Положение о наставничестве ДЮЦ

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»

ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в «ДЮЦ»

«СОГЛАСОВАНО»
Протокол педагогического
совета №3 от 23.03.2022

г.Верхняя Салда
2022 год

«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом директора «ДЮЦ»
№ 17 от «23» марта 2022 года
_____________Е.П.Чукавина
Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства
просвещения РФ от 24 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой
модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися» и в соответствии с письмом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 31.08.2020 № 02-01-81/9681 «О внедрении
целевой модели наставничества».
1.2.
Целевая модель наставничества Муниципального автономного образовательного
учреждения дополнительного образования «детско-юношеский центр» (далее «ДЮЦ»),
осуществляющего образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим, программам (далее - Целевая модель наставничества) разработана в целях
достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые
профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех
каждого ребенка" национального проекта "Образование".
1.3.
Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в
деятельности наставничества.
Основные понятия и термины.
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее
общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие
с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2.5.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки
процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6.
Куратор
сотрудник
«ДЮЦ»,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает
за организацию программы наставничества.
2.7.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в учреждении.
2.8. Благодарный выпускник - выпускник «ДЮЦ», который ощущает эмоциональную
связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом,
мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует
стажировки и т.д.).
2.

Цели и задачи наставничества
3.1. Целью наставничества в «ДЮЦ» является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации
в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования
эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех
обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) и молодых специалистов «ДЮЦ».
3.2. Основными задачами наставничества являются:

разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;

разработка и реализация программ наставничества;

реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль
за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;

инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации
программ наставничества;

осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;

проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества;

формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;

обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества.
3.

Организационные основы наставничества
4.1. Наставничество организуется на основании приказа директора «ДЮЦ».
4.2.
Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель
директора «ДЮЦ».
4.3. Куратор Целевой модели наставничества назначается приказом директора «ДЮЦ».
4.4. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя
базами: базой наставляемых и базой наставников.
4.5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором
«ДЮЦ», куратором, педагогами и иными лицами «ДЮЦ», располагающими информацией о
потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
4.6. Наставляемым могут быть обучающиеся:

проявившие выдающиеся способности;

демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;

с ограниченными возможностями здоровья;

попавшие в трудную жизненную ситуацию;

имеющие проблемы с поведением;

не принимающие участие в жизни «ДЮЦ», отстраненные от коллектива.
4.7. Наставляемыми могут быть педагоги:

молодые специалисты;

находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;

находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;

желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями и т.д.
4.8. Наставниками могут быть:

обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;

педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; родители
обучающихся – активные участники родительских советов;

выпускники, заинтересованные в поддержке «ДЮЦ»;

успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют
потребность передать свой опыт;

ветераны педагогического труда.
4.9.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей «ДЮЦ» в целом и от потребностей участников образовательных отношений:
4.

педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
4.10.
Участие наставника и наставляемых в Целевой модели основывается на
добровольном согласии.
4.11.
Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с
программами наставничества.
4.12.
Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе
и утверждается приказом директора «ДЮЦ».
4.13.
С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
Реализация Целевой модели наставничества.
5.1.
Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей «ДЮЦ» в Целевой модели наставничества рассматриваются три
формы наставничества: «Ученик – ученик», «Педагог – педагог», «Педагог – ученик».
5.2. Представление программ наставничества в форме «Ученик – ученик» «Педагог –
педагог», «Педагог – ученик» на методическом совете.
5.3.
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый.
Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
- Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
- Регулярные встречи наставника и наставляемого.
- Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.4. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного
года.
5.5.
Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при
проведении встречи – планировании.
5.

Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или
отдельных ее элементах.
6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
6.3.
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
7. Обязанности наставника:
7.1.
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава «ДЮЦ», определяющих права и обязанности.
7.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы
развития.
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
- Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним
долгосрочную перспективу и будущее.
- Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на
риски и противоречия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует
развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует,
подталкивает и ободряет его.
Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать
6.

его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать
развитию общекультурного и профессионального кругозора
- Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной
работе с предложениями и выводами.
Права наставника:
Вносить
на
рассмотрение
администрации
«ДЮЦ»
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
- Защищать профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
- Проходить обучение.
- Участвовать в городских, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
8.
-

9. Обязанности наставляемого:
- Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных

актов, Устава «ДЮЦ», определяющих права и обязанности.
- Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
- Выполнять этапы реализации программы наставничества.
10. Права наставляемого:
- Вносить
на
рассмотрение

администрации
«ДЮЦ»
предложения
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
- Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
- Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
- Участвовать в городских, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
- Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.

по

Механизмы мотивации и поощрения наставников.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
- Создание на сайте учреждения методической копилки с программами наставничества.
- Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития «ДЮЦ».
11.

Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

настоящее Положение;

приказ директора «ДЮЦ» о внедрении целевой модели наставничества;

Дорожная карта внедрения системы наставничества в «ДЮЦ».

Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп».

протокол заседаний педагогического совета, совещаний, на которых рассматривались
вопросы наставничества.
12.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».