Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Принято на заседании Педагогического совета «ДЮЦ» Протокол № 4 от 28.05.2024 Утверждено приказом директора «ДЮЦ» № 29/1 от 28.05.2024 _____________Е.П. Чукавина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Проект «Традиции живая нить» Целевая группа:8-9 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Ростова Нина Ивановна, Гришина Ольга Владимировна, Танкиевская Марина Евгеньевна педагоги дополнительного образования г. Верхняя Салда 1 Вид программы Паспорт программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Название программы Аннотация программы Актуальность программы Форма обучения По содержательной направленности Принцип составления Сроки реализации программы Возрастная категория контингента, Особенности контингента Форма организации деятельности Охват обучающихся Характер познавательной активности Уровень усвоения программы Приоритет педагогических задач Цель программы Задачи программы «Традиции живая нить» Программа направлена на то, чтобы обеспечить более высокий уровень социально-нравственного, художественноэстетического и познавательного развития при овладении и максимально полно адаптироваться к жизни в обществе, семье. Программа предлагает к освоению многообразные возможности материалов (ткань, нитки, бумага глина), знакомит с их свойствами (прочность, эластичность, пластичность, вязкость) и возможность воздействовать на материал. Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, к народным ремёслам и традициям. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творчеству, дать определённые навыки в освоении художественного ремесла. 2022 год объявлен годом культурного наследия России, согласно Указу президента. Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций. Очная, индивидуально-групповая. Художественная Составительская Краткосрочная, Количество учебных часов: 36 Занятия 1 раз в неделю по 45 минут 7-9 лет Дети без ОВЗ Кружковая Индивидуальные, групповые занятия Репродуктивный, алгоритмический, творческий Ознакомительный минимальный стартовый Обучающие, развивающие, воспитательные, коррекционные. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с традициями, древних славян, связанных с земледельческим календарем. Образовательные: - знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами 2 Планируемые результаты освоения программы ФИО педагога, квалификация педагога русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом; - развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса; - познакомить с технологией изготовления поделок и приёмами работы с глиной; - овладеть навыками работы с бумагой, тканью, с пластическим материалом и декорирования изделий. Развивающие: - уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с педагогом - сформировать умение формулировать собственное мнение, учитывая различные точки зрения; - сотрудничать со своими сверстниками и принимать участие в коллективной работе Воспитательные: - воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.; - воспитание чувства патриотизма и гражданственности; - формирование интереса к декоративно-прикладному искусству и уважительного отношения к культурному наследию. - развивать у детей культуру труда и волевых качеств обучающихся (организация рабочего места, трудолюбие, терпение и усидчивость, аккуратность при выполнении изделий, Коррекционные: - развивать и совершенствовать сенсомоторную координацию, мелкую моторику, пространственное восприятие; - уточнять и расширять сенсорные представления детей (цвет, величина, пропорции, форма); - корректировать и развивать эмоциональную сферу. Знать: - иметь представления о быте русского народа в различные времена; - русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры; - техники лепки: шар, валик, конус, лепешка и преобразовывать в иные формы шар - диск, валик замыкать в кольцо, инструменты и приспособления; - способы декорирования: стекой, формочками, бусинками, семечками; - этапы изготовления изделий; - требования техники безопасности при работе с материалом и инструментом. Уметь: - овладеть навыками работы с материалом (раскатывание, сплющивание, вытягивание); - подбирать цвета при изготовлении поделок; - планировать свою работу и доводить её до конца; - декорировать: формочками, стекой, бусинками, семечками, пуговицами Ростова Нина Ивановна - педагог дополнительного образования, высшая КК 3 Наименование учреждения, в котором реализуется программа Гришина Ольга Владимировна - педагог дополнительного образования, высшая КК Танкиевская Марина Евгеньевна - педагог дополнительного образования. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Оглавление Стр. 1 Комплекс основных характеристик образования 1.1. Пояснительная записка 5 1.2. Цель и задачи программы 8 1.3. Планируемые результаты программы 8 1.3. Учебный план 10 1.4. Содержание учебного плана 11 2 Комплекс организационно-педагогических условий 13 2.1. Календарный учебный график 13 2.2. Условия реализации программы 13 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 14 2.4 Оценочные материалы 15 2.5 Информационные источники 16 Приложение 17 4 1. Комплекс основных характеристик образования 1 .1. Пояснительная записка. Программа имеет художественную направленность, т.к. ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, творческих способностей в создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры и знакомит с технологией изготовления изделий из ткани, глины, бумаги. Содержание программы направлено на решение проблем в обучении, развитии, социальной адаптации, а также освоения детьми практических творческих навыков. Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовнонравственном развитии и воспитании. Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то, поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть». Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Шкатулка народных промыслов» разработана на основе следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам", утвержденным»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы); 5. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей-инвалидов с ограниченными возможностям здоровья, включая детей -инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей"; 6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; 7. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д "Об утверждении концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года"; 8. Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года» // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р. 9. Методические рекомендации «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области», утв. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 №70-Д; 10. "Стратегия развития и воспитания в Свердловской области до 2025 года" (Постановление правительства Свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017 года); 5 11. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 " Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". 12. Образовательная программа Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» на 2023-2024 учебный год. 13. Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ» 14. Учебный план «ДЮЦ» на 2024-2025 учебный год. Актуальность программы. Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, к народным ремёслам и традициям. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творчеству, дать определённые навыки в освоении художественного ремесла. 2022 год объявлен годом культурного наследия России, согласно Указу президента. Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций. Разработанная ДООП «Традиции живая нить» отвечает запросам Концепции развития дополнительного образования Свердловской области, которая направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду. Также и Региональный проект «Успех каждого ребенка» направлен на достижение цели национального проекта «Образование» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций Заключается в развитии познавательного интереса и творческого опыта младших школьников в процессе собственной художественно-творческой активности. Изучение истоков отечественной культуры формирует в детях этическое самосознание, чувство принадлежности к великому народу с тысячелетней историей. Знакомство детей с духовным наследием предков поможет в будущем им стать людьми с моральными устоями и нравственными ценностями, лежащими в основе народной культуры. Новизна программы «Традиции живая нить» состоит в том, что обучающиеся познакомятся с бытом, традициями и обрядами наших предков. Также программа предполагает создание условий для самореализации личности ребенка через изготовления оберегов, подготовку и участие в реконструкциях народных праздников, где он становится не обычным зрителем, а непосредственным участником. Всё это способствует «погружению» в удивительный мир славянской культуры. Главным продуктом программы является календарь. На