Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
«Глиняная игрушка»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся 5- 11лет.
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель программы:
Ростова Нина Ивановна
педагог дополнительного образования
г. Верхняя Салда
2022 год
Вид программы
Паспорт программы
Адаптированная дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
Название программы
Аннотация программы
Актуальность
программы
Форма обучения
« Глиняная игрушка»
Программа направлена на то, чтобы обеспечить более высокий
уровень социально-нравственного, художественноэстетического и познавательного развития при овладении
приемами лепки и максимально полно адаптироваться к жизни в
обществе, семье. Программа построена на коррекционной
работе взаимодействия с учащимися, имеющими ограниченные
возможности здоровья. Программа предлагает к освоению
многообразные возможности пластических материалов
(пластилин, соленое тесто, глина), знакомит с их свойствами
(пластичность, вязкость) и возможность воздействовать на
материал.
В настоящее время одним из приоритетных направлений
образовательной политики Российской Федерации становится
развитие дополнительного образования детей, в том числе для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов. Основные ожидаемые результаты реализации
Концепции развития дополнительного образования детей,
связаны с качеством и доступностью образовательных услуг для
всех категорий детей, в том числе: реализация модели адресной
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с
одаренными детьми.
Очная, индивидуально-групповая.
По содержательной
направленности
Принцип составления
Художественная
Сроки реализации
программы
Краткосрочная,
Количество учебных часов: 36
Занятия 1 раз в неделю по 40 минут
5-11 лет
Возрастная категория
контингента,
Особенности
контингента
Форма организации
деятельности
Охват обучающихся
Характер
познавательной
активности
Уровень усвоения
программы
Приоритет
педагогических задач
Составительская
Дети с ОВЗ
Кружковая
Индивидуальные, групповые занятия
Репродуктивный, алгоритмический, творческий
Ознакомительный минимальный стартовый
Обучающие, развивающие, воспитательные, коррекционные.
2
Цель программы
Освоение приемов изготовления изделий из глины.
Задачи программы
Образовательные:
- познакомить с технологией изготовления поделок и приёмами
работы с глиной;
- овладеть навыками работы с пластическим материалом и
декорирования изделий.
Развивающие:
- уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с педагогом
- сформировать умение формулировать собственное мнение,
учитывая различные точки зрения;
- сотрудничать со своими сверстниками и принимать участие в
коллективной работе
Воспитательные:
- формирование интереса к декоративно-прикладному искусству
и уважительного отношения к культурному наследию.
- развивать у детей культуру труда и волевых качеств
обучающихся
(организация рабочего места, трудолюбие,
терпение и усидчивость, аккуратность при выполнении изделий,
Коррекционные:
- развивать и совершенствовать сенсомоторную
координацию, мелкую моторику, пространственное
восприятие;
- уточнять и расширять сенсорные представления детей
(цвет, величина, пропорции, форма);
- корректировать и развивать эмоциональную сферу.
Планируемые
результаты освоения
программы
ФИО педагога,
квалификация педагога
К концу обучения, обучающиеся будут:
Знать:
- техники лепки: шар, валик, конус, лепешка и
преобразовывать в иные формы шар - диск, валик замыкать в
кольцо, инструменты и приспособления;
- способы декорирования: стекой, формочками, бусинками,
семечками;
- этапы изготовления изделий;
- требования техники безопасности при работе с
материалом и инструментом.
Уметь:
- овладеть навыками работы с материалом (раскатывание,
сплющивание, вытягивание);
- подбирать цвета при изготовлении поделок;
- планировать свою работу и доводить её до конца;
декорировать: формочками, стекой, бусинками,
семечками, пуговицами
Ростова Нина Ивановна - педагог дополнительного образования
высшая КК
Наименование
учреждения, в котором
реализуется программа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
3
Оглавление
Стр.
1
Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
5
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Учебный план
8
1.3. Содержание учебного плана
8
1.4. Планируемые результаты программы
10
2
Комплекс организационно-педагогических условий
11
2.1. Календарный учебный график
11
2.2. Условия реализации программы
11
2.3
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
14
2.4
Оценочные материалы
14
2.5
Информационные источники
14
Приложение
16
4
1. Комплекс основных характеристик образования
1 .1. Пояснительная записка.
Программа имеет художественную направленность, т.к. ориентирована на развитие
общей и эстетической культуры обучающихся, творческих способностей в создание
художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование
коммуникативной культуры и знакомит с технологией изготовления изделий из глины и
соленого теста
Содержание программы направлено на решение проблем в обучении, развитии,
социальной адаптации, а также освоения детьми практических творческих навыков
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Глиняная
игрушка» разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196"Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам", утвержденным»;
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
4.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);
5.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детейинвалидов с ограниченными возможностям здоровья, включая детей -инвалидов, с учётом их
особых образовательных потребностей";
6.
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 "Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ";
7.
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 №162-Д "Об утверждении концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года";
8.
Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года» //
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
9.
Методические
рекомендации
«Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области», утв.
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 №70-Д;
10.
"Стратегия развития и воспитания в Свердловской области до 2025 года"
(Постановление правительства Свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017 года);
11.
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 " Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ".
12. Образовательная программа Муниципального автономного образовательного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» на 2020-2021
учебный год.
13. Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ»
14. Учебный план «ДЮЦ» на 2021-2022 учебный год.
