Программа для детей с ОВЗ Песочный мир

Управление образования администрации Верхнесалдинского городского
округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»

Адаптированная дополнительная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Песочный мир»
Возраст обучающихся: 4-10 лет.
Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель программы:
Мордяшова А.Ю.,
педагог-организатор.

г. Верхняя Салда
2022 год

Паспорт программы
Вид программы

Адаптированная

дополнительная

общеразвивающая программа
Название программы
Аннотация программы

"Песочный мир".
Игра

с

песком

как

процесс

развития

самосознания ребенка и его спонтанной
«само терапии» известна с древних времен.
К игре в песочнице дети начинают тянуться
с полутора лет, и продолжаться этот процесс
может

неопределенно

привлекает

детей

долго.
своей

Песок

фактурой,

текучестью и способностью бесконечно
изменяться,

создавая

дополнительный

акцент

таким
на

образом

тактильную

чувствительность.
Песок является прекрасным материалом для
развития

сенсорного

восприятия

окружающего мира и развития моторики рук
детей. При работе с песком создается
дополнительный

акцент

на

тактильную

чувствительность, развивается «мануальный
интеллект» ребенка. Использование именно
этого материала позволяет существенно
повысить мотивацию ребенка к занятиям, а
также способствует более интенсивному и
гармоничному

развитию

познавательных

процессов.
Актуальность программы

Актуальность

обусловлена

тем,

что

содержание программы ориентировано на
2

эмоциональное

благополучие

ребёнка

–

уверенность в себе, чувство защищённости.
Форма обучения

Очная,

индивидуальная,

индивидуально-

групповая, групповая.
По содержательной

Социально-гуманитарная.

направленности
Принцип составления

Составительская.

Сроки реализации программы 1 год
Возрастная категория

Программа рассчитана на детей 4 - 10 лет с

контингента,

ОВЗ. Программа не предъявляет требований

Особенности контингента
Форма организации

к содержанию и объему стартовых знаний.
Творческое объединение.

деятельности
Охват обучающихся
Характер познавательной
активности

Индивидуальные занятия.
Репродуктивный,

алгоритмический,

продуктивный,

объяснительно-

иллюстративные
проблемного

методы,

методы

изложения,

частично

поисковые методы.
Приоритет педагогических

Обучающие, развивающие, личностные.

задач
Цель программы

Развитие

эмоциональноволевой

познавательной

сфер,

и

психического

и

личностного роста детей с ОВЗ посредствам
песочной терапии.
Задачи программы

Обучающие:
- обучить базовым умениям и навыкам
рисования
плавность,
3

на

песочном

точность

планшете:

движения,

умение

работать

пальцами

обеих

рук,

координировать движение руки и глаза;
-

формировать сенсорные способности,

тактильную

чувствительность,

мелкую

моторику рук;
формировать умения осознавать,

-

понимать и адекватно выражать
свои эмоциональные переживания;
развить

-

гармонизацию

психоэмоционального состояния;
Развивающие:
развивать

-

инициативность,

любознательность, активность;
сформировать

-

положительное

самоотношение и принятие других людей;
сформировать умение совместно с

-

педагогом и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку своей деятельности
на занятии.
Воспитательные:
воспитать

-

нравственные

личности

качества
ребенка,

эмоциональноэстетическое

восприятие

окружающего мира;
воспитать

-

самостоятельность,

аккуратность, целеустремленность.
Планируемые результаты
освоения программы

Предметные:
- знания изобразительного материала –
песок, его виды, свойства, возможности
4

использования песка в жизни человека;
-

владение

базовыми

умениями

и

навыками рисования на песочном планшете:
плавность,

точность

работать

движения,

умение

обеих

рук,

пальцами

координировать движение руки и глаза;
- умение передавать форму, строение
предмета и его частей;
- владение речью, зрительно-моторной
координацией;
-владение мелкой моторикой рук;
-

умение

осознавать,

понимать

и

адекватно выражать свои эмоциональные
переживания;
улучшение

-

психоэмоционального

состояния ребёнка;
Метапредметные:
развитие

-

инициативности,

любознательности, активности;
- развитие познавательных и психических
процессов: восприятие, память, внимание,
воображение;
формирование

-

положительного

самоотношения и принятия других людей;
- умение совместно с педагогом и другими
обучающимися

давать

эмоциональную

оценку своей деятельности на занятии.
Личностные:
воспитание нравственных качеств

5

личности

ребенка,

эмоциональноэстетического

восприятия

окружающего мира;
воспитание

-

самостоятельности,

аккуратности, целеустремленности.
-

толерантное

принятие

разнообразия

культурных явлений;
-

развитие

творческих

наблюдательности,

способностей,

зрительной

памяти,

воображения и фантазии, коммуникативных
навыков

в

процессе

совместной

практической творческой деятельности;
-умение применять полученные знания в
собственной

художественно-творческой

деятельности.
ФИО педагога, квалификация
педагога

Мордяшова Антонина Юрьевна, педагогорганизатор,

первая

квалификационная

категория.
Наименование учреждения, в

Муниципальное

автономное

котором реализуется

образовательное

учреждение

программа

дополнительного
юношеский центр»

6

образования

«Детско-

Комплекс основных характеристик образования.

I.

1.1. Пояснительная записка.
Направленность

программы:

художественная,

так

как

программа

направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, на развитие
способности самовыражения и самопознания через рисование песком. Песочная
терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с
детьми.
Актуальность программы:
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Песочный
мир» разработана на основе следующих нормативно – правовых документах:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;
2.

Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196"Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным образовательным утвержденным»;
3.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014

№41

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ»

(включая

разноуровневые

программы);
5. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей-инвалидов с ограниченными возможностям здоровья,
включая детей -инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей";
7

6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 "Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";
7. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018№162-Д "Об утверждении концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года";
8. Концепция Развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
9.

Методические

рекомендации

«Правила

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»,
утв. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 №70-Д;
10. "Стратегия развития и воспитания в Свердловской области до 2025 года"
(Постановление правительства Свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017
года);
11. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 " Об утверждении
Порядка

применения

деятельность,

организациями,

электронного

осуществляющими

образовательную

дистанционных

образовательных

обучения,

технологий при реализации образовательных программ".
12.

