АДОП Песочный мир

Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский центр»

Принято на заседании
Педагогического совета «ДЮЦ»
Протокол № 4 от 28.05.2024

Утверждено
приказом директора «ДЮЦ»
№ 29/1 от 28.05.2024
_____________Е.П. Чукавина

Адаптированная
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Песочный мир»
Целевая группа: 5-7лет
Срок реализации: 1 год

Составители:
Малкина Елена Олеговна
педагог-организатор

г. Верхняя Салда

Оглавление
I. Комплекс основных характеристик образования. ...............................................................................3
1.1. Пояснительная записка. .......................................................................................................................3
1.2. Цели и задачи программы. ..................................................................................................................7
1.3. Учебный план .......................................................................................................................................8
1.4.

Содержание Учебного плана........................................................................................................10

1.5. Планируемые результаты освоения программы .............................................................................13
II. Организационно-педагогические условия .........................................................................................14
2.1. Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год ..........................................................14
2.2. Условия реализации программы .......................................................................................................14
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ...................................................................20
2.4. Оценочные материалы при проведении форм аттестации .............................................................20
Список литературы ...................................................................................................................................22
Приложение 1. Диагностика специальных способностей ребенка......................................................24

2

I. Комплекс основных характеристик образования.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность программы: социально-гуманитарная, так как программа
направлена на разностороннее развитие детей с ОВЗ, учитывая их
возрастные и
индивидуальные
особенности, особые образовательные потребности, социальную
адаптацию.
Актуальность программы:
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Песочный мир»
разработана на основе следующих нормативно – правовых документах:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по 5 проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических
рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ"
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
3

ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».
Образовательная программа Муниципального автономного образовательного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» на 2024- 2025
учебный год.
Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ»
Учебный план «ДЮЦ» на 2024-2025 учебный год.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным
государственным
образовательным
стандартом,
«Введения
федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11
февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн», является обеспечение условий для индивидуального
развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в
специальных условиях обучения, детей с ОВЗ.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма
деятельности. К игре в песочнице дети начинают тянуться с полутора лет, и продолжаться
этот процесс может неопределенно долго. Песок привлекает детей своей фактурой,
текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая таким образом
дополнительный акцент на тактильную чувствительность.
Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия
окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с песком создается
дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный
интеллект» ребенка. Использование именно этого материала позволяет существенно
повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и
гармоничному развитию познавательных процессов.
Актуальность обусловлена тем, что содержание программы ориентировано на
эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.
Отличительные особенности данной программы заключается в использовании
игр на песочных столах и игр с песком, как способа психологической работы с детьми,
развитием эмоциональной и познавательной сфер. Планирование по программе
адаптируется под индивидуальные возможности детей с ОВЗ.
Новизна данной программы заключается в комплексном подходе. Она может
применяться как профилактическая, развивающая познавательные и творческие
способности; как коррекционная для коррекции эмоционально-волевых, поведенческих и
коммуникативных навыков, в зависимости от подбора игр. Включены кинезиологические
упражнения для межполушарного взаимодействия, психогимнастика, рисование, лепка и
т.д.
Педагогическая целесообразность заключается в том, чтобы используя игры с
песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервнопсихического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать
возникновению положительных эмоций. В ходе реализации Программы предусмотрены
различные виды деятельности: игры, коллективное решение проблемных задач,
4

рисование, работа с сыпучим материалом, конструирование на песке с помощью
дополнительных деталей.
Адресат программы: Программа рассчитана на детей 5 - 7 лет с ОВЗ. Количество
детей, одновременно находящихся в группе: минимум – 1 человека, максиму – 2.
Программа строится с учетом психолого-педагогические особенности детей:
С 5 до 7 лет
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот
период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности
и поведения. Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение
шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и
особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными,
уравновешенными. Ребенок, не так быстро утомляется, становится более вынослив
психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Дети начинают
чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом
способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно
и требует внимания взрослых.
Задачи воспитания и развития детей
1. Способствовать благоприятной адаптации в детском коллективе, установлению
положительных отношений детьми в группе, устойчивому эмоциональноположительному самочувствию и активности каждого ребенка.
2. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями
социальной действительности и отношениями людей активизировать воображение на
основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
3. Способствовать построению игры сначала через передачу в игре знакомых
сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет
(введение новой роли, действия, события), впоследствии — через сложение новых
творческих сюжетов.
4. Развивать умение вести действие и повествование от имени разных персонажей,
согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
5. Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим,
дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
6. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать и
учитывать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в
своем поведении.
7. Организация развивающих проблемно-практических и проблемноигровых
ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов..
8. Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание
участвовать в совместной коллективной деятельности.
Дети с нарушениями слуха и зрения.
Всех детей с недостатками слуха делят на две группы:
- глухие (неслышащие) дети с тотальным (полным) выпадением слуха или
остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления
речевого запаса.
Среди неслышащих детей различают:
а) неслышащих без речи (ранооглохших);
б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших);
- слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недостаточностью,
затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного
накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.
Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на две группы:
5

- Слепые (незрячие) дети – с полным отсутствием зрительных ощущений или
сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением;
- Слабовидящие дети – с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05-0,4 (с
применением очков).
Дети с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных
отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и
патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых
отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха,
зрения, двигательной системы.
Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с
социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит
замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно
взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по
степени проявления.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость
эмоциональноволевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над
собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно
появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация,
повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной
двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания
+ повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими
проявлениями, в настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с
гиперактивностью» (СДВГ).
Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из
этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности
эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.
ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко
выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более
ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме.
Нужно понимать, что психический инфантилизм – это не болезнь, а скорее некоторый
комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может
существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь – учебной, его
адаптационных способностях к новой ситуации.
ЗПР соматогенного происхождения – относятся ослабленные, часто болеющие
дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных
пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это
объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма
психическое состояние ребенка тоже страдает, а, следовательно, он не может полноценно
развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление
внимания все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития
психики.
ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации
развития ребенка. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в
семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и
насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой
преобладание в характере таких черт, как нерешительность, несамостоятельность,
отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.
ЗПР – церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще
остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с
предыдущими тремя, как правило, наименее благоприятен. Как следует из названия,
основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно –
6

недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология
беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.),
недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет
место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой
понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от
конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической
деятельности.
Дети с тяжелым нарушением речи – ТНР (логопаты).
Все виды речевых нарушений можно разделить на две большие группы:
- нарушения устной речи.
- нарушения письменной речи
Дети с нарушениями опорно-двигательной системы.
Основной контингент этой категории – дети, страдающие детским церебральным
параличем (ДЦП). ДЦП – заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием
различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в
момент родов и на 1-м году жизни ребенка.
Дети с комбинированным дефектом (дети со смешанным (сложным) дефектом):
- умственно отсталые неслышащие или слабослышащие;
- умственно отсталые слабовидящие или незрячие;
- слепоглухонемые и т. п.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями 5 минут.
Общего кол-во часов в неделю: 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения программы:
Объем программы 72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Перечень форм обучения: парная, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Перечень видов занятий: урок-игра, мастер-класс, беседа, урок-путешествие,
сюжетный урок, дидактическая игра, ролевая игра, практикум, урок творчества, уроксказка, индивидуальная работа.
Перечень форм подведения итогов программы: наблюдение, игра, упражнение,
творческая работа, практическая работа, тестирование, фотовыставка, конкурс,
презентация творческих работ.

1.2. Цели и задачи программы.
Цель - развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер, психического и
личностного роста детей с ОВЗ посредствам песочной терапии.
Обучающие:
- обучить базовым умениям и навыкам рисования на песочном планшете: плавность,
точность движения, умение работать пальцами обеих рук, координировать движение руки и
глаза;
- формировать сенсорные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику
рук;
- формировать умения осознавать, понимать и адекватно выражать
свои эмоциональные переживания;
- развить гармонизацию психоэмоционального состояния.
Развивающие:
- развивать инициативность, любознательность, активность;
7

- сформировать положительное самоотношение и принятие других людей;
- сформировать умение совместно с педагогом и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку своей деятельности на занятии.
Воспитательные:
воспитать нравственные качества личности ребенка, эмоциональноэстетическое
восприятие окружающего мира;
- воспитать самостоятельность, аккуратность, целеустремленность.

1.3. Учебный план
№

1.1

1.2
1.3
1.4

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Название
раздела, темы

Кол-во часов
Всего
Теория Практика
Раздел 1. Введение ( 4 ч.)
1
0,5
0,5

Формы
аттестации/контроля.

Знакомство с
Наблюдение.
песком
Вводная диагностика
«Чувствительные
ладошки».
Волшебство
1
0,5
0,5
Игра.
линий
Точки и круги
1
0,5
0,5
Упражнение.
Просмотр
1
0,5
0,5
песочной
анимации
«Детство».
Нарисую из песка.
Раздел 2. Техника рисования «Засыпание» (14 ч.)
Техника
2
1
1
Практическая работа.
рисования песком
«Засыпание»
Закрепление
2
1
1
Практическая работа.
техники
рисования песком
«Засыпание»
Просмотр
2
1
1
Игра.
песочной осенней
анимации
Сочинение
2
1
1
Творческая работа.
сюжетного
рисования к
осенним
песочным
картинам
Сюжетное
2
1
1
Конкурс
рисование песком
по теме: «Осень
из песка»
Заключительное
2
1
1
Фотовыставка
рисование «Осень
из песка»
Сюжетное
2
1
1
Презентация творческих
рисование
работ
«Осенний город»
8

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7
3.8

4.1

4.1

4.3

4.4
4.5
4.6

4.7

Раздел 3. Рисование на песке двумя руками (16 ч.)
Техника
2
1
1
Практическая работа.
рисование двумя
руками
одновременно
Сюжетное
2
1
1
Практическая работа.
рисование «Снег»
в технике двумя
руками
одновременно
Техника
2
1
1
Игра.
рисование песком
«Насыпания»
Сюжетное
2
1
1
Творческая работа.
рисование по
теме: Наши
ладошки
Сюжетное
2
1
1
Конкурс
рисование по
теме: Песочный
город
Сюжетное
2
1
1
Фотовыставка
рисование «Моя
Вообразилия»
Рисуем цветным
2
1
1
Презентация творческих
песком на картоне
работ
Сюжетное
2
1
1
Промежуточная
рисование по
аттестация
теме: Детство
Раздел 4. Рисование по образцу или по трафарету ( 20 ч.)
Рисование по
4
2
2
Практическая работа.
образцу.
Эмоции и чувства.
Рисование по
2
1
1
Практическая работа.
трафарету : Моя
любимая чашка
Сюжетное
2
1
1
Игра.
рисование по
теме: Мой дом.
Лепка из песка по
4
2
2
Творческая работа.
образцу.
«Моё имя на
2
1
1
Конкурс
песке»
Техника
2
1
1
Фотовыставка
рисование песком
«Отпечатка»
Закрепление
2
1
1
Презентация творческих
техники
работ
рисование песком
«Отпечатка»
9

4.8

Сюжетное
рисование по
теме: «Фруктовый
сад»

2

1

Тестирование

1

Раздел 5. Сюжетное рисование (18 ч.)
5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

5.9

Сюжетное
рисование по
теме: «Радуга над
городом»
Работа с
карточкам
«Время года
весна»
Знакомство с
техникой
«Вытеснение».
Дерево
Сюжетное
рисование по
теме: «Весенняя
капель»
Сюжетное
рисование по
теме: «Море»
Просмотр
песочной сказки
«Колобок»
Рисование
песочной сказки
«Колобок». Часть
1
Рисование
песочной сказки
«Колобок». Часть
2
Сюжетное
рисование по
собственному
замыслу

1.4.

2

1

1

Практическая работа.

2

1

1

Практическая работа.

2

1

1

Игра.

2

1

1

Творческая работа.

2

1

1

Конкурс

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Презентация творческих
работ

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Итоговый мониторинг

Содержание Учебного плана
1. Введение.

