Лаборатория БПЛА

Управление образования администрации
Верхнесалдинского муниципального округа
Свердловской области
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский центр»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
технической направленности

«Лаборатория БПЛА»
Целевая группа: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Логинова Алена Витальевна,
педагог-организатор

г. Верхняя Салда
2025 год
ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Комплекс основных характеристик .................................... 3Error! Bookmark not defined.
1.1. Пояснительная записка .................................................... 3Error! Bookmark not defined.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы ..................................................................6
1.3 Планируемые результаты освоения программы ................................................................7
1.4. Учебный план. ....................................................................................................................7
1.5 Содержание учебного плана ............................................. 7Error! Bookmark not defined.
2.

Комплекс организационно-педагогических условий . 10Error! Bookmark not defined.

2.1. Календарный учебный график .................................... 10Error! Bookmark not defined.
2.2. Учебно-тематическое планирование……………………………………………………..10.
2.3. Условия реализации образоватнльной программы ...................................................... 17
2.4. Формы аттестации/контроля образовательных результатов. ......................................... 21
2.5. Оценочные материла при проведении форм аттестации22Error! Bookmark not defined.
2.6. Информационные источники

22

2.7. Воспитательный потенциал программ ............................................................................ 24
2.8. Приложения…………………………………………………………………………………31

1. Комплекс основных характеристик образования
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы техническая, так как направлена на обучение детей основам
пилотирования беспилотных летательных аппаратов.
Рабочая программа «Лаборатория БПЛА» составлена в соответствии с нормативноправовыми документами:
1).Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями).
2).Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской федерации" (в редакции 2013 г).
3).Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4).Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р).
5).Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
6).Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.201 №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человек факторов среды
обитания"».
7).Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 №652-н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых".
8).Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам".
9).Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ» (включая разноуровневые).
10).Приказ Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 №467 "Об утверждения целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей".
11).Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018№162-Д "Об утверждении концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года".
12) Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области.
методические
рекомендации
"Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях", 2023 год.
13).Устава Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования "Детско-юношеский центр".
14.
Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ».
15.
Учебный план «ДЮЦ» на 2025-2026 учебный год.
Актуальность программы
Развитие технологий беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в России становится
приоритетным направлением как в гражданской, так и в оборонной сферах. Дроны активно
применяются в сельском хозяйстве, геодезии, промышленности, охране окружающей среды и
логистике. В этих условиях особое значение приобретает подготовка кадров, начиная с
подросткового возраста.
Новизна
Программа представляет новое, перспективное направление технической подготовки
школьников. Обучение строится на реальной практике, с использованием симуляторов, полётов и

проектной деятельности. Возраст 12–16 лет — важный этап профориентации, когда подростки
особенно восприимчивы к освоению современных технологий.
Адресат программы
Программа ориентирована на подростков 12-16 лет. Группа имеет постоянный состав.
Одновременно на учебном занятии присутствует не более 10 обучающихся.
Подросткам данного возраста очень важно личное самосознание, сознательное проявление
индивидуальности. Ведущая потребность – самоутверждение. В подростковый период
стабилизируются интересы детей. Основное новообразование – становление взрослости, как
стремление к жизни в обществе взрослых. К основным ориентирам взросления относятся: социально моральные – наличие собственных взглядов, оценок, стремление их отстаивать; интеллектуально деятельностные – освоение элементов самообразования, желание разобраться в
интересующих подростка областях; - культурологические – потребность отразить взрослость во
внешнем облике, манерах поведения. Возраст 12–16 лет — важный этап профориентации, когда
подростки особенно восприимчивы к освоению современных технологий.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 мин
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин
Общее количество часов в неделю – 4 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Объем учебного времени:
136 часов (34 учебные недели).
Срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 учебный год
Формы обучения:
- очная;
- групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов;
- индивидуально-групповые на практических занятиях;
- на занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому
обучающемуся.
Виды занятий:
- практические занятия;
- тренировочные полеты;
- беседа, объяснение нового материала;
- демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и
демонстрационных компьютерных программ);
- игры;
- соревнования;
- фестиваль;
-мастер-классы.
Формы подведения результатов:
1. Срез знаний.
2. Наблюдение в ходе обучения.
3. Анализ (самоанализ).
4. Мини-соревнования.
5. Участие в соревнованиях муниципального, окружного и регионального уровней.
Итоговая аттестация: соревнования беспилотных летательных аппаратов.

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: Развитие навыков пилотирования беспилотных летательных аппаратов.
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать у обучающихся базовые представления о конструкции и принципах работы
беспилотного летательного аппарата.
- Научить безопасному и уверенному управлению дроном в ручном и полуавтоматическом
режимах.
- Развить у обучающихся начальные навыки планирования полётных заданий и ориентации
в пространстве.
- Сформировать навыки программирования полётных контроллеров и работы с
симуляторами.
Развивающие:
- Сформировать умение планировать и реализовывать проектную задачу.
- Воспитывать умение работать в коллективе, слушать других, договариваться, эффективно
взаимодействовать в рамках проектной или полётной команды.
- Развивать логическое и алгоритмическое мышления.
Воспитательные:
- Способствовать формированию у обучающихся понимания значимости вклада
технических специалистов в укрепление национальной безопасности, технологического
суверенитета и обороноспособности страны.
- Развивать у обучающихся способность действовать слаженно, ответственно и спокойно в
нестандартных ситуациях, при технических сбоях, погодных изменениях, во время проведения
полётов и соревнований.
1.3 Планируемые результаты
Предметные результаты:
- Знает основные компоненты дрона (рамка, двигатель, пропеллеры, контроллер,
аккумулятор, датчики), объясняет их назначение и взаимодействие; способен подготовить к
запуску учебную модель БПЛА.
- Демонстрирует навыки управления дроном: выполняет взлёт, стабилизацию, перемещение
по заданной траектории и посадку; соблюдает технику безопасности и инструкции по
эксплуатации.
- Составляет простое полётное задание (маршрут с контрольными точками), загружает его в
систему автопилота, объясняет основы работы с GPS и картографическими сервисами.
- Освоение основ программирования полётных контроллеров и работы с симуляторами.
Метапредметные результаты:
- Умение планировать и реализовывать проектную задачу.
- Умеют эффективно взаимодействовать в команде, принимать совместные решения при
выполнении проектных и практических заданий, берут на себя ответственность за общий
результат.
-Развитие логического и алгоритмического мышления.
Личностные результаты:
- Проявляют интерес к вкладу технических профессий в развитие страны, знают примеры
применения БПЛА в условиях чрезвычайных ситуаций, для обороны и обеспечения безопасности.
- Обучающиеся демонстрируют организованность и сдержанность в нестандартных
ситуациях, способны оперативно принять решение, действовать по инструкции.

