ДООП Lego EV3

Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский центр»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
технической направленности

«LEGO: EV 3»
Целевая группа: 11-15 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель:
Логинова Алена Витальевна,
педагог - организатор

г. Верхняя Салда

Вид программы
Название программы
Аннотация программы

Актуальность программы

Форма обучения

Паспорт программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«LEGO EV 3»
В процессе обучения по программе, дети
разрабатывают, строят и программируют
полностью функциональные модели роботов,
при этом проводя простые исследования,
просчитывая и изменяя поведение моделей,
записывая и представляя результаты своей
работы,
что
способствует
развитию
исследовательской деятельности.
Развитие робототехники в настоящее время
включено
в
перечень
приоритетных
направлений технологического развития в сфере
информационных
технологий.
Важным
условием успешной подготовки инженернотехнических кадров в рамках обозначенной
стратегии
развития
является
внедрение
инженерно-технического образования в систему
дополнительного
образования
детей.
Образовательная
робототехника
позволяет
вовлечь в процесс технического творчества
детей, начиная с младшего школьного возраста,
дает
возможность
учащимся
создавать
инновации своими руками, и заложить основы
успешного освоения профессии инженера в
будущем.
Очная

По
содержательной Техническая
направленности
Принцип составления
Составительская
Сроки
реализации
программы
Возрастная
категория
контингента,
Особенности контингента
Форма
организации
деятельности
Охват обучающихся
Характер

Программа рассчитана на 2 учебных года и
составляет всего 288 часов.
11-15 лет
Без ограничений
Творческое объединение
Групповые и индивидуальные занятия

познавательной Репродуктивный,

алгоритмический,

активности

объяснительно-иллюстративный
метод,
проблемного изложения, исследовательский
метод
обучения,
частично-поисковый
(эвристический) метод, решение проблемных
задач
усвоения Разноуровневая программа

Уровень
программы
Приоритет педагогических Обучающие, развивающие, воспитательные
задач
Цель программы
Формирование
конструкторскоисследовательской
деятельности
в
робототехнике с использованием набора LEGO
EV3.
Задачи программы
 формирование
умения
обобщать,
анализировать, воспринимать информацию,
постановка цели и выбор путей ее достижения;
 реализация межпредметных связей с
физикой, информатикой и математикой.
 углубленное
изучение
проектной
деятельности;
 формирование культуры мышления,
развитие умения аргументировано и ясно
строить устную и письменную речь в ходе
составления технического паспорта;
 развитие умения применять методы
моделирования
и
экспериментального
исследования;
 развитие творческой инициативы и
самостоятельности в поиске решения.
 формирование ранней профориентации;
 развитие умения работать в команде,
умения подчинять личные интересы общей
цели;
 воспитание настойчивости в достижении
поставленной
цели,
трудолюбия,
ответственности,
дисциплинированности,
внимательности, аккуратности.
Планируемые результаты
 пользоваться
разнообразными
освоения программы
информационными средствами для решения
предложенных и самостоятельно выбранных
задач;
 применять робототехнику для решения
практических задач;
 написание проектов по предложенным

направлениям;
 формулировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение;
 умение
оценивать
правильность
выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 готовности и способности, обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию,
осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки
в
мире
профессий
и
предпрофессиональных предпочтений;
 формирование
коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой
деятельности;
 оценивать свои успехи в робототехнике,
намечать пути устранения трудностей.
ФИО
педагога,
Логинова Алена Витальевна
квалификация педагога
Наименование
Муниципальное
автономное
учреждения, в
котором образовательное учреждение дополнительного
реализуется программа
образования «Детско-юношеский центр»

№
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
4

Оглавление
Наименование разделов
Комплекс
основных
характеристик
образования
Пояснительная записка
Цель и задачи общеразвивающей программы
Планируемые результаты освоения программы
Содержание общеразвивающей программы
Организационно – педагогические условия
Календарный учебный график
Условия реализации образовательной программы
Формы аттестации/контроля образовательных
результатов
Список литературы
Приложения

Стр.

6
10
12
13
20
21
22
24
26

2.

Комплекс основных характеристик образования
2.1

Пояснительная записка

Направленность: техническая
Так как предлагает использование образовательного конструктора «Lego:
EV3», как инструмент для обучения детей технологиям: конструированию,
программированию, моделированию и проектированию, которые пригодятся в
будущем.
Актуальность программы.
Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень
приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных
технологий. Важным условием успешной подготовки инженерно-технических
кадров в рамках обозначенной стратегии развития является внедрение инженернотехнического образования в систему дополнительного образования детей.
Образовательная робототехника позволяет вовлечь в процесс технического
творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, дает возможность
учащимся создавать инновации своими руками, и заложить основы успешного
освоения профессии инженера в будущем.
Образовательная программа позволяет учащимся приобрести важные навыки
творческой конструкторской и исследовательской работы. Разработка, сборка и
построение алгоритма поведения модели позволяет учащимся самостоятельно
освоить целый набор знаний из разных областей, в том числе робототехники,
электроники, механики, программирования. В ходе обучения, учащиеся научаться
составлять планы для пошагового решения задач, вырабатывать и проверять
гипотезы, работать в команде, а также анализировать получаемые результаты.
Отличительные особенности:
1. Программа является одним из механизмов формирования творческой
личности, дает навыки изготовления роботов, которые конструируют и
программируют сами обучающиеся, тем самым вооружают детей знаниями и
умениями, которые пригодятся в жизни, могут помочь в предпрофессиональной
ориентации;
2. Содержание программы легко встраивается в массовые мероприятия в
научно-технической сфере для детей (турнирами, состязаниями, конференциями),
что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие
в конкурсах различного уровня: от школьного до международного;
3. В процессе конструирования и программирования управляемых моделей,
учащиеся получат дополнительные знания в области физики, механики и
информатики;
4. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный
результат, т.е. ребенок создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в
своем воображении его возможности. Учащийся создает действующее устройство,
которое решает поставленную задачу.

