Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Принято на заседании Педагогического совета «ДЮЦ» Протокол № 4 от 28.05.2024 Утверждено приказом директора «ДЮЦ» № 29/1 от 28.05.2024 _____________Е.П. Чукавина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Арт-студия «Подсолнух» Целевая группа: 9-15 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Танкиевская Марина Евгеньевна, педагог дополнительного образования г. Верхняя Салда Вид программы Паспорт программы Дополнительная общеобразовательная программа Название программы Арт-студия «Подсолнух» Аннотация программы Программа учебного курса «Подсолнух», предназначена для детей разного возраста и с разным уровнем подготовки, художественно-творческой направленности. Предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной. Знакомство со средствами выразительности рисунка (линия, точка, штрих, пятно, тон), изучение основ цветоведения (спектр, основные цвета, составные цвета, контрастные цвета, сближение цвета, теплые и холодные цвета). Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Очная, с использованием дистанционных технологий и электронных форм обучения. Индивидуально-групповая. Актуальность программы Форма обучения По содержательной направленности Принцип составления Сроки реализации программы Возрастная категория контингента, Особенности контингента Форма организации деятельности Охват обучающихся общеразвивающая Художественно-творческая Составительская. Долгосрочная Количество учебных часов 1 г.об. – 72 ч. Занятия 1 раз в неделю по 2 академическому часу 9-17 лет Без ограничений Творческое объединение Фронтальные, индивидуальные и групповые занятия 2 Характер познавательной активности Уровень усвоения программы Репродуктивный, познавательно-творческой Приоритет педагогических задач Обучающие, развивающие. Цель программы Развитие у слушателя мотивации к познанию, расширение творческих способностей, в области живописи художественного воображения и мышления, эмоционального и эстетического отношения к реальности. Обучающие: - научить умению правильно планировать свою работу; - научить приемам и технологиям создания композиций на хосте; - научить основам в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства; - изучить свойства материала; - научить приемам самостоятельной разработки и выполнения творческих работ. Развивающие: - развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал; - развивать образное мышление и воображение; - развивать творческую фантазию детей, психические процессы: логическое мышление, пространственное воображение, художественный вкус, глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Воспитательные: - воспитывать аккуратность; - воспитывать интерес к технике акриловой живописи, развивать коммуникативные навыки детей; - воспитывать интерес к живописи; - формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира. Знать: • Основы композиции, перспективы, орнамента и цветоведения; • Разнообразие материалов и изобразительные средства; • Некоторые понятия, термины изобразительного искусства, дизайна и декоративно - прикладного творчества; • Технологию того или иного творчества; •Разнообразие выразительных средств. Уметь: • Пользоваться художественными материалами и инструментами; • Сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию; • Выбирать средства для выражения замысла; Задачи программы Планируемые результаты освоения программы Стартовый уровень Базовый уровень 3 ФИО педагога, квалификация педагога • Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные композиции; • Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания; • Составить композицию, учитывая законы композиции; • Уметь подбирать гармоничную цветовую гамму; • Правильно использовать художественные материалы; • Решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом; • Участвовать в групповой работе, свободно вести беседу во время обсуждения творческого задания и т.д. Танкиевская Марина Евгеньевна- педагог дополнительного образования Наименование учреждения, в котором реализуется программа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр». 4 Оглавление № Наименование разделов Стр. 1 Комплекс основные характеристик образования 1.1 Пояснительная записка 6 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы 10 1.3 Содержание образовательной программы. 