Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Принято на заседании Педагогического совета «ДЮЦ» Протокол № 4 от 28.05.2024 Утверждено приказом директора «ДЮЦ» № 29/1 от 28.05.2024 _____________Е.П. Чукавина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Медиа-центр» Целевая группа: 14-17 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Никонова Алина Михайловна, педагог - организатор г. Верхняя Салда Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы 1. Пояснительная записка….........................................................................3 2. Цели и задачи программы…..................................................................... 7 3. Содержание программы…........................................................................ 8 Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий 4. Условия реализации программы............................................................15 5. Список литературы ................................................................................. 19 6. Приложения..............................................................................................21 2 РАЗДЕЛ № 1. Комплекс основных характеристик программы 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Школьный медиацентр» позволяет обучающимся получить актуальные знания в сфере медиаи овладеть максимальным количеством медианавыков, таких как работа с текстом, фотография, видеосъемка, монтаж и редактирование видео, SMM, а также гибких навыков – работы в команде, личной презентации, публичных выступлений и др. Направленность программы – социально-гуманитарная. По уровню освоения программа общеразвивающая. Основанием для разработки и реализации данной общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов: Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»; Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Распоряжение Правительства Свердловской области № 646-РП от 26.10.2018 г. «О создании в Свердловской области целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»; Постановление Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г. № 900-ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года»; Актуальность программы Актуальность программы обусловлена высоким интересом современных детей и подростков к медиасфере. Дети ХХI века рождаются и живут в условиях постоянной интернет-коммуникации. Важнейшей 3 характеристикой современного подрастающего поколения является активность в информационном пространстве, стремление стать равноправным субъектом коммуникации. Они не просто пользуются интернетом, они живут посредством него. Поэтому у подростков существует высокий запрос на овладение навыками производства различных типов медиаконтента. В рамках программы «Школьный медиацентр» это стремление становится мощным стимулом для совершенствования у подростка универсальных учебных действий, активизации процессов самопознания, самопроектирования и самореализации. Программа создает условия для формирования функциональной грамотности подростков в процессе изучения сферы медиа и создания собственных медиапродуктов. Содержание программы включает задания на развитие читательской грамотности, глобальной компетентности и креативного мышления, что позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных занятиях, для решения учебных задач, формирования стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления. Все это способствует повышению общего уровня культуры, медиаграмотности и медиакомпетентности, а также профессиональному самоопределению и предпрофессиональной подготовке. Отличительные особенности программы Программа имеет практико-ориентированный характер. Комплексное освоение подростками медианавыков происходит в процессе практической работы над телесюжетами, влогами, фотографиями, созданием разноформатного контента для социальных сетей и SMM-деятельности. Это позволяет обучающимся наряду с получением теоретических знаний уверенно овладевать современными медиатехнологиями, что поможет им не только при выборе будущей профессии, но и для самоопределения и выстраивания траектории личностного роста в современном информационном обществе. Авторским компонентом является нацеленность на подготовку подростков к самостоятельной организации творческого процесса – от рождения идеи до создания готового медиапродукта – в условиях сотрудничества и кооперации с широким кругом ровесников в рамках программы, а также взрослых. Важной составляющей на 2 и 3-м году обучения является тренировка навыков организации микроколлективов (съемочных бригад) для выполнения творческих заданий – съемок сюжетов, фильмов, подготовки текстов и иллюстраций. Этому способствует налаженное взаимодействие обучающихся между собой и с педагогом в сети Интернет. Такое взаимодействие позволяет не ограничивать процесс обучения нахождением в учебной аудитории, обеспечить возможность непрерывного обучения, в том числедля часто болеющихдетей или всех детей в период сезонных карантинов (например, по гриппу) и температурных ограничениях посещения занятий. 