№
1.
2.
3.

4.
5.

6.
7.

Наименование разделов,
блоков, тем
Введение. Техника
безопасности.
Введение в историю. Типы и
виды БПЛА.
Устройство и конструкция
БПЛА, сборка учебного дрона
Основы аэродинамики и
принцип полёта
Подъёмная сила, центровка,
устойчивость, влияние ветра,
масса и тяга, расчёт базовой
конструкции.
Принципы управления и
строение мультикоптера
Пилотирование

1.4. Учебный план.
Количество часов
всего

теория

2

2

2

2

4

2

4

4

6

4

практика

Беседа
2

Дискуссия,
практическая
работа
Беседа

4

2

Беседа, срез
знаний

2

2

Беседа, опрос

36

Сценарии полётов и
тренировки на трассе
9. Соревнования
10. Программирование

16
20
28

4
8

16
20

11. Аэрофотосъемка

12

4

8

12. Фестиваль «ТехноФест»
ИТОГО

2
136

35

2
101

8.

Форма
аттестации/
контроля
Устный опрос

16

Практическая
работа
Практическая
работа
Соревнования
Практическая
работа, срез
знаний
Беседа,
анализ работ,
практическая
работа
Соревнования

1.5. Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение. Техника безопасности.
Теория: Знакомство с программой, целями и ожидаемыми результатами обучения.
Основные правила поведения в классе и на открытых площадках. Инструктаж по технике
безопасности при работе с электроинструментами, пайкой, аккумуляторами, винтами и при
полетах. Обязательная проверка знаний правил техники безопасности (в форме викторины или
устного опроса).
Раздел 2. История и типы БПЛА.
Теория: История развития беспилотной авиации: от военных разработок до гражданских
применений. Классификация БПЛА: По конструкции (мультикоптеры, самолёты, гибриды). По
размерам, массе и назначению. Примеры использования БПЛА в различных сферах: спасательные
операции, съёмка, аграрный сектор, доставка, охрана.
Раздел 3. Устройство и сборка БПЛА.
Теория: Основные элементы конструкции БПЛА: рама, моторы, пропеллеры, ESC,
аккумулятор, контроллер полёта, GPS и др. Последовательность сборки учебного дрона.
Практика: сборка индивидуального дрона под руководством педагога. Проверка на
работоспособность (первичная настройка).
Раздел 4. Основы аэродинамики.

Теория: Введение в аэродинамику: движение воздуха, давление, сила сопротивления. Как
летает дрон: роль каждого пропеллера, балансировка. Влияние формы и размеров конструкции на
поведение в воздухе.
Раздел 5. Подъемная сила, центровка и расчеты, масса и тяга, расчёт базовой конструкции.
Теория: Изучение понятия подъёмной силы и её генерации. Изучение ветрового
воздействия. Центровка и устойчивость в полёте — понятия для безопасного управления. Масса,
тяга, соотношение веса и мощности. Воздействие внешних факторов (ветер, дождь).
Практика: Примеры расчёта базовой конструкции (с учётом пропеллеров, моторов и
аккумулятора). Расчеты конструкции.
Раздел 6. Принципы управления и строение мультикоптера.
Теория: Основы работы контроллера полёта. Каналы управления: тяга, тангаж, крен,
рыскание. Работа гироскопа, акселерометра, барометра, GPS. Настройка и калибровка аппаратуры.
Раздел 7. Пилотирование.
Теория: Знакомство с пультами управления. Ошибки новичков и методы их устранения.
Знакомство с симулятором.
Практика: Отработка навыков полета: взлет, посадка, зависание, управление,
перемещение, точная посадка, восьмерка, коробочка, змейка, движение по оси, облет по кругу.
Работа с симулятором.
Радел 8. Сценарии полётов и тренировки на трассе
Практика: Изучение и отработка маршрутов по заданному сценарию, препятствий, контроль
времени. Прохождение трассы.
Раздел 9. Соревнования.
Теория: изучение правил, судейства.
Практика: участие в заездах, анализ полетов.
Раздел 10. Программирование.
Теория: изучение основ программирования с помощью программы «ПиктоМир», «TRIK
Studio». Изучение интерфейса программ.
Практика: создание собственных программ.
Раздел 11. Аэрофотосъемка.
Теория: Изучение принципов съемки, обзор камер. Основы фото- и видеосъёмки с воздуха.
Крепление камеры, настройка углов обзора.
Практика: Панорамы, высотные кадры, съёмка объектов. Обработка отснятого материала.
Раздел 12. Фестиваль «ТехноФест».
Практика: Участие в соревнованиях.
2. Комплекс организационно - педагогические условия
№
п/п

2.1 Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного
процесса

1

Количество учебных недель

34

2

Количество учебных дней

68

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов

136

5

Недель в I полугодии

17

6

Недель во II полугодии

17

7

Начало занятий

8

Каникулы

8 сентября
31 декабря – 7 января

9

10

Выходные дни

3-4 ноября 2025, 23 февраля
2026,
9 марта 2026, 4-5 мая, 11 мая
2026.
19 мая 2026 года

Окончание учебного года

2.2. Учебно-тематическое планирование
№ Дата
проведе
п/ ния
п учебног
о
занятия
1 09.09.25

Тема занятия

2

11.09.25

Введение в
историю. Типы
и виды БПЛА.

3

16.09.25

Устройство
БПЛА
Сборка
учебного
БПЛА
Введение в
аэродинамику.

18.09.25

23.09.25

Знакомство с
БПЛА.

Врем
я
прове
дения
занят
ия
15:0016:30

Ко Место
лпроведе
во ния
час
ов

Форма
занятия

2

Каб.
219

Лекция

15:0016:30

2

Каб. 219

Лекция

15:0016:30
15:0016:30

2

Каб.
219
Каб. 219

Беседа

Каб.
219

Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие

2

15:00- 2
16:30

Практическо
е занятие

Форма
контроля

Виды и
формы
воспитател
ьной
деятельнос
ти
Устный
Профилакт
опрос по ика БДД.
ТБ.
(Памятки
на
информаци
онной
доске)
Викторин Правила
а
уважитель
ного
общения
Тест
Практиче
ское
задание
Опрос

Влияние
15:00- 2
формы и
16:30
размера
конструкции на
поведение
дрона в
воздухе.
Подъемная
15:00- 2
сила и ее
16:30
генерация.

Каб. 219

Каб.
219

Практикум

Практиче
ское
задание

02.10.25

Центровка и
устойчивость.