5
Актуальность программы.
В настоящее время одним из приоритетных направлений образовательной политики
Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей, в том
числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
состоит из всестороннего развития личности, которое складывается не из коррекции
отдельных функций, а предполагает целостный подход. Это позволяет поднять на более
высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические,
физические, интеллектуальные.
Для того чтобы дети с ОВЗ в обществе чувствовали себя более уверенно, их важно
обучить базовым трудовым навыкам, необходимых для выполнения несложных работ в их
будущем. Это способствует развитию познавательной и мыслительной деятельности,
формируются такие личностные качества, как привычки к трудовому усилию, способность
работать в коллективе, что является важным условием для социальной адаптации
обучающихся. Сфера дополнительного образования имеет широчайшие возможности для
решения этой проблемы.
Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, воображение, формируются навыки
ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт –
чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья являются глина.
Содержание каждого занятия программы «Волшебная глина» призвано расширять
кругозор детей. Через лепку у детей развивается наглядно-образное и логическое мышление,
творческое воображение, речь и память, точность движения пальцев рук. Работа с
доступными материалами превращается в увлекательный и интересный процесс, позволяет
детям быстро достичь желаемого результата, тем самым создаёт для них ситуацию успеха.
Программа «Глиняная игрушка» позволяет решать не только обучающие задачи, но
и создает условия для формирования положительных личностных качеств ребенка. Через
занятия творческой деятельностью появляются реальные возможности психологической
помощи ребенку. Поэтому сочетание психологического подхода, развивающей и
художественно-эстетической направленности, составляющих программу, становится
особенно актуальным.
Отличительной особенностью программы является использование на занятиях
специальных методов и авторских приемов обучения, которые позволяют ее применять в
работе с детьми с ОВЗ, помогают детям преодолевать трудности при усвоении знаний и
умений в художественном творчестве, обусловленные особенностями их развития.
Новизна программы. В программе применяется широкий комплекс различного
дополнительного материала по декоративно-прикладному искусству, что позволяет
выполнять работы в разнообразной смешанной технике. В программе предусмотрено, чтобы
каждое занятие имело развивающую направленность, в процессе чего происходит овладение
основными навыками лепки, приобщение детей к активной познавательной и творческой
работе.
Педагогическая целесообразность программы Программа позволяет педагогу
учитывать индивидуальные особенности развития детей и обеспечивать индивидуальный
подход к каждому из них. Это способствует развитию ребенка и создает благоприятные
условия для художественного самовыражения и творчества.
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей 5- 11 лет с ограниченными возможностями здоровья:
с задержкой психического развития, нарушением интеллекта, с речевым нарушением.
Группа имеет постоянный состав обучающихся. Одновременно на учебном занятии
присутствует от 3 – до 5 детей одного возраста.
Для успешной реализации программы необходимо учитывать возрастные особенности
детей.
В возрасте 7-8 лет происходит созревание психических и физиологических структур
головного мозга. Становление готовности к систематическому учебному труду. Стремление
6
к гармонии в отношениях со сверстниками и взрослыми, диалоговому контакту со
сверстниками и взрослыми. Особенности этого возраста – это
подвижность,
любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, эмоциональность,
подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чемлибо одном. Для организации внимания и усидчивости используется наглядность (таблицы,
схемы, технологические карты), технические средства обучения (видеоматериалы), ролевые
игры (мастер и подмастерье), конкурсы, чередование
разных видов деятельности:
фронтальные, парные и индивидуальные формы работы, использование физкультминуток.
Педагог создает ситуацию успеха для каждого воспитанника, тем самым помогая, выразить
себя и проявлять лучшие качества.
Возраст 9-11 лет - предподростковый период, происходит накопление ребёнком
физических и духовных сил. Стремление утвердить себя, как приобретение опыта
социальных отношений. Приоритетная ценность – нравственное отношение к себе: доброта,
забота, внимание. Возраст, который является самым важным для развития эстетического
восприятия, творчества и формирования нравственных отношений к жизни. Благоприятный
возраст для развития способностей к рефлексии. Ведущая роль в этом возрасте - социальнозначимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение,
общественно-полезный труд. На занятиях используется технология дифференцированного
обучения.
Детям с задержкой психического развития требуется в большем количестве помощь
при усвоении нового, значительное число повторов и возможность практического
использования новых знаний.
Детям с нарушениями интеллекта требуется особые методы и приемы коррекционнопедагогической помощи для перехода с одного уровня ориентировки в окружающем на
другой, т.е. с одного вида мыслительной деятельности к другому более сложному, в
обучении социальным нормам и их самостоятельному соблюдению;
Детям с речевыми нарушениями требуется создание специальных условий для
развития речевых возможностей путем усвоения нового материала с помощью практической
деятельности.
Режим занятий:
Учебные занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Один
академический час - 40 минут.
Объем учебного времени:
Количество часов по данной программе 36.
Срок освоения программы:
Освоение программы определяется содержанием программы рассчитанной на 9
месяцев и составляет 36 занятий.
Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации
образовательной программы: традиционная модель.
Перечень форм обучения: Очная. Индивидуальная, групповая.
Перечень видов занятий: беседа, выставка, игра, практическое занятие, презентация.
Перечень
форм
проведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: творческая работа, наблюдение.
