Управление образования администрации
Верхнесалдинского муниципального округа
Свердловской области
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский центр»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
технической направленности
«Маленькие инженеры»
Целевая группа: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Романова Екатерина Андреевна,
педагог дополнительного образования
г. Верхняя Салда
2025 год
Оглавление
№
Наименование разделов
Стр.
1
Комплекс основные характеристик образования
3
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Цель и задачи общеразвивающей программы
5
1.3
Планируемые результаты
6
1.3
Содержание общеразвивающей программы
7
1.4
Учебный план
8
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
13
2.1
Календарный учебный график
13
2.2
Учебно-тематический план
13
2.3
Условия реализации образовательной программы
19
2.4
Формы аттестации/контроля образовательных результатов
20
2.5
Оценочные материалы при проведении форм аттестации
21
2.6
Информационные источники
21
2.7
Воспитательный потенциал программы
23
Приложения
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие
инженеры» имеет техническую направленность, так как формирует у детей конструкторское
мышление и развивает пространственное воображение при создании моделей из конструктора
Лего и 3D ручки.
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями).
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка
в Российской федерации" (в редакции 2013 г).
3.
Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.201 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человек факторов среды
обитания"».
7.
Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 №652-н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых".
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам".
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые).
10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018№162-Д "Об утверждении концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года".
11. Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области.
методические
рекомендации
"Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях", 2023 год.
3
12. Устава
Муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования "Детско-юношеский центр".
13. «Программа Воспитания «ДЮЦ».
Актуальность программы
В настоящее время данная программа является актуальной для технологического развития
и индивидуальным потребностям ребенка в комплексном развитии.
Программа напрямую способствует развитию способностей и талантов у детей, формируя
основы критического мышления, креативности и навыков проектной деятельности.
Через модули "Lego: Простые механизмы" и модуль "3D-ручка" дети в игровой форме
знакомятся с основами механики и моделирования. Lego обеспечивает понимание основ
инженерии и работы механизмов, а 3D-ручка раскрывает творческий потенциал, позволяя
создавать уникальные детали и переходить от сборки по инструкции к собственным
изобретениям. Это формирует полный цикл проектной деятельности: от идеи через
конструирование к персонализированному результату.
Новизна программы.
Новизна программы заключается в интеграции двух модулей «Lego: Простые механизмы»
и «3D-ручка», это создает уникальную образовательную среду для детей, где развитие логики
и пространственного мышления (Lego) неразрывно связано с развитием креативности и
навыков объёмного моделирования (3D-ручка). Такой подход позволяет реализовывать
индивидуальные творческие замыслы обучающихся на основе полученных технических
знаний.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы является эффективной для формирования
базовых технических знаний и практических навыков. Осваивая работу простых механизмов и
создавая собственные проекты с использованием 3D ручки, ребенок учится понимать
устройство окружающего мира, формирует представление о принципах физики и развивает
практические инженерные навыки. Также обучение с применением Lego и 3D-технологий
способствует активному вовлечению в творческий процесс, пробуждая высокий интересом к
конструированию, моделированию, пространственного мышления и творческих способностей.
Детям интересно экспериментировать с формами, цветами и материалами, создавать
собственные проекты и решать конструкторские задачи. Такие занятия способствуют развитию
логического мышления, креативности и самостоятельности.
Кроме того, программа помогает формировать ценные личностные качества, такие как
самостоятельность, ответственность и целеустремлённость. Дети учатся ставить цели,
планировать свою работу и доводить начатое дело до конца, что готовит их к успешным
действиям в будущем.
Отличительные особенности
4
Особенностью программы является интеграция двух модулей — «Lego: Простые
механизмы» и «3D-ручка» — в единый творческо-конструкторский цикл. В отличие от
программ, где эти инструменты используются раздельно, здесь они дополняют друг друга:
Lego-конструирование дает понимание основ механики и инженерной логики, а 3D-ручка
становится инструментом для творческой доработки, персонализации и воплощения
собственных идей ребенка. Это позволяет перейти от сборки моделей по инструкции к
полноценному проектированию, где обучающийся становится автором уникального изделия,
развивая одновременно логическое и творческое мышление, мелкую моторику и навыки
моделирования. Программа делает сложные понятия из области физики и технологий
доступными и наглядными для детей через практику и игру.
Адресат общеразвивающей программы – дети 5-7 лет.
Возрастные особенности данного возраста:
Тип ведущей деятельности – игра. Игры могут быть групповые и индивидуальные. В играх
должны закладываться условия умственного и личностного развития. Обучение детей может
рассматриваться как подготовка к игре. Постигая ими что–то новое в процессе учения или
обучения, затем должно реализоваться в игре. Игры могут быть придуманы самими детьми.
Виды деятельности в ходе игры обусловливают направления развития ребёнка, а проблемные
игровые ситуации, формируют его мотивационную сферу. Также дети в данном возрасте могут
различать и называть формы, величины цвета и осуществлять анализ предмета. Дети способны
решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме.
Наполняемость группы – 10 человек.
Принцип формирования учебных групп – Набор обучающихся в группу является
свободным.
Режима занятий - периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения общеразвивающей программы:
Объём программы 68 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения: очная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: практическое занятие, соревнования, мастер-класс, открытое занятие,
творческое занятие, интерактивное занятие.
Формы подведения результатов: мастер-класс, практическое занятие, открытое занятие,
соревнование, интерактивная игра.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
5
Цель программы: Развитие конструкторского мышления у детей, при работе с
конструктором Lego и 3D ручкой.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с основными деталями Lego-конструктора, видами конструкций,
представления о основах механики: зубчатая передача, колесо и ось, рычаг, ременная
передача;
познакомить с основными приемами сборки простейших механизмов и конструкций, а
также способствовать развитию умения создавать объёмные модели
познакомить с техникой рисования плоских и объёмных моделей с помощью 3D ручки
сформировать творческое мышление при создании 3D моделей.
Развивающие:
развить умение формулировать, ставить перед собой творческую задачу и сохранять её,
оценивать результат работы;
развить умение работать с информацией, находить способы решения учебной задачи,
логическое мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
развить произвольность психических процессов (память, внимание, воображение,
восприятие, воля, речь);
развить навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе.
Воспитательные:
способствовать развитию интереса к моделированию и конструированию, через
конструктор Lego и 3D ручки (понимание значимости как основа для будущих
профессий, как способ развития науки);
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его
результатам;
воспитывать творческий потенциал, самостоятельность.
