Программа Уроки каллиграфии

Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Уроки каллиграфии»
Возраст обучающихся 7-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель программы:
Гришина Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория

г. Верхняя Салда
2022 год

Оглавление
Паспорт программы............................................................................................................ 3
1. «Комплекс основных характеристик программы»...................................................... 5
1.1 Пояснительная записка ................................................................................................ 5
1.2. Цель и задачи программы ........................................................................................... 8
1.3 Учебный план ............................................................................................................... 8
1.4. Планируемые результаты ......................................................................................... 18
2 . Комплекс организационно-педагогических условий ............................................... 19
2.1 Календарный учебный график .................................................................................. 19
2.2 Условия реализации программы ............................................................................... 19
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы ........................................ 20
2.4 Оценочные материалы ............................................................................................... 21
2.5 Информационные источники .................................................................................... 21
Приложение 1.................................................................................................................... 23

2

Паспорт программы
Вид программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа

Название программы
Аннотация программы

«Уроки каллиграфии»
Программа «Уроки каллиграфии» предлагает занятия,
которые помогут детям приобрести навык красивого,
аккуратного письма. Сам же процесс овладения техникой
письма
оказывает
положительное
воспитательное
воздействие на обучающихся, на развитие их памяти и
волевых качеств. К тому же, каллиграфия — это очень
увлекательное занятие.
Дополнительное образование детей направлено на:
освоение учащимися знаний о современных сферах
человеческой деятельности, основных характеристиках
современного мира, науки, общества, технологий;
формирование
современных
компетентностей
и
грамотностей, соответствующих основным направлениям
стратегии социально-экономического развития страны,
актуальным вызовам будущего («Концепция развития
дополнительного образования до 2030 года»).
В настоящее время проблема формирования
каллиграфического навыка приобретает всё большую
актуальность.
В
эпоху активно
развивающихся
информационных технологий, внедрения в бытовой и
профессиональный обиход цифровой техники, акцент с
рукописного текста смещается на машинописный печатный. При этом возникает еще большая потребность
общества в личностях интеллектуальных, творческих,
критически мыслящих, владеющих необходимыми видами
и формами деятельности.
Очная, с использованием дистанционных технологий и
электронных форм обучения.

Актуальность программы

Форма обучения
По содержательной
направленности
Принцип составления
Сроки реализации программы

Возрастная категория
контингента,
особенности контингента
Форма организации
деятельности
Охват обучающихся
Характер познавательной
активности

Социально-педагогическая.
Модифицированная.
Среднесрочная - 36 недель.
Количество учебных часов – 72.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому
часу (45 минут).
7-12 лет.
Без ограничений.
Кружковая
Фронтальные, групповые занятия.
Репродуктивный, алгоритмический, творческий

3

Уровень усвоения программы
Приоритет педагогических
задач
Цель программы
Задачи программы

Планируемые результаты
освоения программы

ФИО педагога, квалификация
педагога
Наименование учреждения, в
котором реализуется
программа

Базовый
Обучающие, развивающие.
Формирование каллиграфических навыков письма, через
различные методы и приемы.
Обучающие:
- Знакомство с необходимыми инструментами и
материалами для занятий каллиграфией и приемами
работы с ними.
- Обучение способам написания букв, слогов, слов,
предложений и их элементов.
- Обучение выполнению упражнений на развитие
графомоторных навыков.
- Формирование умения планировать, предвидеть
результат работы и достигать его, при необходимости
вносить коррективы в первоначальный замысел.
Развивающие:
- Развитие мелкой моторики рук, точности движений
пальцев, глазомера.
- Развитие внимания, мышления, памяти, устной и
письменной речи.
- Обогащать речь обучающихся специальной
терминологией.
- Развитие творческой активности.
Воспитательные:
-Развивать самостоятельность на всех этапах работы.
- Формировать навыки работы в группе.
- Воспитывать аккуратность в работе и умение доводить
начатое дело до конца.
Обучающиеся будут знать:
- Основные правила каллиграфического начертания букв.
- Основные понятия: «каллиграфия», «графика русского
языка».
- Основы истории русской письменности.
Обучающиеся научатся:
- Правильно писать буквы.
- Писать красивым, разборчивым почерком.
- Пользоваться каллиграфическими
инструментами: пером, карандашом,
чернилами.
Гришина Ольга Владимировна - педагог дополнительного
образования, высшая КК.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»

4

1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Уроки каллиграфии» разработана на
основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года
№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях Свердловской области» . –
Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», РМЦ, 2021.
14. Положение о рабочей программе педагога«ДЮЦ».
15.Учебный план «ДЮЦ» на 2022-2023 учебный год.
Направленность
Программа «Уроки каллиграфии» имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа способствует созданию условий для социального творчества через многообразие
форм деятельности, позволяющих обучающимся осознать себя как личность,
5

самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социальноэкономических условиях.
Актуальность
Дополнительное образование детей направлено на: освоение учащимися знаний о
современных сферах человеческой деятельности, основных характеристиках современного
мира, науки, общества, технологий; формирование современных компетентностей и
грамотностей, соответствующих основным направлениям стратегии социальноэкономического развития страны, актуальным вызовам будущего («Концепция развития
дополнительного образования до 2030 года»).
В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает
всё большую актуальность. В эпоху активно развивающихся информационных технологий,
внедрения в бытовой и профессиональный обиход цифровой техники, акцент с рукописного
текста смещается на машинописный - печатный. При этом возникает еще большая
потребность общества в личностях интеллектуальных, творческих, критически мыслящих,
владеющих необходимыми видами и формами деятельности.
Занятия каллиграфией способствуют развитию у ребенка художественного вкуса,
глазомера, мелкой моторики, способности к рисованию, склонности к кропотливому труду,
аккуратности, что может пригодиться в реализации творческой индивидуальности в любой
профессии и в повседневной жизни.
Систематическое использование методов и приемов обучения каллиграфии
способствует совершенствованию и формированию учебных навыков младших школьников,
которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности, изучения русского
языка и других школьных дисциплин.
Сам же процесс овладения техникой письма оказывает положительное воспитательное
воздействие на учащихся, на развитие их памяти и волевых качеств.
Отличительные особенности программы, новизна
Новизна программы состоит в том, что обучение осуществляется при помощи системы
наиболее эффективных приемов и упражнений по формированию каллиграфических
навыков, то есть внимание с содержания обучения, переносится на его средства, на то, каким
образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются.
Данная программа разработана на основе авторской программы Н. Г. Агарковой
«Графический навык. Каллиграфический почерк»(1–4).
Отличительной особенностью программы является то, что помимо основных задач
обучения каллиграфии,
решаются
различные
частные
задачи,
которые
определяются особенностями письма, комплекса упражнений, уровнем подготовленности,
необходимыми условиями. Данная программа сочетает тренировочные упражнения
и каллиграфические движения
в
процессе
письма,
что
способствует
развитию каллиграфических навыков.
Отличительная особенность программы заключается в том, что занятия по программе
«Уроки каллиграфии» позволяет формировать интерес к письму путем игровых
технологий.
Программа
способствует развитию потенциальных возможностей
обучающихся, посредством овладения ими УУД, предложенными Федеральными
государственными стандартами дополнительного образования». В мире компьютерных
технологий почерк отошел на второй план, в школах уделяют недостаточное внимание
чистописанию. Сейчас умение печатать намного ценнее, чем навык красивого письма.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она позволяет
обучающимся приобретать навык красивого, аккуратного письма, развивать усидчивость,
мелкую моторику рук, речь, память.
Адресат программы

6

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста без ОВЗ. Занятия
проводятся на базе образовательного учреждения «ДЮЦ».
В объединение принимаются все желающие дети от 7 до 12 лет, при этом обязательной
является входная диагностика, направленная на выявление
проблем в овладении
процессами письма у детей.
Наполняемость групп
соответствует
санитарно-гигиеническим
требованиям и
нормативным документам в сфере дополнительного образования детей. Одновременно на
учебном занятии присутствует 8-12 человек. Группы формируются разновозрастные, исходя
из этого, детям предлагаются задания различной степени сложности.
Для успешной реализации программы необходимо учитывать возрастные особенности
детей.
В данном возрастном периоде (7-12 лет) происходит
функциональное
совершенствование мозга — развитие аналитико-синтетической функции его коры. Учебная
деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех
психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. При этом
дети не теряют интереса к игре. Поэтому успешность решения поставленных целей (в нашем
случае — обучения) достигается быстрее, если многообразие деятельностей пересекается
между собой. Включение процесса обучения в контекст игровой, познавательной и учебной
деятельностей позволит обеспечить доминирование внутренних, реально действующих
игровых и учебно-познавательных мотивов, которые в единстве с широкими социальными
мотивами будут «работать» и на формирование положительного отношения младших
школьников к предмету, и на достижение целей начального языкового образования.
Усиление мотивационной стороны изучения происходит также за счет овладения
детьми эффективными способами и приемами деятельности: использование на занятиях
системно-деятельностного подхода с применением методов обучения: игровой деятельности,
методов групповой работы, использование дидактического и наглядно материала.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 45 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем общеразвивающей программы – 72 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы: традиционная, представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в
образовательной организации.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая, с использованием дистанционных технологий и электронных форм обучения (при
введении ограничительных мер, на основании приказа начальника управления образования).
Перечень видов занятий: беседа, лекция, презентация, практическое занятие, игра,
конкурс, открытое занятие.
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, срез знаний, письменный диктант,
списывания текста, тестирование.

