Верхнесалдинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Принято на заседании Педагогического совета «ДЮЦ» Протокол № 4 от 28.05.2024 Утверждено приказом директора «ДЮЦ» № 29/1 от 28.05.2024 _____________Е.П. Чукавина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная глина» Целевая группа: 7-12 лет Срок реализации: 2 года Составитель: Ростова Нина Ивановна педагог дополнительного образования г. Верхняя Салда Паспорт программы Вид программы Дополнительная программа Название программы "Волшебная глина" общеобразовательная общеразвивающая Актуальность программы Программа творческого объединения «Волшебная глина» посвящена сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. В XXI веке проблемы сохранения, развития и возрождения традиционных народных ремесел и традиций приобретают все большую актуальность. На VII Областной научно - практической конференции по изучению и сохранению локальных традиций народных промыслов Свердловской области уделили особое значение этой проблеме. Форма обучения Очная, с использованием дистанционных технологий и электронного обучения. По содержательной Художественная. направленности Принцип составления Составительская. Сроки программы реализации Краткосрочная. Количество учебных часов 288: 1 г.об– 144 ч, 2 г.об.-144 ч. Занятия 2 раз в неделю по 2 часа категория 7-12 лет Возрастная контингента, Особенности контингента Без ограничений Форма организации Творческое объединение. деятельности Охват обучающихся Групповые занятия, индивидуальные занятия Характер познавательной активности Уровень освоения программы Приоритет педагогических задач Цель программы Задачи программы Репродуктивный, исследовательский. Стартовый, базовый. алгоритмический, поисковый, Обучающие, развивающие. Обучение детей овладению различными приемами работы с глиной. Обучающие Обучить основным приемам и навыкам работы с глиной. Познакомить с разнообразием гончарного декоративно-прикладного искусства. Освоить прием декора керамических изделий. 2 Планируемые результаты освоения программы Наименование учреждения, в котором реализуется программа ФИО педагога, квалификация педагога Развивающие развивать творческую активность детей, путем создания ими собственных художественных композиций на основе повтора, вариации, импровизации; формирование навыков планирования своей деятельности развитие исследовательских навыков. Воспитательные формировать интерес и уважительное отношение к культурному наследию и ценностям народов России; формирование навыков делового сотрудничества и командного взаимодействия; формирование потребности в творческом росте, саморазвитии, самоутверждении. Будут сформированы представления о народных промыслах и ремёслах. Будут знать, и владеть различными способами ручной лепки и на гончарном круге. Дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при оформлении изделий из глины. У обучающихся сформируется уважительное отношение к культурному наследию и ценностям народов России. Сформируются навыки делового сотрудничества и командного взаимодействия; Сформируется уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Сформируется навык способности к саморазвитию и самообразованию. Дети научатся разрабатывать и представлять свой опыт через проектную деятельность. Проявляют творческие умения, участвуя в выставках, конкурсах. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детскоюношеский центр» Ростова Нина Ивановна, высшая квалификационная категория. 3 Содержание Стр. 1 Комплекс основных характеристик образования 1.1. Пояснительная записка 5 1.2. Цель и задачи программы 9 1.3 Планируемые результаты программы 10 1.4. Учебный план 12 1.4. Содержание учебного плана 17 2 Комплекс организационно-педагогических условий 22 2.1. Календарный учебный график 22 2.2. Условия реализации программы 22 2.3. Формы аттестации/контроля образовательных результатов 25 2.4. Оценочные материалы 3. 25 Информационные источники Приложение 34 4 1. Комплекс основных характеристик образования. 1.1.Пояснительная записка. Программа имеет художественную направленность, т.к. ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, творческих способностей в создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры и знакомит с технологией изготовления изделий из глины. Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.04.2022 № 392-Д «О проведении независимой оценки качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.08.2023 № 932-Д «О внесении изменений в регламент проведения независимой оценки качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных 5 программ, утвержденный приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.04.2022 № 392-Д». 14. Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 371-ПП «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории Свердловской области по направлению деятельности «Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)». 15. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года, утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2015 г. № 151-ОЗ. 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». 17. Устав «ДЮЦ», утверждённый приказом начальника Управления образования №235 от 07.09.2015. 18. Программа воспитания «ДЮЦ» на 2021-2026 годы. Программа разработана в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями: Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях Свердловской области. / Методические рекомендации. – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», РМЦ, 2022. – 36 с. Составитель: Н.Э. Климова, старший методист РМЦ. Актуальность. Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, к народным ремёслам и традициям. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творчеству, дать определённые навыки в освоении художественного ремесла. 2022 год объявлен годом культурного наследия России, согласно Указу президента. Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций. Разработанная ДООП «Волшебная глина» отвечает запросам Концепции развития дополнительного образования Свердловской области, которая направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду. Также и Региональный проект «Успех каждого ребенка» направлен на достижение цели национального проекта «Образование» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Программа творческого объединения «Волшебная глина» посвящена сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. В XXI веке проблемы сохранения, развития и возрождения традиционных народных ремесел и традиций приобретают все большую актуальность. На VII Областной научно - практической конференции по изучению и сохранению локальных традиций народных промыслов Свердловской области уделили особое значение этой проблеме. Программа построена с учётом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу во время проведения занятий, стимулирующую творческую активность личности. Это помогает личности 6 самоопределиться, способствует адаптации в современном мире и ориентации в современном пространстве культуры и искусства. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных школ: сувенирная лепка, народная игрушка, элементы ручной лепки и лепки на гончарном круге. При разработке программы использовались рекомендации Федотова Г.Я. «Послушная глина» по обучению детей лепки из глины. Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся. Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки. Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам. Программа занятий лепкой вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации. Педагогическая целесообразность. Заключается в том, что основной материал для лепки - глина, а основным инструментом является руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Адресат программы. Программа рассчитана на детей от 7 до 12 лет, без ОВЗ. Набор несовершеннолетних обучающихся на программу является свободным по заявлению родителя или законного представителя с подписанием согласия на обработку персональных данных и сертификата учета, без тестирования или опроса. Занятия проводятся на базе образовательного учреждения «ДЮЦ». Образовательный процесс предусматривает работу с детьми разных возрастных групп от 7 до 12 лет. Состав группы постоянный. Количество детей минимальное 6, максимальное 15. Такое количество обучающихся обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку. Группа смешанного состава, разновозрастная - это обусловлено спецификой работы объединения. Старшие дети помогают младшим в процессе обучения помощь в закреплении нового учебного материала, помощь в перемещении материалов и приспособлений для лепки, помощь в выполнении работ. Так как возраст детей различен, педагог учитывает возрастные особенности детей. Особенности детей 7- 9 лет: подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, эмоциональность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном. Ведущая роль - учебная деятельность. Для организации внимания и усидчивости используется наглядность (таблицы, схемы, технологические карты), технические средства обучения (видеоматериалы), ролевые игры (мастер и подмастерье), конкурс, чередование разных видов деятельности: фронтальные, парные и индивидуальные формы работы, использование физкультминуток. Младший подростковый возраст (10-12 лет) связан с постепенным обретением чувства взрослости. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение, общественно-полезный труд. Для 7 организации занятий используется система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, поисковая, исследовательская работа. Режим занятий. Занятия по программе проводятся два раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа -45 мин. Перерыв между занятиями – 10 мин. Объем учебного времени. Количество часов по данной программе 288 ч. Сроки освоения программы. Программа рассчитана на два учебных года. 1 г.об– 144 ч. 2 г.об- 144 ч. Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации образовательной программы: традиционная модель (формирование у обучающихся знаний, умений и навыков). Программа предусматривает два уровня сложности: стартовый и базовый . Стартовый уровень предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, приобретение начальных знаний в области ДПИ, народного творчества, элементарных умений и навыков работы на гончарном круге. Базовый уровень предполагает более глубокое изучение разных приемов лепки керамических изделий в современном стиле, усложнение предлагаемых заданий, расширение спектра умений и навыков работы на гончарном круге, создание условий для дальнейшего творческого самоопределения. При введении ограничительных мер на основании приказа начальника управления образования материал предоставляется с использованием дистанционных технологий. При реализации блока дистанционных технологий используется ноутбук, интернет и образовательные платформы. Перечень форм обучения. Очная, с использованием дистанционных технологий и электронных форм обучения. Фронтальная, групповая, индивидуальная. Перечень видов занятий: беседа, выставка, игра, мастер-класс, практическое занятие, презентация, творческая мастерская, защита проектов. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: творческая работа, конкурсы, анкетирование. 8 1.2. Цель и задачи программы Цель: Обучение детей овладению различными приемами работы с глиной. Задачи: 1 год обучения. Обучающие: Обучить основным приемам и навыкам работы с глиной. Ознакомить учащихся с культурными центрами художественных промыслов России. Освоить прием декора керамических изделий, помочь овладеть основам культуры труда; Знакомить с приемами лепки на гончарном круге. Развивающие: Развивать творческое мышление для продуктивной познавательной деятельности. Развивать художественно-творческую активность и инициативность. Способствовать, развитию навыка планировать и оценивать свою деятельность Развивать умение самостоятельно организовать свое рабочее место. Воспитательные: Формирование бережного отношение к окружающему миру, уважительного отношения к культуре и прошлому Родины. Формирование навыков творческой коллективной и личной работы; Формирование навыка труда и трудолюбие, содержания в порядке рабочего места. 2 год обучения. Обучающие Обучить основным приемам и навыкам работы с глиной: ручная лепка и лепка на гончарном круге. Познакомить с разнообразием гончарного декоративно-прикладного искусства. Освоить прием декора керамических изделий, Развивающие Развивать творческую активность детей, путем создания ими собственных художественных композиций на основе повтора, вариации, импровизации. Формирование навыков планирования своей деятельности Развитие исследовательских навыков. Воспитательные Формировать интерес и уважительное отношение к культурному наследию и ценностям народов России; Формирование потребности в творческом росте, саморазвитии, самоутверждении. 9 1.3. Планируемые результаты 1 год обучения Стартовый уровень. Метапредметные Разрабатывает и представляет свой опыт через проектную деятельность. Проявляет творческие умения, участвуя в выставках, конкурсах. Работает по предложенным инструкциям и самостоятельно. Личностные Проявляет уважение к окружающему миру и к культуре и прошлому Родины. Проявляет уважительное отношение к творческой коллективной и личной работе; Проявляет способность к труду и содержит в порядке рабочее место. Предметные Должны знать: -основные приёмы работы с глиной; -приемы работы на гончарном круге; -специальные знания в области декоративно- прикладного искусства (композиция, цвет, ритм, силуэт); Должны уметь: -Владеть навыками работы с глиной - Владеть навыками работы на гончарном круге. -Самостоятельно изготавливать изделие по образцу и по памяти. -Вносить в сюжетные композиции элементы своих творческих находок. - Владеть технологией декорирования. Развивающие: Развивать творческое мышление для продуктивной познавательной деятельности. Развивать художественно-творческую активность и инициативность. Способствовать, развитию навыка планировать и оценивать свою деятельность Развивать мелкую моторику, глазомер. 2 год обучения. Базовый уровень. Метапредметные: Проявляет активность посредством создания собственных изделий по образцу и по памяти, вносит в сюжетные композиции элементы своих творческих находок. Работает по предложенным инструкциям и самостоятельно. Разрабатывает и представляет свой опыт через проектную деятельность. Проявляет творческие умения, участвуя в выставках, конкурсах.. Личностные: Проявляет уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. Проявляет уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Проявляет способности к саморазвитию и самообразованию. Предметные: Должны знать: основные приёмы работы с глиной: 10 Ручная лепка: - техники работать с глиной: плоскостные и объемные. Способы объемной лепки: конструктивный, пластический, комбинированный; Способы плоскостной лепки: налепные, из пластин. Техники лепки: шар, валик, цилиндр, круглая форма, формовочная, налепные детали, на болванках; Способы декорирования: гравировка, штампованный орнамент, рельеф. Приемы работы на гончарном круге: центрование, вытягивание, оформление, декорирование. Специальные знания в области декоративно- прикладного искусства (композиция, цвет, ритм, силуэт). Должны уметь: Владеть навыками работы с глиной: Пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с глиной, соблюдать технику безопасности; заготавливать и хранить глину; Владеть технологией ручной лепки из глины в разных техниках: плоскостные и объемные; Владеть способами объемной лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, используя техники: : шар, валик, цилиндр, круглая форма, формовочная, налепные детали, на болванках; Владеть технологией декорирования: гравировка, штампованный орнамент, рельеф. Владеть навыками работы на гончарном круге: центровать двумя руками глиняный шар в центре круга; - поднимать глиняную массу на круге; - оформлять горлышко и донце; - украшать изделия рельефом, мелкими деталями. Самостоятельно изготавливать изделие по образцу и по памяти. Вносить в сюжетные композиции элементы своих творческих находок. 11 1.4. Учебный план 1 года обучения. № п/п Название раздела 1. 1.1. 