Пояснительная к учебному плану ДЮЦ 2024-2025

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»

Утверждено приказом
директора «ДЮЦ»
№ 29/1 от 28 мая 2024
_________Е.П. Чукавина

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального автономного
образовательного учреждения
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
на 2024 – 2025 учебный год

г. Верхняя Салда
2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ «ДЮЦ» на 2024 – 2025 учебный год
1)
Общие положения
Учебный план Муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеский центр» (далее – Учебный план)
регламентирует содержание, организацию и осуществление образовательной деятельности
педагогами
дополнительного
образования
и
педагогами
-организаторами
по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам с учетом
установленного муниципального задания Муниципального автономного образовательного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» (далее - «ДЮЦ»).
Основной целью деятельности «ДЮЦ» является осуществление образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным
общеразвивающим программам. Для достижения данной цели, «ДЮЦ», в установленном
законодательством порядке, осуществляет следующий основной вид деятельности:
реализация дополнительных общеразвивающих программ.
Учебный план является нормативно-правовой основой работы всего педагогического
коллектива. Регламентирует объемы учебного времени, отводимые на освоение
дополнительных общеразвивающих программ.
Учебный план разработан в соответствии с нормативными документами, с учетом
направленности дополнительных общеразвивающих программ.
2)Нормативно-правовая база
Федерального уровня:
При составлении учебного плана «ДЮЦ» руководствовалось следующими
нормативными документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
(утв.Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р).
4. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным

общеобразовательным

программам»

(утв.Приказом

Министерства

Просвещения России от 27.07.2022 г. № 629).
5. «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.распоряжением
правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 99-р).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
7. Приказ Министерства образования и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».

8. Приказ Министерства образования и социальной защиты Российской Федерации от
30.01.2023 № 53н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области
воспитания».
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые).
11.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утв. Распоряжением правительства РФ 29.05.2015 №996-р.
12.Паспорт федерального проекта 2Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование».
Областного уровня:
1.
«Государственная программа Свердловской области «Развитие системы
образования в Свердловской области до 2027 года», утв. постановлением Правительства
Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП;
2.
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 №162-Д "Об утверждении концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года";
3.
Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на
период до 2030 года, утверждена постановлением Правительства Свердловской области от
21.12.2015 г. № 151-ОЗ.
4.
Распоряжение Правительства Свердловской области № 646-РП от 26.10.2018
«О создании в Свердловской области целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей;
5.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ "Об образовании в
Свердловской области".
Уровня образовательного учреждения:
1. Устав «ДЮЦ», утверждённый приказом начальника Управления образования №235
от 07.09.2015.
2. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
2)
Режим работы «ДЮЦ» и организация образовательного процесса.
Продолжительность обучения определяется образовательной программой объединения,
но не менее 36-ти недель для учащихся 1-11 классов.
В зависимости от возрастных особенностей обучающихся и социального заказа на
образовательные услуги сроки реализации дополнительных общеразвивающих программ
различны:
Программы на 36 часов (по 1 часу в неделю);
Программы на 72 часа (по 2 часа неделю);
Программы на 108 часов (по 3 часа в неделю);
Программы на 144 часа (по 4 часа в неделю);

Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебновоспитательной работы в «ДЮЦ» является учебное занятие. Организация образовательного
процесса, продолжительность и сроки обучения в творческих объединениях «ДЮЦ»
регламентируются
дополнительными
общеобразовательными
общеразвивающими
программами, учебными планами, расписанием занятий и требованиями в условиях
неблагоприятной эпидемиологической ситуации.
На
основании
производственной
необходимости
и
неблагоприятной
эпидемиологической ситуацией допускается перенос занятий, работа с переменным составом
обучающихся, проведение сводных занятий, деление групп на подгруппы, переход
полностью или частично на электронное обучение с применением дистанционных
технологий с обязательным внесением изменений в календарно-тематическое планирование
рабочей программы и учебный план дополнительной общеобразовательной программы.
Зачисление детей на программы дополнительного образования проводится в
соответствии с «Положением о правилах приема учащихся».
На программы дополнительного образования зачисляются дети в возрасте от 5 до 18
лет, проявившие желание заниматься видами художественной, технической, социальнопедагогической или иной деятельности, предлагаемыми организацией. Занятия проводятся
как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах. Занятия проводятся согласно
расписанию, которое утверждается директором «ДЮЦ» в начале учебного года с учетом
наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся.
При формировании групп учитываются возрастные особенности детей.
Учебный план «ДЮЦ» нацелен на реализацию непрерывного образовательного
процесса в возрастных пределах. Академические часы образовательных программ могут
варьироваться на основе комплектования групп с учетом утвержденного объема
педагогических часов данным планом.
Образовательная деятельность «ДЮЦ» по дополнительным общеобразовательным
программам в «ДЮЦ» направлена на:
-формирование и развитие творческих способностей учащихся;
-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в
занятиях физической культурой и спортом;
-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся;
-обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
-выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
-профессиональную ориентацию учащихся;
-создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
-социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
-формирование общей культуры учащихся;
-удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами

федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
В соответствии с Уставом в «ДЮЦ» реализуются программы следующих
направленностей:
-техническая;
-художественная;
- туристско-краеведческая,
-социально-гуманитарная.
Все дополнительные общеразвивающие программы имеют комплексное учебнометодическое обеспечение. За всеми педагогами закреплены учебные кабинеты.
Количество занятий в неделю и их продолжительность устанавливается в соответствии
с возрастными особенностями детей и уставом «ДЮЦ». Расписание занятий творческих
объединений составляется для создания наиболее благоприятного режима обучения и отдыха
детей по представлению педагогических работников с учетом пожелания родителей,
возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Основным способом организации деятельности обучающихся является их объединение
в учебные группы с общими интересами, которые совместно обучаются по единой
программе в течение определенного времени. Каждый обучающийся может заниматься в
одной или нескольких группах. Численный состав групп зависит от возраста учащихся, года
обучения, специфики деятельности, дополнительной общеразвивающей программы педагога.
Списочный состав каждого объединения формируется исходя из вида деятельности,
возраста, санитарных норм, учебной программы, года занятий по норме наполняемости:
Художественная,
социально-гуманитарная
и
туристско-краеведческая
направленность программ:
- на 1 году обучения - максимальное количество обучающихся - 15 человек,
- на 2 году обучения - максимальное количество обучающихся - 12 человек,
-на 3 году обучения и последующих лет - максимальное количество обучающихся - 10
человек,
- разновозрастная группа – до 10 человек.
Техническая направленность программ:
- на 1 году обучения - максимальное количество обучающихся - 10 человек,
- на 2 году обучения - максимальное количество обучающихся - 8 человек,
- на 3 году обучения и последующих лет - максимальное количество обучающихся - 7
человек,
- разновозрастная группа – до 7 человек.
Освоение дополнительной общеобразовательной программы сопровождается
процедурами промежуточной и итоговой аттестации учащихся, проводимой в формах,
определенных дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой
педагога «ДЮЦ» и в порядке, установленном «Положением о текущем контроле
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся «ДЮЦ».
«ДЮЦ» работает в режиме 6-ти дневной рабочей недели, с 8.00 до 20.00 часов.
Продолжительность занятия для дошкольников – 30 минут, для детей начальных классов и
для остальных возрастных групп – 45 минут, с обязательным перерывом между занятиями –
10 минут.