7
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: Развитие творческих способностей ребенка в процессе овладения приемами
лепки из глины.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с технологией изготовления поделок и приёмами работы с глиной;
- овладеть навыками работы с пластическим материалом и декорирования изделий.
Развивающие:
- уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с педагогом
- сформировать умение формулировать собственное мнение, учитывая различные
точки зрения;
- сотрудничать со своими сверстниками и принимать участие в коллективной работе.
Воспитательные:
- формирование интереса к декоративно-прикладному искусству и уважительного
отношения к культурному наследию.
- развивать у детей культуру труда и волевых качеств обучающихся (организация
рабочего места, трудолюбие, терпение и усидчивость, аккуратность при выполнении
изделий,
Коррекционные:
- развивать и совершенствовать сенсомоторную координацию, мелкую моторику,
пространственное восприятие;
- уточнять и расширять сенсорные представления детей (цвет, величина, пропорции,
форма);
- корректировать и развивать эмоциональную сферу.
1.3. Учебный план.
№
п/п
Название раздела
1.
Особенности работы с 1
глиной.
Скульптуры
малых 6
форм.
Народные игрушки из 1
глины.
0,5
0,5
5
1
2.2.
Лошадка
2
2
2.3.
Полкан
2
2
2.4.
Лесная нечисть
1
1
3.
3.1.
Объемные игрушки
Медведь
6
2
5,5
3.2.
Олень
2
2
3.3.
Лисица
2
2
4.
Свистульки
6
5
2.
2.1.
Количество часов
всего
практика
теория
1
1,5
Форма
аттестации/контроля
Лепка
работы
в
соответствии с замыслом.
Тест
«Отличительные
особенности
глиняных
игрушек»
Лепка
работы
в
соответствии с замыслом.
Моделирование
проблемной ситуации
Лепка
работы
в
соответствии с замыслом
Лепка
работы
в
соответствии с замыслом
0,5
0,5
.
1
Лепка
работы
в
соответствии с замыслом
Лепка
работы
в
соответствии с замыслом
Лепка работы в
8
4.1.
Уточка
2
1,5
4.2
Петушок
2
2
4.3
Таволожская игрушка
2
1,5
0,5
5.
Копилки
6
5,5
0,5
5.1.
«Кот»
2
1,5
0,5
5.2
«Смешарик»
2
2
5.3
«Поросенок»
2
2
6.
Лепка из пластин
6
5,5
0,5
6.1
Средневековый замок
6
5,5
0,5
7.
Соленое тесто.
4
3,5
0,5
7.1.
7.2.
Гусеница
Ежик с корзиной
1
1
1
1
7.3.
Подсолнухи
1
1
7.4.
Бабочки
1
1
9.
Диагностика
обученности
1
Итого:
36
0,5
1
30,5
соответствии с замыслом
Лепка работы в
соответствии с замыслом
Лепка
работы
в
соответствии с замыслом
Лепка работы в
соответствии с замыслом
Лепка работы в
соответствии с замыслом
Лепка работы в
соответствии с замыслом
Лепка работы в
соответствии с замыслом
Лепка работы в
соответствии с замыслом
Лепка работы в
соответствии с замыслом.
Создание проблемной
ситуации. Мини – проект.
Фото-отчёт
Лепка
работы
в
соответствии с замыслом
Лепка
работы
в
соответствии с замыслом
Лепка
работы
в
соответствии с замыслом
Анкетирование,
выполнение творческой
работы
5,5
1.4 Содержание учебного плана.
Раздел 1. Особенности работы с глиной. Презентация творческого объединения
(1 ч.)
Теория. Экскурсия по центру, знакомство с работой творческого объединения,
планами на учебный год и расписанием занятий, инструменты и принадлежности, техника
безопасности. Беседа о глине. Свойства, происхождение глины. Виды глин. Знакомство с
особенности работы с глиной, пригодность глины для лепки. Знакомство с работой
муфельной печи. Инструменты.
Практика. Проведение опытов с глиной (пластичность, водонепроницаемость,
хрупкость, твердость, растворяемость в воде). Первичная диагностика-лепка улитки.
Раздел 2. Лепка скульптур малых форм. (6 ч.)
Тема 2.1. Народные игрушки из глины. (1 ч.)
(дымковская, филимоновская, каргапольская.
Теория. Презентация «Народные промыслы России. Керамические игрушки». Видео
«Народные игрушки из глины». Отличительные особенности глиняных игрушек. Форма.
Образ. Цвет.
Практика. Задание «Соотнеси изображение игрушки с названием промысла»
Тема 2.2. Лошадка (по мотивам дымковской игрушки). (2 ч.)
9
Теория. Формование из целого куска способом вытягивания. Характерные
особенности скульптурного способа лепки.
Практика. Лепка лошадки по схеме из одного куска глины путем вытягивания,
сплющивания деталей. При необходимости использовать смешанную технику для
добавления недостающих деталей. Роспись (побелка, геометрический орнамент). Словарный
диктант на определение специальной терминологии.
Тема 2.3. Полкан (по мотивам каргапольской игрушки). (2 ч.)
Теория. Лепка игрушки по частям. Характерные особенности конструктивного
способа лепки. Игрушка монолитна. Фигура Полкана коренастая.