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Лекцияпрактикум

Опрос

07.10.25

Расчет базовой

15:00- 2

Каб.

Практикум

Решение

25.09.25

30.09.25

Решение
задач по
аэродина
мике.

Оформлен
ие
информаци
онной
доски ко
Дню
пожилого
человека
Тематическ
ая беседа в
рамках Дня
учителя

конструкции.
Принципы
управления
БПЛА.
Строение
мультикоптера.
Виртуальный
симулятор

16:30
15:00- 2
16:30

219
Каб. 219

15:00- 2
16:30
15:00- 2
16:30

Каб.
219
Каб. 219

Практическа
я работа
Теория/Прак
тическая
работа

Виртуальный
симулятор
Виртуальный
симулятор
Виртуальный
симулятор

15:00- 2
16:30
15:00- 2
16:30
15:00- 2
16:30

Каб.
219
Каб. 219

Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа

30.10.25

Учебные
полеты

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

04.11.25

Отработка
взлета

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

06.11.25

Посадка

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

11.11.25

Зависание на
заданной
высоте
Перемещение
«вперед-назад»

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

18.11.25

Перемещение
«влево-вправо»

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

20.11.25

Точная посадка
на удалённую
точку

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

25.11.25

Движение по
восьмерке

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

09.10.25

14.10.25
16.10.25

21.10.25
23.10.25
28.10.25

13.11.25

Каб. 219

Занятиепрактикум

задач
Наблюде
ние

Оформлен
ие стенда
ко Дню
отца.
Беседа о
профессии
летчика.

Правила
дорожного
движения
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание

Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание

Просмотр
презентаци
ио
празднике
«День
народного
единства».
Полеты с
государств
енной
символико
й.

Оформлен
ие стенда
ко Дню
матери.
Пилотиров
ание букет
для мам из

27.11.25

Движение по
восьмерке

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

Практиче
ское
задание

02.12.25

Коробочка

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

04.12.25

Змейка

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

09.12.25

Облет по кругу

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

11.12.25

Движение по
оси

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание

16.12.25

Движение по
оси

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

Практиче
ское
задание

18.12.25

Полеты слалом

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

Практиче
ское
задание

23.12.25

Полеты слалом

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

Практиче
ское
задание

25.12.25

Полет по
точкам

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

Практиче
ское
задание

13.01.26

Полет по
точкам

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

Практиче
ское
задание

15.01.26

Прохождение
трассы

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

Практиче
ское
задание
Практиче
ское

20.01.26

Прохождение
трассы

летящих
БПЛА
Беседа в
рамках Дня
государств
енного
герба.

Беседа в
рамках Дня
Конституц
ии.
Оформлен
ие стенда и
кабинета к
Новому
году
БПЛА на
службе у
Деда
Мороза
БПЛА на
службе у
Деда
Мороза
БПЛА на
службе у
Деда
Мороза
Квест в
рамках
объединен
ия .
Профилакт
ика БДД в
зимний
период.
Пожарная
безопаснос
ть во время
каникул.

задание
Практиче
ское
задание

22.01.26

Прохождение
трассы

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

27.01.26

Прохождение
трассы

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Практикум

Практиче
ское
задание

29.01.26

Изучение
правил
соревнований
«Дрон
рейсинг»
Прохождение
трассы для
«Дрон
рейсинг»
Прохождение
трассы для
«Дрон
рейсинг»

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Лекция

Опрос

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Занятиепрактикум

Соревнов
ательный
зачет

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Занятиепрактикум

Соревнов
ательный
зачет

10.02.26

Прохождение
трассы для
«Дрон
рейсинг»

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Занятиепрактикум

Соревнов
ательный
зачет

12.02.26

Прохождение
трассы для
«Дрон
рейсинг»
Изучение
правил

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Занятиепрактикум

Соревнов
ательный
зачет

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Лекция

Опрос

03.02.26

05.02.26

17.02.26

Оформлен
ие стенда
ко Дню
полного
освобожде
ния
Ленинград
а.
Просмотр
фрагмента
д/ф о
военных
аэростатах.

Оформлен
ие стенда
ко Дню
российской
науки.
Просмотр
видеоролик
ов о
значимых
достижени
ях. Мини
доклады
детей о
Российских
ученых.
Оформлен
ие стенда к
Всемирном
у Дню
робототехн
ики.
Проведени
е опытов и
эксперимен
тов.
Проведени
е опытов и
эксперимен
тов.

19.02.26

соревнований
«Гонки
дронов»
Прохождение
трассы для
«Гонки
дронов»

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Занятиепрактикум

Соревнов
ательный
зачет

24.02.26

Прохождение
трассы для
«Гонки
дронов»

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Занятиепрактикум

Соревнов
ательный
зачет

26.02.26

Прохождение
трассы для
«Гонки
дронов»
Прохождение
трассы для
«Гонки
дронов»
Изучение
интерфейса
программы
«ПиктоМир»

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Занятиепрактикум

Соревнов
ательный
зачет

15:00- 2
16:30

Холл 2
этажа

Занятиепрактикум

Соревнов
ательный
зачет

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Лекция

Практиче
ское
задание

10.03.26

Создание
программ в
«ПиктоМир»

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Практическо
е занятие

Практиче
ское
задание

12.03.26

Создание
программ в
«ПиктоМир»
Создание
программ в
«ПиктоМир»
Создание
программ в
«ПиктоМир»
Изучение
интерфейса
программы
«TRIK Studio»
Создание
программ в
«TRIK Studio»

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Практическо
е занятие

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Практическо
е занятие

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Практическа
я работа

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Теоретическ
ое занятие

Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Выполне
ние
задания
Устный
опрос

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Практическа
я работа

03.03.26

05.03.26

17.03.26

19.03.26

24.03.26

26.03.26

Выполне
ние
задания

Оформлен
ие стенда
ко Дню
защитника
Отечества.
Просмотр
обр.
фильма и
лётчикахгероях
России.

Оформлен
ие стенда к
Междунар
одному
женскому
дню.
Создание
видеооткрытки
для мам с
художестве
нным
пилотирова
нием.