4 Особое внимание в процессе освоения программы уделяется системе наставничества как внутри коллектива обучающихся (формат «ученикученик»), так и с привлечением выпускников программы – студентов факультетов журналистики (формат «студент-ученик»). Работа в наставнических парах позволяет эффективно передавать знания и формировать необходимые навыки, что способствует углубленному освоению программы и влияет на качество созданных медиапродуктов. Адресат программы Программа предназначена для подростков в возрасте 12–18 лет, нацеленных на овладение комплекса медианавыков по созданию медиаконтента, основам журналистики и медиаграмотности для саморазвития и личностного роста, а также для самоопределения и дальнейшего выбора профессии. Возрастные особенности группы Важнейшая задача подростков 12–18 лет, на которых рассчитана программа, – самосознание и самоопределение в системе ценностей и отношений между людьми, а также профессиональное самоопределение, поиск собственного предназначения. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение со сверстниками, которое становится источником развития. Именно через это общение подросток учится строить отношения и анализировать себя. Возрастные особенности подростков 12–13 лет 12–13 лет – это пограничный возраст между детством и отрочеством. В этом возрасте решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. Именно в этом возрасте происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период у ребенка появляется «чувство взрослости» - потребность равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Дети этого возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя. Они испытывают потребность в положительной оценке себя во взаимодействии со сверстниками и значимыми взрослыми, в проявлении собственной внутренней позиции, а также потребность в самопознании, потребность эмоционального самовыражения и взаимодействия, потребность в общении со сверстником своего пола. Возрастные особенности подростков 14–15 лет В это время закладываются основы моральных установок личности. 5 и социальных В этот период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в сердечно-сосудистой системе). Как следствие, формируется половое влечение, резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость), неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций. Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему, только не к учебной деятельности. Возрастные особенности подростков 16–18 лет 16–18 лет – это возраст ранней юности. В этот период подросток стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В центре его психологического развития стоит профессиональное самоопределение. Подросток в этом возрасте обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы. Изменяется отношение к школе – оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности. Подростковый возраст – время формирования отношения к миру, осознание себя самостоятельной личности. Подросток формирует свое мировоззрение, определяет свои планы на жизнь, готовит себя к отделению от родителей. Поскольку цифровые и медиатехнологии являются сегодня неотъемлемой частью современного мира, подростковый возраст – время активного освоения разнообразных цифровых и медианавыков, приобретение которых позволяет подростку уверенно чувствовать себя среди сверстников и в жизни. Режим занятий – Количество учебных часов – 144; – Количество учебных недель в каждом учебном году – 36; – Учебные группы формируются в составе 12–15 человек в зависимости от возраста и уровня подготовки; – Занятия каждой группы проходят 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 2 академических часа по 45 минут с 56 минутным перерывом. Время работы непосредственно за монитором подростков – не более 25 минут. Остальное время отводится для других форм работы. Объем и срок освоения программы Объем программы – 144 часа. Срок освоения программы – 1 год. Формы обучения: очная, очно-заочная, возможна реализация программы в дистанционном формате с использованием информационнотехнических средств. Формы занятий: мастер-класс, лекция, круглый стол, просмотр, обсуждение, деловая игра, журналистский квест, выход на съемки, практическое занятие, актерский тренинг, речевой тренинг, прессконференция и др. 2. Цели и задачи программы Цель: привлечь обучающихся к исследовательской и практической деятельности в области журналистики и медиа, способствовать осознанному выбору медийного профиля для дальнейшего профессионального и личностного развития, а также сформировать у обучающихся стойкие жесткие навыки медиапроизводства и медиабезопасности, которые им потребуются в дальнейшей проектной работе. Задачи Обучающие: – получение базовых теоретических знаний в области медиапроизводства, знакомство с медиапрофессиями; – получение базовых компетенций в области медиапроизводства («я – корреспондент», «я – ведущий», «я – оператор», «я – монтажёр», «я – режиссер», «я – продюсер»), в том числе по работе с оборудованием, необходимым для производства медиаконтента; – обучение поэтапному планированию процесса разработки и реализации медиапродукта и основам его продвижения; – формирование базовых навыков медиабезопасности. Развивающие: – развитие памяти, внимания, воображения, творческого и критического мышления; – развитие умения генерировать идеи для решения конкретных практических задач; – формирование и развитие навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию; – формирование трудовых умений и навыков, умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; 7 – развитие умения планировать свои действия с учётом фактора времени, в обстановке с элементами конкуренции; – развитие умения визуального представления информации и собственных проектов. Воспитательные: – формирование мотивации к удовлетворению обучающимися своих познавательных интересов; – воспитание интереса к интеллектуальному труду и творчеству; – воспитание этики групповой работы; – воспитание отношений делового сотрудничества, взаимоуважения; – развитие основ коммуникативных отношений внутри мини-групп (съемочных бригад) и в коллективе в целом; – содействие формированию активной жизненной позиции, стремления к достижению жизненного и профессионального успеха, саморазвитию и самосовершенствованию. – воспитание ценностного отношения к своему здоровью. – 3. Содержание программы Цель: сформировать у обучающихся стойкий интерес и мотивацию к медиадеятельности, обеспечить условия для обретения обучающимися первичных навыков медиапроизводства. Задачи Обучающие: – знакомство обучающихся с медиасферой и основными направлениями медиадеятельности; – знакомство с оборудованием и программным обеспечением для медиадеятельности; – формирование понимания процесса медиапроизводства и сути каждого этапа (подготовка, продакшн и постпродакшн); – знакомство с понятием «медиабезопасность». Развивающие: – развитие памяти, внимания, воображения, творческого мышления; – развитие умения генерировать идеи индивидуально и в группах для решения конкретных практических задач; – формирование первичных навыков работы с информацией: поиска, обработки, фактчекинга; – формирование первичных навыков работы в мини-группе (съемочной бригаде); – развитие умения планировать свои действия с учётом фактора времени, в обстановке с элементами конкуренции. – Воспитательные: – формирование интереса к интеллектуальному труду и творчеству; – формирование начальной мотивации к созданию творческого продукта и достижению результата; 8 – воспитание этики групповой работы; – воспитание отношений делового сотрудничества, взаимоуважения; – формирование мотивации к достижению успеха через участие в творческих конкурсах и соревнованиях. Учебно-тематический план №п /п Наименование темы 1. 2. раздела, Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Вводное занятие 1 0 1 Анкетирование Инструктаж по технике безопасности Основы журналистики и медиадеятельности 24 8 16 Наблюдение. Тестовое задание. Анализ выполненных творческих работ Участие в профильных медиаконкурсах и фестивалях 9 3. Основы видеосъемки 30 10 20 Наблюдение. Тестовое задание. Анализ выполненных творческих работ Участие в профильных медиаконкурсах и фестиваля. Наполнение контента ОО. 4. Основы фотографии 30 10 20 5. Основы монтажа и редактирования видео 30 12 18 Наблюдение. Анализ выполненных творческих заданий Участие во внутристудийной выставке фоторабот. Сопрвоождение школьных мероприятий. Наблюдение. Участие в профильных медиаконкурсах и фестивалях Анализ выполненных творческих работ 6. Культура и техника речи 29 9 20 ИТОГО: 144 49 95 Защита проекта Содержание учебно-тематического плана 1. Вводное занятие (1ч.) Введение в программу 1-го года обучения. Общая характеристика программы. Тематические блоки. Описание ключевых навыков, которые приобретут дети по окончанию года. Инструктаж по технике безопасности.Беседа «Как быть честным в современном мире». Практика: Развивающая игра «Пресс-конференция». Коллективный диспут «Я и Медиа». Анкета «Что я знаю о медиа? Чему хочу научиться?». Инструктажи по технике безопасности с отметками о прослушанных инструктажах в журнале. 10 2. Основы журналистики и медиадеятельности (24 ч.) Теория: – Что такое журналистика? Журналистика и медиасфера – чтошире? – Типы СМИ. «Старые» и «новые» медиа – обзор и сравнение – Лица «старых» и «новых» медиа: журналисты, ведущие, блогеры – Жанр и формат журналистского и медиа материала – Опрос как самостоятельный жанр журналистики – Актуальные медиаформаты: опрос – Текст для печатных СМИ и для ТВ – сходства и различия – Жанры журналистики: новостная заметка. Как собирать информацию? Как писать? Как сделать заметку интересной? – Информационное сообщение на ТВ: что такое закадровый текст? В чем его особенности? – Ведущий в кадре: как выглядеть? Как себя вести? Как произносить текст? Как общаться со зрителем? Практика: – Тематические экскурсии на БелкаТВ; – беседа в формате пресс-конференции с представителями разных типов СМИ; – тесты «Определи жанр материала», «Узнай формат по признакам»; – сравнительный анализ текстов для разных типов СМИ на конкретных примерах; – подготовка текстов в жанре «Новостная заметка», «Информационное сообщение на ТВ» (с этапа Сбор информации); – переработка предложенных текстов в заданный формат; – работа перед камерой с готовыми текстами. 