Образовательная

программа

Муниципального

автономного

образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский
центр» на 2020- 2021 учебный год.
13. Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ»
14. Учебный план «ДЮЦ» на 2021-2022 учебный год.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным
государственным

образовательным

стандартом,

«Введения

федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
8

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС
ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн», является обеспечение
условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто
в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ОВЗ.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной
«само терапии» известна с древних времен. К игре в песочнице дети начинают
тянуться с полутора лет, и продолжаться этот процесс может неопределенно
долго. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью
бесконечно изменяться, создавая таким образом дополнительный акцент на
тактильную чувствительность.
Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия
окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с песком
создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается
«мануальный интеллект» ребенка. Использование именно этого материала
позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также
способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных
процессов.
Актуальность обусловлена тем, что содержание программы ориентировано
на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство
защищённости.
Отличительные

особенности

данной

программы

заключается

в

использовании игр на песочных столах и игр с песком, как способа
психологической работы с детьми, развитием эмоциональной и познавательной
сфер.

Планирование

по

программе

адаптируется

под

индивидуальные

возможности детей с ОВЗ.
Новизна данной программы заключается в комплексном подходе. Она может
применяться как профилактическая, развивающая познавательные и творческие
способности;

как

коррекционная

для

коррекции

эмоциональноволевых,

поведенческих и коммуникативных навыков, в зависимости от подбора игр.
9

Включены кинезиологические упражнения для межполушарного взаимодействия,
психогимнастика, рисование, лепка и т.д.
Педагогическая целесообразность заключается в том, чтобы используя
игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить
уровень

нервно-

психического

напряжения,

стабилизировать

внутреннее

состояние, способствовать возникновению положительных эмоций. В ходе
реализации Программы предусмотрены различные виды деятельности: игры,
коллективное решение проблемных задач, рисование, работа с сыпучим
материалом, конструирование на песке с помощью дополнительных деталей.
Адресат программы: Программа рассчитана на детей 4 - 10 лет с ОВЗ.
Количество детей, одновременно находящихся в группе : минимум – 1 человека,
максиму – 2.
Программа строится с учетом психолого-педагогические особенности
детей:
С 4 до 5 лет
Детям исполнилось четыре года. Внимательный взрослый замечает в их
поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом,
интеллектуальном,

социально-эмоциональном

развитии.

Эмоционально

окрашенная деятельность становится не только средством физического развития,
но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста,
которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение
ребенка, необходимо учитывая слабость тормозных процессов детей 4—5 лет,
переключать его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку
восстановить силы и успокоиться.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если
ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4—5 лет он
нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по
поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся
более результативными и действенными Различные упражнения помогают детям
10

понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую
обстановку.
Особенно внимательно необходимо относиться к тем детям, которые по тем
или иным причинам (робость, застенчивость, агрессивность) не могут найти себе
в группе друзей, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении.
Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям.
У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства
становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от
общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство
симпатии, привязанности. Главное новообразование возраста — развитие
инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и
сверстниками. Для детей этого возраста характерно развитие сложившегося внеситуативно-познавательного общения со взрослыми. Дети продолжают активно
сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения),
но наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению.
Задачи воспитания и развития детей
1.

Способствовать благоприятной

адаптации

в детском коллективе,

установлению положительных отношений детьми в группе, устойчивому
эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
2.

Воспитывать

самостоятельность

и

развивать

стремление

к

самоутверждению и самовыражению.
3. Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские
взаимоотношения

в

совместных

делах.

Воспитывать

доброжелательное

отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к
действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь,
порадовать окружающих.
4. Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических,
подвижных, развивающих играх.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям: понимать
отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть их проявление в
11

мимике, жестах или интонации голоса (радость, грусть, веселье, страх, гнев,
удовольствие). По примеру правильно реагировать на эмоциональное состояние
близких людей, сверстников. Развивать умение воспринимать и понимать эмоции
собеседника и адекватно реагировать на них.
С 5 до 6 лет
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот
период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы
деятельности и поведения. Происходят большие изменения высшей нервной
деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные
нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно
сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом
возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок, не так
быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с
возрастающей физической выносливостью). Дети начинают чаще по собственной
инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность
к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и
требует внимания взрослых.
Задачи воспитания и развития детей
1.

Способствовать благоприятной

адаптации

в детском коллективе,

установлению положительных отношений детьми в группе, устойчивому
эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
2. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с
явлениями социальной действительности и отношениями людей активизировать
воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
3. Способствовать построению игры сначала через передачу в игре знакомых
сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет
(введение новой роли, действия, события), впоследствии — через сложение новых
творческих сюжетов.
4. Развивать умение вести действие и повествование от имени разных
персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
12

5. Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим,
дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к
малышам.
6. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать
и учитывать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и
учитывать это в своем поведении.
7. Организация развивающих проблемно-практических и проблемноигровых
ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов..
8. Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание
участвовать в совместной коллективной деятельности.
С 6 до 10 лет
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом,
познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших
дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Этот возраст — время активного социального развития детей. В этот период
начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении
дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения
себя от взрослого («Я сам») до открытия своей внутренней жизни, своих
переживаний,

самосознания.

Дети

перестают

быть

наивными

и

непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они
пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды,
боли. «Мне совсем не больно», — говорит упавший мальчик, сдерживая слезы.
«А я не люблю эти конфеты, они невкусные!» — заявляет девочка, которую не
угостили подруги. Причиной таких изменений является дифференциация
(разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Можно
наблюдать, как изменяется ребенок, как формируются его
особенности,

становятся

более

выраженными

поведении, более определенно проявляется характер.
Задачи воспитания и развития детей
13

индивидуальные

личностные
черты

в

1. Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру
(социальному, природному, рукотворному), воспитывать культуру общения,
доброжелательность

и

эмоциональную

взаимоотношения,

стремление

сверстниками

близкими

и

к

отзывчивость,

сотрудничеству,

взрослыми.

Обогащать

дружеские

взаимодействию
способы

со

игрового

сотрудничества. способствовать становлению микрогрупп детей на основе
интереса к разным видам игр.
2.