Новизна программы
Программа рассчитана на работу в группах смешанного возраста, что
способствует более высокой преемственности в передаче знаний, повышению
интереса к научно-техническому творчеству и популяризации робототехники.
Позволяет готовить команды для участия в научно-технических конкурсах и
соревнований.
Целевая группа
Программа рассчитана на подростков 11-15 лет (без ОВЗ). Группа имеет
постоянный состав. Одновременно на учебном занятии присутствует не более 12
обучающихся. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом
возможностей
материально-технической
базы,
возрастных
особенностей
обучающихся, их способностей усваивать материал.
Занятия с подростками, строится на проектной деятельности – встреча замысла
и результата, как авторское действие подростка; проявление себя в общественно
значимых ролях – выход в «настоящую взрослую действительность». Планирование
содержания образования строится от конечного результата, на который должен
выйти подросток.
Обучающиеся, поступающие в объединение, проходят собеседование,
направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной
деятельности. По результатам входящей диагностики (Приложение 5) обучающийся
распределяются по трем уровням обучения (стартовый, базовый, продвинутый)
Режим занятий
1 год обучения:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин
Общее количество часов в неделю – 4 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
2 год обучения:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин
Общее количество часов в неделю – 4 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Объем учебного времени:
1 год - Составляет 144 часа (36 учебные недели).
2 год – Составляет 144 часа (36 учебные недели).
Срок освоения программы:
Программа рассчитана на 2 учебных года (18 месяцев/72 недель) и составляет
всего на 288 часа.
Уровень: Разноуровневая программа

1.Стартовый
уровень предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Освоение
программного материала данного уровня предполагает получение обучающимися
первоначальных знаний в области робототехники.
На стартовом уровне обучающиеся знакомятся с правилами техники
безопасности при работе с конструктором; изучают названия основных элементов
конструктора «LEGO: Ev3»; узнают новые понятия, виды подвижных и
неподвижных соединений в конструкторе; название и принципы работы
простейших механизмов: учатся подбирать детали, необходимые для
конструирования; конструировать модели по инструкции и по образцу; исследовать
простые механизмы; работать в парах, в группе.
Обучение проводится в игровой и соревновательной форме. Главная задача
на данном уровне – сформировать устойчивый интерес у ребят к конструированию,
развить их творческий потенциал и коммуникативные качества.
2.Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний в
робототехнике, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей
программы – изучение основ теории простых механизмов, алгоритмизации и
программирования, способствует формированию навыка проведения исследования
явлений и выявления простейших закономерностей.
Происходит усложнение технологических приемов творчества, создание
более сложных роботов, проявление самостоятельного творчества.
3.Продвинутый уровень направлен на раскрытие творческих способностей,
развитие у учащихся различных компетенций в данной образовательной
области, основанное на существенно расширенном и углубленном материале;
предполагает не только формирование теоретических и практических знаний и
умений, но и навыков их практического применения, мотивации к профильному
самоопределению. На данном уровне учащиеся знакомятся с основами проектной
деятельности, они определяют круг задач, составляют план их реализации.
Упор делается на развитие в учениках самостоятельности, способности к
самообучению. Руководитель контролирует выполнение проектов согласно плану,
помогает в случае затруднений, корректирует конечные цели.
Формы обучения
- очная;
- групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов;
- индивидуально-групповые на практических занятиях;
- на занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Виды занятий
Практические занятия, самостоятельное конструирование, творческие
задания, сборка по инструкции.

Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса
выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных
средств.
Формы подведения результатов:
1. Проверочные работы.
2. Наблюдение в ходе обучения с фиксацией результата.
3. Анализ (самоанализ), обобщение и обсуждение результатов обучения.
4. Мини-соревнования по темам и направлениям конструирования.
5. Участие в соревнованиях муниципального, окружного и регионального
уровней.
6. Выполнение проекта по теме, заданной педагогом, либо выбранной
самостоятельно.
7. Контрольные задания.
В ходе обучения проводятся тестовые испытания для определения глубины
знаний. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь,
позволяющую обучающим корректировать собственную деятельность.
Итогом работы обучающихся являются соревнования роботов – сборка и
программирование самостоятельно разработанной модели робота по основным
алгоритмам: «Керлинг», «Сумо», «Футбол», «Танковый биатлон».
Рабочая программа «LEGO EV3» составлена в соответствии с нормативноправовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
«Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года».
4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее СанПиН).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020
№533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018г. №196».
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
11.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая
разноуровневые программы).
12.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
13.
Постановление правительства Свердловской области № 900-ПП от
07.12.2017 года «Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025
года».
14.
Методические
рекомендации
«Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области», утв.
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 №70-Д.
15.
Образовательная
программа
Муниципального
автономного
образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский
центр» на 2022- 2023 учебный год.
16.
Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ».
17.
Учебный план «ДЮЦ» на 2022-2023учебный год.
2.2 Цель и задачи программы
Стартовый уровень
Цель программы: Формирование начальных навыков программирования,
конструирования и моделирования в сфере робототехники с использованием набора
LEGO Mindstorms EV3.
Задачи программы:
Обучающие:
 познакомить с робототехническими устройствами и основными
компонентами конструктора «Lego EV3»;
 сформировать навыки программирования через разработку программ в
визуальной среде программирования;
 сформировать технологические навыки конструирования и проектирования.
Развивающие:

