Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Принято на заседании Педагогического совета «ДЮЦ» Протокол № 4 от 28.05.2024 Утверждено приказом директора «ДЮЦ» № 29/1 от 28.05.2024 _____________Е.П. Чукавина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «УМники» Целевая группа: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Ростова Нина Ивановна, Гришина Ольга Владимировна, Воеводина Анна Расиховна педагоги дополнительного образования г. Верхняя Салда 1 Оглавление № Наименование разделов Стр. 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Комплекс основные характеристик образования Пояснительная записка Цель и задачи общеразвивающей программы Учебный (тематический) план Содержание учебного плана Планируемые результаты освоения программы 6 9 10 11 12 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Условия реализации образовательной программы Формы аттестации/контроля образовательных результатов Оценочные материалы при проведении аттестации Методические материалы Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Информационные источники 3. 14 14 16 16 20 22 23 2 Вид программы Название программы Паспорт программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. «УМники». Аннотация программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «УМники» относится к художественной направленности, т.к. ориентирована на развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к творческой и к конструкторской деятельности, формируя навыки будущего, отражённых в концепции 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация; способствует расширению кругозора детей об окружающем мире. Лепка из глины и рисование способствуют развитию креативного мышления. Построение изделий из бумаги способствуют развития конструкторских и художественных способностей детей, дают прекрасную возможность ребенку реализовать себя в творческой деятельности, формируют познавательную активность. Программа «УМники» формирует у обучающихся культуру труда: соблюдение правил личной гигиены и норм техники безопасности при работе с различными инструментами материалами (конструктор, краски, бумага). Актуальность программы Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, к народным ремёслам и традициям. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творчеству, дать определённые навыки в освоении художественного ремесла. Разработанная ДООП «Умники» отвечает запросам Концепции развития дополнительного образования Свердловской области, которая направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду. Также и Региональный проект «Успех каждого ребенка» направлен на достижение цели национального проекта «Образование» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Программа построена с учётом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу во время проведения занятий, стимулирующую творческую активность личности. Это помогает личности самоопределиться, способствует адаптации в современном мире и ориентации в современном пространстве культуры и искусства Очная. Форма обучения По содержательной Художественная. направленности Принцип составления Составительская. 3 Сроки реализации 1 год. программы Количество учебных часов – 27 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Возрастная категория 5-7 лет. контингента, Без ограничений. особенности контингента. Форма организации Кружок. деятельности Охват обучающихся Групповые занятия. Характер Репродуктивный, частично-поисковый, творческий. познавательной активности Приоритет Обучающие, развивающие, воспитательные. педагогических задач Цель программы Формирование у детей конструкторского мышления средствами программ технической и художественной направленности. Задачи программы Обучающие задачи: 1. 2. Познакомить обучающихся с основами конструирования из бумаги. 3. Познакомить обучающихся с основным приемам и навыкам работы с глиной Развивающие: 1. Развивать речь, внимание, память, воображение, мышление (наглядно-образное, логическое, пространственное, конструкторское), мелкую моторику рук в процессе рисования, работы с конструктором и бумагой. 2. Обогащать речь обучающихся специализированной терминологией. 3. Формировать умения выполнять задания по образцу, по инструкции (устной, наглядной), по заданным условиям. Воспитательные: 1. Развивать самостоятельность на всех этапах работы. 2. Развивать культуру труда и волевые качества обучающихся (организация рабочего места, трудолюбие, терпение и усидчивость, аккуратность при выполнении изделий, умение доводить начатое дело до конца). 