Способствовать благоприятной

адаптации

в детском коллективе,

установлению положительных отношений детьми в группе, устойчивому
эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка.
3. Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к будущей
новой социальной позиции школьника, обеспечивать становление полноценной
готовности детей к обучению в школе.
4.Развивать самосознание детей, воспитывать в детях уверенность, чувство
собственного достоинства, стремление к социально одобряемым действиям и
поступкам, радость взросления, понимания роста возможностей и достижений.
Дети с нарушениями слуха и зрения.
Всех детей с недостатками слуха делят на две группы:
- глухие (неслышащие) дети с тотальным (полным) выпадением слуха или
остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для
накопления речевого запаса.
Среди

неслышащих

детей

различают:

а)

неслышащих

без

речи

(ранооглохших); б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь
(позднооглохших);
- слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недостаточностью,
затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного
накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.
Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на две группы:
- Слепые (незрячие) дети – с полным отсутствием зрительных ощущений
или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением;
14

- Слабовидящие дети – с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05-0,4
(с применением очков).
Дети с ЗПР.
Задержка

психического

слабовыраженных

развития

отклонений

в

(ЗПР)

психическом

относится
развитии

к
и

разряду
занимает

промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой
психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как
умственная

отсталость,

первичное

недоразвитие

речи,

слуха,

зрения,

двигательной системы.
Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с
социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому
служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у
каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и
отличаться и по времени, и по степени проявления.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость
эмоциональноволевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать
над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда
неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная
концентрация,

повышенная

отвлекаемость.

Нарушения

внимания

могут

сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой
комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и
речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в
настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с
гиперактивностью» (СДВГ).
Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый
из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности
эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.
Первый тип – ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа
характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая
находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так
15

называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический
инфантилизм – это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт
характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно
отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь – учебной, его
адаптационных способностях к новой ситуации.
Ко второй группе – соматогенного происхождения – относятся ослабленные,
часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций,
аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка
психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни,
на фоне общей слабости организма психическое состояние ребенка тоже страдает,
а, следовательно, он не может полноценно развиваться. Низкая познавательная
активность, повышенная утомляемость, притупление внимания все это создает
благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.
Следующая группа – это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль
отводится социальной ситуации развития ребенка. Причиной этого типа ЗПР
становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание,
психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению
к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в
характере таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие
инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.
Четвертый

и

последний

тип

ЗПР

–

церебрально-органического

происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития
для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя, как правило,
наименее благоприятен. Как следует из названия, основой для выделения этой
группы ЗПР являются органические нарушения, а именно – недостаточность
нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности
(токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.),
недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР
имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), под
которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в
16

зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях
психической деятельности.
Дети с тяжелым нарушением речи – ТНР (логопаты).
Все виды речевых нарушений можно разделить на две большие группы:
- нарушения устной речи.
- нарушения письменной речи
Дети с нарушениями опорно-двигательной системы.
Основной контингент этой категории – дети, страдающие детским
церебральным параличем (ДЦП). ДЦП – заболевание незрелого мозга, которое
возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период
внутриутробного развития, в момент родов и на 1-м году жизни ребенка.
Дети с комбинированным дефектом (дети со смешанным (сложным)
дефектом):
- умственно отсталые неслышащие или слабослышащие;
- умственно отсталые слабовидящие или незрячие;
- слепоглухонемые и т. п.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями 5 минут.
Общего кол-во часов в неделю: 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения программы:
Объем программы 72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Перечень

форм

обучения:

парная,

индивидуальная,

групповая,

фронтальная.
Перечень видов занятий: урок, мастер-класс, урок-игра, путешествие,
конкурс, беседа.
17

Перечень форм подведения итогов программы: наблюдение, игра,
упражнение, групповая работа, творческая работа, практическая работа,
тестирование, фотовыставка, конкурс, презентация творческих работ.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель: развитие эмоциональноволевой и познавательной сфер, психического
и личностного роста детей с ОВЗ посредствам песочной терапии.
Обучающие:
- обучить базовым умениям и навыкам рисования на песочном планшете:
плавность,

точность

движения,

умение

работать

пальцами

обеих

рук,

координировать движение руки и глаза;
формировать сенсорные способности, тактильную чувствительность,

-

мелкую моторику рук;
- формировать умения осознавать, понимать и адекватно выражать
свои эмоциональные переживания;
- развить гармонизацию психоэмоционального состояния;
Развивающие:
- развивать инициативность, любознательность, активность;
- сформировать положительное самоотношение и принятие других людей;
- сформировать умение совместно с педагогом и другими обучающимися
давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии.
Воспитательные:
воспитать

-

нравственные

качества

личности

ребенка,

эмоциональноэстетическое восприятие окружающего мира;
- воспитать самостоятельность, аккуратность, целеустремленность.
№

Название
раздела, темы

1.1

Знакомство с
песком

1.3. Учебный план.
Кол-во часов
Всего Теория Практи
ка
Раздел 1. Введение ( 4 ч.)
1
0,5
0,5
18

Формы
аттестации/контрол
я.
Наблюдение.
Вводная диагностика

1.2
1.3
1.4

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

«Чувствительн
ые ладошки».
Волшебство
1
0,5
0,5
Игра.
линий
Точки и круги
1
0,5
0,5
Упражнение.
Просмотр
1
0,5
0,5
Групповая работа.
песочной
анимации
«Детство».
Нарисую из
песка.
Раздел 2. Техника рисования «Засыпание» (14 ч.)
Техника
2
1
1
Практическая работа.
рисования
песком
«Засыпание».
Закрепление
2
1
1
Практическая работа.
техники
рисования
песком
«Засыпание»
Просмотр
2
1
1
Игра.
песочной
осенней
анимации
Сочинение
2
1
1
Творческая работа.
сюжетного
рисования к
осенним
песочным
картинам
Сюжетное
2
1
1
Конкурс
рисование
песком по теме:
«Осень из
песка»
Заключительно
2
1
1
Фотовыставка
е рисование
«Осень из
песка»
Сюжетное
2
1
1
Презентация
рисование
творческих работ
«Осенний
город»
19

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

4.1

4.1

Раздел 3. Рисование на песке двумя руками (16 ч.)
Техника
2
1
1
Практическая работа.
рисование
двумя руками
одновременно
Сюжетное
2
1
1
Практическая работа.
рисование
«Снег» в
технике двумя
руками
одновременно
Техника
2
1
1
Игра.
рисование
песком
«Насыпания»
Сюжетное
2
1
1
Творческая работа.
рисование по
теме: Наши
ладошки
Сюжетное
2
1
1
Конкурс
рисование по
теме:
Песочный
город
Сюжетное
2
1
1
Фотовыставка
рисование
«Моя
Вообразилия»
Рисуем
2
1
1
Презентация
цветным
творческих работ
песком на
картоне
Сюжетное
2
1
1
Промежуточная
рисование по
аттестация
теме: Детство
Раздел 4 ( 20 ч.) Рисование по образцу или по трафарету.
Рисование по
4
2
2
Практическая работа.
образцу.
Эмоции и
чувства.
Рисование по
2
1
1
Практическая работа.
трафарету :
Моя любимая
20

4.3

4.4
4.5
4.6

4.7

4.8

чашка
Сюжетное
рисование по
теме: Мой дом.
Лепка из песка
по образцу.
«Моё имя на
песке»
Техника
рисование
песком
«Отпечатка»
Закрепление
техники
рисование
песком
«Отпечатка»
Сюжетное
рисование по
теме:
«Фруктовый
сад»

2

1

1

Игра.