1.1. Знакомство с песком «Чувствительные ладошки».
Теория: инструктаж по ТБ, ПДД. Техника безопасности в работе с песком, вводный
инструктаж. История возникновения песочной анимации, знакомство с материалом (песком).
Практика: комплекс упражнений на тактильное взаимодействие ладоней и песка.
1.2. Волшебство линий
Теория: знакомство с техниками проведения линий. Изучение разных линий: волна,
зигзаг, прямая и т.д.
10

Практика: рисование одним пальцем. Рисование линий на песке «Шапочка», «Резиновый
сапог»
1.3.Точки и круги
Теория: знакомство с техниками рисования точек и кругов. Тактильное знакомство с
песком.
Практика: рисование облаков и дождя, рисование мандаринов, рисование следов зайца,
рисование кругов разного размера.
1.4.Просмотр песочной анимации «Детство». Нарисую из песка.
Теория: Понятие «анимация», беседа. Просмотр видеороликов.
Практика: выполнение творческого задания.
2. Техника рисование «Засыпание»
2.1.Техника рисования песком «Засыпание»
Теория: создание образов любимых игрушек, беседа о любимых игрушках.
Практика: выполнение творческого задания, упражнение «Поделись секретом», беседа с
любимой игрушкой.
2.2.Закрепление техники рисования песком «Засыпание»
Теория: Эмоции в рисунке песком.
Практика: выполнение творческого задания.
2.3.Просмотр песочной осенней анимации
Теоретическая часть: просмотр песочной анимации, чем отличается осень, цвета осени и
т.д.
Практическая часть: игра «Осенний листик», Игра «Осенние предметы». Игра в песке
«Откопай-ка листики».
2.4.Сочинение сюжетного рисования к осенним песочным картинам.
Теоретическая часть: сюжетная картина, композиция, замысел, сюжетная история.
Практическая часть: повторить осеннюю картинку на песке, рисование осеннего
листопада, свободное рисование на песке.
2.5.Сюжетное рисование песком по теме «Осень из песка»
Теоретическая часть: фактурность, узоры, приёмы рисования, творческий замысел.
Практическая часть: выполнение заданий
2.6.Заключительное рисование «Осень из песка»
Теоретическая часть: осенние явления природы, признаки осени
Практическая часть: выполнение заданий.
2.7.Сюжетное рисование «Осенний город»
Теоретическая часть: что такое город, какие города существуют, наш родной город
Верхняя Салда.
Практическая часть: рисунок вымышленного города, сюжетная игра.
3. Рисование на песке двумя руками
3.1.Техника рисования двумя руками одновременно.
Теоретическая часть: просмотр видео по песочной анимации.
Практическая часть: рисование по предлагаемым темам, симметричное рисование двумя
руками, поочередное рисование двумя руками.
3.2.Сюжетное рисование «Снег» в технике двумя руками одновременно.
Теоретическая часть: снегопад, метель, вьюга, пурга.
Практическая часть: рисование вьюги двумя руками и всей ладонью, рисование снега
двумя руками кончиками пальцев, выполнение заданий,.
3.3.Техника рисования песком «Насыпание»
Теоретическая часть: Приемы рисования песком «Насыпание».
Практическая часть: выполнение заданий
3.4.Сюжетное рисование «Наши ладошки»
Теоретическая часть: пальцы-помощники. Мир на ладонях
11

Практическая часть: оставить отпечатки ладоней на сухом и мокром песке, обвести
ладони на песке, выполнение заданий.
3.5.Сюжетное рисование по теме: Песочный город.
Теоретическая часть: песочный город. Дома. Здания. Горы.
Практическая часть: выполнение заданий.
3.6.Сюжетное рисование «Моя Вообразилия»
Теоретическая часть: сказочные человечки, чудо-дерево
Практическая часть: выполнение заданий.
3.7.Рисуем цветным песком на картоне.
Теоретическая часть: изучение цветов, холодные и теплые цвета, яркие и бледные цвета.
Практическая часть: рисунок с клеевой основой по шаблону, рисунок холодными
цветами песка, рисунок яркими цветами песка, выполнение заданий.
3.8.Сюжетное рисование по теме: Детство
Теоретическая часть: Понятие ребенок, взрослый, подросток. что такое девство,
любимые игры девства и т.д.
Практическая часть: выполнение задания
4. Рисование по образцу или по трафарету.
4.1.Рисование по образцу. Эмоции и чувства.
Теория: изучение эмоций: грусть, тоска, злость, радость, счастье и т.д.
Практика: упражнения «Покажи эмоции», психологический тренинг «Эмоциональное
раскрепощение», рисование разных эмоций по образцу.
4.2.Рисование по трафарету: Моя любимая чашка.
Теоретическая часть: форма чашек, кружек. Узоры.
Практическая часть: выполнение заданий.
4.3.Сюжетное рисование по теме: Мой дом
Теория: что такое дом, какие комнаты есть в доме, какие предметы есть в доме.
Практика: Сюжетно-ролевая игра «Приходите в гости»
4.4.Лепка из песка по образцу.
Теория: Изучения геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и т.д.
Практика: Лепка геометрически фигур при помощи формочек и без них.
4.5.«Мое имя на песке»
Теория: Имя, что значит имя, уменьшительное ласкательное имя.
Практика: образный рисунок своего имени на песке в разных техниках.
4.6.Техника рисования песком «Отпечатка»
Теоретическая часть: следы. Лебеди. Тень. Что на что похоже.
Практическая часть: выполнение заданий.
4.7.Закрепление техники рисования песком «Отпечатка»
Теоретическая часть: ассоциации
Практическая часть: выполнение заданий.
4.8.Сюжетное рисование по теме «Фруктовый сад»
Теоретическая часть: фрукты, фруктовые деревья. Сады.
Практическая часть: выполнение заданий.
5. Сюжетное рисование.
5.1.Сюжетное рисование по теме «Радуга над городом»
Теория: изучение явление радуга, изучение 7 цветов радуги.
Практика: рисунок радуги на песке, игра «Радуга-дуга».
5.2.Работа с карточками «Время года весна»
Теория: 3 месяца весны и их особенности, погода весной.
Практика: игра с набором карточек «Весна»
5.3.Знакомство с техникой «Вытеснение». Дерево.
Теоретическая часть: строение дерева
Практическая часть: выполнение заданий.
12

5.4.Сюжетное рисование по теме: «Весенняя капель»
Теория: Время года -весна, признаки весны, весенние предметы.
Практика: Упражнение на песке «Повтори-ка», рисование весенних ручейков.
5.5. Сюжетное рисование по теме: «Море»
Теория: обитатели моря, сказка про сокровища.
Практика: упражнение на песке «Найди лишнее», ролевая игра «Найди клад», рисование
морских волн.
5.6. Просмотр песочной сказки «Колобок»
Теория: изучение сказки колобок.
Практика: Проигрывание сказки с пальчиковыми игрушками.
5.7. Рисование песочной сказки «Колобок». Часть1.
Теория: изучение отдельных героев сказки «Колобок»
Практика: рисование на песке разных героев сказки.
5.8. Рисование песочной сказки «Колобок». Часть2.
Теория: Сказка на новый лад.
Практика: Ролевая игра на песке «КолоБочка»
5.9. Сюжетное рисование по собственному замыслу.
Теория: Повторение всех техник насыпания.
Практика: самостоятельное рисование на песке.