Профилакт
ика
простудны
х
заболевани

31.03.26

Создание
программ в
«TRIK Studio»

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Практическа
я работа

Выполне
ние
задания

02.04.26

Создание
программ в
«TRIK Studio»
Создание
программ в
«TRIK Studio»
Автономные
программы

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Практическа
я работа

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Практическа
я работа

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Беседа

Выполне
ние
задания
Выполне
ние
задания
Устный
опрос

Автономные
программы
Создание
автономных
программ
Создание
автономных
программ
Изучение
принципов
аэрофотосъемк
и
Основы
видеотрансляц
ии

15:00- 2
16:30
15:00- 2
16:30

Каб. 219

Беседа

Каб. 219

Практическа
я работа

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Практическа
я работа

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Беседа

Устный
опрос

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Беседа

Устный
опрос

30.04.26

Отладка
оборудования
для
видеотрансляц
ии

15:00- 2
16:30

Каб. 219

Практическа
я работа

Практиче
ское
задание

05.05.26

Пилотирование
с
использование
м FPV
оборудования

15:00- 2
16:30

Холл 2
этаж

Практическа
я работа

Практиче
ское
задание

07.05.26

Пилотирование
с
использование
м FPV
оборудования
Пилотирование
с
использование

15:00- 2
16:30

Холл 2
этаж

Практическа
я работа

Практиче
ское
задание

15:00- 2
16:30

Холл 2
этаж

Практическа
я работа

Практиче
ское
задание

07.04.26

09.04.26

14.04.26
16.04.26

21.04.26

23.04.26

28.04.26

12.05.26

йв
весенний
период.
Профилакт
ика БДД в
каникулярн
ый период.

Оформлен
ие стенда
ко Дню
Космонавт
ики.

Викторин
а
Практиче
ское
задание
Презента
ция работ

Оформлен
ие стенда:
День
Победы.
Просмотр
презентаци
ио
военной
авиации
ВОВ.
Фотовыставка
моделей
военной
техники из
лего.
Выставка
моделей.

Выставка
моделей.

14.05.26

м FPV
оборудования
Фестиваль
«ТехноФест»

15:00- 2
16:30

Холл 3
этаж

Соревновани
я

Практиче
ское
задание

Выставка
моделей.

2.3. Условия реализации программы
Набор обучающихся на программу -свободный. Ключевым фактором записи ребёнка на
программу является его внутренняя мотивация и интерес к БПЛА и к инженерной деятельности в
целом.
Группы формируются из обучающихся одной возрастной категории, являющихся
основным составом объединения.
Максимальное количество детей в группе, одновременно находящихся на занятии,
составляет 10 человек. Занятия проводятся на базе «ДЮЦ».
При реализации программы, обучающиеся принимают участие в соревнованиях различных
уровней по БПЛА, привлекаются родители для сопровождения детей.

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Материально-техническое обеспечение
Оборудование
Программируемый квадрокоптер EDU.ARD мини V2
Ресурсный набор для програмируемого квадрокоптера EDU.ARD
мини V2
Образовательный конструктор квадрокоптера EDU.ARD
Учебная летающая робототехническая система (5 дронов EDU.ARD
мини V2)
Программно-аппаратный комплекс Квадросим с ноутбуком
(виртуальный тренажер)
Куб для полетов 3 х 3
Трасса для гонок дронов с автоматической системой фиксации
полётов
Стандартизированная трасса для проведения обучения пилотов по
классу F3U/F9U
Планшеты
Проектор
Доска магнитно-маркерная
Принтер/сканер/копир

Количество /шт.
12
5
3
2
1
1
1
1
10
1
1
1

Кадровое обеспечение
Реализовывать данную программу может педагог, владеющий знаниями, навыками и
методикой преподавания беспилотных технологий и воздушной робототехники, физики,
математики, основ программирования.
Методические материалы
Обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее
реализации – указание тематики формы методических материалов по программе (пособия,
дидактические материалы); краткое описание общей методики работы в соответствии с
направленностью содержания и индивидуальными особенностями обучающихся; описание
используемых методик и технологий, в том числе информационных. Методические материалы
включают в себя описание методов обучения, воспитания, педагогических технологий, форм
занятий, алгоритма занятия.

 Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный
и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
 Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуальногрупповая и групповая;
 Формы организации учебного занятия -практические занятие, мастер-класс, «мозговой
штурм», открытое занятие, представление, презентация.
 Педагогические технологии:
 технология индивидуализации обучения,
 технология группового обучения,
 технология коллективного взаимообучения,
 технология программированного обучения,
 технология дифференцированного обучения,
 технология разноуровневого обучения,
 технология развивающего обучения.
 технология здоровьесбережения.
Дидактические материалы
№ Тема занятия
Форма
п/п
организации
образовательно
го процесса

1

Введение.
Техника
безопасности.

Групповое
занятие,
инструктаж

2

Введение
в Лекция-беседа,
историю. Типы групповое
и виды БПЛА.
обсуждение

3

Устройство и Практическое
конструкция
занятие
БПЛА, сборка
учебного дрона

4

Основы
Комбинирован
аэродинамики и ное занятие
принцип полёта

5

Подъёмная
Практическое
сила,
занятие
центровка,
устойчивость,
влияние ветра,

Используем Дидактическ
ые методы, ие
приёмы,
материалы
технологии

Беседа,
Презентация
демонстраци , памятка по
я,
ТБ, плакаты
инструктаж

Рассказ,
работа
с
иллюстраци
ями, минидискуссия
Показ,
пошаговая
инструкция,
работа
в
парах
Объяснение,
работа
с
моделями,
миниэксперимент
Эксперимен
т, расчётные
задачи,
групповая
работа

Презентация
, карточки с
изображения
ми БПЛА
Схемы,
инструкции
по сборке,
комплектую
щие
Презентация
,
макеты
крыльев/про
пеллеров
Карточки
задачами,
схемы,
таблицы

Педагоги
ческий
инструме
нтарий
оценки и
формы
подведен
ия итогов
Устный
опрос,
практичес
кая
демонстр
ация
правил
Ответы
на
вопросы,
викторин
а
Оценка
собранно
й модели,
наблюден
ие
Тест,
устный
опрос

с Решение
задач,
проверка
расчетов

Техническое
оснащение (в
т.ч.
информационн
ые ресурсы)

Компьютер,
проектор,
раздаточные
материалы

Компьютер,
проектор,
интернетресурсы
Наборы
для
сборки дрона,
инструмент,
мультимедиа
Проектор,
компьютер,
учебные
модели
Компьютер,
модели дронов,
весы,
вентилятор

6

7

8

9

масса и тяга,
расчёт базовой
конструкции.
Принципы
Лекцияуправления и практикум
строение
мультикоптера

Объяснение,
демонстраци
я, работа с
симуляторо
м
Пилотирование Практическое
Показ,
занятие
на тренировочн
площадке
ые полёты,
отработка
навыков
Сценарии
Практическое
Работа
в
полётов
и занятие
командах,
тренировки на
тренировка
трассе
по
маршрутам
Соревнования
Групповая
Практика,
деятельность,
игровое
состязание
взаимодейст
вие