4

2

2

Творческая работа.

2

1

1

Конкурс

2

1

1

Фотовыставка

2

1

1

Презентация
творческих работ

2

1

1

Тестирование

Раздел 5. Сюжетное рисование (18 ч.)
5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Сюжетное
рисование по
теме: «Радуга
над городом»
Работа с
карточкам
«Время года
весна»
Знакомство с
техникой
«Вытеснение».
Дерево
Сюжетное
рисование по
теме:
«Весенняя
капель»
Сюжетное
рисование по
теме: «Море»

2

1

1

Практическая работа.

2

1

1

Практическая работа.

2

1

1

Игра.

2

1

1

Творческая работа.

2

1

1

Конкурс

21

5.6

5.7

5.8

5.9

Просмотр
песочной
сказки
«Колобок»
Рисование
песочной
сказки
«Колобок».
Часть 1
Рисование
песочной
сказки
«Колобок».
Часть 2
Сюжетное
рисование по
собственному
замыслу
1.4.

2

1

1

Фотовыставка

2

1

1

Презентация
творческих работ

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Итоговый
мониторинг

Содержание Учебного плана
1. Введение.

1.1. Знакомство с песком «Чувствительные ладошки».
Теория: инструктаж по ТБ, ПДД. Техника безопасности в работе с песком,
вводный инструктаж. История возникновения песочной анимации, знакомство с
материалом (песком).
Практика: комплекс упражнений на тактильное взаимодействие ладоней и
песка.
1.2. Волшебство линий
Теория: знакомство с техниками проведения линий. Изучение разных линий:
волна, зигзаг, прямая и т.д.
Практика: рисование одним пальцем. Рисование линий на песке «Шапочка»,
«Резиновый сапог»
1.3.Точки и круги
Теория: знакомство с техниками рисования точек и кругов. Тактильное
знакомство с песком.

22

Практика: рисование облаков и дождя, рисование мандаринов, рисование
следов зайца, рисование кругов разного размера.
1.4.Просмотр песочной анимации «Детство». Нарисую из песка.
Теория: Понятие «анимация», беседа. Просмотр видеороликов.
Практика: выполнение творческого задания.
2. Техника рисование «Засыпание»
2.1.Техника рисования песком «Засыпание»
Теория: создание образов любимых игрушек, беседа о любимых игрушках.
Практика: выполнение творческого задания, упражнение «Поделись
секретом», беседа с любимой игрушкой.
2.2.Закрепление техники рисования песком «Засыпание»
Теория: Эмоции в рисунке песком.
Практика: выполнение творческого задания.
2.3.Просмотр песочной осенней анимации
Теоретическая часть: просмотр песочной анимации, чем отличается осень,
цвета осени и т.д.
Практическая часть: игра «Осенний листик», Игра «Осенние предметы».
Игра в песке «Откопай-ка листики».
2.4.Сочинение сюжетного рисования к осенним песочным картинам.
Теоретическая часть: сюжетная картина, композиция, замысел, сюжетная
история.
Практическая часть: повторить осеннюю картинку на песке, рисование
осеннего листопада, свободное рисование на песке.
2.5.Сюжетное рисование песком по теме «Осень из песка»
Теоретическая часть: фактурность, узоры, приёмы рисования, творческий
замысел.
Практическая часть: выполнение заданий
2.6.Заключительное рисование «Осень из песка»
Теоретическая часть: осенние явления природы, признаки осени
Практическая часть: выполнение заданий.
23

2.7.Сюжетное рисование «Осенний город»
Теоретическая часть: что такое город, какие города существуют, наш
родной город Верхняя Салда.
Практическая часть: рисунок вымышленного города, сюжетная игра.
3. Рисование на песке двумя руками
3.1.Техника рисования двумя руками одновременно.
Теоретическая часть: просмотр видео по песочной анимации.
Практическая часть: рисование по предлагаемым темам, симметричное
рисование двумя руками, поочередное рисование двумя руками.
3.2.Сюжетное рисование «Снег» в технике двумя руками одновременно.
Теоретическая часть: снегопад, метель, вьюга, пурга.
Практическая часть: рисование вьюги двумя руками и всей ладонью,
рисование снега двумя руками кончиками пальцев, выполнение заданий,.
3.3.Техника рисования песком «Насыпание»
Теоретическая часть: Приемы рисования песком «Насыпание».
Практическая часть: выполнение заданий
3.4.Сюжетное рисование «Наши ладошки»
Теоретическая часть: пальцы-помощники. Мир на ладонях
Практическая часть: оставить отпечатки ладоней на сухом и мокром песке,
обвести ладони на песке, выполнение заданий.
3.5.Сюжетное рисование по теме: Песочный город.
Теоретическая часть: песочный город. Дома. Здания. Горы.
Практическая часть: выполнение заданий.
3.6.Сюжетное рисование «Моя Вообразилия»
Теоретическая часть: сказочные человечки, чудо-дерево
Практическая часть: выполнение заданий.
3.7.Рисуем цветным песком на картоне.
Теоретическая часть: изучение цветов, холодные и теплые цвета, яркие и
бледные цвета.
24

Практическая часть: рисунок с клеевой основой по шаблону, рисунок
холодными цветами песка, рисунок яркими цветами песка, выполнение заданий.
3.8.Сюжетное рисование по теме: Детство
Теоретическая часть: Понятие ребенок, взрослый, подросток. что такое
девство, любимые игры девства и т.д.
Практическая часть: выполнение задания
4. Рисование по образцу или по трафарету.
4.1.Рисование по образцу. Эмоции и чувства.
Теория: изучение эмоций: грусть, тоска, злость, радость, счастье и т.д.
Практика: упражнения «Покажи эмоции», психологический тренинг
«Эмоциональное раскрепощение», рисование разных эмоций по образцу.
4.2.Рисование по трафарету: Моя любимая чашка.
Теоретическая часть: форма чашек, кружек. Узоры.
Практическая часть: выполнение заданий.
4.3.Сюжетное рисование по теме: Мой дом
Теория: что такое дом, какие комнаты есть в доме, какие предметы есть в
доме.
Практика: Сюжетно-ролевая игра «Приходите в гости»
4.4.Лепка из песка по образцу.
Теория: Изучения геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и т.д.
Практика: Лепка геометрически фигур при помощи формочек и без них.
4.5.«Мое имя на песке»
Теория: Имя, что значит имя, уменьшительное ласкательное имя.
Практика: образный рисунок своего имени на песке в разных техниках.
4.6.Техника рисования песком «Отпечатка»
Теоретическая часть: следы. Лебеди. Тень. Что на что похоже.
Практическая часть: выполнение заданий.
4.7.Закрепление техники рисования песком «Отпечатка»
Теоретическая часть: ассоциации
Практическая часть: выполнение заданий.
25