котором находятся 12 секторов по числу месяцев в году. Каждый сектор соответствует месяцу года с соответствующим старославянским названием месяца На каждом секторе постепенно появляются обереги, которые создаются руками участников программы. Педагогическая целесообразность. Образовательная программа «Традиции живая нить» призвана расширить культурное пространство обучающихся для самореализации и саморазвития личности. Развития таких личностных качеств: коммуникативность, толерантность, способность к сотрудничеству. Практическая значимость. В ходе реализации программы обучающиеся знакомятся с разнообразными народными играми и фольклорными формами, сезонными праздниками, и их атрибутикой. Приобретенные знания будут реализованы в ходе праздничных реконструкций. В дальнейшем это может быть применено в повседневной жизни: - изготовление сувениров в народном стиле для своих родных и близких людей - использование народных игр в свободное время (на школьных переменах и в домашних условиях). - использование фольклорных форм по назначению (игры, считалки, колыбельные). 6 Отличительные особенности Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся. Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки. Структура программы учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам. Программа занятий вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации. Педагогическая целесообразность. Программы позволяет познать не только тонкости рукоделия своих предков, но и также представить демонстрацию их на театрализованных реконструкциях праздников. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами росписи, плетения, работы с тканью, с глиной знакомство с народными обычаями. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Адресат программы. Программа рассчитана на детей от 7 до 9 лет, без ОВЗ. Набор несовершеннолетних обучающихся на программу является свободным по заявлению родителя или законного представителя с подписанием согласия на обработку персональных данных и сертификата учета, без тестирования или опроса. Занятия проводятся на базе образовательного учреждения «ДЮЦ». Образовательный процесс предусматривает работу с детьми разных возрастных групп от 7 до 12 лет. Состав группы постоянный. Количество детей минимальное 6, максимальное 15. Такое количество обучающихся обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку. Группа смешанного состава, разновозрастная - это обусловлено спецификой работы объединения. Старшие дети помогают младшим в процессе обучения помощь в закреплении нового учебного материала, помощь в перемещении материалов и приспособлений для лепки, помощь в выполнении работ. Так как возраст детей различен, педагог учитывает возрастные особенности детей. Особенности детей 7- 9 лет: подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, эмоциональность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном. Ведущая роль - учебная деятельность. Для организации внимания и усидчивости используется наглядность (таблицы, схемы, технологические карты), технические средства обучения (видеоматериалы), ролевые игры (мастер и подмастерье), конкурс, чередование разных видов деятельности: фронтальные, парные и индивидуальные формы работы, использование физкультминуток. Уровень программы - стартовый. Режим занятий: Учебные занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Один академический час - 45 минут. Объем учебного времени: Количество часов по данной программе 36. Срок освоения программы: Освоение программы определяется содержанием программы рассчитанной на 9 месяцев и составляет 36 занятий. 7 Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации образовательной программы: традиционная модель. Перечень форм обучения: Очная. Индивидуальная, групповая. Перечень видов занятий: беседа, выставка, игра, практическое занятие, презентация. Перечень форм проведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: творческая работа, наблюдение. 1.2. Цель и задачи программы. Цель: Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с традициями, древних славян, связанных с земледельческим календарем. Задачи: Обучающие: - познакомить с технологией изготовления оберегов и приёмами работы с различными материалами (ткань, нитки, бумага, глина); - овладеть навыками работы с пластическим материалом и декорирования изделий. Развивающие: - уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с педагогом; - сформировать умение формулировать собственное мнение, учитывая различные точки зрения; - сотрудничать со своими сверстниками и принимать участие в коллективной работе. Воспитательные: - формирование интереса к образовательной программе с последующим участием обучающихся в реконструкции праздников древних славян; - развивать у детей культуру труда и волевых качеств (организация рабочего места, трудолюбие, терпение и усидчивость, аккуратность при выполнении изделий; - воспитывать любовь к истории своего народа, уважительное отношение к традициям нашим предков. 