7

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование каллиграфических навыков письма, через различные
методы и приемы.
Задачи:
Обучающие задачи.
- Знакомство с необходимыми инструментами
и материалами для занятий
каллиграфией и приемами работы с ними.
- Обучение способам написания букв, слогов, слов, предложений и их элементов.
- Обучение выполнению упражнений на развитие графомоторных навыков.
- Формирование умения планировать, предвидеть результат работы и достигать его,
при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- Обогащать речь обучающихся специальной терминологией.
Развивающие задачи.
- Развитие мелкой моторики рук, точности движений пальцев, глазомера.
- Развитие внимания, мышления, памяти, устной и письменной речи.
- Развитие творческой активности.
Воспитательные задачи:
- Развивать самостоятельность на всех этапах работы.
- Формировать навыки работы в группе.
- Воспитывать аккуратность в работе и умение доводить начатое дело до конца.
1.3 Учебный план
№ п/п
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

Тема занятия
Вводное занятие.
Каллиграфия – искусство
красивого письма.
Входная диагностика.
Подготовка к письму.
Правила посадки при письме.
Знакомство с рабочей
тетрадью.
Изучение клеточного и
строчного микропространства.
Штриховка.
Виды штриховки.
Знакомство с элементами
графической системы.
Прямые линии с закруглением
в внизу.
Прямые линии с закруглением
в верху.
Малая и большая прямые
наклонные линии с
закруглением вверху и внизу.
Большие и маленькие овалы.
Большие и малые полуовалы.
Малая и большая пламевидные
прямые.
Графические недочёты в

Всего
2

Количество часов
Теория
Практика
0,5
1,5

1

0,5

1

0,5
1

4

2

2

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

8

4

4

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Формы аттестации /
контроля
наблюдение
практическая работа

наблюдение,
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение

8

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

8.1

письме.
Графический диктант.
Группа букв: и, ш, И, Ш, п, Р,
Т, г. Элементы и соединения.
Буквы: и, ш.
Буквы: И, Ш.
Буквы: п, Р.
Буквы: Т, г.
Группа букв: л, м, Л, М, я, Я,
А. Элементы и соединения.
Буквы: л, м.
Буквы: Л,М.
Буквы: я, Я, А.
Группа букв: у, ц, щ, У, Ц, Щ,
Ч, ч. Элементы и соединения.
Буквы: у, ц.
Буквы: ш, У.
Буквы:Ц, Щ.
Буквы: Ч, ч.
Группа букв: е, Е, с, С, о, О, а,
д, б. Элементы и соединения.
Буквы: е, Е.
Буквы: с, С.
Буквы: о, О.
Буква: а.
Буква: д.
Буква: б.
Группа букв: ь, ы, ъ.
Элементы и соединения.
Буквы: ь, ы, ъ.

8.2

Промежуточная диагностика

3.8
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3
6
6.1
6.2
6.3
6.4
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
8

9
9.1
9.2
9.3
10
10.1
10.2
10.3
10.4
10.5
11
11.1
11.2
11.3
11.4
11.5

Группа букв: н, ю, И, Ю, к, К.
Элементы и соединения.
Буквы: и, ю.
Буквы: И, Ю.
Буквы: к, К.
Группа букв: В, в, з, З, Э, э, Ж,
ж, Х, х, ф. Элементы и
соединения.
Буквы: В, в.
Буквы: з, З.
Буквы: Э, э.
Буквы: Ж, ж.
Буквы: Х, х, ф.
Группа букв: Ф, У, Г, Т, Р, Б,
Д. Элементы и соединения.
Буква: Ф.
Буква: У.
Буква: Г.
Буква: Т.
Буква: Р.