1.5. Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
- знания изобразительного материала – песок, его виды, свойства, возможности
использования песка в жизни человека;
- владение базовыми умениями и навыками рисования на песочном планшете: плавность,
точность движения, умение работать пальцами обеих рук, координировать движение руки и
глаза;
- умение передавать форму, строение предмета и его частей;
- владение речью, зрительно-моторной координацией;
-владение мелкой моторикой рук;
- умение осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
- улучшение психоэмоционального состояния ребёнка;
Метапредметные:
- развитие инициативности, любознательности, активности;
- развитие познавательных и психических процессов: восприятие, память, внимание,
воображение;
- формирование положительного самоотношения и принятия других людей;
- умение совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку
своей деятельности на занятии.
Личностные:
- воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоционально эстетического
восприятия окружающего мира;
- воспитание самостоятельности, аккуратности, целеустремленности.
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
- развитие творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения
и фантазии, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой
деятельности;
-умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности.

13

II. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

36
72
2
72
16
20
2 сентября
31 декабря – 8 января
31 мая

2.2. Условия реализации программы
Набор обучающихся производится по желанию и потребностям детей и по
заявлению\законного представителя. Работа с детьми индивидуальная. Группа разновозрастная с
ОВЗ. Количество детей, одновременно находящихся в группе не более 2. Форма проведения занятийочная. Индивидуально-групповая.
Материально-техническое обеспечение: Установка интернета (1 кабинет), устройство
локальной сети (1 кабинет), мультимедийное оборудование: экран, проектор (1 комплект), ПО
«Песочная терапия» студия «ВиЭль», стол для рисование песком с набором и крышкой – 3 шт., песок
– 6 кг.
Кадровое обеспечение: педагог-организатор, образование – высшее.
Методические материалы:
Песочная терапия – это частный метод арт-терапии (психологии творчества), направленный для
оказания психологической / психотерапевтической помощи через взаимодействие с песком.
Песочная терапия для детей позволяет ребенку по-настоящему выразить проблему, которую он в
силу своего возраста не способен вербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком
само по себе обладает успокаивающим эффектом, способствует оптимизации и стабилизации
эмоционального состояния. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода
коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и
поведенческих нарушений невротического характера).
Работа с песком - это способ работы с естественным природным материалом, который помогает
не только «выплеснуть» накопившиеся чувства и уравновесить эмоциональное состояние, но и
увидеть свои сложности и проблемы со стороны, как будто они чужие.
Этот метод может быть использован в работе с детьми (с 3-х лет), так и с детьми со
следующим спектром проблем:
- сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями, воспитателями, учителями и
сверстниками);
- различные формы нарушений поведения (гиперактивность);
- сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации (развод, появление младшего
ребенка, потери и т.д.);
- повышенная тревожность;
- страхи;
- адаптация в начальной школе и детском саду.
Виды деятельности:
- проба песка;
14

- знакомство с техникой песочной анимации, основными принципами и приемами рисования на
песке;
- песочная графика - создание простых песочных рисунков;
- песочная трансформация - создание динамичных песочных картин;
- песочная история - разработка сюжета и сценария, и многое другое.
Виды работы с песком:
- рисование на песке (пальцем, кисточкой, стекой);
- рисование с помощью песка;
- песочная анимация на песке;
- отпечатки на сыром песке;
- создание скульптур из песка;
- создание скульптур из песка с добавлением воска (такие скульптуры могут храниться);
- создание ландшафтных скульптур с использованием песка, глины, упавших плодов с
минимальным ущербом для природы и др.
Виды техники рисования:
-техника описание;
-техника закидывания;
-техника засыпания;
-техника насыпания;
-техника вытирания;
-техника отпечатка.
№
п/п

Назва
ние
раздел
а,
темы

Форма
организации
образовательн
ого процесса
(форма
занятия)

Используемые
методы,
приёмы,
технологии

Дидактически
й материал

Раздел
1.
Введен
ие

Урок-игра,
мастер-класс,
беседа. Урокпутешествие,
сюжетный
урок,
дидактическая
игра.

Методы:
словесный,
наглядный,
практический.
Игра, конкурс,
моделирование
, беседа, тест.
Игровые
технологии.
Развивающее
обучение.
Индивидуальн
ый подход.

Работа с
трафаретами.
Карточки с
разнообразным
и линиями.
Карточки
точки и круги.
Видеоматериал
– песочная
анимация
«Детсво»

15

Педагогичес
кий
инструмента
рий оценки и
формы
подведения
итогов
Вводная
диагностика,
наблюдение,
игра,
упражнение.

Техническое
оснащение, в
т.ч.
информацион
ные ресурсы
1)Методическа
я разработка
для педагогов
«Песочная
игротерапия в
работе с
детьми
с
ограниченным
и
возможностями
здоровья». https://nsportal.r
u/detskiisad/korrektsionn
ayapedagogika/202
0/01/09/metodic
heskayarazrabotka-dlyapedagogov
2) Видеоканал
Sand-Show -

Раздел
2.
Техни
ка
рисова
ния
«Засы
пание»

Беседа. Урокпутешествие,
сюжетный
урок,
дидактическая
игра, ролевая
игра,
практикум,
урок
творчества,
урок-сказка,
индивидуальна
я работа.

Методы:
словесный,
наглядный,
практический.
Игра, конкурс,
моделирование
, беседа, тест.
Игровые
технологии.
Развивающее
обучение.
Индивидуальн
ый подход.

Презентация
«Осенние
картинки».
Презентация
«Все про
осень».
Фигурки
домиков и
деревьев.
Методические
рекомендации
«Диагностика в
песочной
терапии»Студия
«ВиЭль»
• Методические
рекомендации
«Развивающие
игры на
песке»- Студия
«ВиЭль»

16

Практическая
работа,
творческая
работа, игра,
конкурс,
фотовыставка
, презентация
творческих
работ.

https://www.you
tube.com/c/Sand
-show
3)Группа
Вконтакте
«Рисование на
песке» https://vk.com/cl
ub31379964
4) Группа
Вконтакте
Студия
"ВиЭль" https://vk.com/o
oostudiovl
5)http://doshkol
niki.org
6)http://www.dv
reclama.ru/russi
a/articles/detail.
php?ELEMENT
_ID=27333
1)Методическа
я разработка
для педагогов
«Песочная
игротерапия в
работе с
детьми
с
ограниченным
и
возможностями
здоровья». https://nsportal.r
u/detskiisad/korrektsionn
ayapedagogika/202
0/01/09/metodic
heskayarazrabotka-dlyapedagogov
2) Видеоканал
Sand-Show https://www.you
tube.com/c/Sand
-show
3)Группа
Вконтакте
«Рисование на

Раздел Индивидуальна
я работа, урок3.
игра, мастерРисова
класс, беседа.
ние на
Урокпеске
путешествие,
двумя
сюжетный
рукам
урок,
и
дидактическая
игра, ролевая
игра,
практикум,
урок
творчества.