4.8.Сюжетное рисование по теме «Фруктовый сад»
Теоретическая часть: фрукты, фруктовые деревья. Сады.
Практическая часть: выполнение заданий.
5. Сюжетное рисование.
5.1.Сюжетное рисование по теме «Радуга над городом»
Теория: изучение явление радуга, изучение 7 цветов радуги.
Практика: рисунок радуги на песке, игра «Радуга-дуга».
5.2.Работа с карточками «Время года весна»
Теория: 3 месяца весны и их особенности, погода весной.
Практика: игра с набором карточек «Весна»
5.3.Знакомство с техникой «Вытеснение». Дерево.
Теоретическая часть: строение дерева
Практическая часть: выполнение заданий.
5.4.Сюжетное рисование по теме: «Весенняя капель»
Теория: Время года -весна, признаки весны, весенние предметы.
Практика: Упражнение на песке «Повтори-ка», рисование весенних
ручейков.
5.5. Сюжетное рисование по теме: «Море»
Теория: обитатели моря, сказка про сокровища.
Практика: упражнение на песке «Найди лишнее», ролевая игра «Найди
клад», рисование морских волн.
5.6. Просмотр песочной сказки «Колобок»
Теория: изучение сказки колобок.
Практика: Проигрывание сказки с пальчиковыми игрушками.
5.7. Рисование песочной сказки «Колобок». Часть1.
Теория: изучение отдельных героев сказки «Колобок»
Практика: рисование на песке разных героев сказки.
5.8. Рисование песочной сказки «Колобок». Часть2.
Теория: Сказка на новый лад.
Практика: Ролевая игра на песке «КолоБочка»
26

5.9. Сюжетное рисование по собственному замыслу.
Теория: Повторение всех техник насыпания.
Практика: самостоятельное рисование на песке.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
- знания изобразительного материала – песок, его виды, свойства,
возможности использования песка в жизни человека;
- владение базовыми умениями и навыками рисования на песочном
планшете: плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук,
координировать движение руки и глаза;
- умение передавать форму, строение предмета и его частей;
- владение речью, зрительно-моторной координацией;
-владение мелкой моторикой рук;
- умение осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные
переживания;
- улучшение психоэмоционального состояния ребёнка;
Метапредметные:
- развитие инициативности, любознательности, активности;
- развитие познавательных и психических процессов: восприятие, память,
внимание, воображение;
- формирование положительного самоотношения и принятия других людей;
- умение совместно с педагогом и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку своей деятельности на занятии.
Личностные:
-

воспитание

нравственных

качеств

личности

ребенка,

эмоциональноэстетического восприятия окружающего мира;
- воспитание самостоятельности, аккуратности, целеустремленности.
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
27

- развитие творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти,
воображения и фантазии, коммуникативных навыков в процессе совместной
практической творческой деятельности;
-умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности.

28

II.

Организационно-педагогические условия

2.1. Календарный учебный график на 2022 – 2023 учебный год
№
Основные характеристики
п/п
образовательного процесса
36
1.
Количество учебных недель
72
2.
Количество учебных дней
2
3.
Количество часов в неделю
72
4.
Количество часов
16
5.
Недель в I полугодии
20
6.
Недель во II полугодии
12 сентября
7.
Начало занятий
8.
Каникулы
31 декабря – 8 января
9.
Выходные дни
31 мая
10.
Окончание учебного года
2.2. Условия реализации программы
Набор обучающихся производится по желанию и потребностям детей и по
заявлению\законного представителя. Работа с детьми индивидуальная. Группа
разновозрастная с ОВЗ. Количество детей, одновременно находящихся в группе
не более 2. Форма проведения занятий-очная. Индивидуально-групповая.
Материально-техническое обеспечение: Установка интернета (1 кабинет),
устройство локальной сети (1 кабинет), мультимедийное оборудование: экран,
проектор (1 комплект), ПО «Песочная терапия» студия «ВиЭль», стол для
рисование песком с набором и крышкой – 3 шт., песок – 6 кг.
Кадровое обеспечение: Должность - педагог дополнительного образование,
педагог-организатор. Образование – среднее специальное, высшее. Курсы – курсы
повышения квалификации по обучению детей с ОВЗ.
Методические материалы:
Песочная терапия – это частный метод арт-терапии (психологии творчества),
направленный для оказания психологической / психотерапевтической помощи
через взаимодействие с песком. Песочная терапия для детей позволяет ребенку
по-настоящему выразить проблему, которую он в силу своего возраста не
способен вербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком само по
29

себе

обладает

успокаивающим

эффектом,

способствует

оптимизации

и

стабилизации эмоционального состояния. Во многих случаях игра с песком
выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как,
например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений
невротического характера).
Работа с песком - это способ работы с естественным природным материалом,
который помогает не только «выплеснуть» накопившиеся чувства и уравновесить
эмоциональное состояние, но и увидеть свои сложности и проблемы со стороны,
как будто они чужие.
Этот метод может быть использован в работе с детьми (с 3-х лет), так и с
детьми со следующим спектром проблем:
- сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями, воспитателями,
учителями и сверстниками);
- различные формы нарушений поведения (гиперактивность);
- сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации (развод,
появление младшего ребенка, потери и т.д.);
- повышенная тревожность;
- страхи;
- адаптация в начальной школе и детском саду.
Виды деятельности:
- проба песка;
- знакомство с техникой песочной анимации, основными принципами и
приемами рисования на песке;
- песочная графика - создание простых песочных рисунков;
- песочная трансформация - создание динамичных песочных картин;
- песочная история - разработка сюжета и сценария, и многое другое.
Виды работы с песком:
- рисование на песке (пальцем, кисточкой, стекой);
- рисование с помощью песка;
- песочная анимация на песке;
30

- отпечатки на сыром песке;
- создание скульптур из песка;
- создание скульптур из песка с добавлением воска (такие скульптуры могут
храниться);
- создание ландшафтных скульптур с использованием песка, глины, упавших
плодов с минимальным ущербом для природы и др.
Виды техники рисования:
-техника описание;
-техника закидывания;
-техника засыпания;
-техника насыпания;
-техника вытирания;
-техника отпечатка.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы

аттестации/контроля:

Выполнение

практических

заданий,

наблюдение, тестирование, игра, упражнение, групповая и индивидуальная
работа, показ мультфильмов, фотовыставка, конкурс, презентация творческих
работ.
1.