1

0,5

0,5

4

2

2

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

3

1,5

1,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

4

2

2

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

6

3

3

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

2

1

1,5

1

0,5

0,5

1

1

3

1,5

1,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

5

2,5

2,5

1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

7

3,5

3,5

1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

9

срез знаний

наблюдение
наблюдение
наблюдение
списывание текста

наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
списывание текста

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
списывание текста

наблюдение
контрольное
списывание

наблюдение
наблюдение
списывание текста

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

11.6 Буква: Б.
11.7 Буква: Д.
12 Соединение букв.
Написание соединений: ол, ом,
12.1
оя,об.
Написание соединений: од, оф,
12.2
ок, он.
Написание соединений: оп, ог,
12.3
оз, ос.
Написание соединений: ож, ое,
12.4
ой.
Написание соединений: оц, ош,
12.5
ощ.
Написание соединений: аг, аж,
12.6
аз, аб.
Написание соединений: ад, ав,
12.7
ае.
Написание соединений: ие, ий,
12.8
иц, ищ.
Безотрывное написание
12.9
соединений: ел, ем, еж, ез.
Написание соединений: яб, яр,
12.10
яв, ят.
Письмо трудных соединений:
12.11
юз, юг, ют, юн, юж.
Безотрывное написание
12.12
соединений: ль, мь.
Безотрывное написание
12.13
соединений: ья, ье.
Написание заглавных и
12.14
строчных букв.
Написание соединений: Оо, Сс,
12.15
Ээ.
Работа по устранению
12.16
графических недочетов.
Творческая мастерская
12.17
«Волшебная ручка»
Цифры и знаки. Правила
13
написания.
13.1 Цифры: 0 – 9.
14 Работа с текстом.
Работа с межстрочным
14.1
пространством.
14.2 Выносы графики за поля листа.
14.3 Вопросы композиции.
Работа с текстом в
14.4
стихотворной форме.
15 Декоративная каллиграфия.
Методы и приёмы
15.1 украшения букв и текста.
Открытка.
16 Итоговая аттестация.
Итого:

1
1
17

0,5
0,5
8,5

0,5
0,5
8,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
4

0,5
2

0,5
2

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

34,5

1
37,5

1
72
10

наблюдение
списывание текста
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
письменный диктант
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
письменный диктант

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
самостоятельная работа
контрольный диктант

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие.
1.1. Каллиграфия - искусство красивого письма.
Теория: Понятие о каллиграфии как об искусстве красивого письма, история
возникновения и развития письменности. Гигиенические требования и нормы письма,
правила пользования письменными принадлежностями.
Практика: Выполнение задания в прописях при помощи ручки – тренажёра(для
обучения правильной технике письма).
1.2. Входная диагностика.
Практика: Самостоятельная работа.
Подготовка к письму. Правила посадки при письме.
2.1. Знакомство с рабочей тетрадью.
Теория: Ориентирование на листе бумаги. Знакомство с разлиновкой тетради (рабочая
строка и дополнительная строка), с горизонтальными и вертикальными линиями.
Практика: Упражнения для осанки. Упражнение «Укрась ёлочку».
2.2. Изучение клеточного и строчного микропространства.
Теория: Ориентирование на листе бумаги в клетку.
Практика: Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.
Упражнение «Дорисуй узор». Рисование фигур по точкам. Упражнение «Графический
диктант».
2.3. Штриховка.
Теория: Знакомство с понятиями «штриховка», «тоновая растяжка», «сила тона»,
«лессировка».
Практика: выполнение упражнений на овладение различными способами штриховки;
выполнение тональных растяжек на усиление и ослаблениетона; выполнение
индивидуальной творческой работы.
2.4. Виды штриховки.
Теория: Знакомство с видами штриховки карандашом. Параллельная, перекрестная,
круговая, точечная штриховка.
Практика: Раскрашивание рисунка с помощью штриховки (горизонтальными,
вертикальными, волнистыми линиями в зависимости от задания), чтобы линии были
параллельны друг другу. Упражнение «Непрерывность линии».
3. Знакомство с элементами графической системы.
3.1.Прямые линии с закруглением в внизу.
Теория: Знакомство с формой и названием элемента букв – «прямая линия с
закруглением внизу».
Практика: Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение
пальчиковой гимнастики. Написание элементов письменных букв по алгоритму.
3.2. Прямые линии с закруглением вверху.
Теория: Знакомство с формой и названием элемента букв – «прямая линия с
закруглением вверху».
Практика: Написание элементов письменных букв по алгоритму.
3.3. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу.
Теория: Понятие «прямые наклонные линии с закруглением внизу и вверху».
Практика: Упражнения для движения кисти и предплечья. Упражнения на
расслабление. Формирование пространственных отношений. Упражнения для разминки:
11

ритмирование «Чудесный мешочек». Написание малых и больших прямых линий с
закруглением внизу и вверху по алгоритму.
3.4. Большие и маленькие овалы.
Теория: Овалы большие и маленькие, наклон, высота, интервалы между овалами.
Практика: Упражнения, выполняемые движением по часовой стрелке. Написание
элементов букв: большие и малые овалы.
3.5.Большие и маленькие полуовалы.
Теория: Знакомства обучающихся с формой и названием элемента букв - «полуовал»,
изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов.
Практика: Упражнения, выполняемые движением по часовой стрелке. Написание
элементов букв: большие и малые полуовалы.
3.6.Малая и большая пламевидные прямые.
Теория: Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки.
Практика: Выполнение штриховки справа налево. Письмо наклонной линии с
закруглением вверху и внизу.
3.7. Графические недочёты в письме.
Теория: Графические недочёты в письме. Приёмы их устранения.
Практика: Списывание письменных буквосочетаний и нахождение их в печатном
тексте.
Корректура письменного текста, написанного с графическими ошибками.
3.8. Графический диктант.
Теория: Понятие « право, лево, верх, низ».
Практика: Создание рисунка из геометрических фигур. Рисовании по клеточкам под
диктовку. Проведение пальчиковой гимнастики.
4. Группа букв: и, ш, И, Ш, п, Р, Т, г. Элементы и соединения.
4.1. Буквы: и, ш.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетикографических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под
счет. Проведение пальчиковой гимнастики.
4.2. Буквы: И, Ш.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетикографических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под
счет. Проведение пальчиковой гимнастики.
4.3. Буквы: п, Р.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетикографических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под
счет. Проведение пальчиковой гимнастики.
4.4. Буквы: Т, г.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетикографических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под
счет. Проведение пальчиковой гимнастики.
5. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я, А. Элементы и соединения.
5.1. Буквы: л, м.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики.
Упражнения, повышающие энергетический потенциал.
12