10 1.4 Планируемые результаты освоения программы 14 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график 15 2.2 Условия реализации образовательной программы 15 2.3 Формы аттестации/контроля 17 2.4. Оценочные материалы 2.5 Информационные источники Приложение 1 18 18 20 5 1. Комплекс основных характеристик образования 1 .1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Арт-студии «Подсолнух» имеет художественную направленность. Программа включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом изучение материала, связанного с практическими работами, предполагает освоение обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на практические работы. При выполнении практических работ слушатели изготавливают творческие работы, проявляя свои художественные и индивидуальные способности. Программа построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения композиций с использованием самых разнообразных техник (масляная живопись, живопись акрилом) и стилей. Обучение живописи способствует развитию слушателя в самых различных направлениях: художественноэстетический вкус, образное и пространственное мышление. Структура программы «Подсолнух» делится на блоки-модули, что позволяет начинать обучение с любого раздела. Отличительной особенностью такого построения является цикличность в получении основ в области пластических искусств, то есть их повторения и углубления. В основе обучения лежат методики, способствующие формированию художественной уверенности, получению доступа к творческой части своей личности, что позволяет раскрыть свой внутренний потенциал. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по живописи актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта слушателей в процессе собственной художественно-творческой активности. Курсы очень привлекательны для тех людей, кто своими руками и в короткий срок желает создать незатейливый шедевр или изготовить подарки родным и близким. В эти произведения вкладывается душа, а в процессе труда зарождается любовь к творчеству. Кроме художественных навыков, слушатели курсов приобретают новые возможности личностного роста. Человек получает возможность раскрыть свою индивидуальность через творчество. Слушатели курса получают навыки в различных областях изобразительного искусства – композиции, орнамента, цветоведения. Они познакомятся с закономерностями передачи пространства на плоскости. Смогут воплотить все свои творческие идеи на холсте, камне, дереве, ткани. Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об 6 утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.04.2022 № 392-Д «О проведении независимой оценки качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.08.2023 № 932-Д «О внесении изменений в регламент проведения независимой оценки качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.04.2022 № 392-Д». 14. Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 371-ПП «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории Свердловской области по направлению деятельности «Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)». 15. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года, утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2015 г. № 151ОЗ. 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». 17. Устав «ДЮЦ», утверждённый приказом начальника Управления образования №235 от 07.09.2015. 18. Программа воспитания «ДЮЦ» на 2021-2026 годы. Программа разработана в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями: Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях Свердловской области. / Методические рекомендации. – 7 Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», РМЦ, 2022. – 36 с. Составитель: Н.Э. Климова, старший методист РМЦ. Актуальность Практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение создать панно, картину, выполнить в материале элементы дизайна и украшений для интерьеров и т.д. Развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Отличительные особенности: - Предварительная подготовка слушателей к занятиям не имеет значения. - Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения. - Программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир живописи, проявлять и реализовывать свои творческие способности. - Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития слушателя преподаватель может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями. Педагогическая целесообразность Программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. В основу творческой работы заложены следующие принципы: На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы: ознакомительный развивающий исследовательский Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Адресат программы Возраст учащихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 2-5 классы. Учащиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства. Занятия проводятся на базе образовательного учреждения «ДЮЦ». Режим занятий: 8 Учебные занятия проходят 2 раз в неделю, и составляют: (36 учебных недель). Один академический час – 45 минут. Объем учебного времени: Освоение программы определяется содержанием программы рассчитанной на 1 учебный год и составляют 36 часов. Срок освоения: 1 год обучения – 36 часов. Уровень: стартовый/ базовый Особенности организации образовательного процесса. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных. Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг. Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки. Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях. Коллективная работа и индивидуальный подход, беседа, практическое занятие, пленэр, выставки и творческие отчеты. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Лучшие работы периодически будут представлены на выставках, как на внутришкольных, так и участвовать в районных мероприятиях. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Перечень форм обучения. Очная, с использованием дистанционных технологий и электронных форм обучения. Фронтальная, групповая, индивидуальная. Перечень видов занятий: беседа, выставка, игра, мастер-класс, практическое занятие, презентация, викторина творческая мастерская, защита проектов. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: творческая работа, конкурсы, анкетирование. 9 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: Развитие у слушателя мотивации к познанию, расширение творческих способностей, в области живописи - художественного воображения и мышления, эмоционального и эстетического отношения к реальности. Задачи: Обучающие: - освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции); - познакомить с инновационными техниками декоративно - прикладного творчества; - научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - обучить правилам техники безопасности при работе с инструментами и материалами. Развивающие: - развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; - развивать пространственные представления, конструкторские, творческие способности личности; - способствовать развитию творческих способностей каждого ребенка; - формирование навыков планирования своей деятельности; - развитие познавательного интереса, участие в проектной деятельности. Воспитательные: - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; - формирование навыков делового сотрудничества и командного взаимодействия; - формирование потребности в творческом росте, саморазвитии, самоутверждении. 1.3 Содержание программы Учебный план № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 2 2.1 3 3.1 3.2 3.3 Название раздела Мир природы Вводное занятие. Тыква Осенний пейзаж Цветы и солнце Мир архитектуры Холодное и теплое царство сказки «Волшебник изумрудного города» Мир животных Сказочные животные Животные домашние и дикие Новогоднее животное Количество часов всего практика 16 2 2 0,5 2 0,5 4 0,5 4 0,5 4 0,5 4 0,5 10 4 4 2 1,5 0,5 0,5 0,5 теория 14 1,5 1,5 3,5 3,5 3,5 3,5 8,5 3,5 3,5 1,5 Форма аттестации/контроля Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа 10 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 6 Мир декоративно-прикладного искусства Стилизация. Декоративное рисование. Народные промыслы России Батик Каллаж Мир исскуства Натюрморт Пейзаж Портрет Батальный Бытовой Марина Мифологический Итоговая аттестация Итого: 16 1,5 14,5 4 0,5 3,5 Творческая работа 6 4 2 24 4 4 4 4 4 4 4 2 72 0,5 0,5 0,5 3,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 9 5,5 3,5 1,5 20,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 1,5 63 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа. Содержание программы Раздел 1. Мир природы Тема 1.1. Вводное занятие. Теория. Инструктаж. Представление понятия «Изобразительное искусство». Практика. Знакомство с группой. Игра «Снежный ком». Мир природы. Я – художник. Дети изображают своё понятие о профессии художника. В разделе на практических занятиях педагог подробно рассказывает об удивительном мире природы, красоте цветов, неба. Рассматривается иллюстративный ряд с изображением нашей земли, растительного мира, деревьев, цветов. Практическая работа «мир природы». Входная диагностика. Диагностическая практическая работа (во время практической работы дети изображают растения, цветы, деревья на том уровне, как они умеют. Это даёт педагогу понять исходные данные каждого обучающегося). Тема 1.2. Тыква. Практика. Рисуем с натуры тыкву подбирая нужные цвета. Отрабатываем навыки работы с акрилом, развивая самостоятельность и художественно-творческие способности. Тема 1.3. Осенний пейзаж. Теория. Цветовая гамма в отражении на бумаге неба и земли. Практика. Творческая работа «Между небом и землёй», «Красота неба в пейзаже», «Образ Земли», «Образ деревьев». Наносятся сначала основные цветовые пятна, затем прорабатываются детали. Тема 1.4. Цветы и солнце. Теория. Сочетание цветов природы и палитры художника. Практика. Творческая работа «Образ цветов», «Вальс цветов», «Солнечные блики». Применяются различные техники исполнения; гуашь. Раздел 2. Мир архитектуры Тема 2.1. Холодное и теплое царство сказки «Волшебник изумрудного города» Теория. Цвет. Природа цвета. Холодные, теплые цвета. Графичность в работе. Практика. Разбираются понятия теплоты и прохлады работы. Выполняются творческие работы в холодной гамме, в тёплой гамме. Используется техника письма по - сырому. Раздел 3. Мир животных Тема 3.1. Сказочные животные. 