 развивать креативно-техническое мышление через поисковую
исследовательскую деятельность;
 обогащать словарный запас обучающихся специальной терминологией.
Воспитательные:
 сформировать умение работать в парах и группах;
 воспитывать навыки проектного мышления, эффективной работы в команде;
 воспитывать самостоятельность и ответственность за общий и личный
результат, средствами технического проектирования;
 развить умение довести решение задачи от проекта до работающей модели.
Базовый уровень
Цель программы: Расширение знаний в сфере технического проектирования,
и умений моделирования и конструирования с использованием набора
LEGO Mindstorms EV3.
Задачи программы:
Обучающие:
 сформировать умение самостоятельно решать технические задачи в процессе
конструирования роботов;
 расширить знания программирования;
 познакомить учащихся с основными видами и категориями
робототехнических соревнований.
Развивающие:
 сформировать умение творчески подходить к решению задачи по
конструированию и программированию робота;
 развивать умение излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
 воспитывать у учащихся чувство ответственности за качественные
результаты своего труда;
 создавать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками;
 мотивировать учащихся к изобретательству и созданию собственных
роботизированных систем.
Продвинутый уровень
Цель
программы:
формирование
конструкторско-исследовательской
деятельности в робототехнике с использованием набора LEGO Mindstorms EV3.
Задачи программы:
Обучающие:
 обучить устанавливать взаимосвязи межпредметных дисциплин: физикой,
информатикой и математикой;
 углублять знания в сфере проектной деятельности.

Развивающие:
 формировать умение самостоятельно ставить цель и находить пути
решения для достижения результата;
 формировать культуру мышления, развивать умение аргументировано и ясно
строить устную и письменную речь в ходе составления технического паспорта
модели;
 развивать умения применять методы моделирования и экспериментального
исследования.
Воспитательные:
 формировать раннюю профориентацию;
 развивать умения работать в команде, умения подчинять личные интересы
общей цели;
 воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, трудолюбия,
ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.
2.3.

Планируемые результаты освоения курса «LEGO Mindstorms EV3»
Стартовый уровень

Предметные:
 освоение основных компонентов робототехнических конструкторов;
 владение основными навыками программирования, программировать
собранные конструкции под задачи начального уровня сложности;
 умение выбирать вид передачи механического воздействия, подбирать
необходимые датчики, собирать модели роботов.
Метапредметные:
 умение перерабатывать полученную информацию: умение анализировать,
сравнивать, делать выводы в результате экспериментов, использовать ИКТ для
решения учебных задач;
 умение владеть специальной терминологии в речи при описании
проектируемых моделей.
Личностные:
 умение работать в парах и группах, способность обсудить проблему, принять
решение.
 способность творчески решать технические задачи;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
 умение доводить дело до конца.
Базовый уровень
Предметные:
 самостоятельно проектировать и собирать манипуляторы и роботов
различного назначения;

 умение разрабатывать и записывать программы управления роботом более
сложного уровня (движение по нестандартному маршруты, вращение вокруг своей
оси);
 участие в соревнованиях различного уровня.
Метапредметные:
 умение анализировать, сравнивать, делать выводы в результате
экспериментов, использовать ИКТ для решения учебных задач;
 анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений.
Личностные:
 оценивать свои успехи, намечать пути устранения трудностей;
 умение работать в группе, умение договариваться;
 проявление стремления самостоятельной творческой деятельности и
усовершенствованию собственных моделей роботов.
Продвинутый уровень
Предметные:
 понимание назначение модели; конструирование и программирование
модели в соответствии с заданными техническими условиями;
 умение самостоятельно находить пути решения для построения роботов по
заданным техническим условиям.
Метапредметные:
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Личностные:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и предпрофессиональных
предпочтений;
 формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
 оценивание своих успехов в робототехнике, умение находить пути
устранения трудностей.
2.3

Учебный план
1 год обучения

№

Наименование

Количество часов

Формы контроля

п/
п

темы

всего

теория

практика

Стартовый уровень
1.
2.

2.1
2.2
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

Введение
в
робототехнику.
Знакомство
с
электронными
компонентами
Микрокомпьютер
Моторы и датчики
Среда
программирования
EV-3.
Блоки действий
Блоки
управления
операторами
Блоки датчиков
Блоки операции с
данными
Персонализированны
е программы

3.6 Промежуточная
аттестация

2

1

1

12

3

9

2
10
32

1
2
11

1
8
21

6
6

2
2

4
4

6
6

2
2

4
4

6

2

4

Беседа, опрос,
доклад.
Наблюдение,
создание простого
механизма.

Опрос,
наблюдение,
создание
программы.

Контрольное
задание, создание
и
программирование
собственного
робота
Стартовый и Базовый уровень
4. Конструирование и 54
Наблюдение,
10
44
управление роботом.
дискуссия,
внутренние
4.1 Конструкторские
20
5
15
соревнования,
решения
практическая
4.2 Роботы трёхминутки 10
1
9
работа
4.3 Конструирование
24
4
20
подвижных моделей
5. ТехноСпорт
Наблюдение,
22
6
16
опрос,
Соревнования
6. Проектная
Создание своего
20
6
14
деятельность.
проекта и участие
в НПК
7. ТехноФест
Итоговая
2
1
1
2

1

1

аттестация,
соревнования
Итого:

144

38

108

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Тема 1. Введение в робототехнику.
Теория. Основы техники безопасности при работе в кабинете робототехники.
Организация рабочей зоны. Знакомство с миром LEGO Mindstorms EV3. Что такое
роботы. История создания и развития компании LEGO. Изучение материальной
части программы.
Практика. Знакомство с деталями конструктора LEGO Mindstorms EV3.
Тема 2. Знакомство с электронными компонентами
2.1 Микрокомпьютер EV3
Теория. Интерфейс модуля EV3. Использование кнопок управления модулем.
Подключение компонентов EV3. Подключение модуля EV3 к компьютеру.
Приложения модуля EV3. Среда программирования модуля.
Практика. Установка аккумуляторов в блок микрокомпьютера.
2.2 Моторы и датчики.
Теория. Моторы EV3. Датчики EV3. Использование датчиков. Режимы
датчиков. Подключение гироскопического датчика.
Практика. Сборка базовых способов соединения моторов и датчиков к
микрокомпьютеру EV3. Создание программы используя блоки «Индикатор
состояния модуля», «Звук», «Экран». Создание и программирование робота во
встроенной оболочке.
Тема 3. Среда программирования EV-3.
3.1 Блоки действий
Теория. Интерфейс программы LEGO Mindstorms EV3. Изучаем палитру
программирования: «Действие», «Датчик». Использование датчика цвета и
ультразвукового датчика.
Практика. Создаем новый проект в программе LEGO Mindstorms EV3.
Разработка программы для проекта «Движение до определенной точки».
3.2 Блоки управления операторами
Теория. Изучение палитры программирования «Блоки управления
операторами».
Практика. Разработка программы для проекта «Движение до объекта»,
«Движение до линии».
3.3 Блоки датчиков
Теория. Изучение палитры программирования «Датчик».
Практика. Решение задач на движение с использованием датчика касания.
Решение задач на движение с использованием датчика.
3.4 Блоки операции с данными
Теория. Изучение палитры программирования «операции с данными».
Логические и математические операции. Типы переменных. Методы округления.