Образовательный процесс организуют 5 педагогов дополнительного образования и 8
педагогов-организаторов, социальный педагог, учитель логопед, тьютор.
Педагоги «ДЮЦ»:
 организуют
образовательный
процесс в соответствии дополнительными
общеобразовательными общеразвивающими программами в группах обучающихся одного
возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся
основным составом творческого объединения (например, клубы, секции, кружки,
лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские,
школы) (далее – объединения), а также индивидуально
• Проводят аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия в объединениях
(по группам, индивидуально или всем составом объединения)
• Определяют в соответствии с локальным нормативным актом «ДЮЦ» количество
обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных
занятий в объединении, которые зависят от направленности дополнительных
общеобразовательных программ
• Ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом
развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Необходимость реализации каждой дополнительной общеразвивающей программы
рассмотрена и утверждена на педагогическом совете «ДЮЦ». Основная особенность
учебного плана и общеразвивающих программ - вариативность и подвижность. Каждая
программа рассматривается на основе права обучающегося на индивидуальный
образовательный маршрут и на адаптацию личных запросов ребенка и его образовательных
потребностей. В дополнительных общеразвивающих программах предусматривается
вариативная часть формирования у детей и подростков интереса и уважения к истокам
родного края и России в целом. Процесс обучения предполагает опору на национальные
традиции, связи с родителями.
4) Реализуемые дополнительные общеразвивающие программы
В 2024-2025 учебном году в «ДЮЦ» реализуются 27 дополнительных
общеразвивающих программ педагогами дополнительного образования и педагогами организаторами.
Дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности:
1.
«Волшебная глина». Срок реализации 2 года. Составитель: педагог
дополнительного образования Ростова Н.И.
2.
«Мир рукоделия». Срок реализации 4 года. Составители: педагоги
дополнительного образования Ростова Н.И. и Гришина О.В.
3.
«Текстильная кукла». Срок реализации 2 года. Составитель: педагог
дополнительного образования Гришина О.В.
4.
«Арт-студия «Подсолнух». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог
дополнительного образования Танкиевская М.Е.
5.
«Путешествие по сказкам». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог
дополнительного образования Танкиевская М.Е., Романова Е.А.
6.
Проект «Традиции «Живая нить». Составитель: педагог дополнительного
образования Танкиевская М.Е., Ростова Н.И., Гришина О.В.

7.
«УникУМ». Срок реализации 3 года. Составитель: педагоги дополнительного
образования Воеводина А.Р., Ростова Н.И., Гришина О.В., Танкиевская М.Е.
8.
«Умники». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог дополнительного
образования Воеводина А.Р., Танкиевская М.Е., Гришина О.В.
Программы художественной направленности в «ДЮЦ» играют важную роль в
развитии творческого потенциала учащихся. Они предоставляют возможности для
самовыражения, формирования эстетического восприятия и развития культурной
грамотности. Занятия развивают у детей и подростков способность ценить красоту
окружающего мира. Это включает в себя не только искусство в узком смысле, но и
понимание художественных ценностей в дизайне, природе и повседневной жизни, часто
предполагает коллективную деятельность, такую как создание групповых проектов или
выставок. Это способствует развитию навыков общения, сотрудничества и умения работать в
команде. Художественная направленность охватывает различные аспекты культуры, что
способствует формированию уважения и понимания культурного разнообразия. Учащиеся
учатся ценить различные культурные традиции и практики, что способствует их интеграции
в общество.
Дополнительные общеразвивающие программы социально гуманитарной
направленности:
1.
«Вожатый.ru». Срок реализации 2 года. Составитель: педагог-организатор
Малкина Е.О., Серебрякова Ю.Д., Никонова А.М.
2.
«Каллиграфия+английский». Срок реализации 1 год. Составители: педагогорганизатор Малкина Е.О., педагог дополнительного образования Гришина О.В.
3.
«Медиа-центр». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог-организатор
Никонова А.М.
Программы социально-гуманитарной направленности в «ДЮЦ» способствует развитию
целого ряда важнейших навыков и компетенций у обучающихся. Они формируют
критическое мышление, способствует развитию эмоционального интеллекта и социальных
навыков, что крайне актуально в условиях современного общества, где межличностные
взаимодействия и сотрудничество играют ключевую роль, также акцентирует внимание на
развитии ключевых компетенций, таких как коммуникативные навыки, способность к
эмпатии, что в свою очередь способствует адаптации в многокультурной среде.
Важной частью данной направленности является активное вовлечение учащихся в
проектные и волонтерские мероприятия. Это дает возможность применять теоретические
знания на практике, развивает навыки совместной работы и формирует чувство успешности
и самоидентификации. Актуальным аспектом социально-гуманитарной направленности
является также формирование гражданской позиции и активного участия в общественной
жизни. Обучающиеся учатся быть ответственными и толерантными гражданами,
способными к действию и изменению своего окружения к лучшему.
Дополнительные
общеразвивающие
программы
туристско-краеведческой
направленности:
1.
«Про-туризм». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог-организатор
Серебрякова Ю.Д.