10

Программирова Практикум
в Объяснение,
ние
компьютерном выполнение
классе
заданий,
работа с ПО

11

Аэрофотосъемк
а

Практическое
занятие

Фестиваль
«ТехноФест»

Проектная
деятельность,
мероприятие

12

Демонстрац
ия,
выполнение
задания,
анализ
Творческая
работа,
презентация

Схемы
пультов,
инструкции,
видео

Вопросы,
работа с
симулято
ром

Пульт
управления,
симулятор,
мультимедиа

Разметка
трассы,
маршрутные
карты

Наблюден Учебные
ие,
дроны, пульты,
фиксация площадка
ошибок

Карты трасс, Оценка
заданиявыполнен
сценарии
ия
маршрута

Учебные
дроны, трасса,
таймер

Регламент,
таблица
результатов

Протокол
соревнова
ний,
оценка
судей
Инструкции, Проверка
примеры
программ,
кода
запуск на
симулято
ре/дроне
Фотоматери Анализ
алы, задания фото,
на съемку
презентац
ия работ

Учебные
дроны, трасса,
секундомер

Выставочны
е материалы,
постеры,
фотоотчеты

Дроны, сцена,
мультимедиа,
фотои
видеотехника

Жюри,
голосован
ие,
портфоли
о

Компьютеры,
ПО
для
дронов,
симуляторы
Учебные
дроны
камерой,
проектор

с
ПК,

2.4. Формы аттестации/контроля образовательных результатов
При реализации программы особое внимание уделяется не столько проверке теоретических
знаний, сколько выявлению у обучающихся умений и способностей применять полученные знания
в практической деятельности.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в различных формах:
 устный опрос, викторина;
 выполнение расчетных заданий;
 работа с симуляторами;
 сборка и настройка учебного дрона;

упражнения по пилотированию.
Промежуточная аттестация- декабрь; тест, задание по программированию.
Формы промежуточной аттестации:

выполнение индивидуальных и групповых заданий по программированию (создание
алгоритмов в средах «ПиктоМир», «TRIK Studio»);
 демонстрация навыков пилотирования на учебной площадке (отработка взлета, посадки,
зависания, полета по траектории, точной посадки, «восьмерка», «змейка», «коробочка»,
«слалом»);
 выполнение практических заданий по аэрофотосъемке и видеотрансляции.
Итоговая аттестация – май; контрольный полет по трассе с элементами (слалом,
движение по точкам, точная посадка); участие в соревнованиях («Дрон-рейсинг», «Гонки
дронов»).


2.5. Оценочные материалы при проведении форм аттестации
Фонд оценочных средств
Оценивание результатов практических заданий условное:
- отличное освоение - успешное освоение воспитанником более 70% содержания образовательной
программы;
- хорошее - успешное освоение воспитанником от 60 до 70% содержания образовательной
программы;
- удовлетворительное - успешное освоение воспитанником от 50 до 60% содержания
образовательной программы;
- слабое – освоение воспитанником менее 50% содержания образовательной программы.
(Приложение №1).
Для оценки предметных результатов используется отдельный инструментарий.
(Приложение №2.)
Промежуточная аттестация
 Тест «Основы конструирования, программирования и пилотирования» (Приложение №4)
2.6. Информационные источники
Нормативные документы
Рабочая программа «Лаборатория БПЛА» составлена в соответствии с нормативноправовыми документами:
1).Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями).
2).Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской федерации" (в редакции 2013 г).
3).Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4).Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р).
5).Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
6).Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.201 №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человек факторов среды
обитания"».
7).Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 №652-н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых".

8).Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам".
9).Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ» (включая разноуровневые).
10).Приказ Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 №467 "Об утверждения целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей".
11).Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018№162-Д "Об утверждении концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года".
12) Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области.
методические
рекомендации
"Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях", 2023 год.
Литература, использованная при составлении программ:
1. https://brlab.ru/scopes/drones/programmiruemyy-kvadrokopter-edu-ard-mini/
2. https://brlab.gitbook.io/edu-ard/
3. https://rmc.dm-centre.ru/wp-content/uploads/2025/05/mr-razrabotka-doop_2025.pdf
4. https://drive.google.com/drive/folders/1gPZYF5C2IXPph4w7evHiHeXrTBaa4DIN
Литература для обучающихся и родителей:
1. Беспилотные летательные аппараты. От устройства до выбора профессии : 10-11-е
классы : учебное пособие / Г. А. Антонов, Л. А. Захаров, О. Д. Калачев и др. – Москва :
Просвещение, 2025. – 222, [2] с. : ил. – (Профильная школа).
2. Робототехника. Управление квадрокоптером: квадрокоптер Tello. Программирование
на языке Python 8-11-е классы : учебное пособие / Д. Г. Копосов. – 4-е изд. стер. – Москва :
Просвещение, 2024. – 127 [1] с. : ил. – (Инжереная и IT-подготовка школьников).
3. Килби Т. Дроны с нуля/ Терри Килби, Белинда Килби 2016. – 192 с.
4. Петин В.А. Arduino и Raspberry Pi в проектах Internet of Things. / Петин В.А.2016. – 14
с.
5. Яценко В.С. Твой первый квадрокоптер: теория и практика. – Издательство:
БХВПетербург, 2017. – 275 с.
Интернет-ресурсы:
1. 3D-печать в дроностроении URL https://habr.com/ru/post/389719/
2. COEX собери свой квадрокоптер URL https://ru.coex.tech/ DJI Go
3. Как использовать брекетинг автоэкспозиции, чтобы получить лучшие аэрофотоснимки
URL
https://coptertime.ru/reviews/sovety/dji-go-4-kak
ispolzovat-breketingavtoekspozitsii-chtobypoluchit-luchshie-aerofotosnimki/
4. TelloFPV для Android URL http://protello.com/new-dji-tello-tellofpv/
5. Выбор
комплектующих
для
съемочного
квадрокоптера
URL
https://www.infoconnector.ru/vybor-komplektuyushchikh-dlya-kvadrokoptera/
6. Как выбрать квадрокоптер: детальная инструкция для начинающих URL
https://geeksus.ru/kak-vybrat/kak-vybrat-kvadrokopter/
7. Обработка Съѐмка данных аэрофотосъемки с БПЛА https://russiandrone.ru/publications/
obrabotka-dannykh-aerofotosemki-s-bpla/
8. с квадрокоптера https://mykvadrocopter.ru/semka-s-kvadrokoptera//
2.7. Воспитательный потенциал программы
Раздел 1. «Особенности организации воспитательного процесса».
Программа ориентирована на развитие интереса детей к инженерно-техническим
технологиям, конструкторской деятельности, на формирование интереса в области БПЛА с целью
наращивания кадрового потенциала.