Практика. Разработка программы для проекта «Увеличение/уменьшение
скорости движения», «Калибровка датчиков».
3.5 Персонализирование программы
Теория. Изучение раздела «Свойство проекта», «Конструктор мой блок».
Практика. Создание проекта «Мой первый робот» с описанием и
собственными блоками.
3.6 Промежуточная аттестация.
Теория. Написание теста
Практика. Сборка и программирование робота
Тема 4. Конструирование и управление роботом.
4.1 Конструкторские решения
Теория. Изучение видов передач: зубчатые, конические, корончатые,
червячные.
Применение
редукторов
понижающих,
повышающих.
Многоступенчатые передачи. Расчет передаточных отношений.
Практика:
Стартовый: Конструирование моделей роботов по схеме «Погрузчик»,
«Гоночная машина», «Танк», «Вездеход», «Гиробой», «Захват», «Слон», «Робот
база».
Базовый: Самостоятельная работа учащихся. Конструирование моделей
роботов по фотографии: «Погрузчик», «Гоночная машина», «Танк», «Вездеход»,
«Гиробой», «Захват», «Слон», «Робот база».
4.2 Роботы трехминутки.
Теория: Виды роботов трехминуток.
Практика:
Стартовый: Конструирование роботов трехминуток по схеме.
Базовый: Конструирование роботов трехминуток. Создание собственного
робота
4.3
Конструирование подвижных моделей
Теория. Модели движущихся роботов
Практика:
Стартовый: Сконструировать подвижную модель робота по схеме.
Базовый:
Самостоятельная
работа
учащихся.
Задача
учеников
сконструировать подвижную модель робота по собственной задумке, которая
сможет выполнять различные задания.
Тема 5. ТехноСпорт.
Теория. Изучаем условия робототехнических соревнований «Сумо роботов»,
«Гонки роботов», «Лабиринт», «Керлинг», «Биатлон», «Танковый бой». Изучаем
различные конструкции роботов для соревнований. Преимущества и недостатки.
Конструктивные запреты. Понятия «Прочность конструкции», «Маневренность».
Практика:
Стартовый: Конструируем модели роботов для робототехнических
соревнований. Программируем модели роботов. Проверка моделей. Соревнования
на игровом поле

Базовый:
Конструируем
модели
роботов
для
робототехнических
соревнований. Программируем модели роботов. Проверка моделей. Соревнования
на игровом поле.
Тема 6. Проектная деятельность.
Теория: Термины и значение слов, применяемые для проектной деятельности.
Этапы работы над проектом. Структурные элементы пояснительной записки.
Практика:
Стартовый: Разработка и защита проекта с помощью преподавателя
Базовый: Самостоятельная разработка и защита проекта.
Тема 7. ТехноФест
Практика: Итоговая аттестация, соревнования между учащимися
2 год обучения
№
п/п

Наименование
темы

Количество часов
всего

Формы контроля

теория практик
а

Продвинутый уровень
1.
1.1

1.2
2.
2.1

2.2
3.
3.1

3.2

3.3
4.

Знакомство с понятием
«Проект»
Вводное
занятие.
Инструктаж по технике
безопасности.
Понятие «проект»
Этапы работы.
Проект «Пуль Ду»
Работа над проектом
«Пульт Ду», постановка
цели и задач

4

4

2

2

2

2

6
2

1
1

Написание
минипроекта
Работа над проектом
Разработка и сборка
первоначальной модели
Программирование
Тестирование
первоначального
прототипа и выявление
неполадок
Настройка технических
параметров
Промежуточная

4

Беседа

5
1

4

14
10

2
1

12
9

2

1

1

2

2

2

2

Дискуссия,
выполнение
практического
задания
Выполнение минипроекта
Беседа, выполнение
мини-проекта

Защита проекта

5.

5.1
5.2
5.3
6.

7.
7.1

7.2
8.
8.1

8.2

8.3
9.

10.

10.1
10.2
10.3
11.
12.
12.1

аттестация
(защита
проекта)
Подготовка
к
соревнованиям
по
«Экстремальной
робототехнике»
Сборка первоначальной
модели робота
Тестирование
Доработка модели
Соревнования
«Экстремальная
робототехника»
Проект «Ступенеход»
Работа над проектом
«Ступенеход»,
постановка цели и задач
Написание
минипроекта
Работа над проектом
Разработка и сборка
первоначальной модели
Программирование
Тестирование
первоначального
прототипа и выявление
неполадок
Настройка технических
параметров
Промежуточная
аттестация
(защита
проекта)
Подготовка
к
робототехническим
соревнованиям «РТК»
Сборка первоначальной
модели робота
Тестирование
Доработка модели
Соревнования «РТК»
Проект
«Рисовальщик»
Работа над проектом
«Рисовальщик»,

14

1

13

6

1

5

2
6
2

6
2

2
6
2

1
1

4

5
1

4

14
10

2
1

12
9

2

1

1

2

2

2

2

Наблюдение,
практическая работа
Соревнования

Практическая
работа, наблюдение
Выполнение минипроекта
Дискуссия,
наблюдение

Защита проекта

16

1

15

6

1

5

Наблюдение,
практическая работа

2
8
2
6

Соревнования

1

2
8
2
5

2

1

1

Практическая
работа, наблюдение

12.2
13.
13.1

13.2

13.3
14.