5.2. Буквы: Л,М.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики.
Упражнения, повышающие энергетический потенциал.
5.3. Буквы: я, Я, А.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики.
Упражнения, повышающие энергетический потенциал.
6. Группа букв: у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч. Элементы и соединения.
6.1.Буквы: у, ц.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки.
Создание рисунок из геометрических фигур различными способами штриховки.
6.2. Буквы: ш, У.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки.
Создание рисунок из геометрических фигур различными способами штриховки.
6.3. Буквы: Ц, Щ.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки.
Создание рисунка из геометрических фигур различными способами штриховки.
6.4. Буквы: Ч, ч.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки.
Создание рисунок из геометрических фигур различными способами штриховки.
7. Группа букв: е, Е, с, С, о, О, а, д, б.
Элементы и соединения.
7.1.Буквы: е, Е.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца.
Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Создание рисунка из
геометрических фигур различными способами штриховки.
7.2. Буквы: с, С.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца.
Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Создание рисунка из
геометрических фигур различными способами штриховки.
7.3. Буквы: о, О.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца.
Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Создание рисунка из
геометрических фигур различными способами штриховки.
7.4.Буква: а.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца.
Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Создание рисунка из
геометрических фигур различными способами штриховки.
7.5. Буква: д.
13

Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца.
Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Создание рисунка из
геометрических фигур различными способами штриховки.
7.6. Буква: б.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца.
Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Создание рисунка из
геометрических фигур различными способами штриховки.
8. Группа букв: ь, ы, ъ. Элементы и соединения.
8.1. Буквы: ь, ы,ъ.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования
осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из
геометрических фигур.
8.2 Промежуточная диагностика.
Практика: Самостоятельная работа.
9. Группа букв: н, ю, И, Ю, к, К. Элементы и соединения.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования
осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из
геометрических фигур.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
9.1. Буквы: и, ю.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования
осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из
геометрических фигур.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
9.2. Буквы: И, Ю.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования
осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из
геометрических фигур.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
9.3. Буквы: к, К.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования
осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из
геометрических фигур.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
10. Группа букв: В, в, з, З, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф. Элементы и соединения.
10.1. Буквы: В, в.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования
осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из
геометрических фигур.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
14

10.2. Буквы: з, З.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования
осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из
геометрических фигур.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
10.3. Буквы: Э, э.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования
осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из
геометрических фигур.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
10.4. Буквы: Ж, ж.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования
осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из
геометрических фигур.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
10.5. Буквы: Х, х, ф.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования
осанки и снятия физической нагрузки. Написание сочинения. Создание рисунка из
геометрических фигур.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
11. Группа букв: Ф, У, Г, Т, Р, Б, Д. Элементы и соединения.
11.1. Буква: Ф.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца.
Создание рисунков из геометрических фигур различными способами.
11.2. Буква: У.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца.
Создание рисунков из геометрических фигур различными способами.
11.3. Буква: Г.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца.
Создание рисунков из геометрических фигур различными способами.
11.4. Буква: Т.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца.
Создание рисунков из геометрических фигур различными способами.
11.5. Буква: Р.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца.
Создание рисунков из геометрических фигур различными способами.
11.6. Буква: Б.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца.
15

Создание рисунков из геометрических фигур различными способами.
11.7. Буква: Д.
Теория: Формы букв в письме. Соединения букв.
Практика: Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца.
Создание рисунков из геометрических фигур различными способами.
12.Соединение букв.
12.1. Написание соединений ол, ом, оя,об.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и
ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение «Колечки».
12.2. Написание соединений од, оф, ок, он.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и
ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
Практика: Написание соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и
пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами.
«Физкультминутка для волшебных пальчиков».
12.3. Написание соединений оп, ог, оз, ос.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Написание соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и
пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами.
«Физкультминутка для волшебных пальчиков».
12.4. Написание соединений ож, ое, ой.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний
между элементами букв, между буквами и словами. «Физкультминутка для волшебных
пальчиков».
12.5. Написание соединений оц, ош, ощ.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний
между элементами букв, между буквами и словами. «Физкультминутка для волшебных
пальчиков».
12.6. Написание соединений аг, аж, аз, аб.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и
ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
12.7. Написание соединений ад, ав, ае.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и
ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
12.8. Написание соединений ие, ий, иц, ищ.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и
ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
12.9. Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и
ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
16