1.3. Планируемые результаты программы. Метапредметные: - работает по образцу, по предложенному плану, инструкции; - умеет формулировать собственное мнение и позицию; - умеет сотрудничать с взрослыми и сверстниками, работает в паре/группе: умеет обращаться за помощью, задает вопросы, договаривается. Личностные: - проявляет интерес к художественной деятельности и уважительное отношение к родной природе и народной культуре; - сформированы основы социально-личностные и нравственные качества: ответственность, трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость. . Предметные Знать: - о жизни и быте славян в эпоху земледельческого календаря; о старославянском земледельческом календаре; о народных праздниках, связанных с земледельческим календарём; о видах и назначении оберегов, а также способах их изготовления; о значении отдельных предметов в оберегах. Уметь: владеть навыками работы с материалом (глиной, бумагой, красками); технологии изготовления оберегов; 8 самостоятельно изготавливать изделия, проявлять творческий подход. 1.4. Учебный план. № п/п 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 4. Название раздела Осеннее равноденствие Обычаи и традиции древних славян. Входящая диагностика Славянский земледельческий календарь. Славянский оберег. Солнышко. Осенины. Народный фольклор. Оберег – домовенок. Домашняя утварь и музыкальные инструменты. Реконструкция праздника «Осенины» Зимнее равноденствие Колядки. Оберег Звезда. Оберег. Амулет лапа медведя. Славянские НАУЗЫ Святочные маски животных. Реконструкция славянского праздника Святки. Весеннее равноденствие Масленица. Народный фольклор. Обрядовая выпечка- жаворонки. Оберег для дома- лопатка. Оберег – Веничек благополучия. Масленица. Обрядовая выпечка блинов. Пасха. Роспись яиц. Оберег. Свистульки. Весенние святки. Игры, народный фольклор. Реконструкция праздника Семик. Итоговое занятие. Проведение мониторинга Итого: Количество часов Форма всего практика теория аттестации/контроля 12 2 9 1,5 3 0,5 2 1 1 2 2 1,5 1,5 0,5 0,5 2 1,5 0,5 2 1,5 0,5 8 2 1 1 2 2 5,5 1,5 0,5 0,5 1,5 1,5 2,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 16 1 1 2 2 2 2 2 1 10,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 0,5 5,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 1 1,5 0,5 0,5 0,5 36 25 11 1.5. Содержание учебного плана. Раздел 1. Осеннее равноденствие. Тема 1.1. Обычаи и традиции древних славян. Входящая диагностика по программе Теория. Знакомство с мифами древних славян. Расселение славян. (Праздники и традиции славян). Вересень - день осеннего солнцестояния. Практика. Викторина «Славянские обычаи». Тема 1.2. Славянский земледельческий календарь. 9 Теория. Смена времён года. Четыре особенных дня в году (день зимнего солнцестояния, весеннего равноденствия, летнего солнцестояния и осеннего равноденствия) - четыре главных праздника древних славян (Коляда, Комоедица, Купала, Осенины). Практика. Тема 1. 3. Славянский оберег. Теория. Понятие «оберег». Виды оберегов (тотемы-растения и тотемные животные, предметы быта, украшения, обережная вышивка) Знакомство с оберегом солнце божественной созидательной энергии, вечной молодости Практика. Оберег солнышко. символом жизненной силы, Тема 1.4. Осенины. Народный фольклор. Теория. Знакомство с традициями праздника (обрядовой одеждой древних славян, традиционными праздничными угощениями, малыми фольклорными жанрами – прибаутками, пословицами и поговорками, старинными народными играми). Задабривание домового. Практика. Домовенок- оберег. Тема 1.5. Домашняя утварь и музыкальные инструменты. Теория. Русские народные музыкальные инструменты и домашняя утварь. Практика. Изготовление открытки-гармошки, лепка посуды из глины. Тема 1.6. Реконструкция праздника Осенины. Практика. Реконструкция праздника. Раздел 2. Зимнее равноденствие. Тема 2.1. Колядки. Теория. Традиционные святочные обряды. Атрибуты и герои обряда. Игры и гадания, народные приметы. Рождественская звезда для