3. Основы видеосъемки (30 ч.) Теория: – Обзор техники, необходимой для видеосъемки. Терминология – устройство видеокамеры и фотоаппарата, сходства и различия – режимы видеосъемки – понятие «Крупность кадра» – сочетание кадров разной крупности – основа монтажной видеосъемки – понятие «Горизонт» – со штативом или без? – звук при видеосъемке – понятие «Композиция кадра» Практика: – Осмотр оборудования, сборка комплекта съемочного оборудования; – тестовая съемка в разных режимах; – тест «Определи крупность кадра»; – анализ готовых видеорядов, сочетающих кадры разной крупности; – пробная видеосъемка со штативом и без штатива; – пробная видеосъемка с записью звука на встроенный и разные типы выносных микрофонов; 11 – съемки видеорядов, сочетающих планы разной крупности; – мастер-класс от действующего оператора местного телеканала – совместная видеосъемка и обсуждение результатов; – участие в съемках различных мероприятий, подготовка видео для участия в конкурсах. 4. Основы фотографии (30 ч.) Теория: – Обзор техники и оборудования для фотосъемки – 1 ч.; – устройство фотоаппарата – 1 ч.; – режимы фотосъемки – 2 ч.; – работа с источниками света – 2 ч.; – основы композиции – 4 ч. Практика: – Осмотр оборудования – фотоаппарат, фотовспышка, отражатели; – экскурсия вфотостудию, фотосъемка с профессиональным фотографом; – фотопрогулки днем и вечером для тестирования разных режимов фотосъемки; – анализ фотографий на определение расположения источников света; – подготовка фотографий по заданиям на отработку расположения источников света; – участие в фотосъемке мероприятий и подготовка фоторепортажей в группу Студии. 5. Основы монтажа и редактирования видео (30 ч.) Теория: – Что такое монтаж, для чего он нужен? – обзор оборудования и программ для монтажа видео – DaVinchi Resolv, Movavi – подготовка к монтажу. Создаем проект, загружаем материалы – форматы видео – какие существуют и как выбрать? – что такое «монтажная склейка»? Типы монтажных склеек – эффекты: использовать или нет? Жесткая монтажная склейка – продолжительность монтажного плана, монтажная фраза – монтаж звука Практика: – Просмотр и анализ немонтированных и смонтированных видеоматериалов – поиск сходств и различий; – знакомство с интерфейсом различных программ для монтажа и редактирования видео; – подготовка видеоматериалов к монтажу; – тренинг по созданию проектов; – тест на определение типичных ошибок при подготовке к монтажу; – монтаж видеоматериалов, снятых другими ребятами; – монтаж собственноручно снятых видеоматериалов, анализ возникших трудностей; 1 – монтаж видеоматериалов с разными типами склеек; – просмотр видеоматериалов с разными типами склеек и анализ уместности использования; – монтаж планов разной крупности, создание «монтажной фразы»; – монтаж звука. 6. Культура и техника речи (29ч.) Теория: – Особенности речи на телевидении – разговорный, но не просторечный – язык ведущего в кадре – как говорить, чтобы тебя хотели слушать? Практика: – Тренинги по технике речи; – разбор текстов ведущих; – марафон скороговорок; – тестовые записи на видео фрагментов текстов; – литературная композиция или спектакль. Планируемые результаты первого года обучения (стартовый уровень) К концу первого года обучения по программе «Школьный медиацентр» у обучающихся должны быть сформированы: Предметные результаты Знания: – основных жанров журналистики и актуальных медиаформатов; – основных характеристик форматов и технологии производства материалов в формате «Опрос» и «Информационное сообщение» (новостная заметка); – основных принципов видеосъемки; – основных принципов монтажа; – программного обеспечения для монтажа и редактирования видео; – алгоритмов работы по развитию речи; – журналистских методов сбора информации; – основных отличий текстов для разных типов СМИ. Умения: – свободно чувствовать себя перед камерой; – находить нужную информацию в различных источниках и анализировать её; – качественно и быстро писать заметки и информационные сообщения; – грамотно составлять вопросы для опроса и вести диалог перед камерой; – легко вступать в речевой контакт с незнакомым человеком; – выслушивать собеседника, при необходимости управляя беседой. Навыки: – работы с видеокамерой, фотоаппаратом и иным съемочным оборудованием (штатив, петличный и ручной микрофон); – видеосъемки кадров разной крупности; 13 – подготовки материалов для монтажа и редактирования видео – загрузка материалов, создание проекта, прямая склейка; – редактирования текста для произнесения в кадре, нахождения речевых ошибок в устной и письменной речи; – первичного продюсирования – умение найти контакты героя или эксперта, созвониться и договориться о съемках. Метапредметные результаты – умение использовать полученные знания, умения и навыки для расширения и углубления знаний школьной программы в интересующих их направлениях; – умение использовать доступную в Сети информацию с учетом правовых и моральных аспектов; – опыт выполнения интерактивных, дистанционных заданий и курсов; – умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, анализа и безопасного использования информации. Личностные результаты: – умение выстраивать диалог как со сверстниками, так и со взрослыми незнакомыми людьми; – способность к сотрудничеству и взаимодействию с различными участниками разнообразных проектов; – умение организовать работу микро-коллектива (съемочной бригады); – инициативность, активная жизненная позиция; – понимание возможностей собственного развития в медиасфере. 