15.

15.1
15.2
15.3
16

17
17.1

17.2
18.
18.1

18.2

18.3

постановка цели и задач
Написание
минипроекта
Работа над проектом
Разработка и сборка
первоначальной модели
Программирование
Тестирование
первоначального
прототипа и выявление
неполадок
Настройка технических
параметров

4

4

14
10

2
1

12
9

2

1

1

2

2

Промежуточная
аттестация
(защита
проекта)
Подготовка
к
робототехническим
соревнованиям
«Перетягивание
каната»
Сборка первоначальной
модели робота
Тестирование

2

2

2

2

Доработка модели
Соревнования
«Перетягивание
каната»
Проект «Рисовальщик
Работа над проектом
«Конвейер
шаров»,
постановка цели и задач
Написание
минипроекта
Работа над проектом
Разработка и сборка
первоначальной модели
Программирование
Тестирование
первоначального
прототипа и выявление
неполадок
Настройка технических

6
2

6
2

14

1

13

6

1

5

6
2

1
1

4

5
1

4

14
10

2
1

12
9

2

1

1

2

2

Выполнение минипроекта
Дискуссия,
наблюдение

Защита Проекта

Наблюдение,
практическая работа

Соревнования

Практическая
работа, наблюдение
Выполнение минипроекта
Дискуссия,
наблюдение

19.

20.

параметров
Промежуточная
2
аттестация
(защита
проекта)
Итоговая аттестация
2

Итого:

144

1

1

Защита проекта

1

1

Выставка проектов,
представление
собственного
проекта

21

123

Содержание учебного (тематического) план
2 год обучения
Тема 1. Знакомство с понятием «Проект»
1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
1.2 Понятие «Проект». Этапы работы.
Теория: Знакомство с понятием «проект», рассмотрение этапов работы.
Тема 2. Проект «Пуль Ду»
2.1 Работа над проектом «Пуль Ду»
Теория: Постановка цели и задач. Оформление работы.
2.2 Написание мини-проекта
Практика: Написание основной части проекта. Оформление работы
(теоретическая часть).
Тема 3. Работа над проектом
3.1 Разработка и сборка первоначальной модели. Программирование
Теория: Изучение модели и возможных программ для робота.
Практика: Сборка модели. Написание программы.
3.2 Тестирование первоначального прототипа и выявление неполадок
Теория: Рассмотрение вариантов неполадок.
Практика: Тестирование, устранение проблем.
3.3 Настройка технических параметров
Практика: Адаптация прототипа под нужные условия.
Тема 4. Промежуточная аттестация (защита проекта)
Практика: Защита проекта.
Тема 5. Подготовка к соревнованиям по «Экстремальной робототехнике»
5.1 Сборка первоначальной модели робота
Теория: Рассмотрение различных моделей роботов, которые раннее
участвовали в соревнованиях по «Экстремальной робототехнике».
Практика: Сборка первоначальной модели робота по изученным картинкам.
5.2 Тестирование
Практика: Тестирование робота на полигоне. Выявление неполадок.
5.3 Доработка модели
Практика: Устранение неполадок, доработка модели. Вторичное тестирование.
6. Соревнования «Экстремальная робототехника»
Практика: Участие в соревнованиях.

Тема 7. Проект «Ступенеход»
7.1 Работа над проектом «Ступенеход»
Теория: Постановка цели и задач.
Практика: Оформление работы(теоретическая часть).
7.2 Написание мини-проекта
Практика: Написание основной части проекта. Оформление работы
(теоретическая часть).
Тема 8. Работа над проектом
8.1 Разработка и сборка первоначальной модели. Программирование
Теория: Изучение модели и возможных программ для робота.
Практика: Сборка модели. Написание программы.
8.2 Тестирование первоначального прототипа и выявление неполадок
Теория: Рассмотрение вариантов неполадок.
Практика: Тестирование, устранение проблем.
8.3 Настройка технических параметров
Практика: Адаптация прототипа под нужные условия.
Тема 9. Промежуточная аттестация (защита проекта)
Практика: Защита проекта.
Тема 10. Подготовка к робототехническим соревнованиям «РТК»
10.1 Сборка первоначальной модели робота
Теория: Рассмотрение различных моделей роботов, которые раннее
участвовали в соревнованиях «РТК».
Практика: Сборка первоначальной модели робота по изученным картинкам.
10.2 Тестирование
Практика: Тестирование робота на полигоне. Выявление неполадок.
10.3 Доработка модели
Практика: Устранение неполадок, доработка модели. Вторичное тестирование.
11. Соревнования «РТК»
Практика: Участие в соревнованиях.
Тема 12. Проект «Конвейер шаров»
12.1 Работа над проектом «Конвейер шаров»
Теория: Постановка цели и задач.
Практика: Оформление работы (теоретическая часть).
12.2 Написание мини-проекта
Практика: Написание основной части проекта. Оформление работы
(теоретическая часть).
Тема 13. Работа над проектом
13.1 Разработка и сборка первоначальной модели. Программирование
Теория: Изучение модели и возможных программ для робота.
Практика: Сборка модели. Написание программы.
13.2 Тестирование первоначального прототипа и выявление неполадок
Теория: Рассмотрение вариантов неполадок.
Практика: Тестирование, устранение проблем.
13.3 Настройка технических параметров
Практика: Адаптация прототипа под нужные условия.