Воспитательный процесс направлен на формирование и развитие базовых ценностей: семья,
культура, Родина.
Основные направления воспитательной работы:
- воспитание технической творческой активности;
- воспитание семейных ценностей;
- гражданско-патриотическое воспитание.
Для решения воспитательных задач организуются различные мероприятия. Большое
внимание уделяется взаимоотношениям детей и родителей, практикуется их совместная
деятельность.
Раздел 2. Цель и задачи воспитания.
Цель: раскрытие творческого потенциала детей, воспитание гражданско-патриотических,
культурных и семейных ценностей обучающихся.
Задачи:
1. Развивать творческие способности обучающихся через совместную творческую
деятельность педагогов, учащихся и родителей;
2. Воспитывать чувство гордости за отечественные технические достижения и их
разработчиков.
3. Популяризировать семейные ценности через содействие творческой самореализации детей
и их родителей.
Ожидаемые результаты.
1. Воспитание интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, к
достижениям российской и мировой технической мысли; интереса к личностям конструкторов.
2. Понимание значения техники в жизни общества; влияния технических процессов на
природу; ценностей технической безопасности и контроля.
3. Воспитание личностного отношения к проблемам развития своего региона, уважения к
техническим достижениям земляков.
4. Формирование уважительного отношения к культурно-нравственным и традиционным
семейным ценностям.
5. Развитие волевых качеств и дисциплинированности при реализации творческих проектов
и участия в соревновательной деятельности.
Воспитательный потенциал программы разработан на основе «Программы воспитания
«ДЮЦ». Реализация модулей программы происходит по трём основным направлениям в виде
мероприятий с использованием разнообразных педагогических форм.
Направление
деятельности
Воспитание
технической
творческой
активности.

Название мероприятия
«Знаток БПЛА»
«Дрон-рейсинг»
«ТЕХНО-Ёлка»
Открытая
дистанционная
муниципальная
олимпиада
по
робототехнике
и
легоконструированию (В.Салда)

Форма проведения
Интерактивная игра
Соревнования
Квест-игра в рамках технического
сообщества «ДЮЦ».
Олимпиада.

Викторина, конкурс рисунков ко Дню Игра.
Российской науки.

«Гонки-дронов»

Соревнования.

Игра –викторина «Космомир» ко Дню Игра.
космонавтики.
«Техно-Фест»
Воспитание
семейных
ценностей

Соревнования.
Командное соревнование с участием
родителей, посвящённое Дню отца в
России.
Командное соревнование с участием
родителей,
посвящённое
Международному женскому дню.
Мастер-класс для детей и родителей.

«Дрон-рейсинг»

«Дрон-рейсинг»
День открытых дверей.
Родительское
года.

собрание

по

итогам Отчёт
о
результатах
года.
награждение родителей и детей.

Родительский чат.

Фото – видеоотчёты с занятий.

Гражданско- Оформление информационной доски.
патриотическое День знаний. Беседа-пятиминутка.
воспитание
Оформление информационной доски.
День солидарности в борьбе с
терроризмом. Беседа-пятиминутка.
Оформление информационной доски.
День учителя.
День народного единства.

Учебное занятие.

Оформление информационной доски.
День государственного герба в РФ.
Беседа-пятиминутка.
презентация. Оформление
информационной доски. День
Конституции РФ.
Оформление информационной доски.
День защитника Отечества.
Оформление информационной доски.
День воссоединения Крыма с Россией.
Беседа-пятиминутка.
Игра –викторина. День космонавтики.

Учебное занятие.

День Победы. Презентация. Военная
техника: авиация и тяжёлая
артиллерия.

Учебное занятие.

Учебное занятие.
Учебное занятие.
Игра.

Учебное занятие.
Учебное занятие.
Учебное занятие
Игра.

Раздел 3. Виды и формы содержания деятельности.
Практические занятия (пилотирование, подготовка к соревнованиям) способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и
взаимопомощи.
Итоговые мероприятия (соревнования - способствуют закреплению ситуации успеха,
развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность).

Модуль
программы
воспитания
Модуль
«Детское
объединение»

Модуль
«Воспитательная
среда»

Модуль
«Работа с
родителями»

Модуль
«Наставничество»

Модуль
«Профилактика»

Модуль
«Самоопределение»

Формы деятельности
-оформление информационной доски (достижения и победы,
поздравления с праздниками и с днем рождения)
-групповая работа на занятиях /совместные проекты
-оформление рейтинга достижений
Сопутствующие формы деятельности:
-наставничество (дети-детям)
-выставки внутри коллектива работ по программе, фотоработы
-коллективно-творческие дела
-оформление информационной доски (по событию; о великих людях, по
направленности, сменная тематическая выставка.)
-сообщение о событии (краткое сообщение в начале занятия с
использованием презентаций, видеороликов, рисунков)
-учебное занятие, коллективно-творческие дела, традиционные
праздники, совместно с родителями; проектная и исследовательская
деятельность, торжественные ритуалы, , церемонии награждения и т.п.)
-мастер-классы (совместно с родителями и др.)
-поздравления (открытки, видеопоздравления, подарки)
-видеосообщения в соц. сетях
-профессиональное просвещение
Сопутствующие формы деятельности:
-выставки (детские, совместные с родителями)
-задания на дом, сообщение в родительском чате
- посещение выставки
-участие в конкурсных мероприятиях.
-родительские собрания в начале и конце учебного года
- сообщения, фото- видео отчёты с занятий в родительском чате
-выражение благодарности за воспитание детей, помощь в поддержке
образования ребёнка и т.д.
-открытые занятие
-мастер-классы
-совместная творческая, выставочная, проектная, исследовательская
деятельность
-индивидуальная работа (с родителями одарённых детей)
-взаимодействие во время проведения мониторингов, опросов
-сообщения о результатах итоговой аттестации
-участие в соревнованиях;
Формы наставничества:
-ученик-ученик (сильный –слабый);
-ученик-ученик (инклюзия);
-ученик-ученик (специалист – новичок);
-педагог-ученик (одарённые дети);
-использование на занятиях здоровьесберегающих технологий;
-оформление информационной доски по темам профилактики;
- памятки на информационных досках по безопасности дорожного
движения, пожарной безопасности и др. , интернет и телефонной
безопасности.
-работа с одарёнными детьми;
-сопровождение в развитии способностей, одарённости, творческого
потенциала (участие в конкурсах, соревнованиях)
-профессиональное просвещение (беседы о профессии по направленности

Медиа сообщество

программы, знакомство с жизнью великих людей);
-участие в сезонных школах для мотивированных школьников;
-участие в профориентационных проектах, научно-практических
конференциях, социальных проектах;
-проведение занятий, мастер-классов учащимися;
-публикация деятельности творческого объединения на странице в ВК и
официальном сайте «ДЮЦ».