12.10. Написание соединений яб, яр, яв, ят.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и
ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
12.11. Письмо трудных соединений юз, юг, юж, ют, юн.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и
ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
12.12. Безотрывное написание соединений ль, мь.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и
ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
12.13. Безотрывное написание соединений ья, ье.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и
ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
12.14. Написание заглавных и строчных букв.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и
ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
12.15. Написание соединений Оо, Сс, Ээ.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и
ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
12.16. Работа по устранению графических недочетов.
Теория: Особенности написания соединения букв.
Практика: Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и
ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
12.17. Творческая мастерская «Волшебная ручка»
Теория: Безотрывное и правильное письмо. Способ безотрывного соединения.
Практика: Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования,
штрихования, написания соединений.
13. Цифры и знаки.
13.1. Цифры: 0 – 9.
Теория: Цифры и знаки. Правила написания.
Практика: Каллиграфическое написания цифр. Начало написания цифр, нажимы и
завершение написания цифр. Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Письмо по
шаблону. Самостоятельное письмо. Написание цифр и знаков в каллиграфической фигурке
«Вертолѐтик». Арифметические действия.
14. Работа с текстом.
14.1 Теория: Размещение текста на листе. Элементы текста.
Практика: Написание коротких текстов, четверостиший.
14.2.Понятие о графическом изображении.
Теория: Выносы графики за поля листа. Исправление ошибок в написании.
Практика: Самостоятельная работа. Разминочное упражнение. Примеры свободного
написания и исправления ошибок.
14.3. Шрифтовая композиция.
Теория: Каллиграфия как отрасль изобразительного искусства. Принципы, этапы и
закономерности построения шрифтовой композиции. Классификация и составные части
17

шрифта. Используемые материалы, требования к ним и свойства. Шрифтовая гарнитура,
цветовая гамма.
Практика: Составление шрифтовой композиции: начертание одной буквы разными
шрифтами.
14.4. Работа с текстом в стихотворной форме.
Теория: Работа с поэтическим текстом; выделение в нём основной мысли; отбор
опорных (ключевых) слов; осмысление правил взаимодействия в паре или группе;
подготовка к выразительному чтению.
Практика: Овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий
(стихотворная речь).
15. Декоративная каллиграфия.
15.1.Методы и приёмы украшения букв и текста. Декоративные элементы
в каллиграфии. Открытка.
Теория: Знакомство с декоративными элементами в каллиграфии (росчерки, выносные
элементы, виньетка)», «Буквица. Вензель», «Иллюминированная буква с животными»,
«Буква-образ». «Монограмма». История открытки. Современные открытки ручной работы,
способы изготовления.
Практика: Написание декоративных элементов. Написание букв нестандартных форм.
Оформление поздравительной открытки.
16. Итоговая аттестация.
Теория: Самостоятельная работа.
1.4. Планируемые результаты
Образовательными результатами освоения программы является формирование
следующих теоретических и практических аспектов:
Предметные:
Обучающиеся будут знать:
- Познакомиться с историей появления и развития русского письма, книжными
традициями.
- Приемы работы с необходимыми инструментами и материалами для занятий
каллиграфией.
- Понятие и виды «каллиграфии»: восточноазиатская, западная (европейская), арабская.
- Буквы и группы букв. Общие элементы для каждой группы букв.
- Виды и правила соединения букв.
- Понятие и виды штриховки: продольная (параллельная), перекрестная (поперечная),
контурная многослойная, круговая.
Обучающиеся научатся:
- Владеть специальной терминологией.
- Различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно
произносить звуки в слове и вне слова.
- Сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать
тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш.
- Выполнять каллиграфические упражнения по предупреждению фонетикографических, орфографических и речевых ошибок.
- Определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв.
Метапредметные результаты:
- Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, творческие
способности.
- Развитие мелкой моторики, глазомера.
18

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями еёреализации.
Личностные результаты:
- Формирование интереса к письму как к акту творчества, способу самовыражения.
- Формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, потребность помогать
другим, уважение к чужому труду.
- Умение интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие
и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для
каллиграфического творчества, письма.
2 . Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий

8.

Выходные дни

10.