11 Теория. Педагог презентует тему о животных. Представляет презентацию, где подробно рассказывается о животных, какие они бывают. Практика. В разделе дети изучают и рисуют животных: домашних, сказочных, фантастических, диких. Педагог предлагает детям сначала визуальный ряд по теме урока, в дальнейшем с помощью различных материалов они изображают животных. Применяются разнообразные техники исполнения; графика, гуашь. С помощью мазка, линии, пятна дети передают форму предмета, ее характер. Тема 3.2. Животные домашние и дикие. Теория. Образы животных в картинах художников. Практика. Разница в образах домашних и диких животных. Передача на бумаге характера животного: злой, добрый. Выражение с помощью цветовых пятен линий силуэта животных. Использование различных техник в работе: графика, живопись. Тема 3.3. Новогоднее животное. Теория. Окунуться в мир мультипликации прошлого века, познакомиться с биографией и творчеством Владимира Зарубина, который известен как художник поздравительных открыток (в основном, на мультипликационную тематику), рисунков на конвертах, календарей. Практика. Дети смогут сами попробовать изобразить мультяшного зайца на новогодней открытке. В предновогодние занятия проводится чаепитие. Раздел 4. Мир декоративно-прикладного искусства Тема 4.1. Стилизация. Декоративное рисование. Теория. Стилизация – что это? Педагог знакомит с понятием «стилизация», «стилизованный натюрморт», пластилинография, различными техниками печати. Практика. На примере образцов готовых стилизованных работ, дети стилизуют простейшие растительные формы, натюрморт. Выполняют творческое задание на создание декоративного натюрморта. Материал, используемый в работе; гуашь, маркер. Тема 4.2 Народные промыслы России. Теория. Народные промыслы: городецкая роспись, матрешка, дымковская игрушка. Техники печати. Техники граттаж, линогравюра, гризайль. Практика. Выполняются работы на изучение народных промыслов. Рисование игрушек, предметов быта в стиле народного промысла. Создание творческих работ с использованием техник печати. Тема 4.3. Батик Теория. Изучение приёмов росписи по ткани в технике батик. Изучить способы художественной росписи по ткани Практика. Роспись изделий из ткани: футболки, шоппера, платка. Тема 4.3. Каллаж Теория. Окунёмся вместе в мир коллажа и разберёмся, что это такое и как начинающим мастерам сделать коллаж своими руками. Практика. Изготовление коллажа Раздел 5. Мир искусства. Тема 5.1. Натюрморт Теория. Рассказать о творчестве художника Винсента Ван Гога, подвести к пониманию того, что художники не просто изображал цветы, а передавал свои чувства. Знакомим с техникой «импасто». Практика. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить представление натюрморте. Развивать умение создавать композицию, чувство цвета – самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом, развивать воображение и творческое мышление. Тема 5.2 Пейзаж. 12 Теория. Пейзаж в живописи художников русской школы и импрессионистов (К. Моне, А. Сислей) Практика. На занятиях рассматриваются основы цветоведения и цветопередачи. Выполняются упражнения на использование живописных цветов в пейзаже. Выполняются зарисовки деревьев, силуэты деревьев. Познакомить обучающихся с особенностями пейзажа импрессионистов; рассказать о технике работы импрессионистов; выполнить пейзаж в технике импрессионизма. Тема 5.3. Портрет. Теория. Дать представление о роли и месте портрета в истории искусства в разные эпохи; обучить элементам анализа живописных произведений; рассмотреть этапы выполнения портрета друга живописными материалами. Практика. Пишем портрет мамы к дню 8 марта Тема 5.4. Батальный жанр. Теория. Война - главная тема этих произведений. Война жестокая, не щадящая ни кого, ни взрослых, ни детей. В истории нашего государства было много решающих битв, воин, которые останутся в памяти людской. Великая Отечественная война - стала самым тяжелым испытанием для нашего народа (1941 - 1945 г.г.). Практика. На основе просмотренных репродукций произведений батального жанра А.Дейнеки, Б.М. Неменского, М.И. Самсонова, Н.С. Присекина, Б. Иогансона, М. Домащенко, П. Кривоногова, О. Богаткина дети создают свой рисунок, в котором намечают линию горизонта, стараются правильно распределить предметы композиции, намечают тонким контуром фигуры людей. Тема 5.5. Бытовой жанр. Теория. Бытовой жанр в живописи военных лет. Выдающееся место в формировании и того, и другого жанра в военные годы принадлежит А. Пластову. Практика. Иллюстрируем произведение салдинского журналиста-писателя. Тема 5.6. Марина. Теория. Маринист (фр. mariniste) художник, пишущий марины. Яркие представители этого жанра - англичанин Уильям Тернер и российский (армянский) художник Иван Константинович Айвазовский, написавший около 6000 картин на морскую тему. Практика. Пишем море. Тема 5.7. Мифологический жанр. Теория. Знакомим учащихся с мифологическим жанром изобразительного искусства, выдающимися авторами, работавшими в этом жанре и их произведениями. Практика. Попробуйте создать свою композицию с мифологическим сюжетом. Возьмем для примера картину В. Серова «Похищение Европы» (слайд). Она не столь детальна, как работы Боттичелли, это другая эпоха и другой стиль – модерн, который позволял еще больше стилизовать, упрощать изображение. 