1.2 1.3 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. Количество часов всего практика теория Особенности работы с глиной. Презентация творч. объединения Особенности работы с глиной Приготовление глиняной массы Лепка скульптур малых форм. Народные игрушки из глины. 4 2 Каргопольская игрушка. Филимоновская игрушка. Дымковская игрушка Лесная нечисть В гостях у народных мастеров 4 3,5 0,5 Тест «Отличительные особенности глиняных игрушек» Готовая работа 4 3,5 0,5 Готовая работа 4 6 4 3,5 5 3 0,5 1 1 Готовая работа Готовая работа Коллект.-творческая работа.Мини – проект. Промежут.диагностика – словарный диктант. 2 1 1 1 2 1 1 24 18,5 5,5 2 3. Лепка на основе 16 конуса «Колокольчик» 15,5 0,5 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 4 Елочка. Дед Мороз Снегурочка Рождественский ангел Лепка на гончарном круге Правила работы на гончарном круге. 4 4 4 4 22 3,5 4 4 4 19 0,5 4 2 2 Подготовка глины к лепке. Центровка глиняного шара. Чашка Солонка Кружка Лепка из пластин 4 3 1 2 2 4 4 4 22 4 4 4 20 2 1 1 4.1 4.2 4.3 4.4. 4.5 4.6 5 5.1. 5.2. 5.3. Особенности изготовл. 2 пластин Карандашница 4 Подсвечник 4 4 4 Выставка лучших работ Тест. Творч. работа. Первич.диагностика 1 2 Форма аттестации/контроля Готовая работа Готовая работа Готовая работа Готовая работа 3 Видео «Лепка на гончарном круге». Состав. опорных схем. Готовая работа Готовая работа Взаимооценивание работ. Готовая работа Готовая работа 12 5.4. Подставка под горячее 4 4 5.5 Средневековый замок 10 9 1 Выставка работ. Создание проблемной ситуации, мини-проект. 6 6.1. Рельефная пластика Декоративное панно «Космос» Подводный мир Коллективная работа По мотивам сказок 20 10 19 9 1 1 Готовая работа 10 12 12 10 11 11 1 1 Композиция Коляда Масленица Выставки Итоговая аттестация Итого: 18 9 9 4 2 144 16 8 8 6.2 7 7.1. 8. 8.1. 8.2. 9. 10. 121 Готовая работа 2 1 1 4 2 23 Коллективно-творческая работа Готовая работа Готовая работа Фото-отчет Тест, творческая работа Содержание учебного плана 1 года обучения. Раздел 1. Особенности работы с глиной. (4 ч.) Тема 1.1. Презентация творческого объединения (1 ч.) Теория. Экскурсия по центру, знакомство с работой творческого объединения, планами на учебный год и расписанием занятий, инструменты и принадлежности, техника безопасности. Тема 1.2. Особенности работы с глиной.(1 ч.) Теория. Беседа о глине. Свойства, происхождение глины. Виды глин. Знакомство с особенности работы с глиной, пригодность глины для лепки. Знакомство с работой муфельной печи. Инструменты. Практика. Проведение опытов с глиной (пластичность, водонепроницаемость, хрупкость, твердость, растворяемость в воде). Первичная диагностика-лепка улитки. Тема 1.3. Приготовление глиняной массы. (2 ч.) Теория. Разведение сухой глины водой в определенной пропорции. Пробивание глиняного теста (20-25 раз) для удаления воздушных пузырьков. Использование струны для разрезания. Спиралевидное замешивание. Практика. Разведение глины, пробивание скалкой, разрезание и замешивание. Раздел 2. Лепка скульптур малых форм. (24 ч.) Тема 2.1. Народные игрушки из глины. (2 ч.) (Дымковская, филимоновская, каргопольская). Теория. Презентация «Народные промыслы России. Керамические игрушки». Видео «Народные игрушки из глины». Отличительные особенности глиняных игрушек. Форма. Образ. Цвет. Практика. Задание «Соотнеси изображение игрушки с названием промысла» Тема 2.2. Каргопольская игрушка. (4 ч.) Теория. Беседа о промысле «Каргопольская игрушка», истории, стилистика. Стилистические особенности орнамента. Практика. Лепка небольших фигурок «Зайчик», «Утушка», «Котик». Простота, примитивность формы. Тема 2.3. Филимоновская игрушка. (4 ч.) Теория. Беседа о стилистических особенностях филимоновской игрушки, и ее происхождение, бытовании, мастерах, современном состоянии. Демонстрация образцов. В росписи геометрический орнамент, символы природных сил. Практика. Работа в мелкой пластике. Петушок на подставке. Вытянутость. Монументальность. Простота. Отсутствие декоративных налепов. 13 Тема 2.4. Дымковская игрушка. (4 ч.) Теория. Беседа о дымковской игрушке, ее происхождении и бытовании, стилистических особенностях, показ наглядных пособий. Формование из целого куска способом вытягивания. Характерные особенности скульптурного способа лепки. Беседа об орнаментике дымковской игрушки. Демонстрация приемов росписи в альбоме. Демонстрация вариантов росписи, сочетание элементов орнамента: круги, полоски, линии, клетка, точки и др. Практика. Лепка птички из одного куска глины путем вытягивания, сплющивания деталей. Роспись (побелка, геометрический орнамент). Словарный диктант на определение специальной терминологии. Тема 2.5. Лесная нечисть. (6 ч.) Теория. Беседа о стилистических особенностях тверской игрушки. Формование из целого куска способом вдавливания. Характерные особенности скульптурного способа лепки. Практика. Лепка по творческому замыслу лесной нечисти (Леший, Кикимора) из одного куска глины путем вытягивания, сплющивания деталей. При необходимости использовать смешанную технику для добавления недостающих деталей. Роспись (штрихи, веточки, звездочки, листики). Тема 2.6. «В гостях у народных мастеров» (4 ч.) Теория. Творческая мастерская. Мини проект «Народная игрушка». Практика. Работа в группах. Создание игрушек по 3 направлениям (дымковская, филимоновская, каргопольская), защита проекта. Раздел 3. Лепка на основе конуса «Колокольчик» (16ч.) Тема 3.1. Елочка. (4 ч.). Теория. Рождественская тематика в керамических изделиях. Чтение сказок и рассказов о Новом годе и Рождестве. Создание ансамблевых композиций. Демонстрация образцов. Практика. Лепка на основе конуса «Елочка». Яркая декоративность, основанная на контрастном сочетании цветов. Последовательное ведение работы от светлых тонов до насыщенных, темных. Черный цвет – «оживка». Тема 3.2. Дед Мороз. (4 ч.). Теория. Рождественская тематика. Практика. Лепка на основе конуса Деда Мороза. Тема 3.3. «Снегурочка». (4 ч.). Теория. Рождественская тематика. Практика. Лепка на основе конуса Снегурочка. Тема 3.4. «Рождественский ангел». (4 ч.). Теория. Рождественская тематика. Практика. Лепка на основе конуса Рождественский ангел. Раздел 4. Лепка на гончарном круге. (22 ч.) Тема 4.1. Правила работы на гончарном круге. (4 ч.) Теория. Техника безопасности и технология работы на гончарном круге. Подготовка материала к работе (вязкость глины, содержание примесей). Тема 4.2. Подготовка глины к лепке на гончарном круге. (4 ч.) Теория. Просеивание, размачивание, мульчирование, процеживание, сушка на гипсовой пластине Проминка, придание глине однородной структуры. Формование в цилиндрическую форму. Практика. Сминание руками до пластичного состояния. Проминка на конус. Тема 4.3. Центровка (2 ч.). Теория. Центровка двумя руками глиняного шара в центре круга. Достижение правильной толщины, стабильности формы. Практика. Центровка, выдавливание, вытягивание стенок сосуда. Тема 4.4 Чашка (4 ч.) 14 Теория. Центровка двумя руками глиняного шара в центре круга. Поднимать и опускать глиняную массу на гончарном. круге, углубление в центре сосуда. Оформление горлышка и донца. Просушка и обжиг. Украшение изделий. Практика. Лепка чашки. Раскрашивание посуды ангобами и глазурью. Тема 4.5. Солонка (4 ч.) Теория. Центровка двумя руками глиняного шара в центре круга. Поднимать и опускать глиняную массу на гончарном. круге, углубление в центре сосуда. Оформление горлышка и донца. Просушка и обжиг. Украшение изделий. Практика. Лепка солонки. Раскрашивание посуды ангобами и глазурью. Тема 4.6. Кружка (4 ч.) Теория. Центровка двумя руками глиняного шара в центре круга. Поднимать и опускать глиняную массу на гончарном. круге, углубление в центре сосуда. Оформление горлышка и донца. Просушка и обжиг. Украшение изделий. Практика. Лепка кружки. Раскрашивание посуды ангобами и глазурью Раздел 5. Лепка из пластин (22 ч.) Тема 5.1. Особенности изготовления пластин из глины.