1.3 Планируемые результаты
Предметными результатами
Знают основные детали Lego-конструктора и называют их, знают виды конструкций и
умеют их определять;
Имеют представления о простейших основах механики: зубчатая передача, колесо и ось,
рычаг, ременная передача и различают их;
Умеют работать с 3D ручкой, знают как создать плоские и объёмные модели, способы
соединения-крепежа деталей и приёмы моделирования;
6
Знают и умеют применять основные приемы сборки простейших механизмов и
конструкций, а также умеют создавать различные конструкции по модели, схеме,
рисунку, заданным условиям, словесной инструкции;
Метапредметными результатами
Умение формулировать, ставить перед собой техническую задачу и сохранять её,
оценивать результат проделанной работы;
Умение работать с информацией, находить способы решения и анализировать её;
Умение сосредотачиваться, запоминать нужное, ясно выражать мысли и творчески
мыслить.
Демонстрируют навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой
группе.
Личностными результатами
Интерес к моделированию и конструированию, через конструктор Lego и 3D ручки;
Ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Проявляют креативность и умеют действовать самостоятельно.
1.4 Содержание общеразвивающей программы
Цель и задачи модуля - 3D ручка
Цель – развитие творческих способностей у обучающихся, создание плоских и объёмных
моделей, средствами моделирования при работе с 3D ручкой.
Задачи:
Образовательные
Познакомиться с устройством 3D-ручки и освоить базовые правила безопасной работы
с ней и пластиком.
Научиться создавать плоские изображения (2D) по готовому шаблону, аккуратно
заполняя контур.
Научиться создавать простые объёмные фигуры (3D) путем соединения нескольких
плоских деталей.
Освоить каркасную технику («рисование в воздухе») для создания сложных объемных
объектов.
Развивающие
Развивать инженерно-конструкторские навыки: умение планировать этапы работы,
создавать устойчивые и прочные конструкции.
Развивать умение анализировать и исправлять ошибки в процессе моделирования
(«почему деталь не держится?», «как сделать конструкцию прочнее?»).
Развивать пространственное воображение, творческое мышление и фантазию, создавать
модель по собственному замыслу.
7
Воспитательные
Воспитывать усидчивость, терпение и аккуратность при выполнении работы.
Формировать умение доводить начатое дело до конца.
Воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию.
Стимулировать самостоятельность и инициативность в поиске творческих решений.
Формировать положительную самооценку и радость от создания готового изделия
«своими руками».
Планируемый результат
Предметные результаты
Знать устройство и принцип работы 3D-ручки.
Основные правила безопасной работы с оборудованием и материалами.
Применять знания последовательности создания плоских и объемных моделей;
Знать основные приемы работы: заполнение контура, соединение деталей;
Умение создавать разнообразные трехмерные модели, как по схеме, так и по
собственному замыслу;
Метапредметные результаты
Умение планировать последовательность действий, ставить перед собой техническую
задачу и сохранять её, оценивать результат проделанной работы;
Умение работать с информацией, находить способы решения и анализировать её;
Умение сосредотачиваться, запоминать нужное, ясно выражать мысли и творчески
замысел.
Демонстрируют навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой
группе.
Личностные результаты
Проявление усидчивости, терпения и аккуратности на всех этапах работы.
Формирование ответственного отношения к материалам и оборудованию.
Развитие самостоятельности и инициативности в творческом поиске и решении
технических задач.
Повышение самооценки и получение удовлетворения от самостоятельного создания
готового изделия.
Сформирована мотивация к творчеству и изобретательству.
Учебный план модуля - 3D ручка
№
п/п
Название раздела
Количество часов
Всего
Теория Практика
Форма контроля
3D ручка
8
1.
ТБ с 3D ручкой
1
1
0
Тест
2.
Выполнение плоских рисунков
5
2
3
Практическое
3.
Создание плоских элементов и их
5
1
4
задание,
сборка
4.
наблюдение,
Сборка моделей из отдельных
6
1
создание
5
собственной
элементов
5.
Объемное рисование моделей
6.
Создание
оригинальной
3D
8
2
6
модели
4
0
4
Создание
модели
7.
проектной модели
Подведение итогов
Итого
2
0
2
31
7
24
Защита проекта
Содержание учебного (тематического) плана.
Модуль 1. 3D ручка
ТБ с 3D ручкой(1час.)
Теория: Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки. Техника безопасности при
работе с 3D ручкой.
Практика: Знакомство с правилами и техникой безопасности при работе с 3D ручкой.
Форма контроля: Прохождение тестирования.
Выполнение плоских рисунков (5 час.)
Теория: Знакомство с плоскими фигурами и их создание с помощью 3D ручки.
Практика: Рисование 3-d ручкой на пластике.
Форма контроля: Практическое выполнение задания.
Создание плоских элементов и их сборка (5 час.)
Практика: Рисование овальных и круглых предметов: создание контурных рисунков,
замыкание линии в кольцо.
Форма контроля: Практическое выполнение задания
Сборка моделей из отдельных элементов (6 час.)
Практика: Создание модели дома из геометрических фигур. Развитие пространственного
мышления.
Форма контроля: Практическое выполнение задания
Объемное рисование моделей (8 час.)
Теория: 3D-моделирование - процесс создания трёхмерной модели объекта.
Практика: Создание объемной модели по готовому контуру, развитие мелкой моторики,
внимания.
Форма контроля: Практическое выполнение задания
9
Создание оригинальной 3D модели (4 час.)
Практика: Создание собственное 3D модели.
Форма контроля: Создание проектной модели.
Подведение итогов(2час.)
Практика: Участие во внутренних соревнованиях.
Форма контроля: Тест/Создание сложной объёмной 3D модели.
Цель и задачи модуля - Lego: Простые механизмы
Цель – формирование начальных знаний механики, развитие навыков начального
технического конструирования с использованием конструктора Lego.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать интерес к Lego-конструированию, понимание значимости Lego в
современном мире (Lego как основа для будущих профессий, как способ развития
науки);
Ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Воспитывать творческий потенциал, самостоятельность.
Развивающие:
Умение формулировать, ставить перед собой техническую задачу и сохранять её,
оценивать результат работы;
Умение работать с информацией, находить способы решения учебной (технической)
задачи, логическое мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
Развивать произвольность психических процессов (память, внимание, воображение,
восприятие, воля, речь);
Развивать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе.
Образовательные:
Познакомить с основными деталями Lego-конструктора, видами конструкций;
Формировать представления о простейших основах механики: зубчатая передача,
колесо и ось, рычаг, ременная передача;
Познакомить с основными приемами сборки простейших механизмов и конструкций, а
также способствовать развитию умения создавать различные конструкции по модели,
схеме, рисунку, заданным условиям, словесной инструкции.