3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, уважительное отношение к культуре и прошлому Родины, духовноэмоциональное обогащение личности. Планируемые Обучающиеся будут знать: результаты освоения - разновидности простых механизмов и передач, их применение; (рычаг, программы колесо и ось, ременная, зубчатая, передачи; повышающая, понижающая); - основные приемы создания изделий в разных техниках (конструирования и рисования); - способы декорирования изделий. Обучающиеся научатся: 4 - выполнять сборку конструкций и моделей, приводимых в действие при помощи механической энергии; - владеть основными приемами и навыками работы с глиной; - владеть различными техниками конструирования изделий из бумаги; - создавать модели (конструкции, изделия) по технологическим картам/схемам; - владеть специальной терминологией и использовать её для описания (объяснять назначение, этапы и принцип работы); - дополнять/ изменять конструкции/модели по заданным условиям; - использовать специальные и нетрадиционные инструменты и приспособления при работе. ФИО педагога, Танкиевская М.Е., педагог дополнительного образования, первая квалификация квалификационная категория. педагога Ростова Н.И. - педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория. Гришина О.В. – педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория. Наименование Муниципальное автономное образовательное учреждение учреждения, в дополнительного образования «Детско-юношеский центр». котором реализуется программа 5 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «УМники» относится к художественной направленности, т.к. ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, творческих способностей в создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры и знакомит с технологией изготовления изделий из глины. Актуальность. . Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, к народным ремёслам и традициям. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творчеству, дать определённые навыки в освоении художественного ремесла. 2022 год объявлен годом культурного наследия России, согласно Указу президента. Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций. Разработанная ДООП «УМники» отвечает запросам Концепции развития дополнительного образования Свердловской области, которая направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду. Также и Региональный проект «Успех каждого ребенка» направлен на достижение цели национального проекта «Образование» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций. Программа творческого объединения «УМники» посвящена сохранению и развитию искусства народных промыслов. В XXI веке проблемы сохранения, развития и возрождения традиционных народных ремесел и традиций приобретают все большую актуальность. На VII Областной научно - практической конференции по изучению и сохранению локальных традиций народных промыслов Свердловской области уделили особое значение этой проблеме. Программа построена с учётом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу во время проведения занятий, стимулирующую творческую активность личности. Это помогает личности самоопределиться, способствует адаптации в современном мире и ориентации в современном пространстве культуры и искусства. Исходя из современного запроса государства, региона, города, родителей и детей была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «УМники», основанная на следующих нормативно-правовых документах: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р. «Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года». 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно6 эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы). 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей-инвалидов с ограниченными возможностям здоровья, включая детей -инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 14. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д "Об утверждении концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 15. «Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года» (Постановление правительства Свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017 года). 16. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02 вн). 17. Образовательная программа Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» на 2023-2024 учебный год. 18. Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ». 19. Учебный план «ДЮЦ» на 2023-2024 учебный год. Педагогическая целесообразность программы. Образовательная программа призвана создать оптимальные условия для самореализации и саморазвития личности ребёнка, стимулировать его к творчеству при работе с глиной, красками и бумагой, а также при использовании различных техник лепки. 7 В процессе обучения у детей закладываются основы системного мышления – одного из главных навыков будущего, что неразрывно связано с концепцией 4К (креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация). Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием художественного образа детей через практическое мастерство. Ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование, а также применение игровых и частично-поисковых методов позволяет сформировать у обучающихся старшего дошкольного возраста интерес к народным промыслам, развить творческие способности. Практическая значимость изучаемого материала обуславливается обучением рациональным способам применения знаний на практике, переносу их в аналогичные и изменённые условия. Отличительные особенности программы, новизна. Опираясь на один из принципов государственной политики в сфере дополнительного образования, был разработан проект «УМники» художественной (ДООП «Юный скульптор», ДООП «Радуга творчества», ДООП «Юный художник»,) направленности, которые позволяют сделать образовательный процесс дифференцированным, соответствующим возрасту, потребностям, желаниям, силам обучающихся. Адресат общеразвивающей программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 5-7 лет без ОВЗ. Группы формируются из обучающихся одной возрастной категории, являющихся основным составом объединения. Максимальное количество детей в группе, одновременно находящихся на занятии, составляет 8-10 человек. Занятия проводятся на базе образовательного учреждения «ДЮЦ». Данный возраст характеризуется созреванием психических и физиологических структур головного мозга, так же происходит становление готовности к систематическому учебному труду, стремление к гармонии в отношениях со сверстниками и взрослыми, диалоговому контакту с ними. • Ребенок старшего дошкольного возраста активно познает мир, уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. • Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих взрослых и сверстников. • Ведущий вид деятельности – игровая. Рисование, лепка и конструирование - такая деятельность по значимости занимает второе место после игры. • Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов, при этом происходит систематизация этих представлений. • Проявление произвольности всех психических процессов, но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована. • Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и переключению. То есть, дети способны выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, возникает произвольное внимание. Оно позволяет детям самостоятельно регулировать своё поведение, доводить работу до конца. • Начинается формирование произвольной памяти. Ребёнок способен самостоятельно при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6 объектов. • Ведущим продолжает оставаться образное мышление, которое постоянно совершенствуется. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается словеснологическое мышление, проявляющееся в способности рассуждать, анализировать и обобщать и делать выводы и схематизировать. • Речь продолжает активно развиваться. 8 Режим занятий. Продолжительность одного академического часа – 30 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Объём программы – Программа рассчитана на 1 год обучения - 27 часов («Юный художник» - 9 часов, «Юный скульптор» - 9 часов, «Радуга творчества» -9 часов). Уровневость программы. ДООП «УМники» имеет «стартовый» уровень, который предполагает минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы: - знакомство с различными техниками нетрадиционного рисования; - знакомство с основами конструирования из бумаги; - знакомство с основными приемами лепки. Перечень форм обучения: очная, фронтальная. Перечень видов занятий: практическое занятие, игра. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение, опрос, практическое задание на основе изученного материала (сборка моделей/изделий по схеме, по образцу, по собственному замыслу); игра. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель: Обучение детей овладению различными приемами работы с глиной, бумагой и красками. Задачи. Обучающие задачи: 1. Познакомить обучающихся с основными способами нетрадиционного рисования. 2. Познакомить обучающихся с основами конструирования из бумаги. 3. Познакомить обучающихся с основными способами и приёмами лепки из глины. Развивающие: 1. Развивать речь, внимание, память, воображение, мышление (наглядно-образное, логическое, пространственное, конструкторское), мелкую моторику рук в процессе работы с различными материалами и инструментами. 2. Обогащать речь обучающихся специализированной терминологией. 3. Формировать умение выполнять задания по образцу, по инструкции (устной, наглядной). Воспитательные: 1. Развивать самостоятельность на всех этапах работы. 2. Развивать культуру труда и волевые качества обучающихся (организация рабочего места, трудолюбие, терпение и усидчивость, аккуратность при выполнении изделий, умение доводить начатое дело до конца). 3. Воспитать бережное отношение к окружающему миру, уважительное отношение к культуре и прошлому Родины, духовно-эмоциональное обогащение личности. 