Окончание учебного года

36
72
2
72
18
18
5 сентября
31 декабря – 9 января
31 мая

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для успешной реализации программы необходимы:
- учебная аудитория (предоставляется образовательным учреждением).
- рабочий стол – 1 шт.
- парта -10 шт.
- стулья – 11 шт.
- мультимедийный проектор – 1 шт.
- мультимедийный экран – 1 шт.
- ноутбук -1 шт.
- колонки – 1 набор.
- интерактивная доска -1 шт.
- флеш – накопитель -1 шт.
- ручка – тренажер – 12 шт.
- тренажер – слоник – 12 шт. (для укрепления мышц пальцев и для развития моторики
рук)
- веселые линейки и прописи – 4 комплекта
- альбомы для рисования – 12 шт.
19

- тетради в косую линейку – 12 шт.
- линейки-трафареты – 12 шт.
- прописи для укрепления руки 12 шт.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовать педагог дополнительного образования, имеющий
педагогическое образование, и курсы повышения квалификации по программе «Методика
обучения технике каллиграфии».
Методические материалы
На занятиях используются такие педагогические технологии:
-Технология проблемного обучения.
-Технология проектной деятельности.
-Технология эвристического обучения (задание: придумать и нарисовать знак к
определенному правилу, придумать и нарисовать памятку по теме).
-Технология игровой деятельности(занятие – игра, дидактические игры).
-ИКТ - технология(мультимедийные презентации по темам), что позволяет на
занятиях реализовать принципы доступности, наглядности.
- Здоровьесберегающая технология(гимнастика для глаз, физкультурные паузы,
пальчиковая гимнастика, соблюдение гигиенических норм и правил, профилактические
упражнения для позвоночника и стоп и др.).
Методы обучения:
- Словесные (рассказ, беседа, анализ и сравнительный анализ, «мозговой штурм».
-Наглядные (наблюдение, прсмотр мультимедийных материалов, обучающих роликов
и мультфильмов, фотографий, иллюстраций).
-Практические (работа со схемами, инструкциями, измерение величин).
-Игровые(дидактическая игра, работа с карточками, разгадывание кроссвордов и
загадок).
-Методы воспитания: (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация).
Дидактическое обеспечение программы:
- методическая литература для педагога;
- конспекты, планы занятий;
- электронные ресурсы по методике проведения занятий;
- мультимедийные презентации;
- комплекты творческих заданий;
- дидактическихигры;
- словарь основных терминов;
-прописи для коррекции почерка;
- прописи для укрепления мелкой моторики рук;
- картотека с загадками, кроссвордами, песнями, рифмовками, физминутками.
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Освоение программы сопровождается проведением входной диагностики,
промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.
Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе
внутреннего мониторинга становления основных характеристик развития личности ребенка.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в
процессе непосредственной образовательной работы с ними. Промежуточный и итоговый
контроль осуществляется в форме письменных диктантов, списывания текстов,
тестирования, а также устных срезов знаний, проводимых на занятиях. При проверке уровня
20

подготовки детей используются варианты игр и заданий уже известных детям. Очень важно,
чтобы обучающиеся не понимали, что педагог проверяет их знания, умения, навыки,
наблюдает за мотивацией и поведением на занятии.
2.4 Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе
используются различные виды контроля:
Входной контроль (предварительная аттестация) – оценка исходного уровня знаний
перед началом образовательного процесса, проводится в форме практической работы, с
целью определения уровня развития детей.
Текущий контроль (промежуточная аттестация)проводится по итогам освоения
каждой темы в виде самостоятельной работы, контрольного списывания и диктантов.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) – оценка уровня достижений
обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы,
проводится в форме итогового диктанта, с целью определения изменения уровня развития
детей, их творческих способностей (заключительная проверка знаний, умений, навыков).
2.5 Информационные источники
Литература для педагога:
1. Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. Материк – Альфа. 2019 г.
2. Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 2012 г.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и
красиво. Академия развития, 2015 г.
4. Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2019.
5. Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Письмо для малышей. Изд. центр “Март” 2014 г.
6. Расскажи стихи руками. По мотивам англ. фольклора. М., 2001 г.
7. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные
методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо
писать» – 2017.
8. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь
«Мой первый учебник». В 2 ч. – 2014 и посл.
9. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и
тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
10. Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. РОСМЭН – Пресс. 2019 г.
Литература для обучающихся:
1.
Жиренко О.Е. Тренажер по чистописанию, Москва, 2019.
2.
Козлова М.А. Тренажёр по чистописанию, Москва, 2020.
Интернет-источники:
1. www.vlados.ru - гуманитарный издательский центр «Владос».
2. www.1september.ru - издательский дом «Первое сентября».
3. http;www.nd.ru/catalog/products/ - электронная библиотека « Просвещение».
4. Электронный ресурс //URL: http: // www.ito.edu. ru/ - Информационные технологии в
образовании.
5. Электронный ресурс // URL: http: // www.gramota.ru/ - Справочно-информационный
портал «ГРАМОТА. РУ

21

Информационно-методическое обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет
источники, цифровые, учебные и другие информационные ресурсы, обеспечивающие
реализацию программы:
KidsLetters – онлайн курсы для детей и родителей по каллиграфии: [Электронный
ресурс]. URL: https://kidsletters.club;
logoprav.ru - сайт о речи: [Электронный ресурс]. URL: https://logoprav.ru – Ссылка
на web-страницу: https://logoprav.ru/russkij-yazyk/kaligrafiya-dlya-detej;
Каллиграфия с детьми - проект-школа каллиграфии Генриетты Тихомировой.
Каллиграфия для педагогов, детские занятия (коррекция почерка и творчество):
[Электронный ресурс]. URL:https://vk.com/pismo_deti;
Электронный каталог книг по каллиграфии: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.surworks.ru/library/.

