мая
Праздник Весны и Труда
Беседа
19
9 мая
Дата
День Победы
Наименование мероприятия
Информационная презентация
17
№
п\п
Содержание деятельности
МОДУЛЬ "Работа с родителями"
1
в теч. года
Консультации.
2
06.09.2026
Родительское собрание
3
апрель 2026
День открытых дверей
Работа с родителями одарённых детей.
(при подготовке к соревнованиям,
олимпиадам и т.д.)
-+Информационное собрание
Проведение мастер-класса технической
направленности для новичков.
32
4
в теч. года
Родительский чат
№
п\п
Дата
Наименование мероприятия
Сообщение о результатах деятельности
на занятиях.
Содержание деятельности
МОДУЛЬ "Наставничество"
1
в теч. года
2
в теч.года
№
п\п
Дата
11.09.25
2
23.10.25
3
17.11.25
4
22.12.25
№
п\п
Индивидуальные консультации для
подготовки к соревнованиям и НПК.
Наименование мероприятия
Работа с родителями одарённых детей.
(при подготовке к соревнованиям,
олимпиадам и т.д.)
Информационное собрание
Содержание деятельности
1
5
Работа в парах на занятиях.
В теч. года на
занятиях
Дата
МОДУЛЬ "Профилактика"
Первичный инструктаж по ТБ, правилам
пожарной безопасности, поведению на
дорогах, поведению при угрозе ЧС и теракта.
Профилактика ДТП во время каникул
"Памятка пешехода".
Профилактика детского травматизма "Зимняя
дорога".
Викторина "Безопасный Новыйгод" +
оформление стенда
Комплекс профилактических упражнений для
профилактики (зрение, осанка)
Наименование мероприятия
Беседа, Оформление информационной
доски
Оформление информационной доски
Оформление информационной доски
Оформление информационной доски
Оформление информационной доски
Содержание деятельности
МОДУЛЬ "Самоопределение"
1
в теч. года
Знакомство с профессиями.
2
в теч. года
Работа с одарёнными детьми(подготовка к
конкурсам)
3
в теч. года
Подготовка к НПК
4
в теч. года
№
п\п
Дата
Просмотр профориетационных
мультфильмов серии "НАВИГАТУМ"
Проведение мастер-классов учащимся(детидетям)
Наименование мероприятия
Содержание деятельности
1
в теч. учебного
года
2
в теч. уч. года
МОДУЛЬ "Медиасообщество"
Родитедьский чат для освещения деятельности
объединения.
Освещение деятельности объединения на
Интернет-площадках "ДЮЦ"
Ведение чата, отправка фото и видео
занятий.
публикации на сайте "ДЮЦ"
33
№
Фамилия, имя
обучающегося
умеет работать в паре и команде, участвовать в обсуждениях и
презентациях;
проявляет инициативу, интерес и оригинальность при выполнении
заданий и проектов;
применяет простейшие приёмы редактирования, форматирования и
оформления цифровых материалов
умеет выполнять задания в базовых приложениях (создание текста,
презентации, таблицы, буклета)
знает назначение основных устройств компьютера и правила
безопасной работы
Приложение №1.
Протокол результатов - аттестации учащихся.
Критерии оценки уровня готовности
Результаты
диагностики
Баллы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Результаты аттестации:
23-25 баллов – высокий уровень
16-22 балл – средний уровень
1-15 баллов – низкий уровень
34
Приложение №2.
Тестовая работа – промежуточная аттестация, 1 года обучения.
Работа в текстовом редакторе Word
Задание 1. Исправьте неверный символ.
В тексте найдите ошибки и исправьте их.
Доски на гору везём Будем строить новый ком.
Любопытные мартышки
Собирают с ёлок фишки.
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько норку.
Утром кости к нам пришли,
Всем подарки принесли.
Писем мы не написали,
Тучку целый день искали.
Стужа. Снег. Метут метели.
Тёмной ночью бродят двери.
Прилетел из леса лук
И залез на толстый сук
Задание 2. Анаграмма, или переставь буквы и получи слово
Задание 1 Элементы компьютера
Правильные ответы:
Тиромон
Россоцерп
Скойджит
Шакым
Террипн
Алатувикра
Тьмапя
Момед
Задание 3. Вставьте пропущенные символы.
В тексте на экране найдите ошибки и исправьте х.
Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама (к)осы.
Землю роет старый к(р)от,
Под землёю он живет.
В зоопарке живёт с(л)он,
Словно дом огромен он.
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляли (п)ушки.
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла(м)пу.
На арену вышли (т)игры.
Мы от страха все притихли
Задание 4. Удалите лишний символ.
В тексте найдите ошибки и исправьте их.
Говорит Володя Коле:
“Стройку получил я в школе”
В нашем доме на окошке
Сидят серенькие крошки.
Вадик спит и видит слон,
Что летит в ракете он.
Дети в скверике лители
И мороженое если.
Задание 5. Найдите и исправьте ошибки.
35
В тексте допущено множество ошибок, видимо, за компьютером сидел двоечник. Найдите эти
ошибки и исправьте их.