Планируемые результаты
Предметными результатами
Знают основные детали Lego-конструктора и называют их, знают виды конструкций и
умеют их определять;
10
Имеют представления о простейших основах механики: зубчатая передача, колесо и ось,
рычаг, ременная передача и различают их;
Знают и умеют применять основные приемы сборки простейших механизмов и
конструкций, а также умеют создавать различные конструкции по модели, схеме,
рисунку, заданным условиям, словесной инструкции;
Метапредметными результатами
Формулировать, ставить перед собой техническую задачу и сохранять её, оценивать
результат проделанной работы;
Работать с информацией, находить способы решения и анализировать её;
Умение сосредотачиваться, запоминать нужное, ясно выражать мысли и творчески
мыслить.
Демонстрируют навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой
группе.
Личностными результатами
Интерес к моделированию и конструированию, через конструктор Lego;
Ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Проявляют креативность и умеют действовать самостоятельно.
Учебный план модуля - Lego: Простые механизмы
№
Количество часов
Название раздела
п/п
Всего
Теория Практика
Форма контроля
Lego: Простые механизмы
1.
Вводное занятие.
Знакомство
с
1
«Lego
1
0
–
Викторина
Игра «Найди
конструктор».
деталь»
2.
Зубчатые колёса.
5
2
3
Блиц-Опрос,
3.
Колеса и оси.
4
1
3
наблюдение,
4.
Рычаги.
4
1
3
викторина,
5.
Шкивы.
6
2
4
создание простого
механизма
6.
Творческие проекты
10
1
9
Защита проекта
7.
Соревнования
6
0
6
Соревнования
Защита проектов
8.
Подведение итогов
Итого
1
0
1
37
8
29
Викторина
11
Содержание учебного (тематического) плана.
Модуль 2. Lego: Простые механизмы
Введение (1 час.)
Теория: Знакомство с набором ЛЕГО, правила организации рабочего места, возможности
набора «Простые механизмы».
Практика: Конструирование «Дом моей мечты».
Форма аттестации: Викторина «Найди деталь»
Зубчатые колеса (5 час.)
Теория: Прямозубые зубчатые колеса, коронное зубчатое колесо, понятия изменения
направления вращения, плоскости вращательного движения, увеличение или уменьшение
скорости вращения, увеличение вращающей силы (крутящий момент), понятие промежуточное,
ведомое и ведущее зубчатое колесо.
Практика: Построение принципиальных моделей для понимания принципов работы
механизма. Основное задание: Сборка модели «Карусель».
Форма аттестации: творческое задание, сборка модели «Тележка с попкорном».
Колеса и оси (4 час.)
Теория: Что такое колесо, ось, вал? Познакомить с понятиями трение, скольжение,
одиночная фиксированная ось, управление. Какой тип оси использовать для передних колес.
Практика: Построение принципиальных моделей для понимания принципов работы
механизма. Основное задание: Сборка модели «Машинка».
Форма аттестации: творческое задание, сборка модели «Тачка».
Рычаги (4 час.)
Теория: Что такое рычаг? Применение рычагов для: приложения силы на расстоянии от
груза, изменение направления действия силы, увеличение действующей силы на груз,
увеличения расстояния на который перемещается груз. Понятия сила, ось вращения, груз, точка
приложения силы.
Практика: Построение принципиальных моделей для понимания принципов работы
механизма. Основное задание: Сборка модели «Катапульта».
Форма аттестации: творческое задание, сборка конструкции «Железнодорожный
переезд со шлагбаумом».
Шкивы (6 час.)
Теория: Что такое шкив? Понятия ведомый шкив, ведущий шкив и закрепленный шкив.
Использование шкивов для изменения направления тянущего усилия, изменение направления
вращения, изменение плоскости вращательного движения, увеличение тянущего усилия,
увеличение или уменьшение скорости вращения, увеличение вращающей силы, которая также
называется крутящим моментом.
12
Практика: Построение принципиальных моделей для понимания принципов работы
механизма. Основное задание: Сборка конструкции «Сумасшедшие полы».
Форма аттестации: творческое задание, сборка модели «Подъемный кран».
Творческие проекты (10 час.)
Практика: Конструирование по замыслу и условиям.
Форма аттестации: Защита проекта.
Соревнования (6 час.)
Практика: Участие в внутрикласных и некласных соревнованиях, мероприятиях.
Форма аттестации: Соревнования, мероприятия.
Подведение итогов (1 час.)
Практика: Участие во внутренних соревнованиях.
Форма аттестации: Викторина и конструирование по заданным условиям.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2025-2026г.
№ п/п
Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
34
2.
Количество учебных дней
68
3.
Количество часов в неделю
2
4.
Количество часов
68
5.
Недель в I полугодии
17
6.
Недель во II полугодии
17
7.
Начало занятий
8 сентября
8.
Выходные дни
3-4 ноября 2025,
23 февраля 2026,
9 марта 2026,
4-5 мая,
11 мая 2026.
9.
Окончание учебного года
18 мая
2.2. Учебно-тематическое планирование
Место проведения занятий: ДЮЦ
Дата
№
проведени
п/
я учеб.
п
занятия
1. 08.09.25.
Тема занятия
Демонстрация
Время
провед.
занятия
Колво
часов
Форма
занятия
Формы
аттестации/
контроля
Виды и формы
воспитательской
деятельности
17:30-18:00
1
Игра,
Проверочный
Игра на знакомство
13
2.
10.09.25.
3.
15.09.25.
4.
17.09.25.
5.
22.09.25.
6.
24.09.25.
7.
29.09.25.
8.
01.10.25.
9.
06.10.25.
10.
08.10.25.
возможностей
устройство 3D
ручки. Техника
безопасности при
работе с 3D ручкой
Выполнение
плоских
рисунков(рисование
по контуру).
Выполнение
плоских рисунков.
«Яркое солнышко»
Выполнение
плоских рисунков.
«Мячик»
Выполнение
плоских рисунков.
«Разноцветная
бабочка»
Выполнение
плоских рисунков.
«Клиновый листик»
Создание плоских
элементов и их
сборка, картинок из
2-3 элементов.
«Яблочко с
листочками»
Создание плоских
элементов и их
сборка, картинок из
2-3 элементов.
«цветик семицветик»
Создание плоских
элементов и их
сборка, картинок из
2-3 элементов.
«цветик семицветик»
Создание плоских
элементов и их
сборка, картинок из
2-3 элементов.