Методы:
словесный,
наглядный,
практический.
Игра, конкурс,
моделирование
, беседа, тест.
Игровые
технологии.
Развивающее
обучение.
Индивидуальн
ый подход.

Фигурки
домиков,
деревьев,
машинок и т.д.
Разнообразные
пуговицы,
камушки,
бусинки.
Презентация
«Цвета».
Шаблоны для
рисования
цветным
песком.
Методические
рекомендации
«Диагностика в
песочной
терапии»Студия
«ВиЭль»
• Методические
рекомендации
«Развивающие
игры на
песке»- Студия
«ВиЭль»

17

Практическая
работа,
творческая
работа, игра,
конкурс,
фотовыставка
, презентация
творческих
работ,
промежуточн
ый
мониторинг.

песке» https://vk.com/cl
ub31379964
4) Группа
Вконтакте
Студия
"ВиЭль" https://vk.com/o
oostudiovl
5)http://doshkol
niki.org
6)http://www.dv
reclama.ru/russi
a/articles/detail.
php?ELEMENT
_ID=27333
1)Методическа
я разработка
для педагогов
«Песочная
игротерапия в
работе с
детьми
с
ограниченным
и
возможностями
здоровья». https://nsportal.r
u/detskiisad/korrektsionn
ayapedagogika/202
0/01/09/metodic
heskayarazrabotka-dlyapedagogov
2) Видеоканал
Sand-Show https://www.you
tube.com/c/Sand
-show
3)Группа
Вконтакте
«Рисование на
песке» https://vk.com/cl
ub31379964
4) Группа
Вконтакте
Студия

Раздел
4.
Рисова
ние по
образц
у или
по
трафа
рету

Урок-игра,
мастер-класс,
беседа. Урокпутешествие,
сюжетный
урок,
дидактическая
игра, ролевая
игра,
практикум,
урок
творчества,
урок-сказка,
индивидуальна
я работа.

Методы:
словесный,
наглядный,
практический.
Игра, конкурс,
моделирование
, беседа, тест.
Игровые
технологии.
Развивающее
обучение.
Индивидуальн
ый подход.

Набор карточек
«Эмоции и
чувства»
Трафареты
чашек.
Трафареты
букв.
Фигурки
разных
животных.
Набор карточек
«Фрукты.
Методические
рекомендации
«Диагностика в
песочной
терапии»Студия
«ВиЭль»
• Методические
рекомендации
«Развивающие
игры на
песке»- Студия
«ВиЭль»

18

Практическая
работа,
творческая
работа, игра,
конкурс,
фотовыставка
, презентация
творческих
работ,
тестирование.

"ВиЭль" https://vk.com/o
oostudiovl
5)http://doshkol
niki.org
6)http://www.dv
reclama.ru/russi
a/articles/detail.
php?ELEMENT
_ID=27333
1)Методическа
я разработка
для педагогов
«Песочная
игротерапия в
работе с
детьми
с
ограниченным
и
возможностями
здоровья». https://nsportal.r
u/detskiisad/korrektsionn
ayapedagogika/202
0/01/09/metodic
heskayarazrabotka-dlyapedagogov
2) Видеоканал
Sand-Show https://www.you
tube.com/c/Sand
-show
3)Группа
Вконтакте
«Рисование на
песке» https://vk.com/cl
ub31379964
4) Группа
Вконтакте
Студия
"ВиЭль" https://vk.com/o
oostudiovl
5)http://doshkol
niki.org
6)http://www.dv

Раздел
5.Сюж
етное
рисова
ние

Урокпутешествие,
сюжетный
урок,
дидактическая
игра, ролевая
игра,
практикум,
урок
творчества,
урок-сказка,
индивидуальна
я работа.

Методы:
словесный,
наглядный,
практический.
Игра, конкурс,
моделирование
, беседа, тест.
Игровые
технологии.
Развивающее
обучение.
Индивидуальн
ый подход.

Презентации:
1.Сказка
«Колобок»
2. Герои сказки
«Колобок»
3. «Цвета
радуги»
4. «Время года
весна»
Видеоматериал
ы:
-мультфильм
«Колобок»
- песочная
анимация
«Колобок»
Методические
рекомендации
«Диагностика в
песочной
терапии»Студия
«ВиЭль»
• Методические
рекомендации
«Развивающие
игры на
песке»- Студия
«ВиЭль»

19

Практическая
работа,
творческая
работа, игра,
конкурс,
наблюдение,
презентация
творческих
работ,
итоговый
мониторинг.

reclama.ru/russi
a/articles/detail.
php?ELEMENT
_ID=27333
1)Методическа
я разработка
для педагогов
«Песочная
игротерапия в
работе с
детьми
с
ограниченным
и
возможностями
здоровья». https://nsportal.r
u/detskiisad/korrektsionn
ayapedagogika/202
0/01/09/metodic
heskayarazrabotka-dlyapedagogov
2) Видеоканал
Sand-Show https://www.you
tube.com/c/Sand
-show
3)Группа
Вконтакте
«Рисование на
песке» https://vk.com/cl
ub31379964
4) Группа
Вконтакте
Студия
"ВиЭль" https://vk.com/o
oostudiovl
5)http://doshkol
niki.org
6)http://www.dv
reclama.ru/russi
a/articles/detail.
php?ELEMENT
_ID=27333

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля: Выполнение практических заданий, наблюдение,
тестирование, игра, упражнение, групповая и индивидуальная работа, показ мультфильмов,
фотовыставка, конкурс, презентация творческих работ.
1.
Методика «Нарисуй человека»: детям предлагается нарисовать человека. Методика
позволяет определить индивидуальные особенности ребенка, уровень самооценки,
интеллектуальные, творческие способности.
2.
Методика «Домик»: позволяет определить уровень развития мелкой моторики,
концентрации внимания.
3.
Методика «Дорисуй фигуру» (О.М. Дьяченко)
Цель: выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности
решения задач на воображение.