Тема 14. Промежуточная аттестация (защита проекта)
Практика: Защита проекта.
Тема 15. Подготовка к робототехническим соревнованиям «Перетягивание
каната»
15.1 Сборка первоначальной модели робота
Теория: Рассмотрение различных моделей роботов, которые раннее
участвовали в соревнованиях «Перетягивание каната».
Практика: Сборка первоначальной модели робота по изученным картинкам.
15.2 Тестирование
Практика: Тестирование робота на полигоне. Выявление неполадок.
15.3 Доработка модели
Практика: Устранение неполадок, доработка модели. Вторичное тестирование.
16. Соревнования «Перетягивание каната»
Практика: Участие в соревнованиях.
Тема 17. Проект «Рисовальщик»
17.1 Работа над проектом «Рисовальщик»
Теория: Постановка цели и задач.
Практика: Оформление работы (теоретическая часть).
17.2 Написание мини-проекта
Практика:
Написание
основной
части
проекта.
Оформление
работы(теоретическая часть).
Тема 18. Работа над проектом
18.1 Разработка и сборка первоначальной модели. Программирование
Теория: Изучение модели и возможных программ для робота.
Практика: Сборка модели. Написание программы.
18.2 Тестирование первоначального прототипа и выявление неполадок
Теория: Рассмотрение вариантов неполадок.
Практика: Тестирование, устранение проблем.
18.3 Настройка технических параметров
Практика: Адаптация прототипа под нужные условия.
Тема 19. Промежуточная аттестация (защита проекта)
Практика: Защита проекта.
Тема 20. Итоговая аттестация
Теория: Представление своего проекта.
Практика: Выставка работ, конкурс на лучший проект.
3. Организационно - педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
1 учебный год
№
Основные характеристики
п/п
образовательного процесса
Количество учебных недель
1
Количество учебных дней
2
Количество часов в неделю
3
Количество часов
4

36
72
4
144

Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

5
6
7
8
9

Окончание учебного года

10
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

2 учебный год
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10

Окончание учебного года

16
20
4 сентября
28 октября- 5 ноября
30 декабря – 8 января
23-25 февраля
8 –10 марта
28 апреля – 1 мая
9 -12 мая
30 мая

36
72
4
144
16
20
4 сентября
28 октября- 5 ноября
30 декабря – 8 января
23-25 февраля
8 –10 марта
28 апреля – 1 мая
9 -12 мая
30 мая

3.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы для каждого обучающегося необходимо:
1. Компьютерный класс на 12 рабочих мест,
2. Локальная сеть,
3. Проектор,
4. Сканер, принтер черно-белый и цветной,
5. Интерактивная доска или экран,
6. Программное обеспечение,
7. Наборы EV3: 18 шт.
Рабочее место обучаемого включает:
 Ноутбук;
 Парта;
 Стул;

 Набор LEGO Education MINDSTORMS EV3 45544 Базовый набор.
Рабочее место педагога:
 Ноутбук;
 Рабочий стол;
 Стул.
Кадровое обеспечение
Реализовывать данную программу может педагог дополнительного
образования, обладающий достаточным знанием в области педагогики и
психологии, методологии, знающие особенности обучения робототехнике,
знакомый с технологией обучения LEGO Mindstorms Education EV3.
Методические материалы
 технологические карты, входящие в состав программного обеспечения
«LEGO MINDSTORMS Education EV3» (см. Самоучитель), содержащие инструкции
по сборке конструкций и моделей и их программированию;
 дидактические материалы по теме занятия, распечатанные на листе формата
А4 для выдачи каждому обучающемуся;
 электронные материалы (презентации) по теме занятия: «сумо роботов»,
«танковый бой», «керлинг»;
 книга для учителя, входящая в состав программного обеспечения «LEGO
MINDSTORMS Education EV3» в версии для учителя, содержащая рекомендации по
проведению занятий
 Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский
проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
 Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая;
 Формы организации учебного занятия - защита проектов, конференция,
практические занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», открытое занятие,
представление, презентация;
 Педагогические технологии:
 технология индивидуализации обучения,
 технология группового обучения,
 технология коллективного взаимообучения,
 технология программированного обучения,
 технология дифференцированного обучения,
 технология разноуровневого обучения,
 технология развивающего обучения.
 технология здоровьесбережения.
3.3 Формы аттестации/контроля образовательных результатов
В начале года проводится диагностика в форме наблюдения для определения
уровня знаний обучающихся.

Промежуточная аттестация проходит после изучения первых трёх тем, для
определения глубины знаний и перехода на другой уровень обучения. (Приложение
5).
Итоговая аттестация по завершению первого года обучения проходит в форме
контрольного задания и соревнований для определения глубины знаний.
Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую
обучающимся корректировать собственную деятельность.
Формы подведения результатов: наблюдение, опрос, контрольное задание,
соревнования, экспертная оценка компьютерного проекта, а также организация раз в
квартал открытого мероприятия, для демонстрации успеха обучающихся
Открытые мероприятия, которые планируется проводить ежеквартально в
разных форматах:
1. Защита мини проектов, на которой обучающиеся представят теоретическую
информацию и планируемую ими работу при построении своей модели робота.
2. Презентация промежуточных практических результатов их деятельности при
созданной местной комиссии, которая будет носить не оценивающий, а
рекомендательный характер.
3. ТехноФест, мероприятие в виде соревнований с привлечением людей из
других организаций для демонстрации опыта и результата обучающихся, в ходе
данного мероприятия, обучающиеся смогут посоревноваться друг с другом и
получить внешнюю оценку своей деятельности.
4. ТехноСпорт, итоговое мероприятие в виде соревнований, позволяющее
показать индивидуальные и командные результаты обучающихся.
Оценочные материалы при проведении форм аттестации
Проверка и оценка теоретических аспектов каждой темы будет проверяться с
помощью опросников, контрольных заданий, чтобы проверить понимание каждого
обучающегося того или иного аспекта.
Практические же умения будут оцениваться при проверке промежуточных
результатов словесно, а так же признанием общественного мнения на открытых
мероприятиях, о которых говорилось выше.
Для промежуточной аттестации обучающихся используются следующие
формы:
 письменная проверка (проверочные работы, письменные отчеты о
выполнении заданий, ответы на контрольные задания);
 устная проверка (беседа, опрос, рассуждение);
 внутренние соревнования.
Методами определения результативности проведения занятий являются:
 наблюдение за обучающимися, отслеживание динамики изменения их
творческих, коммуникативных и иных способностей, личностных качеств
обучающихся;
 беседы с обучающимися и их родителями, анкетирование;
 открытые занятия для родителей;
 выполнение творческих и иных заданий на занятиях;