(2 ч.) Теория. Использование инструментов при работе с пластом глины (линейка, стек, скалка). Раскатывание глины при помощи скалки в пластину, толщиной 1 см. Вырезание по линейке размера пластины по ширине и длине равной данному образцу. Альбом «Способы декорирования керамических изделий». Практика. Эскиз подставки для карандашей, светильника, подставки под горячее. Тема 5.2. Карандашница. (4 ч.) Теория. Использование инструментов при работе с пластом глины (линейка, стек, скалка). Раскатывание глины скалкой в пластину, толщиной 1 см. Вырезание по линейке размера пластины по ширине и длине равной данному образцу. Для подставки сворачивание в цилиндр и прикрепление донышка. Вырезание узора на подсушенном изделии. Практика. Изготовление карандашницы. Декорирование. Тема 5.3. Подсвечник. (4 ч.) Теория. Использование инструментов при работе с пластом глины (линейка, стек, скалка). Раскатывание глины скалкой в пластину, толщиной 1 см. Вырезание по линейке размера пластины по ширине и длине равной данному образцу. Практика. Изготовление подсвечника. Декорирование. Тема 5.4. Подставка под горячее. (4 ч.). Теория. Использование инструментов при работе с пластом глины (линейка, стек, скалка). Раскатывание глины скалкой в пластину, толщиной 1 см. Вырезание по линейке размера пластины по ширине и длине равной данному образцу. Практика. Изготовление подставки с гравировкой. Декорирование. Тема 5.5. Средневековый замок. (10 ч.) Теория. Творческая мастерская. Техника изготовления пустотелых форм с помощью болванок. Использование болванок цилиндрической и полукруглой формы. Раскатывание глины при помощи скалки в пластину, толщиной 1 см. Вырезание по линейке размер пластины по ширине и длине равной данному образцу. Практика. Эскиз замка. Лепка башенок круглой и прямоугольной формы. Оформление окон, рельефное прорезывание имитации черепицы и кирпича. Раздел 6. Рельефная пластика. (1ч.) Тема 6.1. Декоративное панно Космос. (10ч.) Теория. Технология изготовления плоскостных картин-панно. Эскиз картинки (космический пейзаж, ракеты). Практика. Лепка картины по эскизу методом налепа. 15 Тема 6.2. Подводный мир. (10 ч.) Теория. Технология изготовления плоскостных поделок. Эскиз декоративных рыбок. Раскатывание, обведение по контуру изображения рыбок. Практика. Лепка плоскостностых рыбок по эскизу методом налепа деталей. Раздел 7. Коллективная работа. (10 ч.) Тема 7.1. По мотивам сказок. Теория. Выбор сказки. Эскиз сказочных героев. Подбор материалов. Практика. Лепка персонажей любимой сказки. Раздел 8. Композиция. (18 ч.) Тема 8.1. Коляда. (9ч.) Теория. Выбор сюжета веселого славянского праздника Коляда. Эскиз. Практика. Лепка персонажей праздника. Тема 8.2. Масленица. (9 ч.) Теория. Выбор сюжета праздника проводов русской зимы. Эскиз. Практика. Лепка персонажей праздника. Раздел 9. Посещение выставок. (4 ч.) С целью углубленного изучения художественной народной культуры, программой предусматриваются: - посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства общегородского значения; - Участие в выставках. - подготовка детских творческих работ к выставкам и конкурсам; Раздел 10.Итоговая аттестация . (2 ч.). Изготовление творческой работы (для определения уровня усвоения программы.) Анкетирование. Учебный план 2 года обучения. № п/п Название раздела 1 1.1 1.2 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. Количество часов всего практика теория Форма аттестации/контроля Особенности работы с глиной. Керамика. Приготовление глины. Скульптуры малых форм Народные игрушки 4 2 Тест, творческая работа 2 Мини - проект Каргопольская игрушка Филимоновская игрушка. Дымковская игрушка Свистульки 2 2 2 2 40 36 4 2 1 1 10 9,5 0,5 10 9,5 0,5 Готовая работа 10 9,5 0,5 Готовая работа 4 3,5 0,5 3 1 В гостях у народных 4 мастеров Задание «Соотнеси изображение игрушки с названием промысла». Творческая мастерская. Мини проект 16 3 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. Лепка на болванках Формование Копила «Кот» Копилка «Поросенок» Ваза Лесовик Лепка на гончарном круге Правила работы на гончарном круге. Подготовка глины Центровка Ваза Горшочек Блюдце 18 2 4 4 13 1 3 3 5 1 1 1 4 4 18 3 3 16 1 1 2 2 1 1 2 3 4 4 3 2 2 4 4 3 Лепка из пластин Особенности изготовления пластин. Избушка на курьих ножках. Рельефная пластика. Декоративная тарелка. Сказочная птица Сирин. Цветочная композиция Коллективная работа по мотивам сказок. Проектная работа Шкатулка Солнце ясное На завалинке Весенний венок из цветов Выставки Итоговая аттестация Итого: 18 2 14 1 4 1 16 15 1 12 10,5 1,5 4 3,5 0,5 Готовая работа 4 3,5 0,5 Готовая работа 4 3,5 0,5 Готовая работа 12 11,5 0,5 Готовая работа 16 4 4 4 4 14 3,5 3,5 3,5 3,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 Готовая работа Готовая работа Готовая работа Готовая работа Готовая работа 4 2 Фото-отчет Тест, творческая работа Готовая работа Готовая работа Готовая работа Готовая работа 1 Готовая работа Готовая работа Выставка работ 5. 5.1. 5.2. 6. 6.1. 6.2. 6.3 7. 8. 8.1. 8.2 8.3. 8.4 9. 10. 4 2 144 117 Взаимооценивание. 27 Содержание учебного плана 2 года обучения. Раздел 1. Особенности работы с глиной, керамика. (4 ч.) Тема 1. 1. Керамика. (2ч.) Теория. Знакомство с современной художественной керамикой. Видео «Керамика: техника, приемы, изделия». Практика. Мини - проект по современным видам художественной керамикой. Тема 1.2. Приготовление глины. (2ч.) 17 Теория. Разведение сухой глины водой в определенной пропорции. Пробивание глиняного теста (20-25 раз) для удаления воздушных пузырьков. Проделать спиралевидное замешивание нижними частями обеих рук. Практика. Разведение глины, пробивание скалкой, разрезание и замешивание. Раздел 2. Лепка скульптур малых форм.(40 ч.) Тема 2.1. Народные игрушки. (2 ч.). Теория. Видео «Народные игрушки из глины». Отличительные особенности глиняных игрушек. Форма. Образ. Цвет. Практика. Задание «Соотнеси изображение игрушки с названием промысла». Тема 2.2. Каргопольская игрушка. (10 ч.) Теория. Особенности стилистики игрушки. Женский образ в каргопольской игрушке. Практика. Лепка женского образа. Купол. Приземистость, грубоватость силуэта. Скульптурная лепка головы, лица: выступающий подбородок, нос, отверстия-глаза. Головной убор - шляпа-цилиндр. Птица Сирин. Теория. Соединение человека и птицы. Практика. Лепка из целого куска. Детальная проработка головы и тела. Лепка свистка. Роспись обожженных изделий. Орнаментика - символы животворящих возрождающихся сил природы: ромбы, волны, точки, штрихи. Акцентирование красным цветом. Медведюшка. Теория. Характерным для каргопольских игрушек является очеловечивание животных. Мифологический персонаж, олицетворение природных сил, хозяин леса. Практика. Лепка медведя. Грубый силуэт. Лепка из целого куска (подпорка). Роспись обожженных изделий. Орнаментика каргопольской игрушки. Практическая работа: архаичный характер росписи. Символы плодородия, стихийных сил природы. Связь с северной вышивкой. Рисование орнаментов в альбоме, далее роспись игрушки. Тема 2.3. Филимоновская игрушка. (10 ч.) Баба с ребенком (птичкой или кувшином) Теория. Символика женского образа в филимоновской игрушке. Собирательный образ природы, плодородия. В росписи геометрический орнамент, символы природных сил. Практика. Лепка женщины с ребенком. Слитность фигуры матери и ребенка. Юбка-колокол. Вытянутость. Монументальность формы. Простота. В росписи чередование больших цветовых пятен. Доминирующий цвет - красный - в женской фигурке. Солдат. Всадник. Теория. Особенности лепки мужской фигуры. Вытянутость формы, устойчивость тяжелый низ. Потешный, скомороший вид. Головной убор. Практика. Лепка солдата, всадника. Роспись в 2-3 цвета. Доминирующий цвет – зеленый. Природные элементы, символы стихий, сил природы. Тема 2.4. Дымковская игрушка. (10 ч.) Барышня с коромыслом. Теория. Конус и колокол основные фигуры для изготовления дымковской игрушки. Налепы в виде птичек, капелек. Практика. Создание образа барышни – крестьянки. Выполнение барышни на основе конуса, создание юбки-колокола. Детали налепы – гармошки, жгуты, полоски, коромысло и ведерки. Выбор цветового центрального пятна. Вспомогательные оттенки. Использование дымковских орнаментов. Индюк. Теория. Беседа о символике, происхождения индюка. Практика. Глиняному кому придается яйцевидная форма. Затем, укрепив на дощечке делится на две не равномерные части. Из одной лепится голова, туловище, ноги, а из другой хвост и крылья. Заканчивают лепку тем, что тонкие края хвоста и крыльев изгибают 18 волнообразно пальцами. Детали: капельки на груди, носу и голове. Роспись. Круги, горошины, волнистые линии, полосы, точки, штрихи. Яркая цветовая гамма. Тема 2.5. Свистульки. (4 ч.) «Свистулька», «Гудок» Теория. Беседа о символичности использования свистулек. Свистульки - мелкая пластика. «Гудухи» - гудки лепятся крупнее, с деталями, на ножках. Практика. Лепка двумя способами («с лепешки» и «с пальчика») с помощью специальных палочек-стеков. Образы животных, птиц. Тема 2.6. В гостях у народных мастеров. (4 ч.) Теория. Творческая мастерская. Мини проект «Народная игрушка». Практика. Работа в группах. Создание игрушек по 3 направлениям (каргопольская игрушка, филимоновская игрушка, дымковская игрушка), защита проекта. Раздел 3. Лепка на болванках (18 ч.) Тема 3.1. Формование из целого куска на болванку.