2.4. Оценочные материалы при проведении форм аттестации
В начале обучения по программе проводится вводная диагностика, в середине обученияпромежуточный мониторинг, в конце – итоговый.
Используя в диагностической работе метод наблюдения оценивается:
- состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки
или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
- уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о
незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и тому подобное);
- уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему
незнакомы);
- сформированность понятий и умение обобщать (игрушки в лотках разложены по темам);
- личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе,
агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее
эмоциональное состояние).
Во время беседы с ребенком на тему выполненного им задания, оценивается
сформированность следующих параметров:
- уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику);
- уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице,
присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
- эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации,
устойчивость);
- стиль семейных отношений (диалоги между героями);
- уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная
память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
- устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
- воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и тому подобное).
- уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит
ли дело до конца);
- уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
- умение обобщать (способность быстро находить подходящийлоток для каждой
игрушки), сообразительность;
- на групповых (5 – 7 человека) занятиях – уровень сформированности коммуникативных
навыков, стиль общения со сверстниками.
На основании полученных результатов планируется будущая работа с детьми.
Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия
Что это может быть? (зрительно) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.
20

Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например,
двойной круг, десяти конечная звезда, буква "Х"). Они должны придумать названия к
картинкам и объяснить их. Как можно использовать этот предмет? Детям предлагается назвать
как можно больше способов использования какого-либо предмета, например, пластиковой
бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др. Рисование "Чего на свете не бывает?"
Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например, рыба плывет по воздуху, звезды
ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр. "Что не дорисовано?" На
предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать.
Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?" В. Мытацин Педагог садится за стол напротив
ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей
рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть
на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает. Ребенок 6-7 лет свободно
различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного
пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что
пальцы на правой руке ребенок правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой.
Тест "Дорисуй предметы" Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить,
какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры
или цветные карандаши. Время выполнения задания – 10 мин.
Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов - высокий уровень; 8-9 предметов
- средний; 5 предметов – низкий
Методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко)
Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности
решения задач на воображение.
Порядок исследования: Ребёнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы
получилась красивая картина. Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени
оригинальности производится подсчётом количества изображений, которые не повторялись у
ребёнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки в
которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.
Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения
задачи на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребёнок ещё не принимает задачу на построение
образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует
рядом что-то своё (свободное фантазирование).
1 тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение
отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишённое деталей;
2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;
3 тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой- нибудь
воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);
4 тип – Ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (н-р: девочка
гуляет с собакой);
5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому.
Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребёнок
(кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для
создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым
мальчик рисует картину).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в
рисунках детей:
Низкий уровень – ребёнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на
воображение;
Средний уровень - ребёнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на
воображение;
Высокий уровень - ребёнок выполняет задание по 5 типу решения задач на Воображение.
21

В.Г. Щур методика «Лесенка»
Цель методики: исследование самооценки детей.
Процедура проведения: ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками,
и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках
окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше
(показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках
окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На
средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь
себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть
таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку
тебя поставила бы мама, папа, учитель».
Интерпретация результатов
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает
его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и
больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку,
объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их
внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых
случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь.
Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия,
ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо
несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение
взрослого: «Мама так сказала».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо
не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто
отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как
правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или
дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Список литературы
Список рекомендуемой литературы для педагога
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2004. –
157 с.
2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших
школьников. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019. – 159 с.
22

3. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей. – Ростов н/Д : Феникс,
2020. – 253 с.
4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2020. – 172 с.
5. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. – СПб.: Речь,
2021. – 208 с.
6. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. – СПб.: Речь, 2019. – 340 с.
7. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них
сказки. – СПб.: Речь, 2018. – 160 с.
8. Кашпук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростов н/Д :
Феникс, 2021. – 221 с.
9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия
развития», 1997. – 208 с.
10. Микляева Н.В. Гиперактивный ребенок – это не проблема! Материалы для
работы с детьми дошкольного возраста / Авт.-сост. Микляева Н.В. – М.: АРКТИ, 2017. –
100 с.
11. Ратникова Е.В., Гаврик А.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. – СПб.:
Речь, 2020. – 137 с.
12. Свистунова Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия,
изотерапия, музыкотерапия / под ред. Е.В.Свистуновой. – М.: Форум, 2022. – 192 с.
13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и
коррекционной работы психолога. – 3-е изд.испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2015. – 208 с.
14. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет.
Психологические игры, упражнения, сказки. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2017. – 176 с.
15. Шехова О.Г. Сказки, игры и колыбельные для развития малышей. – СПб.: Речь,
- 2021. – 127 с.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся
1. Времена года (стихи русских поэтов). – М.: «Самовар»,2007. – 95с.
2. Давайте поиграем. – М.: «Самовар»,2010. – 46с.
3. Считалочки. - М.: «Самовар»,2010. – 46с.
4. 1000 загадок про все на свете / сост. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И.. –
М.:АСТ,2013. – 512с.
5. Маршак С. Кошки – мышки. – М.: «Букет»,1997. – 59с.
6. Степанов В.А. Про зверят. – М.: «Омега».2003.
7. Степанов В.А. Родная природа. – М.: «Фламинго».2006.
8. Степанов В.А. Сказочные загадки. – М.: «Фламинго».2011. – 62 с.
9. Стожкова Н.В. Про зверят. – М.: «АСТ-ПРЕСС»,1999
10.Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе И.В.Карнауховой.
– СПб.: Амфора, 2012. – 255с.
11.Русские народные сказки. Выпуск №1. – М.: «Вече», 2002.
12.Русские народные сказки. Выпуск №3. – М.: «Вече», 2003.
13.Энциклопедия детства. – М.: «Эксмо-Пресс»,2000. – 400с.
Интернет-ресурсы:
По материалам сайта http://doshkolniki.org
http://www.dv-reclama.ru/russia/articles/detail.php?ELEMENT_ID=27333

23

Приложение 1. Диагностика специальных способностей ребенка
Диагностика специальных способностей ребенка
Творческое объединение «Песочная анимация»
на 20__-20__учебный год
Дата проведения ______________________________________________________
Форма проведения ____________________________________________________
Художественные и творческие данные
1.
Концентрация внимания на объяснениях и действиях педагога.
2.
Движения рук, способы держать песок и взаимодействовать с ним.
3.
Художественные способности:
1.
Знание пропорция
2.
Соответствие образов натуральным
3.
Движение пальцем
4.
Насыпание
5.
Увлеченность
6.
Артистичность и эмоциональность
4.
Выполнение простых рисунков и фигур
5.
Коммуникативность
№
Фамилия, имя
Номер критерия диагностики
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Условные обозначения:
+ высокий уровень
+ - средний уровень
- низкий уровень
Подпись _________________
В качестве стимульного материала использовались схематические карточкиизображения
(Таблица 2) различных эмоциональных состояний, с помощью которых ребенок осуществлял
фиксацию своих чувств по отношению к занятиям песочной терапии
Таблица 2