элементов
«Ожерелье»
Внутренние
соревнования
Создание плоских
элементов и их
сборка, из 2-3
элементов. «Лесные
жители»
Практичес
кое занятие
18:10-18:40
тест
"Как зовут тебя
скажи"
Создание
плоской
модели
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Создание
плоской
модели
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Создание
плоской
модели
1
Практичес
кое занятие
Создание
плоской
модели
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Создание
плоской
модели
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Создание
плоской
модели
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Создание
плоской
модели
1
соревнован
ие
Создание
плоской
модели
Внутренние
соревнования
"Плоская модель"
1
Практичес
кое занятие
Создание
плоской
модели
Создание модели по
определенной
тематике
Посвящённое «Дню
17:30-18:00
18:10-18:40
17:30-18:00
18:10-18:40
11.
13.10.25.
12.
Сборка моделей из
17:30-18:00
15.10.25. отдельных элементов
18:10-18:40
«Брелок для ключей»
Создание
плоской
модели
Создание
плоской
модели
5 октября «День
учителя»
Оформление инфо.
доски.
14
отца»
13.
20.10.25.
14.
22.10.25.
15.
27.10.25.
16.
29.10.25.
17.
03.11.25.
18.
05.11.25.
19.
20.
21.
22.
10.11.25.
Сборка моделей из
отдельных элементов
«Мой первый домик
2 часть»
Сборка моделей из
отдельных элементов
«Мой первый домик
1 часть»
Сборка моделей из
отдельных элементов
«Стрекоза»
Сборка моделей из
отдельных элементов
«Развесёлые очки»
Сборка моделей из
отдельных элементов
посредством сборки.
Объёмное рисование
модели
«Закладка»
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Создание
плоской
модели
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Создание
плоской
модели
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес Создание 3Д
кое занятие
модели
1
Соревнова
ние
Создание
объёмной
3Д модели,
по заданной
тематике
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес Создание 3Д
кое занятие
модели
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес Создание 3Д
кое занятие
модели
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Соревнования
17:30-18:00
"создание объёмной
18:10-18:40
модели"
Объёмное рисование
12.11.25.
модели
«Рыбка 1 часть»
Объёмное рисование
17.11.25.
модели
«Рыбка 2 часть»
Объёмное рисование
модели
19.11.25.
«Букет цветов для
мамочки 1 часть»
23.
Объёмное рисование
модели
17:30-18:00
24.11.25.
«Букет цветов для 18:10-18:40
мамочки 2 часть»
1
24.
26.11.25.
Объёмное рисование
17:30-18:00
модели
18:10-18:40
«Флаг России»
1
25.
01.12.25.
Создание
оригинальной 3Д
модели по готовой
модели
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Создание
плоской
модели
Создание
плоской
модели
Создание
плоской
модели
4 ноября «День
народного единства»
Беседа
Внутренние
соревнования
"создание объёмной
модели"
Создание 3Д
модели по
тематике
Тематическое
Создание 3Д задание
Практичес
модели по Посвящённое
кое занятие
тематике
«День матери в
России»
Тематическое
задание, 30 ноября
«День
Практичес Создание 3Д государственного
кое занятие
модели
герба в РФ»
(беседа,
оформление инфо.
доски)
Практичес Создание 3Д
кое занятие
модели
15
26.
27.
Хакатон
17:30-18:00
03.12.25. «Машины специальн
18:10-18:40
ого назначения»
08.12.25.
28.
10.12.25.
29.
15.12.25.
30.
17.12.25.
31.
22.12.25.
32.
12.01.26
33.
14.01.26
34.
19.01.26
35.
21.01.26
36.
26.01.26
37.
28.01.26
Объёмное рисование
модели
«Новогодняя ёлочка»
Создание
оригинальной 3Д
модели
«Ёлочная игрушка 1
часть»
Создание
оригинальной 3Д
модели
«Ёлочная игрушка
2 часть»
Промежуточная
аттестация: Хакатон
«Транспорт Деда
Мороза»
Лего-Ёлка
Вводное занятие.
Правила ТБ и
поведения в кабинете
как появилось Лего.
Знакомство с
конструктором
«Раз детелька, два
деталька»
Создание
конструкции
Творческий проект 1.
(Свободная тема)
Зубчатая передача.
Принципиальная
схема А1-2 (сборка
по схеме)
Зубчатая передача.
Принципиальная
схема А 3-4 (сборка
по схеме)
Зубчатая передача.
Принципиальная
схема А5-6 (сборка
по схеме)
Зубчатая передача.
Принципиальная
схема А7(сборка по
1
Хакатон
Оздание
модели по
заданным
условиям
(прототипы
спецтехники).
Участие родителей
в качестве жюри.
Выставка моделей.
1
Практичес Создание 3Д
кое занятие
модели
17:30-18:00
18:10-18:40
1
«День Конституции
Практичес Создание 3Д РФ» Беседа,
кое занятие
модели
оформление инфо.
доски
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес Создание 3Д
кое занятие
модели
17:30-18:00
18:10-18:40
17:30-18:00
18:10-18:40
1
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Конструирова
ние модели по Хакатон "Транспорт
Хакатон
заданным
Деда Мороза"
условиям
Мероприятие
Конкурсная
совместно с
игровая про
родителями внутри
грамма
группы. ПДД во
время каникул.
Создание
плоской
модели
1
Практичес
кое занятие
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Сборка
Практичес
механизма.
кое занятие Эксперимент
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес Сборка модели
по схеме.
кое занятие
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Сборка
модели по
схеме.
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Сборка
модели по
схеме.
1
Практичес
кое занятие
Сборка
модели по
схеме.
17:30-18:00
18:10-18:40
17:30-18:00
18:10-18:40
16
38.
02.02.26
39.
04.02.26
40.
09.02.26
41.
11.02.26
42.
16.02.26
43.
18.02.26
44.
23.02.26
45.
25.02.26
46.
02.03.26
47.
04.03.26
48.
09.03.26
49.
11.03.26
50.
16.03.26
51.
18.03.26
схеме)
Хакатон
«Тележка с
попкорном»
Творческий проект 2
«Гофромашина»
17:30-18:00
18:10-18:40
1
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Зубчатая передача.
17:30-18:00
Конструирование по
18:10-18:40
готовой модели
1
Колесо и ось.
Принципиальная
схема В1-2(сборка по
схеме)
Колесо и ось.
Принципиальная
схема ВЗ-4(сборка по
схеме)
Колесо и ось.
Принципиальная
схема В5-6(сборка по
схеме)
Колесо и ось.