14 РАЗДЕЛ № 2. Комплекс организационно-педагогический условий Материально-техническая база – помещение для занятий; – столы, стулья по количеству обучающихся; – проектор; – экран; – аудиоколонки, – ноутбуки – 3–4 на группу из 12 человек; – фотоаппарат – 3 на группу из 12 человек; – комплекты съемочного оборудования – видеокамера, петличный микрофон, ручной микрофон, штатив – 2 на группу из 12 человек. Программа предполагает использование обучающимися собственного оборудования для видеосъемки и монтажа. Информационное обеспечение – Программное обеспечение: MS Office; – Программы для монтажа видео DaVinchi Resolv, Movavi, CapCut; – Платформы для просмотра видео: RuTube, VKвидео; – Сервисы для создания лонгридов: Tilda. Кадровое обеспечение Программа реализуется педагогом дополнительного образования, обладающим профессиональными знаниями в области медиапроизводства и компетенциями в организации и проведении образовательного деятельности. Уровень образования педагога: высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Формы аттестации и оценочные материалы Предусмотрено использование следующих форм отслеживания, фиксации и предъявления образовательных результатов: – способы и формы выявления результатов: готовые медиаработы (тексты, сюжеты, фотографии), портфолио, дипломы и грамоты и т.д. – способы и формы фиксации результатов: журнал посещаемости, проекты учащихся; Входной контроль при приеме на обучение – анкетирование и собеседование в форме интервью с записью на видеокамеру, в котором выявляется наличие у ребенка первичных медианавыков и интереса к медиасфере (Приложение № 1). Промежуточная аттестация осуществляется путем наблюдения, определения качества выполнения творческих заданий. Способы проверки уровня освоения тем: опрос, тестирование, наблюдение, тестовые задания по темам (Приложение № 2). 15 Итоговая аттестация включает в себя сумму баллов по результатам защиты медиапродукта (Приложение № 3). Защита медиапродукта осуществляется путем показа и выступления-презентации обучающимся или командой обучающихся. Презентация должна включать в себя тему медиапродукта, этапы работы над медиапродуктом, средства, которыми были достигнуты полученные результаты. Оценка личностных и метапредметных результатов представлена в Приложении № 4. Сумма баллов результатов аттестации переводится в один из уровней освоения образовательной программы по каждому году обучения согласно таблице, представленной ниже. Программа считается освоенной при получении достаточного количества баллов в соответствии с уровнями. \ Итоговые баллы 0–16 Уровень освоения Низкий 17–32 Средний 33–48 Высокий Комментарии Программа не освоена. Недостающий уровень дляперехода на программу следующего уровня. Рекомендуется повторное обучение по даннойпрограмме / сменить направление. Программа освоена в достаточном объеме для продолжения обучения с корректировкойнедостающих знаний/навыков. Может быть рекомендован для освоения программследующий уровня. Программа освоена в полном объеме. Рекомендуется для перевода на следующий уровень программы. Методические материалы: Методы обучения: – объяснительно-иллюстративный, – проблемный, – проектно-исследовательский, – эвристический, – практический, – наглядный. Выбор методов обучения осуществляется готовности учащихся к освоению 16 исходя из анализа уровня содержания модуля, степени сложности материала, типа учебного занятия. В связи с тем, что в работу по программе включаются подростки, уже имеющие определенную гуманитарную подготовку, на первом году обучения наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным используются и частично-поисковый, и проектно-исследовательский методы, на втором и третьем году ведущими становятся проблемный, проектноисследовательский и эвристический методы. На выбор методов обучениязначительно влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей. Формы организации деятельности обучающихся на занятии: – фронтальная, – коллективная, – групповая, – индивидуальная, – дистанционная. Для реализации фронтальной формы обучения используется компьютер педагога с мультимедиапроектором, посредством которых учебный материал демонстрируется на общий экран. Активно используются различные интернет-ресурсы. Для коллективной формы обучения формируются творческие группы, работа в которых регулируется педагогом. Индивидуальная форма обучения используется, как правило, в сочетании с фронтальной. Часть занятия (объяснение новой темы) проводится фронтально, затем учащиеся выполняют индивидуальные или общие задания в индивидуальном темпе. Для реализации дистанционной формы обучения весь дидактический материал размещается в свободном доступе в сети Интернет, происходит свободное общение педагога и обучающихся в социальных сетях и по электронной почте. Дистанционное обучение может реализоваться с помощью интернет-видеоконференции. Кроме того, оно позволяет проводить онлайн консультации обучающегося при самостоятельной работе дома, подготовке конкурсных, домашних работ по школьной программе. Формы организации учебного занятия Помимо традиционного учебного занятия используются многообразные формы в соответствии с возрастом учащихся, составом группы, содержанием учебного модуля: эвристическая беседа, лекция, мастер-класс, практическое занятие, гостиная (встреча с интересными людьми, в т. ч. выпускниками), диспут, защита проектов, игра, конкурс, викторина, мини-конференция, круглый стол, мозговой штурм, экскурсия. Некоторые формы проведения занятий могут объединять несколько учебных групп или весь состав объединения (экскурсия, гостиная, мини-конференция и др.). 