Практика. Лепка лошадки и Полкана по схеме конструктивным способом (из разных
деталей). Раскрашивание в 3 приема (сплошная окраска белилами, комбинация пятен и
линий, геометрический узор).
Тема 2.4. Лесная нечисть (по мотивам филимоновской игрушки) (1 ч.)
Теория. Формование из целого куска способом вдавливания. Характерные
особенности скульптурного способа лепки.
Практика. Лепка по творческому замыслу лесной нечисти (Леший, Кикимора) из
одного куска глины путем вытягивания, сплющивания деталей. При необходимости
использовать смешанную технику для добавления недостающих деталей. Роспись (штрихи,
веточки, звездочки, листики).
Раздел 3. Объемные игрушки. (6 ч.)
Тема 3.1. Медведь. (2ч.)
Теория. Характерные особенности конструктивного способа лепки. Лепка из шара,
капли, лепешки. Соединение деталей, примазывание. Лепка из шара. Технологические схемы
«Последовательность изготовления объемных игрушек».
Практика. Лепка медведя. Раскрашивание гуашью, покрытие лаком.
Тема 3.2. Олень. (2 ч.)
. Теория. Характерные особенности конструктивного способа лепки. Лепка из шара,
капли, лепешки. Соединение деталей, примазывание. Лепка из шара. Технологические схемы
«Последовательность изготовления объемных игрушек».
Практика. Лепка оленя. Раскрашивание гуашью, покрытие лаком.
Тема 3.3. Лисица. ( 2ч.)
Теория. Характерные особенности конструктивного способа лепки. Лепка из шара,
капли, лепешки. Соединение деталей, примазывание. Лепка из шара. Технологические схемы
«Последовательность изготовления объемных игрушек».
Практика. Лепка лисицы. Раскрашивание гуашью, покрытие лаком.
Раздел 4. Свистульки. (6 ч.)
Тема 4.1. Уточка. (2ч.)
Теория. Характерные особенности лепки дымковских свистулек.
Практика. Лепка свистульки уточки. Раскрашивание гуашью, покрытие лаком.
Тема 4.2. Петушок. (2ч.)
Теория. Характерные особенности лепки каргапольских, филимоновских свистулек.
Практика. Лепка свистульки петушок. Раскрашивание гуашью, покрытие лаком
Тема 4.2. Таволожские свистульки. (2ч.)
Теория. Характерные особенности лепки таволожских свистулек.
Практика. Лепка свистулек: лошадки, птицы, лося. Раскрашивание гуашью, покрытие
лаком
Раздел 5. Копилки. (6 ч.)
Тема 5.1. Кот. (2ч.)
Теория. Формование из пластины способом раскатывание на полукруглую болванку
пустотелой формы в виде яйца. Раскатывание пластины разной толщины. Соединение.
Практика. Копилка кот. Дополнение деталями. Раскрашивание гуашью, покрытие
лаком.
Тема 5.2. Смешарики. (2ч.)
Теория. Формование из пластины способом раскатывание на полукруглую болванку
пустотелой формы в виде яйца. Раскатывание пластины разной толщины. Соединение.
10
Практика. Копилка Смешарики. Дополнение деталями. Раскрашивание гуашью,
покрытие лаком.
Тема 5.3. Поросенок. (2ч.)
Теория. Формование из пластины способом раскатывание на полукруглую болванку
пустотелой формы в виде яйца. Раскатывание пластины разной толщины. Соединение.
Практика. Копилка поросенок. Дополнение деталями. Раскрашивание гуашью,
покрытие лаком.
Раздел 6. Лепка из пластин. ( 6 ч.)
Тема 6.1. Средневековый замок. (6 ч.)
Теория. Творческая мастерская. Техника изготовления пустотелых форм с помощью
болванок. Использование болванок цилиндрической и полукруглой формы. Раскатывание
глины при помощи скалки в пластину, толщиной 1 см. Вырезание по линейке размер
пластины по ширине и длине равной данному образцу.
Практика. Эскиз замка. Лепка башенок круглой и прямоугольной формы.
Оформление окон, рельефное прорезывание имитации черепицы и кирпича.
Раздел 7. Соленое тесто. (4 ч.)
Тема 7.1. Гусеница.(1 ч)
Теория. Подбор цвета для теста. Инструменты и приспособления (скалка, стеки,
готовые формы, рамочка для фото, пищевые краски). Эскиз работы.
Практика. Лепка поделки на основу и приклеивание с помощью воды (картон,
фанера, рамочка) гусеницы.
Тема 7.2. Ежик с корзиной.(1 ч.)
Теория. Подбор цвета для теста. Инструменты и приспособления (скалка, стеки,
готовые формы, рамочка для фото, пищевые краски). Эскиз работы.
Практика. Лепка поделки на основу и приклеивание с помощью воды (картон,
фанера, рамочка) ежика с корзиной грибов.
Тема 7.3. Подсолнухи.(1 ч.)
Теория. Подбор цвета для теста. Инструменты и приспособления (скалка, стеки,
готовые формы, рамочка для фото, пищевые краски). Эскиз работы.
Практика. Лепка поделки на основу и приклеивание с помощью воды (картон,
фанера, рамочка) панно подсолнухи.
Тема 7.4. Бабочки.(1 ч.)