Принципиальная
видео схема
«Машина на
резиномоторе»
Творческий проект 3
«Гоночная машина»
Творческий проект 4
«Машина-робот»
Хакатон
«Цветок весны».
Рычаг.
Принципиальная
схема С1-2
Рычаг.
Принципиальная
схема С3-4
Рычаг.
Принципиальная
видео схема
«Подъёмный мост»
Рычаг.
Принципиальная
Хакатон
Соревнова Сборка модели
"Тележка с
ние
по схеме
попкорном"
Практичес Практическая
кое занятие
работа
Просмотр и
Сборка и
проведение опытов.
Практическо преобразовани
Конкурс рисунков ко
е занятие
е модели.
Дню российской
Эксперимент.
науки.
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Сборка
модели по
схеме.
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Сборка
модели по
схеме.
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Сборка
модели по
схеме.
1
Сборка
Практичес
модели по
кое занятие
видео схеме
17:30-18:00
18:10-18:40
17:30-18:00
18:10-18:40
17:30-18:00
18:10-18:40
1
1
Мастер класс для пап
в честь празднования
дня защитника
отечества "Вместе с
папой"
Практичес Практическая
кое занятие
работа
Практичес Практическая
кое занятие
работа
Оформление инфо.
доски:
8 марта –
Конструирова
Международный
ние модели по
женский день.
заданным
Участие родителей в
техническим
качестве жюри
условиям.
хакатона между
объединениями.
Выставка моделей.
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Хакатон
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Сборка
модели по
схеме.
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
Сборка
модели по
схеме.
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес Практическая
кое занятие
работа
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес Практическая
кое занятие
работа
17
52.
23.03.26
53.
25.03.26
54.
30.03.26
55.
01.04.26
56.
06.04.26
57.
08.04.26
видео схема
«молоток»
Творческий проект
5
«Подъёмный кран»
Шкивы.
Принципиальная
схема D1-2
Шкивы.
Принципиальная
схема D3-4
Шкивы.
Принципиальная
видео схема
«Канатная дорога»
Шкивы.
Принципиальная
схема D5-6
Шкивы.
Принципиальная
схема D7
1
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
1
Практичес
кое занятие
17:30-18:00
18:10-18:40
1
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
1
Практичес
кое занятие
17:30-18:00
18:10-18:40
Тематическое
конструирование 17:30-18:00
«Ракета»
18:10-18:40
13.04.26
59.
15.04.26
Хакатон
17:30-18:00
«Изобретатели»
18:10-18:40
«Мой первый робот»
20.04.26
Творческий проект 6 17:30-18:00
«Дрель»
18:10-18:40
61.
22.04.26
62.
27.04.26
Шкивы.
Принципиальная
схема D8
Конструирование
собственной модели
по определенной
тематике
«Дом»
Практичес
кое занятие
17:30-18:00
18:10-18:40
58.
60.
Практичес Практическая
кое занятие
работа
17:30-18:00
18:10-18:40
1
1
1
17:30-18:00
18:10-18:40
1
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Сборка
модели по
схеме.
Сборка
модели по
схеме.
Сборка
модели по
схеме.
Сборка
модели по
схеме.
Сборка
модели по
схеме.
Создание
Практичес модели по
кое занятие определенны
м условиям
Хакатон
Создание
собственной
модели
Тематическое
конструирование
«День
космонавтики»
Просмотр
мультфильма ко дню
космонавтики
Хакатон
"Изобретатели"
Сборка
модели по Практическая
видео
работа
схеме.
Сборка
Практическая
модели по
работа
схеме.
Создание
собственной
Практичес
модели по
кое занятие
определенной
тематике
Просмотр
презентации о
военной технике.
Совместный
фотопроект «Победа
одна на всех»
(выставка)
29.04.26
Творческий проект
7
17:30-18:00
«Военная
18:10-18:40
техника(танк)»
1
Конструирова
ние по
Практичес собственному
кое занятие
замыслу.
Практическая
работа
64.
04.05.26
1
Практичес Практическая
кое занятие
работа
65.
06.05.26
Творческий проект
8
17:30-18:00
«Самопишущая
18:10-18:40
машина»
Творческий проект 17:30-18:00
1
Практичес Практическая Тематическое
63.
18
66.
9
«Военная
техника(вертолёт)»
Творческий проект
10
«Лего животные»
Соревнования
Скоростная сборка по
образцу
11.05.26
67.
13.05.26
68.
18.05.26
кое занятие
18:10-18:40
17:30-18:00
18:10-18:40
1
17:30-18:00
18:10-18:40
1
Итоговая аттестация 17:30-18:00
(Второе полугодие) 18:10-18:40
1
Практичес
кое занятие
работа
конструирование
«День Победы»
Создание
собственной
модели
Итоговое Внутренние
практическ Соревнования соревнования
ое занятие
"Сборка по образцу"
Итоговое - Тестирование
практическ Практическая
ое занятие
работа
2.3 Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение:
Оснащение учебного кабинета:
столы – 10 шт;
стулья – 12 шт;
Магнитная доска – 1 шт;
проектор – 1 шт;
проекционный экран – 1 шт;
Техническое обеспечение:
компьютер – 1 шт;
флеш – накопитель - 1 шт;
наборы конструкторов «Lego: простые механизмы» - 14 шт;
3D ручки – 10 шт;
Пластик PLA
- Кадровое обеспечение
ДООП «Маленькие инженеры» может реализовываться педагогами, прошедшими курсы
повышение
квалификации
или
профессиональную
переподготовку
по
направлению
программы.
- Дидактическое обеспечение: печатные материалы - Простые механизмы. Книга для
учителя. LEGO Education.
- Дидактическое обеспечение: раздаточные материалы
Инструкции для построения моделей на базе конструктора «LEGO Education 9689
Простые механизмы»
Раздел «Зубчатые передачи» - 11 шт.
Раздел «Колесо и ось» - 11 шт.
Раздел «Рычаг» - 11 шт.
Раздел «Ременная передача» - 11 шт.
19
3D ручки – 10 шт.
Пластик PLA
Рабочие карточки – трафареты.
Дидактическое обеспечение: электронные образовательные ресурсы
- Учебник по работе 3 д ручкой: «От простого к сложному: 1 часть»
Учебник по работе 3 д ручкой: « От простого к сложному: 1 часть »
- инструкции по сборке моделей «Простые механизмы» https://dzen.ru/suite/f699e41f-b5a1476e-8a13-a49ec332138a
- Лего простые механизмы интересные конструкции
file:///C:/Users/9/Desktop/пригодиться/лего%20простые%20механизмы%20интересные%20конс
трукции.pdf
- мультимедийные презентации по темам занятий;
2.4 Формы аттестации/контроля образовательных результатов
Для определения результатов образовательного процесса используются различные виды
контроля, несущие проверочную и коррекционную функции.