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Методы оценки результативности реализации программы в части воспитания:
* педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание сосредотачивается на
проявлении в деятельности детей и в её результатах, определённых в данной программе целевых
ориентиров воспитания, а также на проблемах и трудностях достижения воспитательных задач
программы
Оценка личностных результатов по программе
№ п\п Показатель
Критерий
Методы
Организационно- Терпение, усидчивость
педагогическое
волевые качества Способность переносить (выдерживать) наблюдение
нагрузки в течении определенного времени
Воля. Способность активно побуждать себя педагогическое
к практическим действиям
наблюдение
Самоконтроль. Умение контролировать свои педагогическое
поступки.
наблюдение
Ориентационные Самооценка. Способность оценивать себя педагогическое
качества
адекватно реальным достижениям.
наблюдение
Интерес к занятиям. Осознанное участие в педагогическое
освоении образовательной программы
наблюдение
Поведенческие Конфликтность.
Способность
занять педагогическое
качества
определенную позицию в конфликтной наблюдение; отзывы.
ситуации
Тип сотрудничества. Умение воспринимать педагогическое
общие дела как собственные
наблюдение; отзывы.
ЦенностноСформированность
системы
значимых педагогическое
смысловые
социальных и межличностных отношений, наблюдение
установки
ценностно-смысловых
установок,
отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности:
формирование
основ
российской
гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю
России,
-становление
гуманистических
и
демократических ценностных ориентаций;
развитие
доброжелательности
и педагогическое
эмоционально-нравственной
отзывчивости, наблюдение, отзывы.
понимания и сопереживания чувствам других
людей;

2.8. Приложения
Приложение №1
Характеристика оценочных материалов
Планируемы
е результаты

Личнос
тные
результ
аты

Организационн
о-волевые
качества

Критерии оценивания

Терпение, усидчивость
Способность переносить
(выдерживать) нагрузки в
течении определенного времени

Виды
контроля
/
промежу
точной
аттестац
ии

Диагно
стический
инструме
нтарий
(формы,
методы,
диагности
ки)

Карта
наблюдения

Карта
наблюдения

Карта
наблюдения

Карта
наблюдения

Карта
наблюдения

Карта
наблюдения

Карта
наблюдения

Карта
наблюдения

Воля. Способность активно
побуждать себя к практическим
действиям
Самоконтроль. Умение
контролировать свои поступки
Ориентационн
ые качества

Самооценка. Способность
оценивать себя адекватно
реальным достижениям.
Интерес к занятиям.
Осознанное участие в освоении
образовательной программы

Поведенческие
качества

Конфликтность. Способность
занять определенную позицию в
конфликтной ситуации
Тип сотрудничества. Умение
воспринимать общие дела как
собственные

Ценностносмысловые
установки

Сформированность системы
значимых социальных и
межличностных отношений,
ценностно-смысловых
установок, отражающих
личностные и гражданские
позиции в деятельности:
- формирование основ
российской гражданской
идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский

народ и историю России,
-становление
гуманистических и
демократических ценностных
ориентаций;
- развитие
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других
людей.
Мета
пред
метн
ые
резул
ьтаты

Общеучебные
умения и навыки

Умение
анализировать,
Карта
синтезировать информацию, а наблюдения
также
оценивать
качеств
полученных знаний, гипотез и
событий.

Карта
наблюдения

Умение осуществлять учебноисследовательскую
деятельность,
проводить
исследования
и
составлять
проекты
Использование
Использование
ИКТ
для
Карта
ИКТ в качестве решения учебных задач.
наблюдения
средств обучения
Формирование новых знаний
с помощью ИКТ

Карта
наблюдения

Сотрудничест
во
и
взаимодействие

Работа в парах и группах ,
Карта
способность обсудить проблему, наблюдения
задание, принять решение и
создать продукт или получить
новое знание.

Карта
наблюдения

Самооценка
планирование

и

Осознание целей, критериев
ее
достижения
и
предполагаемого
результата
учебной деятельности. Умение
планировать,
оценивать
и
корректировать
свою
деятельность

Карта
наблюдения

Карта
наблюдения

Развитие
и
совершенствовани
е
коммуникативных
навыков

Умение выступать перед
аудиторией, вести полемику
выносить
собственное
суждение, аргументировать и
защищать его с помощью
разнообразных форм и методов
коммуникации –презентации,
подкаст, письменного текста.
Умение
представлять
аргументированное сообщение

Карта
наблюдения

Карта
наблюдения

(коммуникация, при которой
защищается и обсуждается ряд
идей).
Умение
создавать
коммуникацию
комбинированного
характера
(блог, звук, текст).
Предме
тные
результ
аты

Теоретические
Соответствие теоретически х
знания
(по
знаний ребенка программным
основным
требованиям
разделам учебнотематического
плана программы)

Тестирова
ние

Владение
специальной
терминологией

Тестирова
ние

Осмысленность
и правильность
использования специальной
терминологии

Практические
Соответствие практических
умения и навыки, умений и навыков программным
предусмотренные требованиям
программой (по
основным
разделам учебнотематического
плана программы)

Практиче
ская работа

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Практиче
ская работа

Приложение № 2
Инструментарий для оценивания ПРЕДМЕТНЫХ планируемых результатов освоения
дополнительной образовательной общеразвивающей программы
Показатели (оцениваемые
Критерии
Степень выраженности
параметры)
оцениваемого качества
Теоретические знания (по основным
разделам
учебно-тематическогоплана
программы)
 соблюдает правила техники
безопасности при работе с
БПЛА и оборудованием;
 объясняет возможные опасные
ситуации и способы их
предотвращения.