22

Приложение 1
Диагностический материал программы «Уроки каллиграфии»
Входной контроль (практическая работа)
Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, элементы букв,
списывать слова и предложения.
№
п/п
1.
2.
3.
4.

5.

Критерии оценивания

Баллы

Допущено 8 ошибок.
Допущено более 5 ошибок, работа написана неряшливо.
Допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
Допущено более двух орфографических ошибок; работа
выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от
каллиграфических норм.
Нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в
соответствии с требованиями каллиграфии.

1
2
3
4

5

Низкий уровень - 1 – 2 балла.
Средний уровень - 3 – 4 балла.
Высокий уровень – 5 баллов.
Протокол проведения педагогического исследования
№

Фамилия
Имя

Баллы
1

2

3

Уровень
4

5

1.
2.
Промежуточная аттестация (контрольное списывание).
Цель: проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без
пропусков, замены и искажений букв.
№
п/п
1.
2.
3.
4.

5.

Критерии оценивания
Допущено 8 ошибок.
Допущено более 5 ошибок, работа написана неряшливо.
Допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
Допущено более двух орфографических ошибок; работа
выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от
каллиграфических норм.
Нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в
соответствии с требованиями каллиграфии.

Низкий уровень - 1 – 2 балла.
Средний уровень - 3 – 4 балла.
Высокий уровень – 5 баллов.
Протокол проведения педагогического исследования к методике №2
23

Баллы
1
2
3
4

5

№

Баллы

Фамилия
Имя

1

2

3

Уровень
4

5

1.
2.
Итоговая аттестация (контрольный диктант).
Цель: проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без
пропусков, замены и искажений букв.
№
п/п
1.
2.
3.
4.

5.

Критерии оценивания

Баллы

Допущено 8 ошибок.
Допущено более 5 ошибок, работа написана неряшливо.
Допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
Допущено более двух орфографических ошибок; работа
выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от
каллиграфических норм.
Нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в
соответствии с требованиями каллиграфии.

1
2
3
4

5

Низкий уровень - 1 – 2 балла
Средний уровень - 3 – 4 балла
Высокий уровень – 5 баллов
Протокол проведения педагогического исследования
№

Баллы

Фамилия
Имя

1

2

3

Уровень
4

5

1.
2.

Приложение 2
Учебный план
Название раздела(модуля)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Количество часов
(теория/практика)

Вводное занятие.
Подготовка к письму. Правила
посадки при письме.
Знакомство с элементами
графической системы.
Группа букв: и, ш, И, Ш, п, Р,
Т, г. Элементы и соединения.
Группа букв: л, м, Л, М, я, Я, А.

2 (0,5/ 1,5)
4 (2/ 2)
8 (4/ 4)
4 (2/ 2)
3 (1,5/ 1,5)
24

Формы аттестации /
контроля
практическая работа
наблюдение
срез знаний
списывание текста
списывание текста

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Элементы и соединения.
Группа букв: у, ц, щ, У, Ц, Щ,
Ч, ч. Элементы и соединения.
Группа букв: е, Е, с, С, о, О, а,
д, б. Элементы и соединения.
Группа букв: ь, ы, ъ. Элементы
и соединения.
Группа букв: н, ю, И, Ю, к, К.
Элементы и соединения.
Группа букв: В, в, з, З, Э, э, Ж,
ж, Х, х, ф. Элементы и
соединения.
Группа букв: Ф, У, Г, Т, Р, Б, Д.
Элементы и соединения.
Соединение букв.
Цифры и знаки. Правила
написания.
Работа с текстом.
Декоративная каллиграфия.
Итоговая аттестация.
Итого:

4 (2/ 2)
6 (3/ 3)
2 (1/ 1,5)
3 (1,5/ 1,5)

списывание текста
списывание текста
контрольное
списывание
списывание текста
списывание текста

5 (2,5/ 2,5)
7 (3,5/ 3,5)
17 (8,5/ 8,5)
1(0,5/ 0,5)
4 (2/ 2)
1 (0,5/ 0,5)
1 (0/ 1)
72 (34,5/ 37,5)

списывание текста
письменный диктант
самостоятельная работа
самостоятельная работа
самостоятельная работа
контрольный диктант
Всего по программе: 72 часа

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».