17 Педагогические технологии: индивидуализации обучения, группового обучения, наставничество, коллективного взаимообучения, модульного обучения, дифференцированного обучения, проблемного обучения, дистанционного обучения, проектной деятельности, игровой деятельности, коммуникативная, КТД, портфолио, здоровьесберегающая. 18 Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. ПриказМинистерства Просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 11. Распоряжение Правительства Свердловской области № 646-РП от 26.10.2018 г. «О создании в Свердловской области целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»; 12. Постановление Правительства Свердловской области от 7 декабря 2017 г. № 900-ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в свердловской области до 2025 года»; 13. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах ГАНОУ СО «Дворец молодежи», утвержденное приказом от 14.05.2020 г. № 269-д. Литература для обучающихся 1. Аврамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. – Москва. – Мысль, 1999. – 252 с. 2. Ермилов А. В. – Живой репортаж: профессиональные советы тележурналисту. – Москва. – Аспект Пресс, 2010. – 112 с. 3. Зверева Н. В. Школа тележурналиста. – Нижний Новгород. – 19 Издательский дом Минакова, 2009. – 272 с. 4. Ильяхов М., Сарычева Л. Пиши и сокращай. – Москва. – Альпина Паблишер, 2018. – 440 с. 5. Качкаева В. Г., Шомова С. А. Мультимедийная журналистика. – Москва. – Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – 416 с. 6. Клас Т. Книга идей для преподавателей журналистики/ пер. со швед.: В. Менжун. – Москва. – МедиаМир, 2006 7. Корчак Я., Уважение к ребенку. – Санкт-Петербург: Питер, 2015 8. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевидение. – Москва. – МГУ, 2004. 9. Кутейников С. Е. Охотники за новостями: первые шаги в журналистике – Москва. – Флинта, 2018. 10. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А.В. Федоров. – Москва, 2010. 11. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека – Москва. – «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. – 464 с. 12. Манович Л. Язык новых медиа. – Москва.–Ад Маргинем, 2018.– 402 с. 13. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – Москва. – Аспект Пресс, 2007. – 202 с. 14. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – Москва. – МПГУ, 2015. – 352 с. 15. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. – Москва. – Издательство 625, 2001. – 207 с. 16. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И, Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. – Москва. – Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с. 17. Тарабакина Л. В. Эмоциональное здоровье подростка: риски и возможности. – Москва. – МПГУ, 2017. – 190 с. 18. Цвик В. Л. Журналист с микрофоном. – Москва. – МНЭПУ, 2000. – 40 с. 19. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. – Москва. – Аспект пресс, 2004. – 382 с. 20. Цымбаленко С. Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. – Москва. – НИИ школьных технологий, 2010. – 16 п. л. 21. Шон К. 7 навыков высокоэффективных тинейджеров. Как стать крутым и продвинутым. – Москва. – Добрая книга, 2015. – 400 с. 22. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. – Москва. – Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 212 с. Электронные ресурсы 1. Рогаткин, Д. В. Руководителю молодёжной телестудии. [Электронный ресурс]: URL:https://doroga-karelia.ru/dela/brochures/rogatkin_youthTV.pdf 20 2. Волжские встречи. Фестиваль юношеских СМИ. [Электронный ресурс]: URL: http://волжскиевстречи.рф 3. Мультипортал ЮНПРЕСС – молодежное информационное пространство. [Электронный ресурс]: URL: http://www.ynpress.com 4. «Медийный портрет подростка двухтысячных годов». [Электронный ресурс] URL:http://ynpress.com/wpcontent/uploads/2018/04/2018_%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B9 %D0%BD%D1%8B%D0%B9%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA% D0%B0%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85%D1%82%D1%8B%D1%81%D1%8F%D 1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2.pdf 5. Медианавигатор. [Электронный ресурс]: URL: http://www.medianavigator.org 6. Строим новость. Учебное пособие для журналистов региональных газет. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/doc3514538_456651694?hash=f68e6a779825feffe1&dl=5e5edd5ae e88607a16 Приложение № 1 Вопросы для входного интервью 1. Расскажи о себе (ФИО, школа, класс, интересы и т.д.) 2. Почему ты решил заниматься медиа? Что тебя здесь привлекает? 3. Что ты знаешь о медиасфере? 4. Каких журналистов и блогеров ты знаешь? 5. Какие качества, по-твоему, необходимы успешному журналисту? 6. На какие темы тебе было бы интересно создавать медиаматериалы? 7. Чемубы ты хотел научиться? 8. Есть ли у тебя навыки работы с видеокамерой, мобильной видеосъемки, фотографии? 9. Какие направления тебе интереснее освоить – работу корреспондента, ведущего, видеосъемку, монтаж, фотографию? 