Теория. Подбор цвета для теста. Инструменты и приспособления (скалка, стеки,
готовые формы, рамочка для фото, пищевые краски). Эскиз работы.
Практика. Лепка поделки на основу и приклеивание с помощью воды (картон,
фанера, рамочка) бабочки.
Раздел 8. Диагностика обученности. (1 ч.).
Изготовление творческой работы (для определения уровня усвоения программы.)
Анкетирование.
1.5. Планируемые результаты программы.
Метапредметные:
работает по образцу, по предложенному плану, инструкции;
умеет формулировать собственное мнение и позицию;
умеет сотрудничать с взрослыми и сверстниками, работает в паре/группе:
умеет обращаться за помощью, задает вопросы, договаривается.
Личностные:
проявляет интерес к художественной деятельности и уважительное отношение
к родной природе и народной культуре.
сформированы основы социально-личностные и нравственные качества:
ответственность, трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость.
Коррекционные:
- развивать и совершенствовать сенсомоторную координацию, мелкую моторику,
пространственное восприятие;
11
- уточнять и расширять сенсорные представления детей (цвет, величина, пропорции,
форма);
- корректировать и развивать эмоциональную сферу.
Предметные
Знать:
- техники лепки: шар, валик, лепешка и преобразовывать в иные формы шар - диск,
валик замыкать в кольцо, инструменты и приспособления;
- способы декорирования: стекой, формочками, бусинками, семечками;
- этапы изготовления изделий;
- требования техники безопасности при работе с материалом и инструментом.
Уметь:
- владеть навыками работы с материалом (раскатывание, сплющивание, вытягивание);
- подбирать цвета при изготовлении поделок;
- декорировать: формочками, стекой, бусинками, семечками, пуговицами.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график (Приложение 1)
2.2. Условия реализации программы.
Набор несовершеннолетних обучающихся на программу«Глиняная игрушка»
производится по договору между учреждением дополнительного образования - «ДЮЦ» и
образовательной организацией. Также для зачисления детей необходимо заявление родителя
или законного представителя с подписанием согласия на обработку персональных данных и
сертификата учета.
Набор в группу является добровольным, состав постоянным.
Занятия проводятся на базе образовательного учреждения «ДЮЦ». Программа
реализуется в очном формате. Дистанционная форма обучения предполагается при введении
ограничительных мероприятий на основании приказа начальника Управления образования.
Для работы необходима природная глина, которую заготавливает педагог. Инструменты
и оборудование предоставляет учреждение.
Материально-техническое обеспечение.
Для работы необходима глина, которую заготавливает педагог. Инструменты и
оборудование предоставляет учреждение.
учебный кабинет, оборудованный
набор деревянных болванок разного
в соответствии с санитарными нормами;
размера - 12 шт.
ростовые парты- 6 шт.
набор стеков - 15 шт.
стол письменный – 1 шт.,
скалки 6 шт., сито – 1 шт.
стул – 15 шт.
зубочистки – 30 шт.
компьютер-1шт., принтер- 1шт;
кисти щетиновые № 2, 3, - 10 шт.,
стол – верстак - 4 шт.;
пони, белка № 2,3,4 -15 шт.
муфельная печь – 2 шт.;
краски гуашь – 15 наборов по 6 шт.
сушильный шкаф -1 шт.;
белила акриловые – 2 литра.
книжный шкаф – 3 шт.;
лак акриловый – 1 кг.
матерчатые салфетки - 15 шт.
глина - 10 кг.
фартуки - 16 шт.
Информационное обеспечение: наличие интернета.
Кадровое обеспечение.
Программу может реализовать педагог дополнительного образования. Образование
педагогическое. Курсы повышения квалификации по программе «Художественная
керамика».
На занятиях используются следующие образовательные технологии:
12
Технология дифференцированного обучения, которая включает в себя учет
индивидуальных особенностей, группирование на основе этих особенностей, вариативность
учебного процесса в группе.
Технология
личностно-ориентированного
обучения
–
организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете
особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному,
полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование
целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и
уважающей достоинство и свободу других людей.
Игровые технологии, основной целью которых является обеспечение личностнодеятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным механизмом
реализации этого вида технологий являются игровые методы вовлечения обучаемых в
творческую деятельность (работа с карточками, загадки, тематические игры, конкурсы).
Здоровьесберегающие технологии, предусматривающие создание оптимальной
здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического,
психического и нравственного здоровья воспитанников.
На занятиях используются следующие методы организации образовательной
деятельности:
― словесные (беседа, восприятие материала на определенном этапе с закрытыми
глазами, диалог, чтение, объяснение, рассказ);
― наглядные (методы иллюстрации: сигнальные карточки, узелки на память, показ
плакатов, пособий, таблиц, фотографий, картин, работа по образцу);
― практические (практические работы, исследования и наблюдения, изготовление
поделок);
― репродуктивные (изготовление наглядных пособий, оформление выставок, работа
по образцу);
― переключение эмоционального состояния детей в ходе занятия.
Методические материалы.