Виды контроля: педагогическое наблюдение, опрос, олимпиады, практическое задание,
тест, участие в конкурсах и соревнованиях / хакатонах (разработка и презентация творческого
проекта).
Мониторинг уровня освоения программы проводится несколько раз:
- промежуточная аттестация:
Декабрь - Создание оригинальной 3Д модели; хакатон «Транспорт Деда Мороза» конструирование модели по заданным условиям.
- итоговая аттестация:
Май – Внутренние соревнования: «Скоростная сборка по образцу»; Итоговая аттестация
(Тестирование; Практическая работа)
При итоговой аттестации учитываются результаты участия обучающихся в соревнованиях
и конкурсах (олимпиады, хакатоны); защиты творческого проекта на соревнованиях по
робототехнике, где требуется проявить владение теоретическим и практическим материалом по
ключевым темам.
- текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам
выполнения обучающимися практических заданий на занятиях, включая различные типы
создания и сборки моделей (по трафарету, по схеме, по наглядному образцу, по устной
инструкции, по заданным техническим условиям).
20
Педагог ведёт наблюдение за деятельностью каждого ребёнка в течение всего
образовательного процесса и заносит результаты диагностических заданий в протокол
(приложение 1-2).
2.5 Оценочные материалы при проведении форм аттестации
Для проведения форм контроля и аттестации используются оценочные материалы,
направленные на объективное и всестороннее определение уровня сформированности знаний,
умений и навыков обучающихся.
Текущий контроль проводится в форме практического задания на занятиях, создание и
сборка 2D – 3D моделей, сборка по инструкции, создание модели по собственному замыслу и
сборка модели по заданным условиям (Приложение 3).
Промежуточная аттестация осуществляется в формате создание оригинальной 3Д модели,
конструирование модели по заданным условиям.
Итоговая аттестация включает два ключевых компонента: тестовое задание и создание
оригинальной модели, демонстрация полученных умений и навыков, участие в итоговой работе
за учебный год (Приложение 4).
2.6. Информационные источники
Нормативные документы
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями).
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка
в Российской федерации" (в редакции 2013 г).
3.
Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.201 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человек факторов среды
обитания"».
7.
Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 №652-н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых".
21
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам".
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые).
10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018№162-Д "Об утверждении концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года".
11. Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области.
методические
рекомендации
"Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях", 2023 год.
12. Устава
Муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования "Детско-юношеский центр".
13. «Программа Воспитания «ДЮЦ».
Литература, использованная при составлении программы:
1. Jlycc Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью Лего: пособие для педагогов, - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения
ФГОС: пособие для педагогов. - всерос.уч.-метод, центр образоват. Робототехники. -М.: Изд.полиграф, центр «Маска» - 2013.
3. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7
лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое
развитие в изобразительной деятельности. - М.: Карапуз-дидактика, 2009, 2007
5. Книга для учителя. Компании LEGO® Education «Комплект заданий 2009689 к набору
9689 "Простые механизмы»», Германия, ЛЕГО ГРУПП, DK-7190 Биллунд,
6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд.
Сфера, 2011.
7. Большаков В.П. Основы 3D-моделирования / В.П. Большаков, А.Л. Бочков.- СПб.:
Питер, 2013.- 304с.
8. Буске М. «3D Модерирование, снаряжение и анимация в Autodesk»
9. http://3dtoday.ru/wiki/3d_pens/
10. https://geektimes.ru/company/top3dshop/blog/284340/
Литература для обучающихся и родителей
22
1. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом
«Карапуз», 1999.
2. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Рабочие листы. Компании LEGO® Education «Комплект заданий 2009689 к набору 9689
"Простые
механизмы»,
Германия,
ЛЕГО
ГРУПП,
DK-7190
Биллунд,
(file:///E:/assets/languages/russia/introduction/sub_pages/introduction/introduction.html)
Перечень Интернет-ресурсов
1.
http: //www.lego.com/ru-ru/
2.
http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
3.
http://int-edu.ru
4.
http: //creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
5.
http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp 31X c
6.
http: //www.robotclub .ru/club.
7.
http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198273/
8.
https://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
9.
https://mysku.ru/blog/china-stores/30856.html
2.7. Воспитательный потенциал программы
Раздел 1. «Особенности организации воспитательного процесса».
Воспитательный процесс в творческом объединении «Маленькие инженеры» организован
с учётом направленности программы на развитие интереса детей к инженерно-техническим
технологиям и конструкторской деятельности, формирование у обучающихся базовых
социально-личностных качеств, ценностных ориентиров и культуры труда в процессе
технического творчества, способствующих их успешной социализации и самореализации.
Трудолюбие, аккуратность Необходимость точной сборки по инструкции, аккуратная
работа с мелкими деталями для корректной работы механизма. Требование точности движений,
аккуратного нанесения пластика, соблюдения технологии для получения качественного
изделия. Настойчивость, целеустремленность Постановка технической задачи (например,
создать механизм с заданным передаточным отношением). Поиск и исправление ошибок в
конструкции, которые мешают её функционированию. Процесс создания объекта от эскиза до
готового изделия, часто требующий нескольких попыток и доработок. Преодоление трудностей
при печати сложных элементов.
Особое внимание уделяется взаимодействию педагога и учащихся. Педагог выступает не
только как источник знаний, но и как наставник:
Создает доброжелательную и поддерживающую атмосферу, где не боятся ошибаться.
23
Формирует позитивный образ инженера и изобретателя.
Поощряет вопросы и исследовательскую активность.
Организует групповую работу, мягко направляя процесс взаимодействия.
Личным примером демонстрирует уважительное отношение к работе, инструментам и
партнерам.
Осуществляет рефлексию в конце каждого занятия, акцентируя внимание не только на
техническом результате, но и на том, как дети работали, что помогало или мешало им в
команде.
Также для решения воспитательных задач организуются различные мероприятия.
Большое внимание уделяется взаимоотношениям детей и родителей, практикуется их
совместная деятельность.
Раздел 2. Цель и задачи воспитания
Цель воспитательной работы: раскрытие творческого потенциала детей, воспитание
гражданско-патриотических, культурных и семейных ценностей, обучающихся средствами
моделирования и легоконструирования.
Задачи:
Формирование
понимания важности инженерного труда, уважения к результатам своей
и чужой работы, стремления к созидательной деятельности.