(2 ч) Теория. Технологическая схема «Последовательность изготовления поделок на болванках» Практика. Эскиз кота и поросенка в форме яйца и цилиндра. Тема 3.2. Копила «Кот». (4 ч.) Теория. Формование из пластины способом раскатывание на полукруглую болванку. Раскатывание пластины разной толщины. Соединение. Практика. Лепка пустотелой формы в виде яйца из пластины. При необходимости использовать смешанную технику для добавления недостающих деталей. Тема 3.3. Копилка «Поросенок» (4 ч). Теория. Формование из пластины способом раскатывание на полукруглую болванку. Раскатывание пластины разной толщины. Соединение. Практика. Лепка пустотелой формы поросенка в виде яйца из пластины. При необходимости использовать смешанную технику для добавления недостающих деталей. Тема 3.4. Ваза. (4 ч.) Теория. Раскатывание длинных тонких валиков. Вырезание круглого донышка, Обкручивание вокруг донышка, приглаживание. Практика. Изготовление цилиндра. Оформление гравировкой. Диагностика понятийного аппарата. Закрытый тест. Творческая работа – ваза. Тема 3.5. Лесовик.(4 ч) Теория. Формование из пластины способом раскатывание на полукруглую болванку. Раскатывание пластины разной толщины. Соединение. Практика. Лепка пустотелой формы дедушки- лесовичка. При необходимости использовать смешанную технику для добавления недостающих деталей Раздел 4. Лепка на гончарном круге. (18 ч.) Тема 4.1. Правила работы на гончарном круге. (2ч.) Теория. Техника безопасности и технология работы на гончарном круге. Подготовка материала к работе (вязкость глины, содержание примесей). Приёмы работы на круге (центровка, выдавливание, вытягивание стенок сосуда). Центровка глиняного шара на гончарном круге. Лепка сосудов разной формы. Достижение правильной толщины, стабильности формы. Лепка посуды. Тема 4.2. Подготовка глины к лепке на гончарном круге. (2 ч.) Теория. Просеивание, размачивание, мульчирование, процеживание, сушка на гипсовой пластине Проминка, придание глине однородной структуры. Формование в цилиндрическую форму. Центрование. Практика. Сминание руками до пластичного состояния. Проминка на конус. Центровка двумя руками глиняного шара в центре круга. Тема 4.3. Центровка (3 ч.). Теория. Центровка двумя руками глиняного шара в центре круга. Достижение правильной толщины, стабильности формы. Практика. Центровка, выдавливание, вытягивание стенок сосуда. 19 Тема 4.4. Ваза. (4 ч.) Теория. Центровка двумя руками глиняного шара в центре круга. Поднимать и опускать глиняную массу на гон. круге, углубление в центре сосуда. Оформление горлышка и донца. Просушка и обжиг. Украшение изделий. Практика. Лепка вазы (нанесение рельефа, дополнение мелкими деталями). Раскрашивание посуды ангобами и глазурью. Тема 4.5. Горшочек (4 ч.) Теория. Центровка двумя руками глиняного шара в центре круга. Поднимать и опускать глиняную массу на гончарном. круге, углубление в центре сосуда. Оформление горлышка и донца. Просушка и обжиг. Украшение изделий. Практика. Лепка горшочка. Раскрашивание посуды ангобами и глазурью. Тема 4.6. Блюдце (3 ч.) Теория. Центровка двумя руками глиняного шара в центре круга. Поднимать и опускать глиняную массу на гончарном. круге, углубление в центре сосуда. Оформление горлышка и донца. Просушка и обжиг. Украшение изделий. Практика. Лепка блюдца. Раскрашивание посуды ангобами и глазурью. Раздел 5. Лепка из пластин. (18 ч.) Тема 5.1. Особенности изготовления пластин.(2 ч.) Теория. Использование инструментов при работе с пластом глины (линейка, стек, скалка). «Способы декорирования керамических изделий». Практика. Эскиз избушки на курьих ножках. Тема 5.2. Избушка на курьих ножках. (16 ч.) Теория. Раскатывание глины при помощи скалки в пластину, толщиной 1 см. Вырезание по линейке размер пластины по ширине и длине равной данному образцу. Вырезание окон на подсушенном изделии. Оформление. Практика. Изготовление эскиза избушки. Изготовление пластин для избушки. Оформление окон, крыши. Добавить сказочных персонажей. Раскрашивание готового изделия. Раздел 6. Рельефная пластика. (12 ч.) Тема 6.1. Декоративная тарелка (4 ч.) Теория. Технология изготовления плоскостных картин-панно. Поэтапное создание декоративной композиции (эскиз, выполнение декоративного рельефа, оформление графическими средствами). Практика. Лепка декоративной тарелки «Спираль». Используя приемы резьбы и лепное узорочье. Тема 6.2. Сказочная птица Сирин.4 ч. Теория. Знакомство с героем древнерусских былин – птица Сирин. Практика. Лепка птицы Сирин, используя приемы резьбы и лепное узорочье. Тема 6.3. Натюрморт с фруктами.4 ч. Теория. Знакомство с картинами русских художников на тему «Натюрморт». Практика. Лепка натюрморта с фруктами, используя лепное узорочье. Тема 7. Коллективная работа по мотивам сказок.(12 ч.) Теория. Беседа о положительных и отрицательных героях в русских народных сказках. Деление на подгруппы. Выбор сюжета композиции сказки. Распределение персонажей сказки. Практика. Коллективная лепка героев сказок, объединение их в общую композицию. Обыгрывание сюжета сказки. Раздел 8. Проектная работа. (16 ч.) Тема 8.1. Шкатулка. Теория. Знакомство с правилами ведения проектной работы и ее защиты. Практика. Изготовление изделий подарков к весенним праздникам. Шкатулка. Самостоятельный выбор приемов лепки и декорирования. Тема 8.2. Солнце ясное. Теория. Ведение проектной работы и ее защиты. 20 Практика. Изготовление изделий подарков к весенним праздникам. Шкатулка. Самостоятельный выбор приемов лепки и декорирования. Тема 8.3.На завалинке. Теория. Ведение проектной работы и ее защиты. Практика. Изготовление изделий подарков к весенним праздникам. Сюжетная композиция «На завалинке». Самостоятельный выбор приемов лепки и декорирования. Тема 8.4. Весенний венок из цветов. Теория. Ведение проектной работы и ее защиты. Практика. Изготовление изделий подарков к весенним праздникам. Весенний венок из цветов и ягод. Самостоятельный выбор приемов лепки и декорирования. Раздел 9. Посещение выставок.(4 ч.) С целью углубленного изучения художественной народной культуры, программой предусматриваются: - посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства общегородского значения; - Участие в выставках. - подготовка детских творческих работ к выставкам и конкурсам; Раздел 10. Итоговая аттестация. (2 ч.). Задания для определения специальной терминологии. Изготовление творческой работы - для определения уровня усвоения программы 21 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график (Приложение 1) 2.2 Условия реализации программы Набор несовершеннолетних обучающихся на программу «Волшебная глина» производится по договору между учреждением дополнительного образования - «ДЮЦ» и образовательной организацией. Также для зачисления детей необходимо заявление родителя или законного представителя с подписанием согласия на обработку персональных данных и сертификата учета. Набор в группу является добровольным, состав постоянным. Занятия проводятся на базе образовательного учреждения «ДЮЦ». Программа реализуется в очном формате. Дистанционная форма обучения предполагается при введении ограничительных мероприятий на основании приказа начальника Управления образования Образовательный процесс предусматривает работу с детьми разных возрастных групп от 7 до 11 лет. Максимальное количество детей в группе – 15 человек. Занятия проводятся на базе образовательного учреждения «ДЮЦ». Для работы необходима природная глина, которую заготавливает педагог. Инструменты и оборудование (гончарный круг) предоставляет учреждение. Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, площадь – 33 м. кв. Ростовые парты. Стол письменный. Стулья. Компьютер, принтер. Стол – верстак. Муфельная печь. Сушильный шкаф. Книжный шкаф. Набор деревянных болванок разного размера . Набор стеков. Матерчатые салфетки. Скалки. Зубочистки . Кисти щетиновые № 2, 3, пони, белка № 2,3,4. Фартуки. Гончарный круг. Краски гуашь. Белила акриловые. Лак акриловый. Глина. Информационное обеспечение: наличие интернета. Кадровое обеспечение. Программу может реализовать педагог дополнительного образования. Образование педагогическое. Курсы повышения квалификации по программе «Художественная керамика. Лепка на гончарном круге». Методические материалы. Для эффективной реализации программы «Волшебная глина» на занятиях используются следующие педагогические технологии, обеспечивающие развитие детей. 22 Технология дифференцированного обучения, которая включает в себя учет индивидуальных особенностей, группирование на основе этих особенностей, вариативность учебного процесса в группе. Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. Игровые технологии, основной целью которых является обеспечение личностнодеятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (работа с карточками, загадки, тематические игры, конкурсы). Здоровьесберегающие технологии, предусматривающие создание оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического, психического и нравственного здоровья воспитанников. На занятиях используются следующие методы организации образовательной деятельности: ― словесные (беседа, восприятие материала на определенном этапе с закрытыми глазами, диалог, чтение, объяснение, рассказ); ― наглядные (методы иллюстрации: сигнальные карточки, узелки на память, показ плакатов, пособий, таблиц, фотографий, картин, работа по образцу); ― практические (практические работы, исследования и наблюдения, изготовление поделок); ― репродуктивные (изготовление наглядных пособий, оформление выставок, работа по образцу); ― переключение эмоционального состояния детей в ходе занятия; ― исследовательский метод (работа над тематическими творческими проектами). Печатная продукция педагога. 1. Сборник занятий по лепке из глины лошадок по мотивам разных ремесленных центров для обучающихся 7-9 лет. 2. Сборник занятий по лепке из глины для обучающихся 7-9 лет «Свистульки по мотивам разных ремесленных центров. 3. Методическое пособие «Техники изготовления изделий из керамики». Электронные информационные презентации к урокам: «Народные игрушки гончарного промысла»; «Работа на гончарном круге»; «Способы декорирования керамических изделий»; «Народные игрушки из глины»; «Керамика: техника, приемы, изделия». Демонстрационный материал: -Технологическая схема «Последовательность изготовления поделок на болванках» - Инструкционные карты, - Таблица цветового спектра - Конспекты занятий. -Коллекция образцов изделий. - Схемы (различные техники) изготовления изделий. 23 - Нормативно-правовые документы; - Таблицы: «Способы объемной лепки», «Способы плоскостной лепки», Технологические схемы: «Последовательность изготовления объемных игрушек». Альбом «Способы декорирования керамических изделий». Рефлексия (опрос, тест, задания- карточки «Соотнеси изображение игрушки с названием промысла»). Кроссворды, словарные диктанты, фронтальные опросы, карточки, составление рассказов по опорным схемам, вставь пропущенное слово, закрытые тесты, филборд, использование ИКТ. Дидактические материалы: Наглядные пособия: плакаты, альбомы: «Волшебный пластилин». Изобразительное искусство и художественный труд. О.А. Морозова. Рабочая тетрадь по худ.труду. Москва «Мозаика – Синтез», «Филимоновские свистульки». Основы народного и декоративно-прикладного творчества. «Простые узоры и орнаменты». Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Дорожин Ю.Г.: Москва. «Мозаика – Синтез». 1.Гжель-1 Учимся рисовать. Вохринцева С. Изд. «Страна фантазий». Художник Катаева ЕленаООО «Карти», г. Казань, 2000 г. 2. Дымковская игрушка. Учимся рисовать.эскизы нВохринцева С. Изд. «Страна фантазий». Художник Гильмулина Л.М. ООО «Карти», г. Казань. 3. Пермогорская роспись. Учимся рисовать. Вохринцева С. Изд. «Страна фантазий». Художник Гильмулина Л.М. ООО «Карти», г. Казань. 2000 г. 4.Полх-Майданская роспись-2 Учимся рисовать. Вохринцева С. Изд. «Страна фантазий». Художник Гильмулина Л.М. ООО «Карти», г. Казань 5. Хохломская роспись.Учимся рисовать. Вохринцева С. Изд. «Страна фантазий». Художник Гильмулина Л.М. ООО «Карти», г. Казань. 2000 г. Технологические карты поэтапного изготовления изделия по теме «Животные», «Сказочные персонажи», «Декоративные рыбки». Образцы изделий готовой продукции. 24 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Программа предполагает отслеживание результатов образовательных достижений обучающихся в рамках проведения мониторинга. 1 год обучения Входящий мониторинг. Изготовление первой творческой работы, что позволяет определить творческий потенциал ребёнка и его умение соблюдать правила безопасности труда при выполнении изделия. Наблюдение. Промежуточная аттестация проводится в виде задания, направленного на определение уровня владения понятийным аппаратом (опрос); выявление уровня практических умений самостоятельной работы; Итоговая аттестация после окончания 1 года обучения. Изготовление творческой работы. Тест. Наблюдение. Выставка работ. 2 год обучения Промежуточная аттестация. Проводится в виде задания, направленного на определение уровня владения понятийным аппаратом (опрос); выявление уровня практических умений самостоятельной работы; Итоговая аттестация по окончанию всей программы. Изготовление творческой работы. Тест. Наблюдение. Выставка работ. Кроме того, аттестационной формой является фотоотчёт детских работ и журнал посещаемости. 2.4. Оценочные материалы при проведении форм аттестации. 1. Тестирование «Определение теоретических знаний по основным разделам программы». Используется в промежуточной аттестации. 2. Изготовление самостоятельной творческой работы во входящей, промежуточной и итоговой аттестации. 3. Тесты: определение «Способов и приемов лепки», «Виды лепки», «Холодные и теплые цвета», «Техники лепки», «Художественные центры России». Используется при итоговой аттестации 1 и 2 г.об. (Приложение 2) 4. Контрольное задание, наблюдение, анализ исследовательской работы (метапредметные результаты).Конец 1 полугодия и конец года. (Приложение 3) 25 3. Информационные источники. Литература для педагога. 1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. №533 "О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые); 4. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563(05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» 5. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д "Об утверждении концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года"; 6. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях Свердловской области». – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», РМЦ, 2021. 7. Образовательная программа Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» на 20222023 учебный год. 8. Антипова М.А. Соленое тесто.- М.:Издат.дом «Рипол Классик,2007 9. Бельтюкова Н.Учимся лепить. М.: Изд-во Эксмо; СПб.:Валери СПД,2005 10. Бурдейный М.А. Искусство керамики.- М.: Профиздат, 2009 11. Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 2000. 12. Горячева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль: «Академия развития» 2001. 13. Долорес Рос. Керамика. Техника. Приемы. Изделия.- М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010 14. Иванова М. Веселый пластилин. «АСТ – ПРЕСС» 2004. 