10. Кем ты видишь себя в будущем? 23 Приложение № 2 Примеры тестовых заданий, упражнений и игр «Красная Шапочка» от разных масс-медиа На занятии участники анализируют версии сказки «Красная шапочка» и придумывают свои варианты сюжета для различных масс-медиа. Цели упражнения Изучение понятий «точка зрения» и «редакционная политика» на конкретных примерах; понимание того, как личные взгляды, пристрастия и стереотипы журналистов, а также редакционная политика влияют на контент, который получает аудитория. Описание упражнения Педагог кратко напоминает участникам сюжет «Красной Шапочки» и рассказывает им об известных экранизациях с использованием кадров и/или небольших видеофрагментов: ● «Про Красную Шапочку», фильм-сказка (СССР, 1977); ● «Серый Волк энд Красная Шапочка», мультфильм (СССР, 1990); ● «Правдивая история Красной Шапки», мультфильм (США, 2005). Участники объединяются в группы по 3–5 человек. Задача каждой группы – пересказать сюжет сказки в формате журналистского материала: ● для телеканала «Волк-ТВ», рассказывающего о необходимостиохранять и защищать волков – животных, занесенных в Красную книгу; ● официальной газеты сказочного королевства, прославляющей подвиги лесорубов и других жителей; ● радиопередачи, гостья которой – защитница прав детей, выступающая против жестоких родителей, отправляющих детей в лес. После короткой подготовки (15–20 минут) каждая из мини-групп предлагает свою версию медиапродукта в удобной для нее форме (чтение текста, инсценировка интервью или репортажа). Педагог предлагает участникам для обсуждения вопросы: ● Почемуразные масс-медиа по-разномуосвещают одни и те же события? ● Можно ли с уверенностью утверждать, что одни медиа врут, а другие – говорят правду? ● Приведите примеры освещения событий из современных масс-медиа, участники которых, подобно героям сказки, получают диаметрально противоположную оценку в различных медиа (в том числе разных стран). News – all views На занятии участники создают тексты, написанные от лица разных героев одной истории (конфликта). Цели упражнения Умение видеть и различать точки зрения, анализ разных интерпретаций одного события. 24 Описание упражнения: Педагог выбирает историю с несколькими персонажами, каждый из которых имеет свой взгляд на происходящее. Для юнкоров 1-2 года обучения это может быть сказка (см. раздел «Вспомогательные материалы»), для обучающихся 2-3 года обучения – фрагмент литературного произведения, публикация в медиа. Перед началом работы педагог говорит о том, что на одно и то же событие разные люди смотрят по-разному. В сообщениях масс-медиа и социальных сетях часто представлена одна сторона проблемы: важно понимать, что есть и другие точки зрения, научиться их видеть и учитывать. Педагог описывает ситуацию, с которой будут работать участники. Он называет всех действующих лиц события, кратко описывает их позиции. Участники получают индивидуальное задание: описать ситуацию глазами того или иного персонажа. Спустя 15–20 минут участники зачитывают свои тексты. Желательно, чтобы версию событий в глазах каждого персонажа зачитали 2–3 участника. Остальные могут комментировать, уточнять. Важно определить, насколько верно участники поняли и описали ситуацию с учетом разных позиций персонажей. Педагог проводит итоговое обсуждение причин и следствий существования разных мнений. Интернет-общение: правила безопасности На занятии группа создает сценарий видеоролика о безопасном интернет-общении. Цели упражнения Навыки безопасного интернет-общения; понимание механизмов социальной рекламы. Описание упражнения Педагог предлагает участникам вспомнить, какие опасности может нести в себе интернет. Что может угрожать пользователю в ходе общения — и в том случае, когда он хочет перенести общение из виртуального пространства в реальный мир? Участники говорят о типах опасностей (вирусы, потеря данных, шантаж с использованием персональной информации и т. д.). Отдельный вопрос – физическая опасность, если пользователь интернета решается на встречу в реальном мире. Обращение педагога к участникам: «Мы с вами уже основательно знаем правила безопасности в интернет-общении – и будем их придерживаться. А вот как наглядно предостеречь ваших сверстников от возможных опасностей? Давайте подумаем о сценарии ролика социальной рекламы, который бы формировал осторожное отношение к интернет-знакомствам». Педагог предлагает участникам сначала рассказать о том, что они придумали дома (это было домашним заданием), а затем вместе 25 нарисовать раскадровку (т. е. очень приблизительно подготовить последовательность кадров (сцен) ролика) лучшего из сценариев. После того, как группы участников зачитали свои варианты сценариев, один из них тренер предлагает нарисовать на доске. Для этого к доске он приглашает участника/участницу, который/которая может быстро рисовать. После этого участники совместно создают раскадровку (пример раскадровки в ходе реального урока – в разделе «Вспомогательные материалы»). Когда фейк маскируется под правду Группа изучает примеры статей и определяет, какие из них правдивы, а какие содержат недостоверную информацию. Цели упражнения Умение анализировать научно-популярные и новостные тексты и оценивать достоверность материала. Описание упражнения Педагог объединяет участников в пары и раздает им тексты (см. раздел «Вспомогательные материалы»). Это могут быть несколько видов сообщений, одно из которых – правдивая информация, остальные – фейки. Задание участникам: прочитать тексты и выделить слова, указывающие на достоверность фактов или вызывающие подозрения. В итоге участники должны решить, какие из текстов правдивые, а какие – нет. После выполнения задания одна из пар озвучивает свой результат. Остальные участники, получившие такой же текст, дополняют или опровергают озвученный ответ (как вариант: пары с одинаковыми текстами можно объединить в группы). В процессе дискуссии педагог задает участникам дополнительные вопросы: 1. Было ли вам трудно определить недостоверную информацию? 