- конспекты занятий;
- электронные информационные презентации к занятиям («Способы декорирования
керамических изделий»; «Народные игрушки из глины»; «Керамика: техника, приемы,
изделия»);
- сайт для создания интерактивных упражнений - https://learningapps.org/ ;
- инструкционные карты и схемы изготовления изделий (технологическая схема
«Последовательность изготовления поделок на болванках»; технологические карты
поэтапного изготовления изделия по теме «Животные», «Сказочные персонажи»);
-образцы изделий готовой продукции
Структура занятия
Первая часть (5 мин.) – развивающие упражнения.
Задачи: развитие памяти, внимания и мышления и речи через решение заданий и
упражнений, направленных на: развитие
умения анализировать, сравнивать,
классифицировать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
Вторая часть (30 мин.) – собственно лепка.
Задачи:
- формирование практических умений по работе с глиной в технике ручная лепка;
- формирование развитие умения анализировать предмет, выделять его основные части,
их форму;
- формирование умения действовать по инструкции (устной, наглядной);
- формирование умения планировать процесс создания изделия;
- развитие речи (пополнение словарного запаса);
-физкультминутка или пальчиковая гимнастика.
Третья часть (10 мин.) – итог (выставка работ).
Задачи:
- развитие речи и коммуникативных способностей в процессе обсуждения и
13
установления взаимосвязи между целью и результатом деятельности;
- воспитание у обучающихся культуры труда и соблюдения норм техники безопасности
при работе с материалами и инструментами
2. 3. Формы аттестации/контроля
Программа предполагает отслеживание результатов образовательных достижений
обучающихся в рамках проведения мониторинга.
Входящий мониторинг. Изготовление первой творческой работы, что позволяет
определить творческий потенциал ребёнка и его умение соблюдать правила безопасности
труда при выполнении изделия.
Текущий мониторинг. Проводится в виде задания, направленного на определение
уровня владения понятийным аппаратом (опрос); выявление уровня практических умений
самостоятельной работы
Итоговая аттестация после окончания 1 года обучения. Изготовление творческой
работы. Наблюдение. Тест. Выставка лучших работ.
2.4. Оценочные материалы.
(Приложение 2,3,4)
2.5 Информационные источники.
Литература для педагога.
1.
Антипова М.А. Соленое тесто.- М.:Издат.дом «Рипол Классик,2007
2.
Бельтюкова Н.Учимся лепить. М.: Изд-во Эксмо; СПб.:Валери СПД,2005
3.
Бурдейный М.А. Искусство керамики.- М.: Профиздат, 2009
4.
Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 2000.
5.
Горячева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. Ярославль: «Академия развития» 2001.
6.
Долорес Рос. Керамика. Техника. Приемы. Изделия.- М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,
2010
7.
Иванова М. Веселый пластилин. «АСТ – ПРЕСС» 2004.
8.
Карлсон Морин. Научитесь лепить фигурки людей. Мн.:ООО «Попурри»,2004
9.
Лельчук А.М. Глина с характером. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
10.
Ланг И. Скульптура. М.: Внешсигма, 2000.
11.
Лыкова И.А. Лепим с мамой. ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» 2007.
12.
Лыкова И.А. Пластилиновый остров. ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» 2006.
13.
Николаева, Е. И. «Психология детского творчества», СПб., Изд.: Речь, 2006
14.
Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей.- М.: РИПОЛ классик, 2010
15.
Халезова. Народная пластика и декоративная лепка. М.: Просвещение, 2000.
16.
Чаянова Г.Н. Соленое тесто. «Дрофа – Плюс», 2005.
17.
Шериан Фрей. Научитесь лепить забавных животных. Мн.: ООО «Попурри»,
2003
Список литературы для детей.
1. Гончарова, Е. В., Гукало, Л. Н. «Пластилиновые игрушки», Харьков, Изд.:
Аргумент Принт, 2013
2. Иванова М. Веселый пластилин. «АСТ – ПРЕСС» 2004.
3. Лыкова И.А. Лепим с мамой. ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» 2007
4. Лыкова И.А. Пластилиновый остров. ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» 2006.
5. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. « Дрофа – Плюс», 2005
14
Электронные ресурсы:
http://bebi.lv/lepka-iz-plastilinapolimernoj-glinitesta/lepka-iz-gliny-mas
сайт по лепке из глины для начинающих;
http://fb.ru/article/235039/lepka-iz-glinyi-v-domashnih-usloviyah-mast -сайт по лепка из
глины в домашних условиях: мастер-класс и фото. Как сделать сувениры своими руками;
https://www.livemaster.ru/masterclasses/keramika/lepka-iz-gliny- ручная лепка из глины;
- https://kollekcija.com/master-klass-lepka-dekorativnogo-pan/- поделки из глины для
начинающих: мастер классы;
- http://fb.ru/article/235039/lepka-iz-glinyi-v-domashnih-usloviyah-mast
сайт по лепке из глины в домашних условиях: мастер-класс и фото;
https://learningapps.org/ - сайт для создания интерактивных упражнений;
https://zoom.us/ - средство видеосвязи для проведения дистанционных занятий;
https://www.pinterest.ru/ – Pinterest – сайт с идеями, которые можно использовать при
изготовлении
различных
поделок,
подготовке
к
мастер-класса.
15
Приложение 1
Календарный учебный график творческого объединения «Глиняная игрушка»
№ п/п
Название раздела
Количество часов
всего
практика
Скульптуры малых форм.