24

Во время предъявления карточек и инструкции важно, чтобы ребенок понял различную
степень эмоций, изображенных на рисунках.
Инструкция: «Посмотри, какие рожицы нарисованы на картинках. Скажи, пожалуйста,
они одинаковые или разные? Как ты считаешь, когда челове улыбается, какое у него
настроение? А когда у человека грустное лицо, какое у него настроение?
Давай договоримся: две веселые рожицы в нашем задании будут означать, что человеку
что-то очень-очень нравится, он очень доволен. Одна радостная рожица означает, что человек
испытывает хорошие чувства, но не в сильной степени. Две грустные рожицы означают, что
человеку очень-очень что-то не нравится, что он сильно не доволен. Одна грустная рожица
показывает, что человеку скорее грустно, чем радостно. Рожица, выражающая спокойствие,
означает, что человек не знает, нравится или не нравится ем что-либо, он еще не определился».
После объяснения инструкции детям предлагались игровые упражнения песочной
терапии, в процессе которых дети должны были определить эмоциональное отношение играм
на песке, которые фиксировались специалистом.
Каждый ответ (показ карточки) фиксировался на специальном бланке.
Так как исследование проводилось в игровой форме, то дети охотно включались в
процесс, но следует заметить, что большая часть ответов (показов карточек) детей не
отличалась разнообразием, некоторые дети показывали карточку такую, как у соседа.
Обработка эмпирических материалов:
Каждый участник исследования получал свой индекс: +2 – очень нравится, +1 – нравится,
0 – еще не определился, –1 – не нравится, –2 – очень не нравится. Далее цифры
перекодировались следующим образом: индекс –2принимался за 1 балл, индекс –1 за 2 балла,
индекс 0 за 3 балла, индекс +1 за 4 балла, индекс +2 за 5 баллов.
Полученные данные предварительно позволили разделить детей на следующие группы:
- дети, испытывающие позитивное отношение к песочной терапии (средний балл выше
3,8);
- дети, не определившиеся с отношением к песочной терапии (средний балл от 2,4 до3,7);
- дети, испытывающие негативное отношение к песочной терапии (средний балл менее
2,3).
Обобщив результаты исследований, все дети были разделены на 3 группы по уровню
эмоционального отношения к песочной терапии:
1. Высокий уровень. В данную группу мы отнесли детей, испытывающих положительное
эмоциональное отношение к песочной терапии.
2. Средний уровень. В эту группу вошли дети, проявляющие равнодушие или
неопределенность в отношении к песочной терапии.
3. Низкий уровень. К этой группе мы отнесли детей, испытывающих негативное
отношение к песочной терапии.
Позитивные эмоциональные отношения к деятельности свидетельствуют о наличии у
ребенка благоприятных переживаний. Все остальные виды эмоциональных отношений – это
тревожный симптом, указывающий на наличие проблем в эмоциональной сфере.
Неопределенное отношение указывает на наличие тенденции инфантильности в
эмоциональном развитии, о несформированности адекватного уровня осознания эмоций.
Результаты исследования позволяют целенаправленно планировать и строить
индивидуальную работу с каждым ребенком. Позитивное отношение свидетельствует о том,
что именно в этой деятельности ребенок имеет возможность наиболее адекватно
самореализоваться.
Определение степени социальной адаптированности ребенка
Динамика социальной адаптированности младших школьников отслеживалась нами для
определения эффективности условий жизнедеятельности временного детского коллектива,
темпам приспособления к новым условиям среды, к ролевым функциям, социальным нормам.
Наблюдение проводилось воспитателями в течение всего года реализации программы. Типовые
карты заполнялись в 2 этапа (в первую и последнюю неделю реализации программы).
25

Наблюдения проводились по следующим параметрам физическое состояние ребенка,
эмоциональный фон настроения, активность взаимодействия (взрослый-ребенок, ребенокребенок), участие в совместной игровой деятельности, готовность к продуктивному
сотрудничеству, отношение к труду.
Результаты оценивались по 3 уровням: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1
балл).
Полученные данные позволили разделить детей на следующие группы:
- дети, быстро и легко адаптирующиеся (средний балл выше 2,4);
- дети, испытывающие небольшие сложности в адаптации (средний балл от 1,7 до 2,4);
- дезадаптированные дети (средний балл менее 1,7).
Обобщив результаты исследований, все дети были разделены на три группы по уровню
социальной адаптации:
1. Высокий уровень социальной адаптации. Хорошее самочувствие (сон, аппетит),
настроение, с удовольствием вступает в контакт с детьми и взрослыми, является активным
участником совместной игровой, учебной и внеучебной деятельности.
2. Средний уровень социальной адаптации. Преобладает хорошее настроение,
самочувствие, но может наблюдаться нарушение сна, аппетита. Участвуют во всех видах
деятельности, но не всегда активно. В отношениях с детьми и взрослыми проявляют
доброжелательность, но часто предпочитают не вступать в контакт, а находиться рядом.
3. Низкий уровень социальной адаптации. Эту группу детей характеризует недомогание,
плохое настроение, высокая тревожность, эмоциональная холодность, пассивность, агрессия,
нарушение дисциплины, напряженные отношения с детьми и взрослыми, отказ от совместной
деятельности.
Бланк исследования
Определение степени социальной адаптированности ребенка
Группа:
Даты диагностики:
1 этап. Начало программы.
2этап. Конец программы.

В – высокий уровень; С – средний; Н – низкий уровень адаптированности.
Критерии социальной адаптированности:
1. Ощущение ребенком радости от непосредственных и опосредованных контактов с
микро – и макросредой.
2. Удовлетворенность ребенком уровнем сформированности своих жизненноценных
социальных функций и подготовленности к продуктивному сотрудничеству с другими людьми
в разнообразной коллективной жизнедеятельности.
26