 проведение мини-соревнований на занятии в зависимости от его темы (в
рамках каждой группы обучающихся);
 заполнение рейтинговых таблиц итогов соревнований и результатов
выполнения заданий;
 участие обучающихся в соревнованиях на базе отделения политехнического
образования, также городского, областного, регионального и федерального уровня.
Проверка знаний и умений детей в форме наблюдения осуществляется в
процессе выполнения ими практических заданий:
сборка и программирование
робота по образцу (схеме), сборка и программирование робота на определенную
тему (по условию), творческое конструирование (по замыслу), а также выполнения
творческих заданий и работы над проектом.
Критериями оценки являются: сложность приемов конструирования,
количество вопросов и затруднений, возникающих у обучающегося в течение
занятия, степень владения специальными терминами, степень увлеченности
процессом и стремления к оригинальности при выполнении заданий (см.
Приложение 6)
3.4 Список литературы
Для педагога
1. Вязов С.М. Соревновательная робототехника: приёмы программирования в
среде EV3: учебно-практическое пособие
2. Новичков, Н.В. Мой первый робот, или 33 эксперимента по робототехнике:
Образовательная программа дополнительного образования / Н.В. Ничков, Т.А.
Ничкова. – с. Панаевск: Методическая служба, 2013.
3. Овсяницкая Л.Ю. Пропорциональное управление роботом Lego Mindstorms
EV3 по линии. – М.: Издательство «Перо», 2014г.
4. Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота LEGO Mindstorm EV3. –
М.: Издательство «Перо», 2013г.
5. Перфильева Л. П., Трапезникова Т. В., Шаульская Е. Л., Выдрина Ю. А.; под
рук. Халамова В. Н. Образовательная робототехника во внеурочной учебной
деятельности: учебно-методическое пособие; Минобрнауки Челябинской обл., ОГУ
«Обл. центр информ. и материально- технического обеспечения образовательных
учреждений, находящихся на территории Челябинской обл.» (РКЦ). — Челябинск:
Взгляд, 2011. — 96 с.
6. Овсяницкая, Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в
среде EV3: изд. второе, перераб. и допол. / Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д.
Овсяницкий. – М.: «Перо», 2016. – 296 с.;
7. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г.
Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 292 с.
8. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.
Электронные ресурсы
1. Блог-сообщество любителей роботов Лего с примерами программ
/http://nnxt.blogspot.ru/2010/11/blog-post_21.html

2. Лабораторные
практикумы
по
программированию
http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view=
category&layout=blog&id=72&Itemid=159&lang=ru
3. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и
графический
язык
программирования
роботов
http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=280#program_blocks
4. Программы
для
робота
http://service.lego.com/enus/helptopics/?questionid=2655
5. Материалы сайтов
http://www.prorobot.ru/lego.php
http://nau-ra.ru/catalog/robot
http://www.russianrobotics.ru/actions/actions_92.html
http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides
http://www.legoengineering.com/
http://www.gruppa-prolif.ru/content/view/23/44/
http://robotics.ru/
http://www.prorobot.ru/lego/robototehnika_v_shkole_6-8_klass.php
http://www.prorobot.ru/lego.php
http://robotor.ru
Учебно-методическое
1. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г.
«Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
2. The LEGO MINDSTORMS NXT Idea Book. Design, Invent, and Build by Martijn
Boogaarts, Rob Torok, Jonathan Daudelin, et al. San Francisco: No Starch Press, 2007.
3. Овсяницкая Л.Ю. Алгоритмы и программы движения робота
LegoMindstormsEV3 по линии. – М.: Издательство «Перо», 2015. – 168 с.
4. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д.
Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 292 с.

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.

Литература для обучающихся(родителей)
Юрий Ревич «Электроника шаг за шагом. Практикум».
Добриборщ Д.Э., Артемов К.А., Чепинский С.А., Бобцов А.А. - «Основы
робототехники на Lego Mindstorms EV3».
Алексей Валуев - Книга «Конструируем роботов на Lego Mindstorms
Education EV3. Который час»
Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий - «Курс
программирования робота EV3 в среде Lego Mindstorms EV3»
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.
Электронные ресурсы
https://mirrobo.ru/pilot/metodicheskie-posobija-dlja-prepodavat/
https://www.lego.com/ru-ru/themes/mindstorms/learntoprogram
https://robot-help.ru/lessons

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Задание «Элементы комплекса LEGOMINDSTORMSEV3»
Укажите в специально отведенных местах название основных элементов
робототехнического комплекса LEGO MINDSTORMS Education EV3:

Приложение 2:
Задание «Алгоритм и его свойства»
Алгоритм – это
Соедините линиями свойство алгоритма и соответствующее этому свойству
определение:
ДИСКРЕТНОСТЬ

Обязательно приводит к определенному результату

ПОНЯТНОСТЬ

Алгоритм состоит из простых шагов

МАССОВОСТЬ

Шаг алгоритма является понятным и может быть
выполнен соответствующим исполнителем

Если условия задачи не меняются, то и результат
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ алгоритма будет каждый раз получаться одинаковым

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Алгоритм можно использовать для решения множес
тва однотипных задач с различными исходными
данным

Приложения 3: «Подключение элементов к микрокомпьютеру LEGO EV3»
Заполните таблицу:
№Изображение элемента Название
К какому
Для каких
п/п
элемента
порту
целей обычно
подключается используется
1

2

3

4

5

Приложение 4: задание «Передаточные отношения»
Определите, по картинке классификацию передач, укажите ее название
Изображение передачи

Название
ременная

1.

=
червячная
2.

зубчатые
3.