9 1.5. Планируемые результаты Освоение детьми программы «УМники» направлено на достижение комплекса результатов. Личностные результаты: - готовность и способность обучающихся к обучению и познанию нового; - умение строить бесконфликтное продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. - развитие личной ответственности за свои поступки; - умение работать самостоятельно; - умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. - умение воспринимать иное мнение, отличное от собственного; - умение проявлять доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. Метапредметные результаты: − умение работать по образцу, по предложенным инструкциям, плану; − осуществлять поиск нужной информации при выполнении работы; − проводить наблюдение, анализ, выделять у объектов существенные и несущественные признаки; сравнивать и классифицировать объекты по разным критериям; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и прогнозировать. − устанавливать взаимосвязь между целью деятельности и конечным результатом. − умение формулировать и высказывать собственное мнение и позицию; − Умение формулировать гипотезу, проверять её при помощи наблюдений и эксперимента, делать выводы; − умение контролировать и оценивать свои действия и действия партнера. Предметные результаты ДООП «Радуга творчества». обучающиеся будут знать: - основные приемы создания изделий из бумаги в разных техниках; - способы декорирования изделий; - особенности работы с бумагой. обучающиеся будут уметь: - владеть технологией изготовления поделок из бумаги в разных техниках; - пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бумагой (ножницы, линейка, карандаш). - владеть специальной терминологией. Предметные результаты ДООП «Юный скульптор». Обучающийся будет знать: - основные способы и приемы лепки; Обучающийся будет уметь: - владеть различными способами ручной лепки; - использовать известные способы при декорировании изделий; - качественно выполнять каждую работу; - проявлять интерес к народному искусству. 10 1.3. Учебный план № п/п 1. Тема 1.2 1.3 ДООП «ТехноЗнайка» Знакомство с «LEGO конструктор». Колесо и ось. Зубчатая передача. 1.4 1.1 Количество часов Всего Теория Практика 9 3 6 1 Форма аттестации/ контроля 1 Игра «Найди деталь». Наблюдение, машинка. Практические задания: механизм зубчатая передача, модель карусель. Практические задания: механизм ремённая передача. Практические задания: механизм рычаг, модель - весы, качели. Игра 1 2 0,5 1 0,5 1 Ремённая передача. 2 1 1 1.5 Рычаги. 2 0,5 1,5 1.6. 2. Игра «Умей-ка!» ДООП «Радуга творчества» Объёмная аппликация. 1 9 2 1 7 2 0,5 1,5 3 1 2 3 0,5 2,5 1 9 Творческая практическая работа. 4,5 1 4,5 1 7 0,5 0,5 0,5 6,5 Практическое задание. Готовая работа 1 27 9,5 1 17,5 2.1 2.2 Оригами. Художественное конструирование 2.4. Игра «Умей-ка!» 3. ДООП «Юный художник» 3.1 Глина и ее свойства 3.2. Скульптуры малых форм. 3.3 Игра «Умей-ка!» Итого по программе 2.3 Выполнение аппликации из геометрических фигур, наблюдение, тест, опрос. Складывание изделия по технологической карте. Готовое изделие. 1.4. Содержание учебного (тематического) плана. ДООП «Радуга творчества» «Объёмная аппликация» Теория. Бумага, ее свойства. Объемная аппликация. Основные приемы работы в данной технике. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Понятие « шаблон». Практика. Изготовление изделий в технике объемная аппликации «Рыбка», «Мышка-норушка», «Краб», «Дерево». «Оригами» Теория. Основные приемы работы в технике оригами. Инструменты и материалы, необходимые для работы. 11 Практика. Складывание закладки для книг «Панда» в технике простого оригами. «Сердечко – оригами», животные – оригами, цветы. «Художественное конструирование» Теория. Объемные поделки из бумаги и картона. Демонстрация работ в данной технике. Правила пользования материалами и инструментами. Цветовой спектр. Способы оформления изделий. Практика. Конструирование коробочки, упаковки для подарка «Туфелька», «Зайчик», «Сумочка». ДООП «Юный скульптор». «Глина и ее свойства» Теория. Происхождение глины и ее свойства. Разнообразие глины. Практика. Проведение опытов с глиной (хрупкость, вязкость, набухание в воде, непроницаемость воды) «Скульптуры малых форм» Теория. Основные элементы и приемы лепки: шар, яйцо, блин, капля, конус, полоска. Создание игрушек на основе простых форм. Характерные особенности конструктивного способа лепки. Лепка из шара, капли, лепешки. Соединение деталей, примазывание. Практика. Лепка грибка, улитки, лягушки, морской звезды, состоящего из нескольких деталей (подставка, ножка, шляпка и т.д). Украшение маленькими шариками- глазками. Раскрашивание гуашью, покрытие лаком. Игра «УМей-ка!» Практика: творческое практическое задание. . 2. Комплекс организационно-педагогических условий № п\п 1. 