Объемные игрушки
Свистульки
Копилки
Лепка из пластин
Дистанционное обучение
Итоговая аттестация
Итого
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
теория
5,5
5,5
5,5
5,5
5,5
3,5
1
30,5
6
6
6
6
6
4
2
36
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
5,5
Календарный учебный график творческого объединения «Глиняная игрушка»
1.г.об. на 2022-2023 уч.год.
№п/п Дата
Время
Форма
Кол Тема занятий
Место
проведения проведения занятий
-во
провед.
час
ов
10.00 1.
Теория
1
Презентация
ДЮЦ
10.40
творческого
объединения
10.002.
Теория
1
«Народные
ДЮЦ
10.40
промыслы
России.
Керамические
игрушки».
10.00Лошадка
3.
Теория,
1
ДЮЦ
10.40
практич.
работа
10.00Лошадка
4.
Теория,
1
ДЮЦ
10.40
практич.
работа
10.00Полкан
5.
Практич.
1
ДЮЦ
10.40
работа
10.00Полкан
6.
Практич.
1
ДЮЦ
10.40
работа
10.00Практич.
Лесная нечисть
ДЮЦ
7.
1
10.40
работа
8.
10.0010.40
Практич.
работа
1
Медведь
Форма
контроля
Тест
Готовое
изделие
Готовое
изделие
Готовое
изделие
ДЮЦ
16
1
Медведь
ДЮЦ
1
Олень
ДЮЦ
1
Олень
ДЮЦ
1
Лисица
ДЮЦ
1
Лисица
ДЮЦ
Уточка
ДЮЦ
1
Уточка
ДЮЦ
1
Петушок
ДЮЦ
1
Петушок
ДЮЦ
1
Таволожская
игрушка
ДЮЦ
10.0010.40
Практич.
работа
Теория,
практич.
работа
Теория,
практич.
работа
Практич.
работа
Практич.
работа
Практич.
работа
Практич.
работа
Теория,
практич.
работа
Теория,
практич.
работа
Теория,
практич.
работа
Практич.
работа
1
Таволожская
игрушка
ДЮЦ
10.0010.40
10.0010.40
Практич.
работа
Практич.
работа
1
Копилка кот
ДЮЦ
1
Копилка кот
ДЮЦ
10.0010.40
10.0010.40
Практич.
работа
Практич.
работа
1
Копилка
Смешарики
Копилка
Смешарики
ДЮЦ
24. 03.03.22
10.0010.40
1
Копилка
Поросенок
ДЮЦ
25. 10.03. 22
10.0010.40
1
Копилка
Поросенок
ДЮЦ
26. 17.03. 22
10.0010.40
1
Средневековый
замок
ДЮЦ
27. 24.03. 22
10.0010.40
1
Средневековый
замок
ДЮЦ
28. 31.03. 22
10.0010.40
Практич.
работа
Практич.
работа
Практич.
работа
Практич.
работа
Практич.
работа
1
Средневековый
замок
ДЮЦ
9.
10.0010.40
10.
10.0010.40
11.
10.0010.40
12.
10.0010.40
13.
10.0010.40
14.
10.0010.40
15.
10.0010.40
16.
10.0010.40
17. 13.02.22
10.0010.40
18. 20.02.22
10.010.400
19. 27.02. 22
20. 03.02.22
21. 10.02. 22
22. 17.02. 22
23. 24.02.22
1
ДЮЦ
Готовое
изделие
Готовое
изделие
Готовое
изделие
Готовое
изделие
Готовое
изделие
Готовое
изделие
Готовое
изделие
Готовое
изделие
Готовое
изделие
17
29. 07.04. 22
10.0010.40
30. 14.04. 22
10.0010.40
31. 21.04. 22
10.0010.40
32. 28.04. 22
10.0010.40
33. 05.05. 22
10.0010.40
34. 12.05. 22
10.0010.40
10.0010.40
35. 19.05. 22
36. 26.05. 22
10.0010.40
Практич.
работа
Практич.
работа
Практич.
работа
Теория,
практич.
работа
Теория,
практич.
работа
Практич.
работа
Теория,
практич.
работа
Теория,
практич.
работа
1
Средневековый
замок
ДЮЦ
1
Средневековый
замок
ДЮЦ
1
Средневековый
замок
ДЮЦ
1
Гусеница
ДЮЦ
1
Ежик с корзиной ДЮЦ
Готовое
изделие
1
Подсолнухи
ДЮЦ
1
Бабочки
ДЮЦ
Готовое
изделие
Готовое
изделие
1
Итоговая
аттестация
ДЮЦ
Готовое
изделие
Готовое
изделие
тестирование
Приложение 2.
Творческая работа
Методика №1.
Цель: Выявление практических навыков работы:
- владение технологией изготовления изделий из глины;
- соблюдение последовательности и качества выполнения конкретного изделия.
- соблюдение культуры труда.
Обучающимся предлагается изготовить поделку в соответствии с
предлагаемым
образцом.
Инструкция: «Сегодня мы будем изготавливать вот такое изделие. Всё, что необходимо
для изготовления перед вами на столе».
Критерии оценивания.
Последовательность изготовления изделия:
3 балла – Обучающийся выполняет работу в точном соответствии с этапами алгоритма.
2 балла – Обучающийся изменяет последовательность, но на качестве изделия
данная последовательность не отражается.