колядок. Практика. Изготовление 8 конечной звезды. Тема 2.2. Оберег Звезда. Теория. Рождественская звезда для колядок. Практика. Изготовление 8 конечной звезды. Тема 2.3. Оберег. Амулет лапа медведя Теория. Медведь- тотемное животное, защита от несчастий. Практика. Изготовление амулета с символом лапы медведя (глина, фетр, бумага) Тема 2.5. Славянские НАУЗЫ (Магии узоров макраме) Теория. Узелок — не просто оберег или очередное модное увлечение, это часть культуры. Практика. Изготовление оберега. Тема 2.6. Святочные маски животных. Теория. Создание внешнего подобия в масках «козы», «аиста», «медведя». И для сокрытия лица участника обряда. Практика. Изготовление масок из бумаги, раскрашивание красками. Тема 2.7. Святки - славянский праздник. Практика. Реконструкция праздника. Раздел 3. Весеннее равноденствие Тема 3.1. Масленица. Народный фольклор. Теория. Первый праздник встречи весны. Традиционные обряды. Практика. Изготовление куклы- чучела Масленицы. Тема 3.2. Обрядовая выпечка. Теория. Виды праздничной выпечки и сопутствующие обряды: караваи, хлеб-корочун, козули, баранки, печенье журавлики и тетёрки, блины. Практика. Жаворонки - печенье для весеннего праздника. Тема 3.3. Оберег для дома. Теория. Виды домашних оберегов. Практика. Изготовление оберега-лопатки (соленое тесто, картон, бумага, краски).. Тема 3.4. Оберег для дома. Теория. Защита от зла, размещение, используемые материалы. Практика. Изготовление оберега Веничка благополучия 10 Тема 3.5. Масленица. Теория. Виды праздничной выпечки и сопутствующие обряды. Практика. Выпекание блинов. Тема 3.6. Пасха. Теория. Особенности празднования. Обряды, поговорки, приговорки. Яйца писанки. Практика. Изготовление праздничных яиц. Тема 3.7. Свистулька- славянский сувенир и оберег. Теория. Славянский оберег, его и назначение. Практика. Свистульки. Тема 3.8. Весенние святки. Теория. Особенности празднования. Обряды, игры, песни. Практика. Обряды с куклами, игры. Тема 3.9. Праздник Семик. Практика. Реконструкция праздника Раздел 4. Итоговое занятие. Тема 4.1. Проведение мониторинга. Теория. Изготовление творческой работы (для определения уровня усвоения программы.) Тест. 11 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график (Приложение 1) 2.2. Условия реализации программы. Набор несовершеннолетних обучающихся на программу «Традиции живая нить» производится по договору между учреждением дополнительного образования - «ДЮЦ» и образовательной организацией. Также для зачисления детей необходимо заявление родителя или законного представителя с подписанием согласия на обработку персональных данных и сертификата учета. Набор в группу является добровольным, состав постоянным. Занятия проводятся на базе образовательного учреждения «ДЮЦ». Программа реализуется в очном формате. Дистанционная форма обучения предполагается при введении ограничительных мероприятий на основании приказа начальника Управления образования. Для работы необходима природная глина, которую заготавливает педагог. Инструменты и оборудование предоставляет учреждение. Материально-техническое обеспечение. - учебная аудитория, оборудованный в соответствии с санитарными нормами. - рабочий стол - стол компьютерный, компьютер - принтер - книжный шкаф - классная доска - парты - стулья - альбомы для рисования - линейки-трафареты - белый и цветной картон - цветная бумага -простые карандаши -ножницы - муфельная печь - стеки - скалки - кисти: пони, белка № 2-4 - краски гуашь - фартуки - глина - ткань, ленты, нитки (х/б и шерстяные). Методические материалы Образцы изделий Таблицы: Схемы. «Оригами». «Последовательность изготовления поделок в технике аппликация». Кроссворды, словарные диктанты, фронтальные опросы, карточки, составление рассказов по опорным схемам, вставь пропущенное слово, закрытые тесты, филборд, использование ИКТ. Рефлексия (опрос, тест, задания- карточки «Соотнеси изображение поделки из бумаги с названием техники, в которой она выполнена»). Дидактические материалы - Образцы готовых изображений, выполненных в различных техниках. - Раздаточный материал в виде шаблонов и схем, фото мастер-классов (по темам). - Дидактические игры (форма, цвет, размер предмета). - Пальчиковые игры. 12 - Физминутки. - Конспекты занятий. Информационное обеспечение: наличие интернета. Кадровое обеспечение. Программу может реализовать педагоги дополнительного образования. Образование педагогическое. На занятиях используются следующие образовательные технологии: Технология дифференцированного обучения, которая включает в себя учет индивидуальных особенностей, группирование на основе этих особенностей, вариативность учебного процесса в группе. Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. Игровые технологии, основной целью которых является обеспечение личностнодеятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (работа с карточками, загадки, тематические игры, конкурсы). Здоровьесберегающие технологии, предусматривающие создание оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического, психического и нравственного здоровья воспитанников. На занятиях используются следующие методы организации образовательной деятельности: ― словесные (беседа, восприятие материала на определенном этапе с закрытыми глазами, диалог, чтение, объяснение, рассказ); ― наглядные (методы иллюстрации: сигнальные карточки, узелки на память, показ плакатов, пособий, таблиц, фотографий, картин, работа по образцу); ― практические (практические работы, исследования и наблюдения, изготовление поделок); ― репродуктивные (изготовление наглядных пособий, оформление выставок, работа по образцу); ― переключение эмоционального состояния детей в ходе занятия. Алгоритм проведения занятия. Информация - 8 мин. Пауза - 1 мин. Работа - 10 мин. Физ-пауза. Народная игра -5 мин. Продолжение работы - 10 мин. Анализ работ, выставка работ- 3 мин. Итог - 3 мин 13 2. 3. Формы аттестации/контроля Программа предполагает отслеживание результатов образовательныхдостижений обучающихся в рамках проведения мониторинга. Входящая аттестация. Изготовление первой творческой работы, что позволяет определить творческий потенциал ребёнка и его умение соблюдать правила безопасности труда при выполнении изделия. Текущий контроль. Проводится в виде задания, направленного на определение уровня владения понятийным аппаратом (опрос); выявление уровня практических умений самостоятельной работы Промежуточная аттестация. Итоговая аттестация после окончания 1 года обучения. Изготовление творческой работы. Наблюдение. Тест. Выставка лучших работ. 2.4. Оценочные материалы. (Приложение 2,3,4) Методика №1. Цель: Выявление практических навыков работы: - владение технологией изготовления изделий из глины, бумаги, ткани; - соблюдение последовательности и качества выполнения конкретного изделия. - соблюдение культуры труда. Методика №2. Цель: Выявление теоретических навыков работы. 14 2.5 Информационные источники. Литература для педагога. Список литературы: 1. Берстенева Е.В., Догаева Н.В.. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками./ Москва. ООО «Белый город» 2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. методическое пособие/под редакцией Т. Я.Шпикаловой, Г. А.Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272с. 3. Дайн Г.Л., Дайн М.Н.. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Г.Л Дайн. Издательство Культура и традиции. - М.:, 2007.- 120 с. 4. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с. 5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994 6. Семенова М.А. Быт и верования древних славян. – СПб.: Азбука, 2000. – 560 с. 7. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. М.: ВЛАДОС, 2002 г. – 303с 8. Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. — М., 2003. Литература для обучающихся: 1. Берстенева Е.В., Догаева Н.В.. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками./ Москва. ООО «Белый город» 2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. методическое пособие/под редакцией Т. Я.Шпикаловой, Г. А.Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272с. 3. Дайн Г.Л., Дайн М.Н.. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Г.Л Дайн. Издательство Культура и традиции. - М.:, 2007.- 120 с. 4. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с. Интернет-ресурсы 1.Бакаев А.М. краевед-археологhttp://nmsk.privetbb.ru/t238-topic 2. http://nmsk.privetbb.ru/t238-topichttp://www.auradoma.ru/articles/a_1197/ 3. http://www.auradoma.ru/articles/a_1197/http://obereg.sviet.ru/?p=6 http://obereg.sviet.ru/?p=6 4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008.- Изготовление куклы оберега своими руками. 5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.- Изготовление куклы оберега своими руками. 6. Ручная Работа: (Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. - Изготовление оберега своими руками. 7. Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru.- 2008. 8.