Методика

«Нарисуй

человека»:

детям предлагается нарисовать

человека. Методика позволяет определить индивидуальные особенности ребенка,
уровень самооценки, интеллектуальные, творческие способности.
2.

Методика «Домик»: позволяет определить уровень развития мелкой

моторики, концентрации внимания.
3.

Методика «Дорисуй фигуру» (О.М. Дьяченко)

Цель: выявление

уровня

развития

творческих

способностей,

изучение оригинальности решения задач на воображение.
2.4. Оценочные материалы при проведении форм аттестации
31

В начале обучения по программе проводится вводная диагностика, в
середине обучения-промежуточный мониторинг, в конце – итоговый.
Используя в диагностической работе метод наблюдения оценивается:
- состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки
или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
- уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек,
расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых
игрушках и тому подобное);
- уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек
ему незнакомы);
- сформированность понятий и умение обобщать (игрушки в лотках
разложены по темам);
- личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в
себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении,
общее эмоциональное состояние).
Во время беседы с ребенком на тему выполненного им задания, оценивается
сформированность следующих параметров:
- уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи,
лексику);
- уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в
песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
- эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации,
устойчивость);
- стиль семейных отношений (диалоги между героями);
- уровень развития таких психических процессов, как произвольная и
непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы,
цвета, размера;
- устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
- воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и тому
подобное).
32

- уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по
местам, доводит ли дело до конца);
- уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
- умение обобщать (способность быстро находить подходящийлоток для
каждой игрушки), сообразительность;
- на групповых (5 – 7 человека) занятиях – уровень сформированности
коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
На основании полученных результатов планируется будущая работа с
детьми.
Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия
Что это может быть? (зрительно) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.
Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные
фигуры, например, двойной круг, десяти конечная звезда, буква "Х"). Они
должны придумать названия к картинкам и объяснить их. Как можно
использовать этот предмет? Детям предлагается назвать как можно больше
способов использования какого-либо предмета, например, пластиковой бутылки,
совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др. Рисование "Чего на свете не
бывает?" Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например, рыба
плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят
и пр. "Что не дорисовано?" На предлагаемых картинках дошкольники
определяют, что художник забыл нарисовать.
Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?" В. Мытацин Педагог садится за стол
напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и
пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев
протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец,
который педагог в этот момент трогает. Ребенок 6-7 лет свободно различает
большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного
пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует
иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок правша, как правило, различает
несколько лучше, чем на левой.
33

Тест "Дорисуй предметы" Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и
перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и
дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения
задания – 10 мин.
Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов - высокий уровень; 89 предметов - средний; 5 предметов – низкий
Методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко)
Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение
оригинальности решения задач на воображение.
Порядок исследования: Ребёнку необходимо дорисовать каждую из фигур
так, чтобы получилась красивая картина. Обработка и анализ результатов.
Количественная оценка

степени оригинальности производится подсчётом

количества изображений, которые не повторялись у ребёнка и не повторялись ни
у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки в которых разные
эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный
коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи
на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребёнок ещё не принимает задачу на
построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не
дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).
1 тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается
изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное,
лишённое деталей;
2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными
деталями;
3 тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какойнибудь воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая
зарядку);
4 тип – Ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету
(н-р: девочка гуляет с собакой);
34

5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому.
Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую
рисовал ребёнок (кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из
второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не
крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих
проявлений в рисунках детей:
Низкий уровень – ребёнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на
воображение;
Средний уровень - ребёнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач
на воображение;
Высокий уровень - ребёнок выполняет задание по 5 типу решения задач на
Воображение.
В.Г. Щур методика «Лесенка»
Цель методики: исследование самооценки детей старшего дошкольного.
Процедура проведения: ребенку показывают нарисованную лесенку с семью
ступеньками, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних
ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем
выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»).
А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже
(«плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не
плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни
почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел
бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть».
«Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».
Интерпретация результатов
Неадекватно завышенная самооценка
35

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама
оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого:
«Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую
ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи,
но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что
оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его
собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я
неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои
действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка
взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается
на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том,
что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности
в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не
знаю».
Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для
таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он
оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически,
эмоционально благополучен.

36

Список литературы
Список рекомендуемой литературы для педагога
1.

Венгер

А.Л.

Психологические

рисуночные

тесты.

–

М.:

ВЛАДОСПРЕСС,2004. – 157с.
2. Венгер А.Л,Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших
школьников. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2003. – 159с.
3. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей. – Ростов н/Д :
Феникс,2013. – 253 с.
4. Гиперактивный ребенок – это не проблема! Материалы для работы с
детьми дошкольного возраста / Авт.-сост. Микляева Н.В. – М.: АРКТИ,
2012. – 100с.
5. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2010. –
172с.
6. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. –
СПб.: Речь, 2011. – 208с.
7. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. – СПб.: Речь, 2010. – 340с.
8. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять
для них сказки. – СПб.: Речь, 2008. – 160с.
9. Кашпук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростов
н/Д : Феникс,2011. – 221 с.
10.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль:
«Академия развития», 1997. – 208с.
11.Ратникова Е.В., Гаврик А.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. –
СПб.: Речь, 2013. – 137с.
12.Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия,
музыкотерапия / под ред. Е.В.Свистуновой. – М.: Форум, 2012. – 192с.
13.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и
коррекционной работы психолога. – 3-е изд.испр. и доп. – М.: АРКТИ,
37