3. Практическая состоятельность ребенка с проблемами в развитии в
учебнопознавательной,
трудовой,
общественной
деятельности,
в
осуществлении
межличностных и предметно-деловых отношений со сверстниками и другими людьми из
близкого и далекого окружения.
4. Реальная результативность включения ребенка с проблемами в развитии в совместную
общественно-полезную деятельность.
Примеры диагностических методик для диагностики эмоциональной сферы детей с ОВЗ.
Для диагностики уровня адаптации можно использовать методики:
«Мой класс», «Моя школа», «Мой учитель», где ребёнку предлогается нарисовать класс
на световом планшете или обыграть ситуацию в песочнице с помощью игрушек. По тому, как
школьник описывает свой рисунок или объясняет расстановку фигурок на песке, можно судить
о его роли в классе, о наличии авторитета того или иного члена коллектива, его переживаниях и
страхах, т.к.в песочной игре ребёнок выражает свои самые глубокие эмоциональные
переживания, которые таятся на подсознательном уровне, освобождается от тревожности и
пережитое не переходит в психическую травму.
Методика «Моя семья — на песке» намного информативнее, чем рисунок «моя
семья». На песке ребенок больше раскрывается, он начинает играть, взаимодействовать со
своими фигурками. По тому, как он их располагает, разворачивает, закапывает или прячет в
домиках, можно судить о семейной ситуации. Педагог обращает внимание на
последовательность, кто за кем, соответствует ли сюжет заданной теме, на то, как
сгруппированы члены семьи, на степень близости и удаленности друг от друга, какие фигурки
используются для каждого члена семьи, какие границы бывают в семье. Стертые, четкие,
прозрачные. Закопана фигурка или может быть залита водой, с какого члена семьи начинается и
кем заканчивается.
После применения методики, педагогу рекомендуется регистрировать данные,
использовать результаты этой диагностики в своей дальнейшей работе.
Методика «Несуществующее животное» позволяет определить внутренний мир ребенка.
Изображая вымышленное создание, испытуемый невольно, а иногда и осознанно передает на
картинке свое к нему отношение. Ребенок нарисует именно то, что наиболее значимо и важно
для него в данный момент. А тем факторам, которые кажутся для него второстепенными, на
рисунке будет уделено очень мало внимания. Если понимать основы методики
«Несуществующее животное», интерпретация изображения позволит «услышать» те
сообщения, которые ребенок зашифровал в образах. Рисуночные тесты в первую очередь дают
представление о переживаниях и бессознательных импульсах. Именно поэтому такие картинки
тяжело «подделать». Рисунок представляет ребенка таким, какой он есть в действительности.
Методика очень проста в воспроизведении. Она не занимает много времени и не требует
определенных навыков или специальных материалов.
Интерпретируя данные изображения мы можем определить уровень самооценки,
тревожности и агрессивности. Так же данная техника хорошо отображает наличие травм,
степень близости между испытуемым и его родителями, демонстрирует активность
деятельности сферы, эмоциональной сферы пошлого опыта и ресурса на будущее.
Интерпретируя рисуночные тесты, не следует делать однозначные выводы о психологии
ребенка. Важно понять, что такая методика позволяет только сделать предположения о
некоторых особенностях личности. Делать заключения о психологическом состоянии ребенка
можно лишь на основании многочисленных факторов.

27

Методика «Нарисуй человека»: детям предлагается нарисовать человека. Методика
позволяет определить индивидуальные особенности ребенка, уровень самооценки,
интеллектуальные, творческие способности.
Ребенка садят за световой песочный стол и просят создать рисунок: «Нарисуй,
пожалуйста, человека, какого хочешь».
После того как рисунок завершен, исследователь должен спросить у ребенка, все ли он
нарисовал, а затем перейти к заключительной беседе, которая строится на основании рисунка,
его особенностей и анализа элементов, в процессе которой исследователь может прояснить все
неясные моменты рисунка. С помощью беседы, благодаря выражению испытуемым отношений,
чувств, переживаний, исследователь может получить уникальную информацию, касающуюся
актуального эмоционального, психологического состояния испытуемого.
Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или
прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места.
Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая
часть самая неудачная, почему.
Другой вариант беседы с ребенком - попросить его сочинить историю об этом человеке.
Методика «Домик»: позволяет определить уровень развития мелкой моторики,
концентрации внимания. Представляет собой задание насрисовывание картинки с
изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв.
Методика рассчитана на детей в возрасте 5–10 лет и может использоваться для определения
готовности ребёнка к школе.
Цель исследования: определить способность ребёнка к копированию сложного образца.
Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться по образцу, точно его
копировать, определить особенности развития непроизвольного внимания, пространственного
восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Обработка и анализ результатов
Обработка экспериментального материала проводится методом подсчёта баллов, которые
начисляются за ошибки. Ошибки бывают такими.
1. Отсутствие любой детали картины (4 балла). На рисунке может отсутствовать забор
(одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая
основу дома.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно
правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).
3. Неправильно изображён элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть
изображены кольца дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причём если неправильно
нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не
за каждую неправильную палочку, а за всю правую (левую) часть забора в целом. То же
касается и колец дыма, выходящих из трубы, и штриховки на крыше дома: 2 балла начисляется
не за каждое неправильное кольцо, а за весь неправильно скопированный дым; не за каждую
неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку крыши в целом.
Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована
правая часть, а левая скопирована без ошибок (или наоборот), то ребёнок получает за
нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то 4 балла
(за каждую часть по 2 балла). Если часть правого (левого) бока забора скопированы правильно,
а часть неправильно, то за этот бок забора начисляется 1 балл; то же касается и колец дыма, и
штриховки на крыше: если только одна часть колец дыма срисована правильно, то дым
оценивается в 1 балл; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена правильно,
то вся штриховка оценивается в 1 балл. Неправильно воспроизведенное количество элементов в
28

детали рисунка не считается ошибкой, то есть не важно, сколько будет палочек на заборе, колец
дыма или линий в штриховке крыши.
4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого
вида относятся: расположение забора не на общей с основой дома линии, а выше её, дом как
будто висит в воздухе или ниже линии основы дома; смещение трубы к левому краю крыши;
существенное смещение окна в любую сторону от центра; расположение дыма более чем на 30°
отклонения от горизонтальной линии; основа крыши по размеру соответствует основе дома, а
не превышает её (на образце крыша нависает над домом).
5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл):
вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоит дом и крыша; палочек забора;
изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым
углом к основе крыши вместо острого); отклонение линии основы забора более чем на 30° от
горизонтальной линии.
6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за
каждый разрыв). В том случае если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1
балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.
7. Линии налезают друг на друга (1 балл за каждое налезание). В случае если линии
штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не
за каждую неправильную линию штриховки. Хорошее выполнение рисунка оценивается в «0»
баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Однако при
интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст ребёнка. Пятилетние
дети почти не получают оценки «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур,
отвечающих за сенсомоторную координацию.
При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень
жирные или «косматые» линии могут свидетельствовать о состоянии тревожности ребёнка. Но
вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать лишь на основании этого рисунка.
Подозрения необходимо проверить специальными методиками по определению тревожности.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».