Соответствие
теоретически х
знаний
ребенка
программным
требованиям

-низкий уровень (ребёнок овладел
менее чем 1/2 объема знаний,
предусмотренных программой);
-средний уровень
(объем усвоенных
знаний составляет более 1/2);
-высокий уровень
(ребенок освоил практически весь
объем знаний, предусмотренных
Программой за конкретный период);

называет основные этапы
развития БПЛА;
 различает
виды
беспилотников по назначению
и конструкции;
 приводит
примеры
использования
БПЛА
в
различных
сферах
деятельности.
 называет основные элементы
конструкции дрона и их
назначение;
 объясняет принцип работы
основных модулей;
 объясняет
действие
подъемной силы и силы
тяжести;
 показывает на модели, как
изменяются силы при полёте;
 объясняет влияние центровки
на устойчивость полёта;
 демонстрирует влияние массы
и ветра на поведение дрона;
 называет каналы управления
(газ, рыскание, крен, тангаж);
 описывает
назначение
контроллера, гироскопа и
датчиков;
 объясняет
различие
схем
мультикоптеров
(квадро-,
гекса-, октокоптер).
 анализирует
ошибки
и
корректирует управление;
 разрабатывает
автономный
маршрут полета.
 анализирует
полученные
материалы (фото/видео).
Владение
специальной
Осмысленнос
терминологией
ть
и
 называет каналы управления правильность
(газ, рыскание, крен, тангаж); использования
 БПЛА
специальной
 Дрон
терминологии
 Мультикоптер
 FPV (First Person View)
 Пульт управления
 Наземная станция управления


минимальный уровень (ребенок, как
правило,
избегает
употреблять
специальные термины);
средний уровень (ребенок сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой);
максимальный уровень (специальные
термины
употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием).

Практические умения и
навыки,
предусмотренные
программой (по основным разделам
учебно-тематического плана
программы)
выполняет
фотои
видеосъемку
с
использованием дрона;
 создает
простейшие
алгоритмы управления дроном
в среде «ПиктоМир»;
 пишет
программы
с
использованием циклов и
условий в «TRIK Studio»;
 демонстрирует умение летать
в ограниченном пространстве.
 выполняет полет по трассе на
время
с
сохранением
точности;
 выполняет
основные
элементы управления (взлет,
зависание, посадка);
 удерживает дрон в заданной
точке пространства;
 выполняет перемещения по
осям «вперёд–назад», «влево–
вправо».
 выполняет
полёты
по
заданным
маршрутам
(«коробочка»,
«змейка»,
«восьмёрка»)
 выполняет расчёт простейших
параметров
базовой
конструкции.
Владение
специальным
оборудованием и оснащением








выполняет сборку простейшей
учебной модели дрона по
инструкции.
настраивает и применяет FPVоборудование
для
пилотирования;

Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем
1/2предусмотренных
умений
и
навыков);
средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет более 1/2);
максимальный уровень
(ребенок овладел практически всеми
умениями
и
навыками,
предусмотреннымы программой за
конкретный период)

-минимальный уровень
Умений
(ребёнок
испытывает
серьёзные затруднения при работе
с
оборудованием);
средний уровень
(работает с
Оборудованием
с
помощью
педагога);
-максимальный уровень(работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей);
Приложение № 4

1.

Промежуточная аттестация
«Основы конструирования, программирования и пилотирования»
Что такое Квадрокоптер?

1. это беспилотный летательный аппарат
2. обычно управляется пультом дистанционного управления с земли
3. имеет один мотор с двумя пропеллерами
4. имеет четыре мотора (или меньше) с четырьмя пропеллерами
2. В Российском законодательстве установлена максимальная
квадрокоптера не требующее специального разрешения на полеты:

масса

1) до 250 грамм 2) до 500 грамм
3) до 1000 грамм 4)
3. На картинке представлен квадрокоптер и схематично показано направление
вращения винтов.
Укажи верное направление движения
«вперед» квадрокоптера:
1) 1 2) 2 3) 3

4. Что такое электронный регулятор оборотов?
1. устройство для управления оборотами электродвигателя, применяемое на
радиоуправляемых моделях с электрической силовой установкой
устройство для управления оборотов резиномоторного двигателя
устройство для управления оборотами сервомашинки
5. Kv-rating показывает:
1. сколько оборотов совершит двигатель за одну минуту (RPM) при
определенном напряжении
емкость батареи питания квадрокоптера
скорость движения квадрокоптера по прямой
6. Расшифруй надпись: Turnigy Multistar 5130-350
1. это двигатель с высотой 51мм, диаметром статора 30 мм и KV 350
это двигатель с диаметром статора 51 мм, высотой 30 мм и KV 350
это двигатель с диаметром ротора 51 мм, высотой 30 мм и KV 350
7. Расшифруй надпись: Scorpion M-2205-2350KV
1. это двигатель с диаметром статора22 мм, высотой 5 мм и KV 2350
это двигатель с диаметром ротора 22 мм, высотой 5 мм и KV 2350
это двигатель с высотой 22мм, диаметром статора 5 мм и KV 2350
8. Чем лучше использование бесколлекторного двигателя?
1. лучшее соотношение масса/мощность, лучшее КПД
легче 3) компактнее

4) меньше греются 5) практически не создают помех
9. Параметр указывающий, на сколько поднялся бы пропеллер за один оборот
вокруг своей оси с данным наклоном лопасти, если бы он двигался в плотном веществе,
называется:
1) Scrutch 2) Pitch 3) Patch
10. Расшифруй цифровое обозначение пропеллера размером 10х4,5:
1. Первая цифра в маркировке обозначает шаг винта в дюймах, а вторая – диаметр
винта
Первая цифра в маркировке обозначает диаметр винта в дюймах, а вторая – диаметр
отверстия под ось мотора
Первая цифра в маркировке обозначает диаметр винта в дюймах, а вторая – шаг винта
11. Посмотри на рисунок и укажи, каким словом отмечен тангаж:
1)
2)Pitch 3) Yaw

Roll

12. Посмотри на рисунок и укажи, каким словом отмечен крен:
1) Roll 2) Pitch 3) Yaw
13.

Посмотри на рисунок и укажи, каким словом обозначается рыскание:

1) Roll 2) Pitch 3) Yaw
14.

Как расшифровывается аббревиатура FPV?

1) носимая камера 2) полеты без управления 3) вид от первого лица
15.

Полётный контроллер – это:

1) электронное устройство, управляющее положением камеры для записи видео
1.

электронное устройство, управляющее полётом летательного аппарата.

электронное устройство для связи через спутник
16.
Что такое процедуры ARM и DISARM? Как они
выполняются? ARM – это _
DISARM - это
17.

_

Что делать если квадрокоптер ударился о землю и потерял управление?

1)
2)
3)
4)
5)
18.

Что обязательно нужно проверить ПЕРЕД вылетом?

Затянутость гаек пропеллеров и отсутствие болтающихся проводов
Заряд аккумуляторов и правильность установки пропеллеров
Крепление и целостность защит пропеллеров
19.

Что НЕЛЬЗЯ делать во время полета?

Стоять сбоку от зоны полётов
Двигать стиками в крайние положения
Медленно летать
Летать выше собственного роста
20.

Что делать сразу после приземления?

Сфотографировать на телефон
Выключить пульт
Подойти к коптеру и отключить его LiPo аккумулятор
Disarm и проверить газ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».