1 балл – Обучающийся не соблюдает последовательность изготовления, но
стремится к поставленной цели.
0 баллов – У обучающегося нет результата.
Способы и приёмы лепки:
3 балла - Обучающийся верно выполняет приемы/способы лепки и соединения деталей.
0 балла - Обучающийся неверно выполняет приемы соединения деталей.
1 балл – Обучающийся не использует приемы соединения деталей.
0 баллов – У обучающегося нет результата.
Качество изделия:
3 балла – Изделие цельное, выглядит аккуратно.
18
2 балла - Изделие цельное, выглядит неаккуратно.
1 балл – Изделие имеет дефекты / нецельное.
0 баллов - У обучающегося нет результата или он не соответствует
поставленной цели.
Дополнительные элементы:
2 балла - Обучающийся включает в изделие дополнительные элементы, которые
улучшают общий вид изделия.
1 балла - Обучающийся включает в изделие дополнительные элементы,которые ухудшают
общий вид изделия.
0 баллов - Обучающийся не включает в изделие дополнительные элементы.
Соблюдение культуры труда:
2 балла – Обучающийся соблюдает ТБ при работе с инструментами, не мешает
окружающим, рабочее место ограничено и аккуратно.
1 балл - Обучающийся не соблюдает ТБ при работе с инструментами, не мешает
окружающим, рабочее место ограничено и аккуратно.
0 баллов - Обучающийся не соблюдает ТБ при работе с инструментами, мешает
окружающим, рабочее место неограничено и неаккуратно.
Уровни овладения практическими умениями:
Высокий уровень – 11-13 баллов
Средний уровень – 6-10 баллов.
Низкий уровень – 0-5 баллов.
Фамилия,
имя Соблюдение последовательности и качества Уровень
обучающегося
выполнения конкретного изделия
освоения
1(0-3 ) 2 (1-3)
3 (0-2)
3 (1-3)
5 (0)
итого уровень
1
2
3
4
5
Методика № 2
Цель: определение уровня владения понятийным аппаратом содержания данного курса.
А) Обучающемуся предлагаются карточки с определениями видов лепки (конструктивный
способ, скульптурный способ, смешанный способ) и несколько видов готовых поделок,
выполненных разными способами лепки.
Б) Обучающемуся предлагаются фото с 5 способами лепки (раскатывание, прищипывание,
вытягивание, распющивание, примазывание).
Инструкция:
Соотнесите карточки с названием видов лепки.
Критерии оценивания А
Обучающийся
правильно
соотносит
изображением.
Обучающийся допускает 1-2 ошибки
Обучающийся допускает более 2 ошибок
Баллы
карточки
с
6- 8 баллов
2- 5 баллов
0-1 балл
Высокий уровень – 6-8 баллов
19
Средний уровень – 2- 5 баллов
Низкий уровень - 0-2 балла
Критерии оценивания Б
Обучающийся правильно соотносит карточки с изображением.
Обучающийся допускает 1-2 ошибки
Обучающийся допускает более 2 ошибок
Баллы
5 баллов
2-3 балла
0-1 балл
Высокий уровень – 3-5 баллов
Средний уровень – 2- 3 баллов
Низкий уровень - 0-1 балла
Общий уровень
Высокий уровень – 10-13 баллов
Средний уровень – 9-5 баллов
Низкий уровень - 0-2 балла
Протокол проведения педагогического исследования (по
методике 2)
№
Фамилия, имя
обучающегося
Соблюдение алгоритма изготовления конкретного изделия
(по методике 1)
10
8-9
6-7
4-5
1-3
Итого
баллов баллов
баллов баллов балла баллов Уровень
1
2
3
Высокий уровень – …% чел.
… % чел
Низкий – …% чел
Средний уровень –
Протокол проведения исследования, направленного на определение уровня
понятийным аппаратом содержания данного курса
Время проведения: __________ ОУ №_____Класс :________
Фамилия, имя
№
обучающегося
Параметры оценки уровня
Владения понятийным аппаратом
А
Б
8б.
5 б.
1 б. 5 б.
3 б.
1 б.
владения
Итого
Урове
нь
1
2
20
3
Высокий уровень – …%
№
Средний уровень – …%
Низкий –
Определение
уровня Соблюдение последовательности и
качества
выполнения
конкретного Уровень
владения понятийным
изделия
освоения
аппаратом содержания
Фамилия,
имя
обучобучающе данного курса.
1.
2
3
гося
0- 3
0-1 0-3
балла
балл балла
1
2
3
4
5
Итого
0-3
1-3
0-2
1-3
0
балл
ь
балла балла балла балла баллов
Уровен
1
2
Высокий уровень – …% чел.
Средний уровень –… % чел
Низкий – …% чел
Приложение 4
Задание № 1 соотнеси картину со способом лепки.
А)
Б)
В)
1. Конструктивный
2. Скульптурный
21
3. Комбинированный
2. Приемы лепки:
1. Раскатывание
2. Сдавливание
3. Сплющивание
4. Вытягивание
А)
Б)
В)
Г)
3. Виды лепки:
1.Предметная
2. Сюжетная
3. Рельефная
22
А)
Б)
В)
4.Определите художественные центры России
1.Дымковская
2.Филимоновская
3.Каргопольская
4.Абашевская
23
а)
б)
в)
г)
24