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год Основные характеристики образовательного процесса. Количество учебных недель 27 Количество учебных дней 27 Количество часов в неделю 1 Количество часов 27 Недель в первом полугодии 12 Недель во втором полугодии 15 Начало занятий 16 сентября 2024 года Каникулы 31 декабря – 8 января Выходные дни Суббота, воскресенье Окончание учебного года 30 апреля 2025 года 2.2. Условия реализации программы. Запись обучающихся на программу «УМники»: без предварительной подготовки и диагностики. Занятия проводятся на базе образовательного учреждения «ДЮЦ». Программа реализуется в очном формате. Дистанционная форма обучения предполагается при введении ограничительных мероприятий на основании приказа начальника Управления образования. Состав группы постоянный, состоящий из детей одной возрастной категории. Количество детей в группе: минимальное – 6 человек, максимальное 10 человек. 12 Кадровое обеспечение программы «УМники». 1. Кадровое обеспечение ДООП «Радуга творчества». Реализовывать данную программу может педагог дополнительного образования, знающий особенности работы по программам художественной направленности. 2. Кадровое обеспечение ДООП «Юный скульптор». Программу может реализовать педагог дополнительного образования. 3. Кадровое обеспечение ДООП «Юный художник». Реализовывать данную программу может педагог дополнительного образования, знающий особенности работы по программам художественной направленности. Структура занятия по ДООП «Юный скульптор» Первая часть (2 мин.) – развивающие упражнения. Задачи: развитие памяти, внимания и мышления и речи через решение заданий и упражнений, направленных на: развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы. Вторая часть (25 мин.) – собственно лепка. Задачи: - формирование практических умений по работе с глиной в технике ручная лепка; - формирование развитие умения анализировать предмет, выделять его основные части, их форму; - формирование умения действовать по инструкции (устной, наглядной); - формирование умения планировать процесс создания изделия; - развитие речи (пополнение словарного запаса); Третья часть (2 мин.).Итог. Задачи: - развитие речи и коммуникативных способностей в процессе обсуждения и установления взаимосвязи между целью и результатом деятельности; - воспитание у обучающихся культуры труда и соблюдения норм техники безопасности при работе с материалами и инструментами. - (выставка работ). Структура занятия. ДООП «Радуга творчества» Первая часть (2 мин.) – развивающие упражнения. Задачи: развитие памяти, внимания и мышления и речи через решение заданий и упражнений, направленных на: развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы. Вторая часть (25 мин.) – собственно конструирование. Задачи: - развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их строением и назначением; - формирование умения действовать по инструкции (устной, наглядной); - обучение планированию процесса создания модели или совместного проекта; - развитие речи и коммуникативных способностей. Третья часть (3 мин.)Итог. Задачи: формирование умения устанавливать взаимосвязи, сравнения; делать умозаключения, строить предположения; - развитие речи и коммуникативных способностей, обсуждение; 13 - выставка работ. Структура занятия по ДООП «Юный художник» Первая часть (2 мин.) – развивающие упражнения. Задачи: развитие памяти, внимания и мышления и речи через решение заданий и упражнений, направленных на: развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы. Вторая часть (25 мин.) – собственно рисование. Задачи: - формирование практических умений по работе с красками в технике нетрадиционного рисования; - формирование развитие умения анализировать предмет, выделять его основные части, их форму; - формирование умения действовать по инструкции (устной, наглядной); - формирование умения планировать процесс создания изделия; - развитие речи (пополнение словарного запаса); Третья часть (2 мин.).Итог. Задачи: - развитие речи и коммуникативных способностей в процессе обсуждения и установления взаимосвязи между целью и результатом деятельности; - воспитание у обучающихся культуры труда и соблюдения норм техники безопасности при работе с материалами и инструментами. - (выставка работ). 2.3. Формы аттестации/контроля образовательных результатов ДООП «Радуга творчества» При подведении итогов реализации программы используются: задания для самостоятельной работы, анализ результатов деятельности. По окончании обучения предусмотрена выставка творческих работ. Входящий контроль. Выполнение творческой работы позволяет определить потенциал ребёнка и его умение соблюдать правила безопасности труда при выполнении изделия. Наблюдение. Итоговая аттестация. Выполнение самостоятельной творческой работы. Наблюдение. Выставка работ. Фотоотчёт детских работ. ДООП «Юный скульптор» При подведении итогов реализации программы используются: задания для самостоятельной работы, анализ результатов деятельности. По окончании обучения предусмотрена выставка творческих работ. Входящий контроль. Изготовление первой творческой работы позволяет определить потенциал ребёнка и его умение соблюдать правила безопасности труда при выполнении изделия. Наблюдение. Итоговая аттестация. Выполнение самостоятельной творческой работы. Наблюдение. Выставка работ. Фотоотчёт детских работ. 