Кручка Рябба.
Жили быи дет и пабба. И була у их кручка рябба. Снестла кучка иичеко. Ни прастое а залате.
Дет бил бил-не росбиил. бапа била билла, ни расбилла. Мижка бежала, хвостиком махнула,
иечко упло и расбилас. Плачит дет и паба, а кручка куахчит:<<Ни плачь дт, ни плачь паба,
снясу я вам иичка не солото, а прастое!>>
Задание 6. Поставьте, где нужно большие буквы:
скоро у нас каникулы. Я поеду вместе с папой в сочи. Митя с братом поедут с братом в иркутск,
на озеро байкал. А таня будет отдыхать в деревне у тети зои. Эта деревня стоит на берегу оки. У
тети в доме живет мурзик.
36
Приложение №3.
Тестовая работа – промежуточная аттестация, 2 года обучения.
Тестовая работа №1 «Общение в сети»
Задание №1. Исправить ошибки в словах.
В нашШей жизззни большое значениЕЕе имеет общение. С помощью Абщения
мы обмениваемся инфармацией, повышаем уровень знаннний, расширяем
кругозор.
Задание №2. Отформатировать текст по образцу.
Для общения с пользователями в сети Интернет имеются: социальные сети,
видеоконференции, мессенджеры, электронная почта.
Образец
Задание №3. Отформатировать текст по образцу.
Первая социальная сеть Classmates.com появилась в 1995 году: пользователи из
США и Канады получили возможность находить своих знакомых и поддерживать
с ними связь. В начале 2000-х появились соцсети Facebook (2004), Twitter (2006).
Популярные российские сервисы «ВКонтакте» и «Одноклассники» - возникли в
2006 году.
Образец
Тестовая работа №2 «Социальные сети и мессенджеры»
Задание 1. Вместо подчеркивания впиши пропущенные слова.
Правила безопасного использования сети Интернет
Не давай свой адрес, номер телефона, ___ о родителях посторонним лицам.
Не отвечай на ___ в мессенджерах от незнакомых людей.
Не заходи на посторонние ___ без разрешения взрослых.
Не используй веб-камеры при общении с незнакомыми ___.
Не ___ по подозрительным всплывающим ссылкам в сети Интернет.
37
сведения, сообщения, сайты, людьми, переходи
Задание 2. Используя инструменты Вырезать и Вставить, размести логотипы
соответствующих ресурсов для общения в сети.
Facebook
Zoom
Instagram
Google Meet
ВКонтакте
WhatsApp
YouTube
Telegram
TikTok
Viber
Mail.ru
Skype
Тестовая работа №3 «Списки нумерованные и маркированные»
Задание 1. Выделить строки с перечислением устройств
вывода информации и преобразовать в маркированный
список.
Устройства вывода информации:
Монитор
38
Наушники
Принтер
Задание 2.
1) Выделить строки с перечислением устройств ввода
информации и преобразовать в нумерованный список.
2) Исправить ошибки в списке: добавить пропущенные
устройства и удалить неверные.
Устройства ввода информации:
Клавиатура
Мышь
Колонки
Сканер
Задание 3. Выделить строки с перечислением категорий
блоков и преобразовать в нумерованный список.
Блоки в Scratch делятся на несколько категорий:
движение,
внешний вид,
звук,
события,
управление,
сенсоры,
операторы,
переменные.
Задание 4.
1) Разделить текст на абзацы с помощью клавиши Enter.
2) Выделить строки с перечислением категорий спрайтов и
преобразовать в маркированный список.
Библиотека спрайтов делится на несколько категорий: животные, люди,
фантастика, танец, музыка, спорт, еда, мода, буквы.
39
Задание 5.
1) Разделить текст на абзацы с помощью клавиши Enter.
2) Выделить строки с перечислением категорий фонов и
преобразовать в нумерованный список.
Фоны делятся на следующие категории: фантастика, спорт, музыка, на открытом
воздухе, в помещении, космос, подводный мир, узоры.
Задание 6.
1) Набрать расписание уроков на среду.
2) Выделить название предметов и преобразовать в
нумерованный список.
Расписание уроков в среду:
Задание 7. Выделить строки с перечислением времен года и
преобразовать в маркированный список.
Времена года:
Зима
Весна
Лето
Осень
Задание 8. Выделить строки с перечислением видов
алгоритмов и преобразовать в нумерованный список.
Виды алгоритмов:
Линейный
Разветвляющися
Циклический
Задание 9. В первой таблице спрятаны слова. Буквы, относящиеся к одному
слову, закрашены одинаковым цветом. Во второй таблице есть тестовые
подсказки. Впишите полученные слова в пустые ячейки во второй таблице.
40
С
Е
Й
И
Б
П
К
Н
А
Л
Ц
А
С
Р
О
Т
объект или персонаж в Скретче, который можно запрограммировать для
выполнения действий
это область, на которой находятся спрайты.
разноцветные команды
Сохранить файл (Файл – Сохранить) и закрыть программу.
41