цепная
4.

фрикционные
5

Приложение 5: Тест
1. Для обмена данными между EV3 блоком и компьютером используется…
a) WiMAX
b) PCI порт
c) WI-FI
d) USB порт
2. Верным является утверждение…
a) блок EV3 имеет 5 выходных и 4 входных порта
b) блок EV3 имеет 5 входных и 4 выходных порта
c) блок EV3 имеет 4 входных и 4 выходных порта
d) блок EV3 имеет 3 выходных и 3 входных порта
3. Устройством, позволяющим роботу определить расстояние до объекта и
реагировать на движение, является…
a) Ультразвуковой датчик
b) Датчик звука
c) Датчик цвета
d) Гироскоп
4. Сервомотор – это…
a) устройство для определения цвета
b) устройство для движения робота
c) устройство для проигрывания звука
d) устройство для хранения данных
5. К основным типам деталей LEGO MINDSTORMS относятся…
a) шестеренки, болты, шурупы, балки
b) балки, штифты, втулки, фиксаторы
c) балки, втулки, шурупы, гайки 41
d) штифты, шурупы, болты, пластины
6. Для подключения датчика к EV3 требуется подсоединить один конец
кабеля к датчику, а другой…
a) к одному из входных (1,2,3,4) портов EV3
b) оставить свободным
c) к аккумулятору
d) к одному из выходных (A, B, C, D) портов EV3
7. Для подключения сервомотора к EV3 требуется подсоединить один
конец кабеля к сервомотору, а другой…
a) к одному из выходных (A, B, C, D) портов EV3
b) в USB порт EV3
c) к одному из входных (1,2,3,4) портов EV3
d) оставить свободным

8. Блок «независимое управление моторами» управляет…
a) двумя сервомоторами
b) одним сервомотором
c) одним сервомотором и одним датчиком
9. Наибольшее расстояние, на котором ультразвуковой датчик может
обнаружить объект…
a) 50 см.
b) 100 см.
c) 3 м.
d) 250 см.
10. Для движения робота вперед с использованием двух сервомоторов
нужно…
a) задать положительную мощность мотора на блоке «Рулевое управление»
b) задать отрицательную мощность мотора на блоке «Рулевое управление»
c) задать положительную мощность мотора на блоке «Большой мотор» 42
d) задать отрицательную мощность мотора на блоке «Большой мотор»
11. Для движения робота назад с использованием двух сервомоторов
нужно…
a) задать положительную мощность мотора на блоке «Рулевое управление»
b) задать отрицательную мощность мотора на блоке «Рулевое управление»
c) задать положительную мощность мотора на блоке «Большой мотор»
d) задать отрицательную мощность мотора на блоке «Большой мотор»

Приложение 6: «Лист оценки работы обучающихся в процессе
выполнения творческих заданий или работы над проектом»
№ группы: _________ Дата: ________________________________
№ ФИО
Сложность
Количество Степень
Степень
приемов
вопросов
и
владения
увлеченности
п/п обучающег
конструировани
затруднени
специальн
процессом и
ося
я (по шкале от 0 й (шт. за ыми
стремления к
до 10 баллов)
одно
терминами оригинальнос
занятие)
(по шкале ти при
от 0 до 10 выполнении
баллов)
заданий (по
шкале от 0 до
10 баллов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
.

Приложение 7: «Анкета для родителей, обучающихся творческого
объединения»
АНКЕТА
для родителей обучающихся творческого объединения
Ф.И.О. родителя ______________________________________________
Ф.И. обучающегося _______________________________ Возраст _____
Название творческого объединения ______________________________
ФИО педагога ________________________________________________
Сколько лет обучающийся посещает объединение __________________
Дата заполнения ____________
Уважаемые родители!
Просим Вас заполнить предложенную анкету. Ваше мнение важно нам для
получения более полной информации о творческом объединении.
Почему Вы выбрали указанное творческое объединение для обучения
своего ребёнка?
Что, на Ваш взгляд, даёт обучение в данном творческом объединении
Вашему ребенку (укажите все, что считаете нужным)?
Какие качества, на Ваш взгляд, прежде всего, следует формировать у
обучающихся (укажите 4-5 основных)?
•Культура поведения (вежливость,
•Практичность,
расчётливость,
хорошие манеры и т.п.)
экономность
•
Чувство
собственного
• Честность, порядочность
•
Предприимчивость, достоинства
•
Справедливость,
инициативность
принципиальность
• Доброта, сердечность
• Внешняя привлекательность,
красота, обаяние
• Смелость, уверенность
• Умение нравиться людям
• Общительность,
•
Ранняя
профессиональная
ориентация
коммуникабельность
•
Гражданская
активность,
• Творческие умения, навыки
• Привязанность к родителям, патриотизм
•Общественно-политическая
семье, родным
компетентность
• Умение самостоятельно учиться
•Способность
самостоятельно
принимать решения, брать на себя
ответственность
Как Вы можете оценить своё отношение к профессии «педагог» в целом?
 Положительное
 Скорее положительное, чем отрицательное
 Отрицательное
Перечислите главные, на Ваш взгляд, качества хорошего педагога:
Вам нравится коллектив, в котором обучается Ваш ребёнок?

 Да
 Нет
Почему? ___________________________________
Как Вы можете охарактеризовать педагога Вашего ребёнка?

Можете ли Вы назвать качества личности Вашего ребёнка, которые
никогда не проявлялись в школе, но проявились благодаря посещению
занятий в творческом объединении (если таковые имеются)?
Занимается ли Ваш ребёнок в какой-либо еще секции, студии, кружке?
 Да
 Нет
Направление деятельности _____________________________________
Вашему ребёнку нравится учиться в творческом объединении? ___
(Оцените, пожалуйста, по десятибалльной шкале, где 10-очень нравится, 1совсем не нравится)
Пожалуйста, в двух-трех предложениях выскажите Ваше мнение о работе
творческого объединения в целом.

Спасибо!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».