14 2.4. Оценочные материалы при проведении форм аттестации Оценочные материалы ДООП «Радуга творчества». Итоговая аттестация. Творческая работа (конструирование коробочки). Методика выявления уровня умения соблюдать алгоритм выполнения работы в данной технике. Методика правил безопасности труда при работе с инструментами. Методика №1. Опрос «Бумага и ее свойства, работа с бумагой». Цель: «Определение теоретических знаний по основным разделам программы». 1. Из чего делают бумагу? А) из древесины Б) из старых книг и газет В) из железа 2. Где впервые появилось искусство «оригами»? А) в Китае Б) в Японии В) в России 3. Бумага- это: А) материал Б) инструмент В) приспособление 4. Что означает тонкая основная линия в «оригами»? А) контур заготовки Б) линию сгиба 5. Какие свойства бумаги ты знаешь? А) хорошо рвется Б) легко гладится В) легко мнется Г) режется Д) хорошо впитывает воду Е) влажная бумага становится прочной 6. Какие виды бумаги ты знаешь? А) наждачная Б) писчая В) шероховатая Г) обёрточная Д) толстая Е) газетная 7. Выбери инструменты при работе с бумагой: А) ножницы Б) игла В) линейка Г) карандаш 8. Что нельзя делать при работе с ножницами? А) держать ножницы острыми концами вниз Б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями В) передавать их закрытыми кольцами вперед Г) пальцы левой руки держать близко к лезвию Д) хранить ножницы после работы в футляре 15 9. Для чего нужен шаблон? а) чтобы получить много одинаковых деталей б) чтобы получить одну деталь 10. На какую сторону бумаги наносить клей? А) лицевую Б) изнаночную 11. Для чего нужен подкладной лист? А) для удобства Б) чтобы не пачкать стол 12. На деталь нанесли клей. Что нужно сделать раньше? А) сразу приклеить деталь на основу Б) подождать, пока деталь слегка пропитается клеем 13. Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха, ты кладешь сверху: А) чистый лист бумаги Б) Ладошку В) тряпочку 14. Какие виды разметки ты знаешь? А) по шаблону Б) сгибанием В) сжиманием Г) на глаз Д) с помощью копировальной бумаги 15. При разметке симметричных деталей применяют: А) шаблон половины фигуры Б) целую фигуру 16. Чтобы вырезать симметричную фигуру, ты: А) не разворачиваешь лист Б) разворачиваешь лист. Низкий- 5-8 баллов. Средний- 9-12 баллов. Высокий- 13-16 баллов. Методика №2. Цель: оценка степени сформированности умений конструировать изделие из бумаги, используя знакомые техники. Детям предлагается выполнить творческую работу по собственному замыслу, используя полученные на занятиях знания. А Б Критерии оценивания Баллы - Ребёнок самостоятельно определят технику изготовления работы. - Ребёнок самостоятельно определил технику изготовления работы, но затрудняется с выбором материала используемого в данной технике, требуется помощь взрослого. - Ребёнок не может самостоятельно выбрать назначение поделки и техники для её изготовления. - При работе ребёнок соблюдает технику безопасности с колющими и режущими инструментами. - При работе ребёнок соблюдает технику безопасности с клеем. 2 1 0 0–1 0–1 16 В Г - После завершения работы ребёнок прибирает своё рабочее место. - Работа имеет законченный эстетичный вид. - Работа имеет законченный, но не эстетичный вид. - Работа имеет незаконченный эстетичный вид и требует доработки. - Работа имеет незаконченный, неэстетичный вид и требует доработки. -Не справился с заданием. - Ребёнок рассказывает о своей работе (технике выполнения, о всех деталях, несущих смысловую нагрузку и т.д.) - Рассказ о своей работе несвязный, требуются наводящие вопросы. - Ребёнок не справляется с описанием своей работы. Высокий уровень: 9 – 7 баллов. Средний уровень: 4 – 6 баллов. Низкий уровень: 0 – 3 балла. Итого по результатам двух методик: Высокий уровень: 18 – 14 баллов. Средний уровень: 12 – 8 балла. Низкий уровень: 0 – 6 баллов. 