2003. – 208с.
14.Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет.
Психологические игры, упражнения, сказки. – 2-е изд. – М.: Генезис,
2007. – 176с.
15.Шехова О.Г. Сказки, игры и колыбельные для развития малышей. – СПб.:
Речь, - 2011. – 127с.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся
1. Времена года (стихи русских поэтов). – М.: «Самовар»,2007. – 95с.
2. Давайте поиграем. – М.: «Самовар»,2010. – 46с.
3. Считалочки. - М.: «Самовар»,2010. – 46с.
4. 1000 загадок про все на свете / сост. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И.. –
М.:АСТ,2013. – 512с.
5. Маршак С. Кошки – мышки. – М.: «Букет»,1997. – 59с.
6. Степанов В.А. Про зверят. – М.: «Омега».2003.
7. Степанов В.А. Родная природа. – М.: «Фламинго».2006.
8. Степанов В.А. Сказочные загадки. – М.: «Фламинго».2011. – 62 с.
9. Стожкова Н.В. Про зверят. – М.: «АСТ-ПРЕСС»,1999
10.Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе
И.В.Карнауховой. – СПб.: Амфора, 2012. – 255с.
11.Русские народные сказки. Выпуск №1. – М.: «Вече», 2002.
12.Русские народные сказки. Выпуск №3. – М.: «Вече», 2003.
13.Энциклопедия детства. – М.: «Эксмо-Пресс»,2000. – 400с.
Интернет-ресурсы:
По материалам сайта http://doshkolniki.org
http://www.dv-reclama.ru/russia/articles/detail.php?ELEMENT_ID=27333

38

Приложение 1
Диагностика специальных способностей ребенка
Диагностика специальных способностей ребенка
Творческое объединение «песочная анимация»
на 20__-20__учебный год
Дата

проведения

______________________________________________________
Форма проведения
____________________________________________________
Художественные и творческие данные

№

1.

Концентрация внимания на объяснениях и действиях педагога.

2.

Движения рук, способы держать песок и взаимодействовать с ним.

3.

Художественные способности:

1.

Знание пропорция

2.

Соответствие образов натуральным

3.

Движение пальцем

4.

Насыпание

5.

Увлеченность

6.

Артистичность и эмоциональность

4.

Выполнение простых рисунков и фигур

5.

Коммуникативность

Фамилия, имя

Номер критерия диагностики

п/п
1.

2.

3.

1.
2.
3.
39

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Условные обозначения:
+

высокий уровень

+ - средний уровень
-

низкий уровень

Подпись _________________
В

качестве

стимульного

материала

использовались

схематические

карточкиизображения (Таблица 2) различных эмоциональных состояний, с
помощью которых ребенок осуществлял фиксацию своих чувств по отношению к
занятиям песочной терапии
Таблица 2

Во время предъявления карточек и инструкции важно, чтобы ребенок понял
различную степень эмоций, изображенных на рисунках.
Инструкция: «Посмотри, какие рожицы нарисованы на картинках. Скажи,
пожалуйста, они одинаковые или разные? Как ты считаешь, когда челове
улыбается, какое у него настроение? А когда у человека грустное лицо, какое у
него настроение?
40

Давай договоримся: две веселые рожицы в нашем задании будут означать,
что человеку что-то очень-очень нравится, он очень доволен. Одна радостная
рожица означает, что человек испытывает хорошие чувства, но не в сильной
степени. Две грустные рожицы означают, что человеку очень-очень что-то не
нравится, что он сильно не доволен. Одна грустная рожица показывает, что
человеку скорее грустно, чем радостно. Рожица, выражающая спокойствие,
означает, что человек не знает, нравится или не нравится ем что-либо, он еще не
определился».
После объяснения инструкции детям предлагались игровые упражнения
песочной терапии, в процессе которых дети должны были определить
эмоциональное отношение играм на песке, которые фиксировались специалистом.
Каждый ответ (показ карточки) фиксировался на специальном бланке.
Так как исследование проводилось в игровой форме, то дети охотно
включались в процесс, но следует заметить, что большая часть ответов (показов
карточек) детей не отличалась разнообразием, некоторые дети показывали
карточку такую, как у соседа.
Обработка эмпирических материалов:
Каждый участник исследования получал свой индекс: +2 – очень нравится,
+1 – нравится, 0 – еще не определился, –1 – не нравится, –2 – очень не нравится.
Далее цифры перекодировались следующим образом: индекс –2принимался за 1
балл, индекс –1 за 2 балла, индекс 0 за 3 балла, индекс +1 за 4 балла, индекс +2 за
5 баллов.
Полученные данные

предварительно

позволили

разделить детей

на

следующие группы:
- дети, испытывающие позитивное отношение к песочной терапии (средний
балл выше 3,8);
- дети, не определившиеся с отношением к песочной терапии (средний балл
от 2,4 до3,7);
- дети, испытывающие негативное отношение к песочной терапии (средний
балл менее 2,3).
41

Обобщив результаты исследований, все дети были разделены на 3 группы по
уровню эмоционального отношения к песочной терапии:
1. Высокий уровень. В данную группу мы отнесли детей, испытывающих
положительное эмоциональное отношение к песочной терапии.
2. Средний уровень. В эту группу вошли дети, проявляющие равнодушие или
неопределенность в отношении к песочной терапии.
3. Низкий уровень. К этой группе мы отнесли детей, испытывающих
негативное отношение к песочной терапии.
Позитивные эмоциональные отношения к деятельности свидетельствуют о
наличии

у

ребенка

благоприятных

переживаний.

Все

остальные

виды

эмоциональных отношений – это тревожный симптом, указывающий на наличие
проблем в эмоциональной сфере.
Неопределенное

отношение

указывает

на

наличие

тенденции

инфантильности в эмоциональном развитии, о несформированности адекватного
уровня осознания эмоций.
Результаты исследования позволяют целенаправленно планировать и строить
индивидуальную

работу

с

каждым

ребенком.