Формирование
таких качеств, как аккуратность, точность, умение видеть проблему и
находить пути её решения.
Развитие
умения работать в команде, договариваться, распределять роли, уважительно
относиться к товарищу.
Стимулирование
познавательной активности и саморазвития: создание условий для
проявления любознательности, инициативы и самостоятельности в освоении новых знаний и
технологий.
Воспитание
ответственности, дисциплинированности, умения концентрироваться на
задаче и доводить начатое дело до конца, а также адекватно воспринимать конструктивную
критику.
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
Практические занятия (конструирование, подготовка к конкурсам и соревнованиям)
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам
своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствуют формированию умений в области
целеполагания, планирования и рефлексии; укрепляет внутреннюю дисциплину; даёт опыт
долгосрочной системной деятельности.
24
Участие в коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и
взаимопомощи.
Итоговые мероприятия (конкурсы, соревнования, выставки, выступления и презентации
проектов - способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность).
Модульная организация деятельности
Программа разделена на тематические модули, обеспечивающие решение конкретных
задач воспитания:
1.
Детское
объединение
–
внутренние
соревнования
–
хакатоны,
оформление
информационной доски (достижения и победы, поздравления с праздниками и с днем
рождения), групповая работа на занятиях /совместные проекты, наставничество (дети-детям),
выставки внутри коллектива работ по программе, фотоработы, коллективно-творческие дела
2.
Воспитательная среда – оформление информационной доски, сообщение о событии
(краткое сообщение в начале занятия с использованием презентаций, видеороликов, рисунков),
учебное занятие, коллективно-творческие дела, традиционные праздники, совместно с
родителями и др.), поздравления (открытки, видеопоздравления, подарки), интерактивные и
творческие занятия.
3.
Работа с родителями – родительские собрания в начале и конце учебного года,
сообщения, фото- видео отчёты с занятий в родительском чате, открытые занятие, мастерклассы, индивидуальная работа (с родителями одарённых детей), взаимодействие во время
проведения мониторингов, опросов, сообщения о результатах итоговой аттестации.
4.
Наставничество – ученик-ученик (сильный –слабый), ученик-ученик (инклюзия),
ученик-ученик (специалист – новичок), педагог-ученик (одарённые дети)
5.
Профилактика
здоровьесберегающих
–
безопасное
технологий,
поведение
памятки
на
использование
информационных
на
досках
занятиях
-
правила
безопасности.
6.
Самоопределение – подготовка и участие в конкурсах и проектах, работа с одарёнными
детьми.
7.
Медиасообщество – освещение деятельности объединения в соц. сетях.
Таким образом, виды, формы и содержание деятельности программы обеспечивают
всестороннее
развитие
учащихся,
позволяют
им
проявлять
инициативу,
развивать
профессиональные и социальные компетенции, а также реализовывать поставленные задачи
воспитания как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Методы оценки результативности реализации программы в части воспитания:
25
* педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание сосредотачивается на
проявлении в деятельности детей и в её результатах, определённых в данной программе
целевых ориентиров воспитания, а также на проблемах и трудностях достижения
воспитательных задач программы
* оценка творческих и исследовательских работ и проектов экспертным сообществом
(педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние эксперты и др.) с точки
зрения достижения воспитательных результатов, поскольку в индивидуальных творческих
и исследовательских работах, проектах неизбежно отражаются личностные результаты
освоения программы и личностные качества каждого ребёнка.
* отзывы, которые предоставляют возможности для выявления и анализа продвижения
детей (индивидуально и в группе в целом) по выбранным целевым ориентирам воспитания в
процессе и по итогам реализации программы, оценки личностных результатов участия детей в
деятельности по программе.
План мероприятий программы воспитания на 2025-2026 учебный год.
№
п\п
Дата
Наименование мероприятия
Содержание деятельности
МОДУЛЬ "Детское объединение"
1
08.09.2025
Игра на знакомство
"Как зовут тебя скажи"
Учебное занятие
2
22.10.25
Внутренние соревнования "Плоская модель"
соревнования
.11.25
Хакатон "Машины специального
назначения"
соревнования
01.12.2025
Внутренние соревнования "создание
объёмной модели"
соревнования
08.12.25
Хакатон "Транспорт Деда Мороза"
Хакатон
4
24.12.2025
Техно Ёлка –игра путешествие
квест игра
5
27.01.26 10.02.2026
Открытая дистанционная муниципальная
олимпиада по робототехнике и лего
конструированию (В.Салда)
онлайн олимпиада
6
02.02.2026
Хакатон
"Тележка с попкорном"
соревнования
7
03.02.14.02.26
Неделя науки
соревнования, масер-классы
23.02.2026
Мастер класс для пап в преддверье
празднования дня защитника отечества
"Вместе с папой"
мастер класс для родителей
Хакатон "Цветок весны"
Соревнование по созданию
моделей по заданной
тематике.
3
8
9
04.03.2026
26
10
15.04.2026
Хакатон
"Изобретатели"
соревнования
11
13.05.2026
Внутренние соревнования "Сборка по
образцу"
соревнования
12
0108.05.2025
Совместный фотопроект «Победа одна на
всех» (выставка)
Конструирование военной
техники, ее выставка
13
14.05.2025
«Технофест» - робототехническое фестиваль
№
п\п
Дата
Наименование мероприятия
Содержание деятельности
МОДУЛЬ "Воспитательная среда"
Дата
события
Наименование события
1 четверть
День знаний
Поздравление обучающихся
от педагогов
День учителя
Оформление
информационной доски.
День отца в России
Тематическая сборка по
определенной тематике
1
1 сентября
2
5 октября
3
16 октября
2 четверть
4
4 ноября
День народного единства
Беседа
5
24 ноября
День матери в России
Беседа
30 ноября
День государственного герба в РФ (но
говорим о государственных символах)
Беседа
12 декабря
День Конституции РФ
Беседа
Новый год
Тематическое поздравление
детей с новым годом
6
7
8
31 декабря
3 четверть
День Российской науки
Презентация, оформление
информационной доски
День защитника Отечества
мастер класс с папами ко дню
Защитника отечества
(тематическая сборка)
Международный женский день
Соревнование по созданию
моделей по заданной
тематике.
9
8 февраля
10
23 февраля
11
8 марта
4 четверть
12 апреля
День космонавтики
Просмотр мультфильма ко
дню космонавтики
1 мая
Праздник Весны и Труда
Беседа
День Победы
Презентация, тематическая
сборка
12
13
14
9 мая
27
№
п\п
Дата
Наименование мероприятия
Содержание деятельности
МОДУЛЬ "Работа с родителями"
1
в теч. года
Консультации.