0–1 4 3 2 1 0 2 1 0 Оценочные материалы ДООП «Юный художник» Методика проведения: - Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми - На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми - Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла. - По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. Уровни овладения навыками и умениями в лепке . Низкий (1 балл) • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности • узнаёт и радуется знакомым образам в лепке • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет • ребёнок лепит только при активной помощи взрослого • знает пластичные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими • недостаточно освоены технические навыки и умения Средний (2 балла) • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем • он выделяет основные признаки объектов, внешние признаки эмоциональных состояний • знает способы изображения некоторых предметов и явлений • правильно пользуется материалами и инструментами • владеет простыми способами лепки • проявляет интерес к освоению новых техник лепки • проявляет самостоятельность Высокий (3 балла) 17 • ребёнок видит средства выразительности: • быстро усваивает приёмы лепки в новых техниках • владеет основными навыками лепки из глины • передаёт в лепке некоторое сходство с реальным объектом • обогащает образ выразительными деталями, используя инструменты и приспособления • умеет создать я нарядный узор • может самостоятельно выбрать тему для лепки и получить результат • может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста. 2.5. Методические материалы. Для эффективной реализации программы «УМники» на занятиях используются следующие педагогические технологии, обеспечивающие развитие детей: - Технологии формирующего обучения - технология поэтапного формирования понятий и умений. - Технология проблемного обучения (построение гипотез, решение технических задач). - Технология игровой деятельности (интерактивные и дидактические игры, минисоревнования; игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, навыков общения; пальчиковые игры). - ИКТ-технология (мультимедийные презентации по темам, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности). - Здоровьесберегающая технология (гимнастика для глаз, физкультурные паузы, пальчиковая гимнастика, соблюдение гигиенических норм и правил, профилактические упражнения для позвоночника). Методы обучения: объяснительно — иллюстративный (получение новых знаний; беседа, наблюдения, наглядные пособия); репродуктивный (развитие практических навыков; используется в практической части занятия: педагог показывает, дети повторяют); частично-поисковый (обучающимся предлагается самостоятельно решить поставленные задачи (частично или полностью), направленные на развитие творческого воображения, умения самостоятельно мыслить и действовать; метод игрового моделирования поведения; релаксационные методы. Методы обучения по способу передачи и восприятия информации: Словесные (рассказ, беседа, анализ и сравнительный анализ, «мозговой штурм»). Наглядные (наблюдение, просмотр мультимедийных материалов, обучающих роликов, фотографий, иллюстраций). Практические (работа со схемами, инструкциями, проведение экспериментов и сравнение их результатов). Игровые (интерактивные игры на развитие памяти, логики, внимания); Информационно-коммуникативные методы (мультимедийные презентации: тематические, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастики, физминутки). Методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация). Методы контроля (наблюдение, опрос, практические задания, игра, выставка). 18 Методические материалы ДООП «ТехноЗнайка» . Методические материалы ДООП «Радуга творчества». Образцы изделий. Таблицы: Схемы. «Оригами». «Последовательность изготовления поделок в технике аппликация». Кроссворды, фронтальные опросы, карточки, составление рассказов по опорным схемам, вставь пропущенное слово, использование ИКТ. Рефлексия (опрос, тест, задания- карточки «Соотнеси изображение поделки из бумаги с названием техники, в которой она выполнена»). Дидактическое обеспечение программы: Электронные информационные презентации к урокам: Интерактивный кроссворд по теме: «Работа с бумагой». Викторина «Занимательная технология». Викторина «Бумага и ее свойства». Викторина «Такая разная бумага». Анимационная викторина «Работа с бумагой». Мультфильм: Бумажные истории - «Как появилась бумага?» Печатная продукция педагога: Сборник №1. «Работа с бумагой в технике «Квилинг». Сборник №2. «Работа с бумагой в технике Квилинг». Сборник №3. «Квилинг «Объемные поделки». Методическое пособие «Нетрадиционные техники работы с бумагой». Методическое пособие «Чем занять ребенка. Работа с бумагой». Методические материалы ДООП «Юный скульптор» Дидактическое обеспечение программы: - конспекты занятий; - электронные информационные презентации к занятиям («Способы декорирования керамических изделий»; «Народные игрушки из глины»; «Керамика: техника, приемы, изделия»); - сайт для создания интерактивных упражнений - https://learningapps.org/ ; - инструкционные карты и схемы изготовления изделий (технологическая схема «Последовательность изготовления поделок на болванках»; технологические карты поэтапного изготовления изделия по теме «Животные», «Сказочные персонажи»); -образцы изделий готовой продукции; 2.6. Материально-техническое обеспечение. Для успешной реализации программы «Радуга творчества» необходимы: учебная