15. Карлсон Морин. Научитесь лепить фигурки людей. Мн.:ООО «Попурри»,2004 16. Лельчук А.М. Глина с характером. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 17. Ланг И. Скульптура. М.: Внешсигма, 2000. 18. Лыкова И.А. Лепим с мамой. ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» 2007. 19. Лыкова И.А. Пластилиновый остров. ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» 2006. 20. Николаева, Е. И. «Психология детского творчества», СПб., Изд.: Речь, 2006 21. Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей.- М.: РИПОЛ классик, 2010 22. Федотов Г. Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. М. «АСТ – ПРЕСС», 2011 23. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка. М.: Просвещение, 2000. 26 24. 25. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. «Дрофа – Плюс», 2005. Шериан Фрей. Научитесь лепить забавных животных. Мн.: ООО «Попурри», 2003 Литература для обучающихся и родителей. 1. Гончарова, Е. В., Гукало, Л. Н. «Пластилиновые игрушки», Харьков, Изд.: Аргумент Принт, 2013 2. Иванова М. Веселый пластилин. «АСТ – ПРЕСС» 2004. 3. Лыкова И.А. Лепим с мамой. ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» 2007 4. Лыкова И.А. Пластилиновый остров. ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» 2006. 5. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. « Дрофа – Плюс», 2005 Интернет источники: http://bebi.lv/lepka-iz-plastilinapolimernoj-glinitesta/lepka-iz-gliny-mas сайт по лепке из глины для начинающих; http://fb.ru/article/235039/lepka-iz-glinyi-v-domashnih-usloviyah-mast -сайт по лепка из глины в домашних условиях: мастер-класс и фото. Как сделать сувениры своими руками; https://www.livemaster.ru/masterclasses/keramika/lepka-iz-gliny- ручная лепка из глины; - https://kollekcija.com/master-klass-lepka-dekorativnogo-pan/- поделки из глины для начинающих: мастер классы; - http://fb.ru/article/235039/lepka-iz-glinyi-v-domashnih-usloviyah-mast сайт по лепке из глины в домашних условиях: мастер-класс и фото; https://learningapps.org/ - сайт для создания интерактивных упражнений; https://zoom.us/ - средство видеосвязи для проведения дистанционных занятий; https://www.pinterest.ru/ – Pinterest – сайт с идеями, которые можно использовать при изготовлении различных поделок, подготовке к мастер-класса 27 Приложение 1 Учебный план 1 г.об. № п/п Название раздела 1 Особенности работы глиной. Скульптуры малых форм Лепка на основе конуса Лепка на гончарном круге Лепка из пластин Рельефная пластика Коллективная лепка Композиция Выставки Итоговая аттестация Итого 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Всего с 4 24 16 22 22 20 12 18 4 2 144 Количество часов Практика Теория 2 2 18,5 15,5 19 20 19 11 16 121 5,5 0,5 3 2 1 1 2 4 2 23 Учебный план 2 г.об. № п/п Название раздела 1 Особенности работы глиной. Скульптуры малых форм Лепка на болванках Лепка на гончарном круге Лепка из пластин Рельефная пластика Коллективная лепка Проектная работа Выставки Итоговая аттестация Итого 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Всего с 4 40 18 18 18 12 12 16 4 2 144 Количество часов Практика Теория 2 2 36 13 16 14 10,5 11,5 14 117 4 5 2 4 1,5 0,5 2 4 2 27 28 Календарный учебный график на 2023-2024 уч.год. № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в 1 полугодии Недель в 2 полугодии Начало занятий Каникулы 9. Выходные дни 10.Окончание учебного года 36 72 4 144 16 20 4 сентября 28.10-05.11.23 30.12.23-08.01.24 23.03-31.03 27.05-31.08 31 декабря- 8 января 31 мая Приложение 2 Оценочные материалы предметных результатов. 1. Тестирование «Определение владения специальной терминологией». (Промежуточная аттестация) 2. Творческая работа (изготовление глиняной игрушки). (Промежуточная и итоговая аттестация), Тест №1, 1 год обучения (Промежуточная аттестация). Цель: Определение владения специальной терминологией. 1. Ангобы а) цветная глина б) керамика 2.Глазурь а) тонкое стекловидное покрытие б) лаковое покрытие 3. Центровка а) центр донышка в) установление глины в центр гончарного круга 4. Орнамент 29 а) настенное панно б) узор из сочетающихся элементов 5.Пигмент а) красящие вещества б) цветные разводы на изделии 6.Декорирование а) украшение, оформление б) раскрашивание 7.Шликер а) жидкая глина б) мыльная вода 8.Штампованный орнамент а) рисунок, полученный вдавливанием каким-либо предметом б) набрызг 9.Обжиг а) обжигание керамических изделий в печи б) обваривание кипятком 10.Тиснение а) укладывание глины в тесную коробочку б) прием работы с пластом, при котором на глине остается оттиск Низкий- 0-3 Средний- 4-7 Высокий- 8-10 Критерии оценивания Обучающийся отвечает правильно Обучающийся допускает ошибки менее 1/2 Обучающийся допускает ошибки более 1/2 Баллы 8-10 4-7 0-3 Объединение _______________________________ Класс______________ _Фамилия, имя____________________________ Дата_____________________ № Ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Тест № 2, 2 год обучения (Промежуточная аттестация). Цель: «Определение теоретических знаний по основным разделам программы». 30 Что такое керамика? А) Древнейший вид искусства создания изделий из глины * Б) Вид искусства создания изделий из стекла 2. С помощью какого инструмента можно создать пласт глины? А) Скульптурный стек Б) Скалка * 3. Какие технические приемы возможны при работе с глиной? А) Смачивание, поджигание Б) Раскатывание, создание фактуры * 4. Как называется прием работы с пластом при котором на глине остается оттиск? А) Тиснение * Б) Скручивание 5. Как называется инструмент оставляющий оттиск? А) Гончарная струна Б) Штамп * 6. Отгадай загадку. Гончар для меня разведет жаркий пламень. Сухая, я твердой бываю как камень. Размочат - как тесто податливой буду, Могу превратиться в игрушку, в посуду, Лечебными свойствами очень богата, Меня отыскать вам поможет лопата. Белая, красная и голубая Узнали, ребята, кто я такая? А) Соленое тесто Б) Глина* 7. Объемное изображение на плоской основе - это? А) Рельеф * Б) Круглая скульптура 8. Как зовут мастера, который работает за гончарным кругом? А) Скульптор Б) Гончар * 9. Сколько существует пар контрастных цветов, согласно основной теории цветов? А) Три * Б) Две 10. Что такое эскиз? А) Быстрый предварительный вариант работы * Б) Продуманный до мелочей рисунок 12. Графические средства рисунка - это? А) Цвет, фактура Б) Линия, точка, пятно * 12. Конструктивный способ лепки - это? А) Когда предмет лепят из отдельных частей * Б) Когда предмет лепят из целого куска 13. Способ лепки, при котором предмет лепят только из целого куска путем вытягивания деталей? А) Комбинированный Б) Скульптурный, или пластический * 31 1. 14. Как называется орнамент, в котором используются цветы, травинки, ягодки, завитки? А) Зооморфный Б) Растительный * 15. Какой цвет является “оживкой”, самым выразительным для других цветов и разных элементов? А) Черный * Б) Красный 16. Без какого инструмента не может работать гончар? А) Телевизор Б) Гончарный круг * 17. Как называется орнамент, в котором используются такие элементы, как круги, линии, треугольники, квадраты? А) Антропоморфный Б) Геометрический * 18. На основе, какой фигуры, чаще выполняются глиняные игрушки? А) Овалоид Б) Конус * 19. Что нужно сделать с глиняной игрушкой, чтобы она была крепкой? А) Обжечь * Б) Высушить 20.Как называлось изделие, которое использовали на Руси для украшения печей? А) Изразец * Б) Налеп 21.