2. Проводили ли вы дополнительную проверку недостоверной информации? Где и как? 3. Повлияло ли на сложность задания то, что текст был научный/научнопопулярный? 4. В каких источниках и почему чаще всего можно встретить псевдонаучную информацию? 5. Кому выгодно распространение научных фейков? 6. Повлияли ли на ваше решение высказывания других участников? Тестовые задания по видеосъемке 1. «Все по 5» – детям предлагается, используя имеющиеся в их распоряжении гаджеты, снять по 5 планов разной крупности – 5 общих, 5 средних, 5 крупных и 5 деталей. 2. «Со штативом и без» – снять набор из планов разной крупности со штатива и без его использования. 26 3. «История без слов» – детям предлагается снять историю о своем домашнем питомце без закадрового текста – рассказать историю только посредством видеоряда. По аналогии дети выполняют множество тестовых заданий. Все отснятые видеоматериалы становятся сырьем для тестовых заданий по монтажу – на их основе дети делают свои первые склейки. Тестовые задания в рамках модуля «Основы журналистики и медиадеятельности» «Старое и новое» Обучающему предлагается набор названий жанров и новых медиаформатов, ему необходимо распределить эти названия по двум столбцам. Таблица № 7 Определи, к какому типу медиа относятся эти жанры и форматы. Занеси названияв нужную колонку. Новостная заметка, подкаст, интервью, фельетон, репортаж, влог, статья, сторис, авторская колонка, сюжет «Лайф-ту-тейп» «Старые» (классические) СМИ «Новые» медиа «Кто это?» Обучающему предлагается совместить фотографию журналиста, блогера, ведущего с его фотографией. известного Таблица № 8 Смотри внимательно на лица в левой колонке. Правильно ли мы их подписали? Если не верно – напиши настоящие фамилию и имя известного журналиста или героя «новых» медиа Владимир ПОЗНЕР 27 Борис КОРЧЕВНИКОВ Андрей МАЛАХОВ Евгений ЕНИН Владимир СОЛОВЬЕВ Ирада ЗЕЙНАЛОВА Приложение № 3 Оценочный лист для проведения итоговой аттестации № 1. 2. 3. Критерии оценивания Колво баллов умение самостоятельно выбрать тему и выстроить структуру медиаработы пониманиеобъема и характера творческих, технических и временных ресурсов, необходимых для создания медиаработы умение выстроить взаимодействие внутри творческого микроколлектива (съемочной бригады) 28 0–3 0–3 0–3 соблюдение правил создания журналистских работа и медиа контента разных форматов и жанров соблюдение норм журналистской и общечеловеческой этики при создании контента демонстрация уверенности при использовании современной техники для фотографии, видеосъемки и монтажа, а такжепрограммного обеспечения 4. 5. 6. 7. 8. 0–3 0–3 0–3 свободное владение профессиональной терминологией 0–3 навыки публичного выступления 0– 3 Итого: 24 Шкала оценки 0 баллов – критерий никак не проявлен. Отсутствуют знания, практические навыки, связанные с данным критерием. 1 балл – поверхностная фрагментарная демонстрация критерия. Оценка свидетельствует о наличии соответствующих данной деятельности знаний и навыков, проявляющихся не систематически и не в полной мере. 2 балла – оценка свидетельствует о средней развитости критерия, об удовлетворительно развитых для проявления качества умениях и навыках. Демонстрация качеств нестабильна. 3 балла – уверенная и стабильная демонстрация критерия. Сформировавшийся навык, который в том числе позволяет разрешать сложные нестандартные ситуации. Оценка соответствует высокой степени выраженности качества/навыка. Приложение № 4 Мониторинг достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов № Критерии оценки Количеств обаллов 1. Метапредметные результаты 1.1 умение использовать полученные знания, умения и 0–3 навыки для расширения и углубления знаний школьной программы в интересующих их направлениях; 1.2 умение использовать доступную в Сети информацию с учетомправовых и моральных аспектов; 0–3 29 1.3 опыт выполнения интерактивных, дистанционных заданийи курсов; 1.4 умение использовать средства 0–3 информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, анализа и безопасного использования информации. 2. Личностные результаты 2.1 умение выстраивать диалог как со сверстниками, 0–3 так и со взрослыми незнакомыми людьми; 2.2 способность к сотрудничеству и взаимодействию с различными участниками разнообразных проектов; 0–3 2.3 умение организовать работу микро-коллектива (съемочнойбригады); 0–3 2.4 инициативность, активная жизненная позиция; 0–3 2.5 понимание возможностей собственного развития в медиасфере. Итого 0–3 30 0–3 27