Туристско-краеведческая направленность в «ДЮЦ» ориентирована на развитие у детей
и подростков интереса к окружающей среде, истории, культуре и природе родного края, а
также на формирование у них практических навыков выживания в природных условиях и
здорового образа жизни через занятия туризмом.
Дополнительные общеразвивающие программы технической направленности:
1.
«Азы радиоэлектроники». Срок реализации 3 года. Составитель: педагог
дополнительного образования Дьяконов В.М.
2.
«Lego:WE DO 2.0». Срок реализации 2 года. Составитель: педагог организатор
Золотарева Ю.В.
3.
««Cuboro». Срок реализации 2 года. Составитель: педагог-организатор
Золотарева Ю.В.
4.
«Lego EV 3». Срок реализации 2 года. Составитель: педагог-организатор
Логинова А.В.
5.
«3 Д ручка и программирование». Срок реализации 1 год. Составитель:
педагог-организатор Никонова А.М.
6.
«Lego: Технология и физика». Срок реализации 2 года. Составитель: педагог
дополнительного образования Воеводина А.Р.
7.
«Компьютерный гений». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог –
дополнительного образования Романова Е.А.
8.
«Промышленный дизайн». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог –
организатор Тушминский А.В.
9.
«Lego: простые механизмы». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог –
дополнительного образования Романова Е.А.
Программы технической направленности в «ДЮЦ» охватывают широкий спектр
дисциплин: от основ программирования и робототехники до 3Д моделирования и дизайна.
Это позволяет учащимся осваивать необходимые навыки, которые могут быть применены в
дальнейшем образовании и профессиональной деятельности. Участие в проектах
технической направленности развивает навыки творчества и инновационного мышления.
Обучающиеся часто работают над созданием новых технологий или улучшением
существующих решений, что формирует у них способность к творческой самореализации.
Техническая направленность способствует всестороннему развитию личности, внедрению
инноваций и подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Адаптированные дополнительные общеразвивающие программы.
1.
«Шаги к успеху». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог
дополнительного образования Воеводина А.Р., Танкиевская М.Е.,
Гришина О.В.,
социальный педагог Сурова Е.Л., педагог-организатор Никонова А.М.
2.
«Гармония». Срок реализации 1 год. Составитель: социальный педагог Сурова
Е.Л.
3.
«Глиняная игрушка». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог
дополнительного образования Ростова Н.И.
4.
«Песочный мир». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог-организатор
Малкина Е.О.

5.
«Инженерикум». Срок реализации 1 год. Составитель: педагог-организатор
Серебрякова Ю.Д.
6.
«Cuboro: мир возможностей». Срок реализации 1 год. Составитель: педагогорганизатор Золотарева Ю.В.
Дополнительное образование предоставляет возможность детям с ОВЗ осваивать новые
виды деятельности, что способствует развитию когнитивных навыков и креативности.
Разнообразные методы и формы обучения (игры, проекты, практические занятия) делают
процесс обучения более интересным и увлекательным.
Программы дополнительного образования для детей с ОВЗ разрабатываются с учетом
индивидуальных потребностей каждого ребенка, что позволяет учитывать их возможности и
особенности. Программы, направленные на развитие социальных навыков, помогают детям
учиться взаимодействовать с ровесниками, формировать дружеские отношения, работать в
команде и развивать навыки коммуникации. Участие в специальных программах дает
возможность детям с ОВЗ развивать свои способности и проявлять таланты. Достижения в
творческой деятельности, спорте или других областях способствуют формированию
положительного образа «Я» и укреплению самооценки.
Данное направление
способствует их интеграции в общество, предоставляя
возможность взаимодействовать с обычными сверстниками. Это помогает разрушить
стереотипы и предвзятости, а также способствует формированию инклюзивной среды, где
7.
5) Формирование творческих объединений
В 2024- 2025 учебном году сформировано 95 групп. Из них в 67 группах реализуются
программы первого года обучения, в 12 группах - программы второго года обучения, в 10 –
третьего года обучения, в 6 – четвертого года обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».