При спиральной лепки посуды используются? А) Глиняный пласт Б) Глиняные жгуты * 22. Кто создает памятники и статуэтки? А) Архитектор Б) Скульптор * 23. Какой стране принадлежит глиняная посуда, расписанная черной краской и покрытая лаком? А) Греция * Б) Индия 24. Отгадай загадку. В земле скрывается, В руках преображается, Огнем закаляется, В посуду превращается. А) Глина * Б) Пластилин 25. Без какого инструмента сложно выполнить роспись изделия? А) Палитра Б) Кисточка * 26. Какой этап в изготовлении работы предшествует росписи красками? А) Грунтовка * Б) Покрытие лаком 27. К какому классу относятся перечисленные цвета: желтый, красный, зеленый, оранжевый? А) Холодные 32 Б) Теплые * 28. Какой из этих двух цветов нельзя получить путем смешения? А) Красный * Б) Оранжевый 29. Это цвет применяется в росписи гжельской керамики? А) Синий * Б) Желтый Низкий- 14-5 Средний- 15-20 Высокий- 21-29 Критерии оценивания Баллы Обучающийся отвечает правильно Обучающийся допускает ошибки менее 1/2 Обучающийся допускает ошибки более 1/2 21-29 15-20 5-14 Объединение _______________________________ Класс______________ _Фамилия, имя____________________________ Дата_____________________ № Ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Творческая работа. Цель: Выявление практических навыков работы: - владение технологией изготовления изделий из глины; - соблюдение последовательности и качества выполнения конкретного изделия. - соблюдение культуры труда. Обучающимся предлагается изготовить поделку в соответствии с предлагаемым образцом. Инструкция: «Сегодня мы будем изготавливать вот такое изделие. Всё, что необходимо для изготовления перед вами на столе». Критерии оценивания. Последовательность изготовления изделия: 3 балла – Обучающийся выполняет работу в точном соответствии с этапами алгоритма. 2 балла – Обучающийся изменяет последовательность, но на качестве изделия данная последовательность не отражается. 1 балл – Обучающийся не соблюдает последовательность изготовления, но стремится к поставленной цели. 0 баллов – У обучающегося нет результата. Способы и приёмы лепки: 3 балла - Обучающийся верно выполняет приемы/способы лепки и соединения деталей. 33 0 балла - Обучающийся неверно выполняет приемы соединения деталей. 1 балл – Обучающийся не использует приемы соединения деталей. 0 баллов – У обучающегося нет результата. Качество изделия: 3 балла – Изделие цельное, выглядит аккуратно. 2 балла - Изделие цельное, выглядит неаккуратно. 1 балл – Изделие имеет дефекты / нецельное. 0 баллов - У обучающегося нет результата или он не соответствует поставленной цели. Дополнительные элементы: 2 балла - Обучающийся включает в изделие дополнительные элементы, которые улучшают общий вид изделия. 1 балла - Обучающийся включает в изделие дополнительные элементы, которые ухудшают общий вид изделия. 0 баллов - Обучающийся не включает в изделие дополнительные элементы. Соблюдение культуры труда: 2 балла – Обучающийся соблюдает ТБ при работе с инструментами, не мешает окружающим, рабочее место ограничено и аккуратно. 1 балл - Обучающийся не соблюдает ТБ при работе с инструментами, не мешает окружающим, рабочее место ограничено и аккуратно. 0 баллов - Обучающийся не соблюдает ТБ при работе с инструментами, мешает окружающим, рабочее место неограничено и неаккуратно. Уровни овладения практическими умениями: Высокий уровень – 11-13 баллов Средний уровень – 6-10 баллов. Низкий уровень – 0-5 баллов. Фамилия, имя Соблюдение последовательности и качества Уровень обучающегося выполнения конкретного изделия освоения 1(0-3) 2 (1-3) 3 (0-3) 4 (1-2) 5 (0-2) итого уровень 1 2 Задание на определение уровня владения теоретическим материалом. Итоговая аттестация. 1 год обучения. Цель: определение уровня владения теоретическим материалом. Детям предлагается соотнести изображения со способами, приемами и видами лепки. Инструкция «Перед вами представлены изображения со способами, приемами и видами лепки и даны названия 1.Соотнесите изображения с названием. Поставьте в табличку букву той картинке, которая соответствует. Критерии оценивания каждой нетрадиционной техники рисования. 1.Обучающийся самостоятельно соотносит изображение с названием. 2. Обучающийся верно выполняет только одно задание из четырех предложенных. Ребёнок обращается за помощью к взрослому или сверстнику. 3. Задание не выполнено. Баллы 4 балла 3-1 балл 0 балл. Общий уровень усвоения программы «Волшебная глина» 34 п/н Фамилия имя обучающегося Уровень владения теоретическими навыками Уровень владения практическими навыками Баллы Уровень 1. 2. Высокий уровень – 13-15 баллов Средний уровень – 8-12 баллов. Низкий уровень – 0-4 баллов А) Б) В) 1. Конструктивный 2. Скульптурный 3. Комбинированный 2. Приемы лепки: 1. Раскатывание 2. Сдавливание 3. Сплющивание 4. Вытягивание А) Б) 35 В) Г) 3. Виды лепки: 1.Предметная 2. Сюжетная 3. Рельефная А Б) В) Методика № 2 .Задание на определение уровня владения теоретическим материалом. Итоговая аттестация. 2 год обучения. Цель: определение уровня владения теоретическим материалом. Детям предлагается соотнести изображения с теплыми и холодными цветами, способы декорирования, художественные центры России. Инструкция «Перед вами представлены изображения и даны названия Соотнесите изображения с названием. Поставьте в табличку букву той картинке, которая соответствует. 1. Определите холодные и теплые цвета. 36 Холодные цвета Теплые цвета а) красный б) синий в) желтый г) голубой д) оранжевый у) фиолетовый 2. Штампованный орнамент это - а) ритмично сочетающийся рисунок; б) рисунок, полученный вдавливанием каким-либо предметом; 2. Техники лепки. шар валик цилиндр круглая пустотелая форма формование налепные детали А) Б) В) Г) Д) Е) 3. Способы декорирования. 1.Гравировка 2. Штампованный орнамент 3. Рельеф 37 А) Б) В) 4.Определите художественные центры России 1.Дымковская 2.Филимоновская 3.Каргопольская 4.Абашевская б) а) в) г) 38 Приложение 3 Оценочные материалы метапредметных результатов Показатели Критерии оцениваемого качества Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий Степень выраженности Бал лы Начальный 1 (элементарный) уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога Репродуктивный уровень 5 – в основном выполняет задания на основе образца Творческий уровень – 10 выполняет практические задания с элементами творчества Минимальный уровень 1 умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при проведении исследовательской работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога Умение осуществлять учебноисследовательскую работу. Методы диагонстики. Контрольное задание Анализ исследовательской работы Средний уровень – 5 занимается исследовательской работой с помощью педагога или родителей. Максимальный уровень – 10 осуществляет исследовательскую работу самостоятельно, не испытывает особых трудностей. Умение организовать своё рабочее Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой Минимальный уровень 1 умений - затрудняется Средний уровень. Работает вместе с педагогом Максимальный уровень Наблюдение 5 10 39 работает самостоятельно Сводная таблица метапредметных результатов п/н Фамилия имя Творческие Умение обучающегося навыки осуществлять учебноисследователь-скую работу 1 2 Низкий уровень- 1-14 Средний уровень- 15-19 Высокий уровень- 20 Умение организовать Баллы своё рабочее Уровень Индивидуальная карточка учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) Фамилия, имя ребёнка Возраст ребёнка Вид и название детского объединения Фамилия, имя, отчество педагога Дата начала наблюдения Показатели Первый год обучения Конец Конец 1 полу- уч.года годия Второй год обучения Конец Конец 1 полу- уч.года годия 1. Теоретическая подготовка ребёнка 1.1 Теоретические знания: а) основные приёмы работы с глиной; б) приемы работы на гончарном круге; в) специальные знания в области декоративноприкладного искусства (композиция, цвет, ритм, силуэт); 1.2. Владение специальной терминологией 40 2. Практическая подготовка ребёнка 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а)владение технологией изготовления изделий из глины; б) соблюдение последовательности и качества выполнения конкретного изделия в) соблюдение культуры труда 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. 2.3. Творческие навыки. 3. Общеучебные умения и навыкиребёнка в) осуществлять учебноисследовательскую работу 3.3. Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать своё рабочее (учебное) место; б) навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности; в) умение аккуратно выполнять работу 4.Предметные достижения учащегося: 4.1. На уровне детского объединения 4.2. На уровне образовательного учреждения 4.3. На уровне района, города 4.4. На всероссийском, международном уровне