Электронная славянская энциклопедия Берендеево болото: легенды, предания, факты, находки:http://stranamasterov.ru/node/580293?tid=2173 15 Приложение 1. Учебный план «Традиции живая нить». № п/п Название раздела 1 2 3 Осеннее равноденствие. Зимнее равноденствие. Весеннее равноденствие. Итого Количество часов Всего Практика Теория 9 3 12 8 5,5 2,5 16 10.5 5,5 36 25 11 Диагностический материал Методика №1. Цель: выявить уровень сформированности представлений об использовании оберегов в повседневной жизни, о быте и народных праздниках славян, земледельческом календаре. Методика №2 Цель: оценка степени сформированности умений изготавливать оберег, используя знакомые техники. Методика №1 Цель: выявить уровень сформированности представлений об использовании оберегов в повседневной жизни, о быте и народных праздниках славян, земледельческом календаре и небожителях. Детям предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Какие назначения имеют обереги? (Обереги для человека выполняют защитную роль от негативного воздействия окружающего мира, а также используются для привлечения достатка, счастья и удачи). 2. Перечислите три обережных предмета. 3. Какие части дома обязательно защищали от нечистой силы? (крыша, ворота, двери, наличники на окнах, дымоходные трубы). 4. Назови правила, которые соблюдали при нанесении обережной вышивки? (Это выбор цвета и узора, правильного места для защиты и исполнение обрядовых песен – заговоров при выполнении работы). 5. Назовите самые главные дни года земледельческого календаря славян. (Дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия). 6. Назовите четыре главных праздника древних славян (Коляда, Купала, Осенины). 16 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Критерии оценивания Баллы Названы 2 функции оберегов. Названа 1 функция оберегов. Нет ответа Ребёнок назвал 3 и более предмета-оберега. Ребёнок назвал 2 предмета-оберега. Ребёнок назвал 1 предмет-оберег. Нет ответа. Ребёнок дал ответ . Нет ответа. Ответ содержит 4 условия для обережной вышивки. Ответ содержит 3 условия для обережной вышивки. Ответ содержит 1-2 условия для обережной вышивки. Нет ответа. Ответ содержит 4 особых дня в году. Ответ содержит 3 особых дня в году. Ответ содержит 1-2 особых дня в году. Нет ответа. Ответ содержит 4 главных праздника древних славян. Ответ содержит 3 главных праздника древних славян. Ответ содержит 1-2 главных праздника древних славян. Нет ответа. Ответ содержит 3 имени небожителей и более. Ответ содержит 2 имени небожителей. Ответ содержит 1 имя небожителя. Нет ответа. 2 1 0 3 2 1 0 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 Высокий уровень: 15 – 18 баллов. Средний уровень: 7 – 14 баллов. Низкий уровень: 0 – 6 баллов Методика №2 Цель: оценка степени сформированности умений изготавливать оберег, используя знакомые техники. Детям предлагается изготовить оберег по собственному замыслу, используя полученные на занятиях знания. Критерии оценивания Баллы Ребёнок самостоятельно решает, какую форму будет иметь оберег 2 и его назначение: для привлечения достатка, счастья и удачи или А для охранной функции. Ребёнок самостоятельно выбрал назначение, но затрудняется с выбором формы для оберега, требуется помощь взрослого. Ребёнок не может самостоятельно выбрать назначение и форму для оберега. Б При работе ребёнок соблюдает технику безопасности с колющими и режущими инструментами. При работе ребёнок соблюдает технику безопасности с клеем. 1 0 0–1 0–1 17 В После завершения работы ребёнок прибирает своё рабочее место. 0–1 Работа имеет законченный эстетичный вид. Работа имеет законченный, но не эстетичный вид. Работа имеет незаконченный эстетичный вид и требует доработки. Работа имеет незаконченный, неэстетичный вид и требует доработки. Не справился с заданием. Ребёнок рассказывает о своём обереге (об его назначении, о всех элементах, несущих смысловую нагрузку и т.д.) 4 3 2 Г 1 0 0–2 Высокий уровень: 9 – 11 баллов. Средний уровень: 4 – 8 баллов. Низкий уровень : 0 – 3 балла. Протокол проведения педагогического исследования к методике №1. № Фамилия Имя №1 №2 Вопросы №3 №4 №5 №6 №7 №8 Кол-во баллов Уровень 1 2 14 Протокол проведения педагогического исследования к методике №2. Кол-во баллов № Фамилия Имя А Б В Уровень Г 1 2 Сводная ведомость оценки уровня сформированности знаний и умений обучающихся по программе «Шкатулка народных промыслов» № Фамилия Имя Методика №1 Методика №2 Общее кол-во баллов Уровень 1 2 14 Высокий уровень: 23 – 29 баллов. Средний уровень: 10 – 22 балла. Низкий уровень: 0 – 9 баллов. 18