Позитивное

отношение

свидетельствует о том, что именно в этой деятельности ребенок имеет
возможность наиболее адекватно самореализоваться.
Определение эффективности совместной арт-деятельности в процессе
песочной терапии
Для этого мы использовали метод экспертов. Экспертами выступили 6
специалистов: музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования
по изодеятельности, воспитатели, учителя-дефектологи, логопеды, психологи. Все
специалисты, вошедшие в экспертную группу, непосредственно работали с
детьми с 2015 года и были свидетелями реализации технологии песочной терапии
на практике.
Анкетирование проводилось индивидуально, так чтобы эксперты не могли
влиять на мнение друг друга.
42

Экспертам были розданы типовые карты, где они должны были отметить
уровень развития данных свойств. Исследование проводилось в 2 этапа: в начале
и в конце реализации программы.
Теоретическим основанием следующего диагностического исследования
послужило утверждение ведущей роли деятельности в формировании и развитии
личности (А. Н.Леонтьев, Д. И.Фельдштейн, Л. П.Буева), которое позволяет
рассматривать коллективную деятельность в качестве одного из ведущих
фактором формирования всесторонней и гармоничной личности. Поэтому его
целью было выявление личного вклада ребенка в коллективную арт-деятельность
и психологическую атмосферу коллектива (основой для данной методики явилась
методика канд. психол. наук Т. П.Абакировой «Эффективность совместной
деятельности»). На первом этапе было важно выявить изначальный уровень этих
качеств до момента специально организованной совместной арт-деятельности в
условиях детского домаинтерната.
Сущность оценивания заключалась в том, что экспертов просили оценить
личный

вклад

ребенка

в

коллективную

арт-деятельность

и

вклад

в

психологическую атмосферу в процессе специально организованной ситуации,
требующей от детей проявления навыков взаимодействия (коллективный
рисунок, коллективная сказка о песочном городе, музыкальная игра с песком,
рисование на песке и рисование песком, исследовательская деятельность с
использованием песочной терапии) по следующей шкале:
+2 – значительный положительный вклад
+1 – положительный вклад
0 – вклада не вносит
–1 – вносит отрицательный вклад
–2 – вносит значительный отрицательный вклад
Эксперт должен был выбрать и занести в таблицу цифру, наиболее точно
отражающую состояние ребенка в момент исследования.

43

При обработке эмпирических материалов индексы перекодировались
следующим

образом:

индекс

–2,

соответствующий

значительному

отрицательному вкладу, принимается за 1 балл;
следующий за ним индекс –1 за 2; индекс 0 за 3 балла; +1 за 4 балла; индекс
+2 за 5 баллов.
Положительный вклад всегда получал высокие баллы, а отрицательный –
низкие.
Полученные данные

предварительно

позволили

разделить детей

на

следующие группы:
- дети, вносящие положительный вклад (средний балл выше 4);
- дети, не вносящие никакого вклада (средний балл от 3 до 4);
- дети, вносящие отрицательный вклад (средний балл менее 3).
Обобщив результаты исследований, мы всех детей разделили на три группы
по уровню вклада в коллективную арт-деятельность:
1. Высокий уровень. Сюда мы отнесли детей, заинтересованных в результате
совместной арт-деятельности, регулярно проявляющих высокую творческую
и социальную активность, ориентированных на сотрудничество, умеющих при
любых условиях поддерживать доброжелательные отношения в коллективе.
2. Средний уровень. Эти дети принимают участие в совместной артдеятельности «за компанию», но не проявляют особой личной инициативности.
Поддерживают нейтралитет в отношениях, не конфликтуют. Охотно идут за
лидерами.
3. Низкий уровень. В данную группу вошли дети замкнутые, нерешительные,
агрессивные,

раздражительные,

отрицающие

совместную

деятельность,

пассивные, боящиеся неудач, не умеющие и не желающие поддерживать
положительный психологический климат в коллективе.
Бланк исследования
Карта определения эффективности совместной арт-деятельности
Группа:
Даты диагностики:
44

1 этап. Начало реализации программы.
2этап. Конец реализации программы.

+ 2 – значительный положительный вклад;
+1 – положительный вклад;
0 – вклада не вносит;
- 1 – вносит отрицательный вклад;
-2 – вносит значительный отрицательный вклад.
Эксперт должен был выбрать и занести в таблицу цифру, наиболее точно
отражающую состояние ребенка в момент исследования.
Определение степени социальной адаптированности ребенка
Динамика

социальной

адаптированности

младших

школьников

отслеживалась нами для определения эффективности условий жизнедеятельности
временного детского коллектива, темпам приспособления к новым условиям
среды, к ролевым функциям, социальным нормам. Наблюдение проводилось
воспитателями в течение всего года реализации программы. Типовые карты
заполнялись в 2 этапа (в первую и последнюю неделю реализации программы).
Наблюдения проводились по следующим параметрам физическое состояние
ребенка, эмоциональный фон настроения, активность взаимодействия (взрослыйребенок, ребенок-ребенок), участие в совместной игровой деятельности,
готовность к продуктивному сотрудничеству, отношение к труду.
45

Результаты оценивались по 3 уровням: высокий (3 балла), средний (2 балла),
низкий (1 балл).
Полученные данные позволили разделить детей на следующие группы:
- дети, быстро и легко адаптирующиеся (средний балл выше 2,4);
- дети, испытывающие небольшие сложности в адаптации (средний балл от
1,7 до 2,4);
- дезадаптированные дети (средний балл менее 1,7).
Обобщив результаты исследований, все дети были разделены на три группы
по уровню социальной адаптации:
1. Высокий уровень социальной адаптации. Хорошее самочувствие (сон,
аппетит), настроение, с удовольствием вступает в контакт с детьми и взрослыми,
является активным участником совместной игровой, учебной и внеучебной
деятельности.
2.

Средний

уровень

социальной

адаптации.

Преобладает

хорошее

настроение, самочувствие, но может наблюдаться нарушение сна, аппетита.
Участвуют во всех видах деятельности, но не всегда активно. В отношениях с
детьми и взрослыми проявляют доброжелательность, но часто предпочитают не
вступать в контакт, а находиться рядом.
3. Низкий уровень социальной адаптации. Эту группу детей характеризует
недомогание,

плохое

настроение,

высокая

тревожность,

эмоциональная

холодность, пассивность, агрессия, нарушение дисциплины, напряженные
отношения с детьми и взрослыми, отказ от совместной деятельности.
Бланк исследования
Определение степени социальной адаптированности ребенка
Группа:
Даты диагностики:
1 этап. Начало программы.
2этап. Конец программы.

46

В – высокий уровень; С – средний; Н – низкий уровень адаптированности.
Критерии социальной адаптированности:
1. Ощущение ребенком радости от непосредственных и опосредованных
контактов с микро – и макросредой.
2.

Удовлетворенность

ребенком

уровнем

сформированности

своих

жизненноценных социальных функций и подготовленности к продуктивному
сотрудничеству

с

другими

людьми

в

разнообразной

коллективной

жизнедеятельности.
3. Практическая состоятельность ребенка с проблемами в развитии в
учебнопознавательной, трудовой, общественной деятельности, в осуществлении
межличностных и предметно-деловых отношений со сверстниками и другими
людьми из близкого и далекого окружения.
4. Реальная результативность включения ребенка с проблемами в развитии в
совместную общественно-полезную деятельность

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».