аудитория; альбомы для рисования; рабочий стол; линейки-трафареты; ростовые парты; белый и цветной картон; стулья; цветная бумага; ноутбук; простые карандаши; школьная доска; ножницы; 19 Для успешной реализации программы «Юный скульптор» необходимы: учебный кабинет, площадь – 33 м. кв. ростовые парты- 6 шт. стол письменный – 1 шт., стул – 15 шт. компьютер-1, принтер- 1 стол – верстак - 4 шт. муфельная печь – 2 шт. сушильный шкаф -1 шт. книжный шкаф – 3 шт. Матерчатые салфетки - 15 шт. Фартуки - 16 шт. набор деревянных болванок разного размера - 12 шт. набор стеков - 15 шт. скалки 6 шт., сито – 1 шт. зубочистки – 30 шт. кисти щетиновые № 2, 3, - 10 шт., пони, белка № 2,3,4 -15 шт. краски гуашь – 36 наборов по 6 шт. белила акриловые – 2 литра. лак акриловый – 1 кг. . глина- 100 кг. 3. Информационные источники ДООП «Юный скульптор» Для педагога: 1. Бурдейный М.А. Искусство керамики.- М.: Профиздат, 2009 2. Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 2000. 3. Горячева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль: «Академия развития» 2001. 4. Долорес Рос. Керамика. Техника. Приемы. Изделия.- М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010 5. Иванова М. Веселый пластилин. «АСТ – ПРЕСС» 2004. 6. Лельчук А.М. Глина с характером. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 7. Ланг И. Скульптура. М.: Внешсигма, 2000. 8. Лыкова И.А. Лепим с мамой. ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» 2007. 9. Методическое пособие «Техники изготовления изделий из керамики». 10. .Николаева, Е. И. «Психология детского творчества», СПб., Изд.: Речь, 2006 11. Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей.- М.: РИПОЛ классик, 2010. 12. Сборник занятий по лепке из глины лошадок по мотивам разных ремесленных центров для обучающихся 7-9 лет. 13. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка. М.: Просвещение, 1984. 14. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. «Дрофа – Плюс», 2005. Для обучающихся и родителей: 1. Гончарова, Е. В., Гукало, Л. Н. «Пластилиновые игрушки», Харьков, Изд.: Аргумент Принт, 2013 2. Иванова М. Веселый пластилин. «АСТ – ПРЕСС» 2004. 3. Лыкова И.А. Лепим с мамой. ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» 2007 20 4. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. « Дрофа – Плюс», 2005 Интернет-ресурсы: 1. http://fb.ru/article/235039/lepka-iz-glinyi-v-domashnih-usloviyah-master-klass-i-foto 2. https://www.livemaster.ru/masterclasses/keramika/lepka-iz-gliny 3. https://kollekcija.com/master-klass-lepka-dekorativnogo-pan/ 4. http://bebi.lv/lepka-iz-plastilinapolimernoj-glinitesta/lepka-iz-gliny-mas сайт по лепке из глины для начинающих; 5. http://fb.ru/article/235039/lepka-iz-glinyi-v-domashnih-usloviyah-mast -сайт по лепка из глины в домашних условиях: мастер-класс и фото. Как сделать сувениры своими руками; 6. https://www.livemaster.ru/masterclasses/keramika/lepka-iz-gliny- ручная лепка из глины; 7. https://kollekcija.com/master-klass-lepka-dekorativnogo-pan/- поделки из глины для начинающих: мастер классы; 8. http://fb.ru/article/235039/lepka-iz-glinyi-v-domashnih-usloviyah-mast сайт по лепке из глины в домашних условиях: мастер-класс и фото; ДООП «Радуга творчества» Литература для педагога: 1. Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 г. 2. Долженко. Г.И. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011г. 4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) - М.: Просвещение, 2009 г. 5. Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004 г. 6. Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Савинов Е.С. / сост. Примерная основная образовательная программа начального общего образования /.- М.: Просвещение, 2010 г. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М.: Просвещение, 2009 г. 8. Хлебникова С.И., Цирулик Н.А. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004 г. Литература для обучающихся: 1..Конышева Н.М. Чудесная мастерская, - Липка Пресс, 2013 г. 2. Конышева Н.М. Наш чудотворный мир, - Липка Пресс, 2009 г. 3. Клионская О.И. Красота своими руками,- Минск: 000Полифакт-Альфа,2010 г. 4.Садилова Л.А. «Поделки из мятой бумаги». – М., 2008. 5.Соколова С.В. «Оригами».- Санкт-Петербург, 2010 6. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил. Интернет-ресурсы: 1. www.maam.ru - международный образовательный портал. 2. http://www.solnet.ee/prize06.html - детский портал «Солнышко». 3. http://bookz.ru/ - электронная библиотека. 21 4. http://www.curator.ru - сайт «Куратор», материалы по дистанционному обучению через Интернет, сайтостроению, web-обзоры, обзоры электронных учебников. 5. http://www.edu.ru - федеральный портал «Российское образование». 6. http://www.edu.-all.ru - портал «ВСЕОБУЧ» – всё об образовании. 7. http://www.vidod.edu.ru – федеральный портал «Дополнительное образование детей». 22