Работа с родителями
одарённых детей. (при
подготовке к соревнованиям,
олимпиадам и т.д.)
2
03.09.2025
Родительское собрание
Информационное собрание
Новогодняя игра "Техноёлка"
Внутри классное
мероприятие
мастер класс для пап в преддверье
празднования дня защитника отечества
"Вместе с папой"
мастер класс
3 декабрь 2024
4
19.02.2026
5
май 2026
День открытых дверей
Проведение мастер-класса
технической направленности
для новичков.
6
в теч. года
Родительский чат
Сообщение о результатах
деятельности на занятиях.
№
п\п
Дата
Наименование мероприятия
Содержание деятельности
МОДУЛЬ "Наставничество"
в теч. года
Работа в парах на занятиях.
2
в теч.года
Индивидуальные консультации для
подготовки к соревнованиям.
№
п\п
Дата
Наименование мероприятия
1
Содержание деятельности
МОДУЛЬ "Профилактика"
1
11.09.25
Первичный инструктаж по ТБ, правилам
пожарной безопасности, поведению на
дорогах, поведению при угрозе ЧС и
теракта.
2
23.10.2025
Профилактика ДТП во время каникул
"Памятка пешехода".
3
17.11.2025
Профилактика детского травматизма
"Зимняя дорога".
4
22.12.2025
Викторина "Безопасный Новый год" +
оформление стенда
5
В теч. года
на занятиях
Комплекс профилактических упражнений
для профилактики (зрение, осанка)
Дата
Наименование мероприятия
№
п\п
Содержание деятельности
МОДУЛЬ "Самоопределение"
28
в теч. года
Знакомство с профессиями.
в теч. года
Работа с одарёнными детьми(подготовка к
конкурсам)
3
в теч. года
Проведение мастер-классов учащимся(детидетям)
№
п\п
Дата
Наименование мероприятия
1
2
Просмотр
профориетационных
мультфильмов серии
"НАВИГАТУМ"
Содержание деятельности
МОДУЛЬ "Медиасообщество"
1
в теч.
учебного
года
Родительский чат для освещения
деятельности объединения.
2
в теч. уч.
года
Освещение деятельности объединения на
Интернет-площадках "ДЮЦ"
публикации на сайте "ДЮЦ"
Новогодняя игра "Техноёлка"
Внутриклассное мероприятие
3 декабрь 2025
29
Приложение № 1
Протокол обследования умений и навыков детей, модуль 3Dручка.
№
Ф.И.
п/п
ребенка
Умения и навыки
модуль
Знание
Умение
Аккуратное
Рисование
Составление Создание
3Dручка
правил
рисовать
выполнение
предметов
композиции
объемной
безопасности; предметы работы;
различной
из готовых
3Д модели
Умение
по
Правильное
формы и
форм
правильно
контуру;
заполнение
соединение
модели;
их.
работать с 3Д
ручкой;
1.
2.
3.
Уровни освоения программы:
• высокий уровень – 9 – 12б.
• средний уровень – 4 – 8б.
• низкий уровень – 1 – 3б.
Условные обозначения:
• 2 – высокий уровень развития
• 1 – средний уровень развития
• 0 – низкий уровень развития
30
ФИО ребенка
Уровни освоения программы:
• высокий уровень – 9 – 12б.
• средний уровень – 4 – 8б.
• низкий уровень – 1 – 3б.
Уровень
Общее количество баллов
Знает виды простых механизмов, может назвать, в чем их отличие
Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения
Создает различные конструкции предмета в соответствии с его назначением
Планирует этапы создания собственной постройки, находит конструктивное решение
Работает в команде
Конструирует более сложные постройки
Конструирует по творческому замыслу
Конструирует по инструкции педагога
Конструирует по образцу
Работает по схемам
Называет все детали конструкторов
Приложение № 2
Протокол обследования умений и навыков детей, модуль Лего – простые механизмы.
Критерии
1.
2.
3.
4.
Условные обозначения:
• 2 – высокий уровень развития
• 1 – средний уровень развития
• 0 – низкий уровень развития
31
Приложение № 3.
Оценочные материалы. Текущий контроль.
Методика 1.
Цель: выявить умение называть детали конструктора.
Оценка:
2 балла – ребенок самостоятельно называет детали конструктора.
1 балл – ребенок называет с помощью наводящих вопросов педагога;
0 баллов – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его
выполнения.
Методика 2.
Цель: выявить умение в создании различных конструкций предмета в соответствии с его
назначением.
Оценка:
2 балла – ребенок самостоятельно создает различные конструкции
1 балл – ребенок создает различные конструкции с помощью педагога;
0 баллов – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его
выполнения
Методика 3.
Цель: Умение конструировать по пошаговой схеме.
2 балла - ребёнок самостоятельно, быстро и без ошибок конструирует по пошаговой схеме.
1 балл - ребёнок конструирует по схеме в медленном темпе, исправляя ошибки под
руководством педагога.
0 баллов - ребёнок не может самостоятельно конструировать по схеме, требуется постоянная
помощь педагога/ нет результата.
Методика 4.
Цель: Умение конструировать по образцу.
Оценка:
2 балла – Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
1 балл – Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под
руководством педагога.
0 баллов – Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу
только под контролем педагога.
Уровни освоения программы:
• высокий уровень – 9 – 12б.
• средний уровень – 4 – 8б.
• низкий уровень – 1 – 3б.
Условные обозначения:
• 2 – высокий уровень развития
• 1 – средний уровень развития
• 0 – низкий уровень развития
32
Приложение №4
Итоговая аттестация - тестовая работа.
1.
Обведи детали, которые относятся только к пластинам:
2. Обведи деталь «Переходник»
3. Обведи детали, относятся к гладким пластинам:
4. Укажите зубчатое колесо на 24:
5. Какой из механизмов является зубчатой передачей?
6. Покажите стрелочками, в какую сторону будет, вращается шестеренка «?»
33
7. У какой шестеренки скорость вращения больше?
8. Какая модель будут испытывать наибольшую силу трения?
9. Что из представленного будет являться колесом?
10. Отметьте модель с полуосями:
11. В каком механизме меняется плоскость вращения?
12. Модель какой конструкции будет лучше поворачиваться?
34
13. Отметь модель у которой колеса, будут вращаются с одинаковой скоростью?
14. Укажи понижающую зубчатую передачу:
15. Какая модель катапульты дальше бросит шину?
16. Укажи, какое зубчатое колесо будет ведомым?
35