6. Итоговые занятия. Теория. Как мы можем развиваться дальше как художники. Практика. Формирование итоговой выставки объединения «Наш вернисаж». Приглашение родителей на выставку. Промежуточная аттестация. Коллективное обсуждение итогов учебного года. Праздник окончания учебного года. 13 1.4 Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты знание художественных терминов; знание некоторых художников и их произведений; соблюдение последовательности выполнения работы; умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет; умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта; способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану. самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественным произведением); пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и художественной форме; слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу; понимать то, что хочет сказать художник своим произведением; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 14 адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы, находить ответы. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 уч.год. (Приложение 1) № Основные характеристики образовательного процесса п/п Количество 1. учебных недель 36 Количество 2. учебных дней 36 Количество 3. часов в неделю 2 Количество 4. часов 72 Недель5.в 1 полугодии 17 Недель6.в 2 полугодии 19 Начало7.занятий 2 сентября Выходные 8. дни 30.11.24-01.12.24 21.12.24-12.01.25 22.02.25-23.02.25 26.05.25-31.08.25 Окончание 9. учебного года 31 мая 2.2. Условия реализации программы Для работы необходимы материалы: Учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами. Ростовые парты Стол письменный Стул Компьютер, принтер альбом: гуашь стаканчик для воды кисточки простой карандаш полиэтиленовые пакеты Методические материалы: Образцы изделий. Видеоролики, мультфильмы, мастер-классы, иллюстрации 15 Рефлексия (опрос, тест) Методы обучения: - Словесные (рассказ, беседа, анализ и сравнительный анализ) - Наглядные (наблюдение, просмотр мультимедийных материалов, обучающих роликов и мультфильмов, фотографий, иллюстраций). - Практические (работа со схемами, инструкциями, измерение величин). - Игровые (дидактическая игра, работа с карточками, разгадывание кроссвордов и загадок). Методы воспитания: (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация). Дидактические материалы: Образцы готовых изображений, выполненных в различных техниках. Раздаточный материал в виде шаблонов и схем, фото мастер-классов (по темам). Дидактические игры (форма, цвет, размер предмета). Пальчиковые игры. Физминутки. Конспекты занятий. Структура занятия программы. Первая часть (5 мин.) – развивающие упражнения. Задачи: развитие памяти, внимания и мышления и речи через решение заданий и упражнений, направленных на: развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы. Вторая часть (30 мин.) – собственно рисование. Задачи: - формирование практических умений по работе с художественными материалами; - формирование развитие умения анализировать предмет, выделять его основные части, их форму; - формирование умения действовать по инструкции (устной, наглядной); - формирование умения планировать процесс создания работы; - развитие речи (пополнение словарного запаса); Третья часть (10 мин.) – итог (выставка работ). Задачи: - развитие речи и коммуникативных способностей в процессе обсуждения и установления взаимосвязи между целью и результатом деятельности; - воспитание у обучающихся культуры труда и соблюдения норм техники безопасности при работе с материалами и инструментами. Педагогические технологии, используемые на занятиях. -Технология развивающего обучения (поиск различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности) -Технология дифференцированного обучения (учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. разноуровневость программ) -Технология проектной деятельности; (система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в разных способах изготовления изделий и в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы) 16 -Технология игровой деятельности (занятие – игра, сюжетно-ролевые, дидактические); -Здоровье сберегающая технология(физкультурные паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, соблюдение гигиенических норм и правил, профилактические упражнения для позвоночника и др.) - ИКТ-технология (мультимедийные презентации по темам, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности). Методы обучения - объяснительно — иллюстративный (получение новых знаний; беседа, наблюдения, наглядные пособия по темам); - репродуктивный (развитие практических навыков; используется в практической части занятия: педагог показывает, дети повторяют); - частично-поисковый (обучающимся предлагается найти часть информации для самостоятельного изучения; поставленные задачи для самостоятельного решения, направлены на развитие творческого воображения, конструкторских способностей, умения самостоятельно мыслить и действовать). Методы воспитания - Убеждение (беседа, диалог, пример, разъяснение, игра и творчество); - Поощрения; - Стимулирования; -Контроля, самоконтроля и самооценки. Кадровое обеспечение: реализовывать данную программу может педагог дополнительного образования, знающие особенности работы художественной направленности. 2.3. Формы аттестации/контроля образовательных ресурсов и оценочные материалы Главным результатом реализации программы является создание каждым учащимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок. Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творческие задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей. Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами. Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. При подведении итогов реализации программы используются: задания для самостоятельной работы, анализ результатов деятельности. По окончании каждого года обучения предусмотрена выставка творческих работ. Программа предполагает отслеживание результатов образовательных достижений обучающихся в рамках проведения мониторинга. 17 Входящий мониторинг. Изготовление первой творческой работы, что позволяет определить творческий потенциал ребёнка и его умение соблюдать правила безопасности труда при выполнении изделия. Наблюдение. Промежуточная аттестация. проводится в виде задания, направленного на определение уровня владения понятийным аппаратом (опрос); выявление уровня практических умений самостоятельной работы. Итоговая аттестация после окончания 1 года обучения. Изготовление творческой работы. Наблюдение. Тест. Промежуточная аттестация. Опрос – начало учебного года. После первого полугодия проводится промежуточная аттестация в виде заданий, направленных определение владения понятийным аппаратом, выполнение самостоятельной работы; участие и победы в конкурах и выставках декоративно-прикладного творчества. Итоговая аттестация по окончанию всей программы. Проводится в конце учебного года. Изготовление самостоятельной творческой работы. Наблюдение. Тест. Выставка работ. Кроме того, аттестационной формой является фотоотчёт детских работ и журнал посещаемости. 2.4 Оценочные материалы при проведении форм аттестации 1. Промежуточная аттестация – 1 года обучения. Тестирование. «Определение теоретических знаний по основным разделам программы». 2. Итоговая аттестация – 1 года обучения. Творческая работа в технике (акварель, гуашь, граттаж). Методика выявления уровня умения соблюдать алгоритм выполнения работы в данной технике. Методика правил безопасности труда при работе с инструментами» 2.5 . Информационные источники. Литература для педагога. 1. Галанжина Е.С., Кащеева Г.С, Рабочие программы. Начальная школа. Изобразительное искусство-М.: Планета, 2013-88 с. 2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности - 192 с. {Программа развития} ISBN 5-89144-221-3 ~92.03.22 019. М.: ТЦ Сфера, 2002. 3. Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл. 4. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы-М.: Просвещение, 2012-129 с. 5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с. 6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник-М.: АСТ, Астрель 2011. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с. 8. Федотова И.В. Изобразительное искусство 1 кл. Поурочные планы. По учебнику Л.А. Неменской «Искусство и ты». Издательство «Учитель», 2005.116 с 18 9. «Юный художник» дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству. Doc4web/ru/izo/programmadopolnitelnogo-obrazovaniyadetey-let-yuniy-hudozhnik.html. 10. Коробейников И.А. Специальный стандарт - на пути к новым возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Дефектология. - 2012. - № 1 11. Кукушкина О.И. Я открываю мир: калейдоскоп картин жизни. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 1 12. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 класс/ Под ред. Б.М. Неменского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. 13. Карандаш / Под ред. Д. Льюиса; Пер. с англ. О. А. Ермоченко; Худ. обл. М. В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 144 с.: ил. – (Серия «Техника исполнения»). 14. От Моне до Пикассо. Французская живопись второй половины XIX – начала XX века в Эрмитаже / А. Г. Костеневич. – Изд. «Аврора», Ленинград, 1989. 15. Энциклопедический словарь юного художника. Литература для обучающихся. 1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001-26 2. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004-152с. 3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005-120с. 4. Лыкова И.А. Лепим с мамой. ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» 2007 5. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил. 6. Казакова Т.М. Рисуем натюрморт: Для детей 5-8 лет - 16 с. Растем и развиваемся. М:Карапуз 2003. 7. Альбомы из серии «Великие художники». Издательство «Директ-медиа», 2010 8. Справочник по рисованию. Богданов С. - Минск: Харвест, 2011. 9. Альбомы из серии «Великие художники». Издательство «Директ-медиа», 2010 10. http://allforchildren.ru – Всё для детей. 11. Н.М. Сокольникова. Обучение в 1-4 классах по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель. 12. Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова; Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 5 класс. - М.:Вентана-Граф,2012. Интернет источники. 1. Соколова Е.Н., Белова И.В.Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе (http://festival.1september.ru/articles/598140/) 2. Фролова Г.Д. Нетрадиционные техники на уроках ИЗО (http://festival.1september.ru/articles/501574/) 3. http://nsportal.ru 4. http://www.zavuch.ru 5. http://pedsovet.su 19 Приложение 1 Промежуточные аттестации Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы. Ф.И.О. № ребёнка Название работы Техника исполнения Аккуратность Самостоят ельность Завершенн ость «5» - работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно. «4» - работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога. «3» - работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога. В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел: — определение задачи; — ее обсуждение; — воплощение в материале; — анализ работы. Итоговый контроль в форме выставки детского творчества. В конце курса заполняется диагностическая карта результатов каждого учащегося. Фамилия, имя обучаемого Организация рабочего места Свободное владение инструментами и приспособлениями Владение художественными материалами: гуашью, тушью, акварелью, перьями, карандашом, кистями. Применение выразительных средств: линии, света, объема, симметрии и асимметрии. Основы композиции, использование всей площади листа, вертикальное или горизонтальное расположение листа по замыслу. Основы декоративной живописи, понятие «орнамент», условность подбора красок в декоративной живописи. Умение компоновать растительный и геометрический орнаменты в ленте, круге, овале. Освоение перспективного рисунка, передача в рисунке ближних и дальних предметов, прием загораживания. Знание и применение законов линейной и воздушной перспектив. Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком. Умение работать в определенной цветовой гамме: ограниченной, заданной или выбранной. Умение передавать объем предметов тональной или цветовой градацией. Умение передавать характер движения фигур человека и животных. Свободное, творческое комбинирование различных техник, средств художественной выразительности в своих работах. Обращение к литературному и иллюстрированному материалу при создании творческих композиций. Проявление творчества и фантазии в создании работ. Стремление к совершенству и законченности в работе Оценка Система оценок: «3» — 1 уровень (низкий), «4» - 2 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий) Итоговый тест по программе Задание. Выберите к каждому из 8 вопросов один правильный ответ. За каждый правильный ответ 2 балла. 1. Композиция - это 1- важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника; 2 –сочетание форм и объемов; 3- название творческой деятельности; 4 -все варианты вместе. 2. Перспектива - это: 1- техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре; 2-название краски; 3-инструмент художника; 4-произведение искусства; 3. Мазок - это: 1- стиль в живописи; 2- часть живописной картины; 3- способ передачи цвета; 4- все варианты подходят. 4. Граттаж - это: 1-способ выполнения рисунка путѐм процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.; 2- название бумаги для рисования; 3- способ рисования на холсте; 4- ни один вариант не подходит. 5. Иллюстрация - это: 1- картинка в книге; 2- предварительный набросок к картине, рисунку; 3- название краски; 4- рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. 6.Пленэр – это: 1- рисование при естественном свете; 2- способ передачи светотени; 3- краска; 4- цвет. 7. Колорит – это: 1- передача в холодных тонах цветового решения; 2- в живописи организованное взаимоотношение цветов, находящихся в гармоничном единстве и подчинённые авторской идее художника; 3- техника рисования холодными красками; 21 4-название краски. 8. Пропорции – это: 1- цвет; 2- линия; 3- карандаш; 4- соотношение частей по величине. Оценочная шкала теста 0 – 5 баллов – низкий уровень 7-10 баллов – средний уровень; 13 – 16 баллов – высокий уровень 22