УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА: НОРМЫ И ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ

Нормативно-правовые
документы
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями
здоровья
•Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской
Федерации»;
•Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам // приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;
•Концепция развития дополнительного образования детей // распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;
•Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи" /санпин 2.4.2.3648-20// постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №
28;
•Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей // письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № вк-641/09 от 26.03.2016
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской
Федерации»
Глава 1
•п.16 ст. 2 - понятие «ограниченные возможности здоровья»
•п.23 ст. 2 - понятие «индивидуальный план»
•п.28 ст. 2 - понятие «адаптированная программа»
ФЗ -273
согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 закона - федеральными государственными органами, органами
власти РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для:
• получения без дискриминации качественного образования, в том числе гражданами с
ОВЗ и инвалидами,
• коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
• оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и
условий.
Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 n 1726-р «Об утверждении
концепции развития дополнительного образования детей»
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими
видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
•свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие
человека;
•вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
•доступность глобального знания и информации для каждого;
•адаптивность к возникающим изменениям.
Расширение
спектра
дополнительных
общеобразовательных
программ
предполагает:
•ресурсную и нормативную поддержку обновления содержания дополнительных
общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения
квалификации педагогов;
•разработку
и
реализацию
модели
разноуровневых
дополнительных
предпрофессиональных программ;
•разработку и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых
образовательных потребностей;
•увеличение предложения, нормативную регламентацию, методическую и кадровую
поддержку программ дополнительного образования, реализуемых в каникулярный
период;

•расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив
дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего
образования (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий,
летних профильных школ (смен).
Модернизация
инфраструктуры
дополнительного
образования
детей
предусматривает:
•внедрение современных условий реализации специальных адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
п.19
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют
образовательный процесс по дополнительным образовательным программам с учетом
особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать
специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение
дополнительных общеобразовательных программ указанным категориям обучающихся
в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Специальные условия
1.использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания;
2.использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов;
3.использование специальных технических средств обучения;
4.предоставление услуг ассистента (помощника);
5.обеспечение доступа в здание ОО;
6.другие условия, без которых невозможно усвоение программы.
Сроки обучения
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и
дополнительным предпрофессиональным программам для обучающихся с ОВЗ, детейинвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей
психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии.
Условия для обучающихся с нарушением зрения:
•адаптация официальных сайтов организаций с учетом особых потребностей инвалидов
по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и
веб-сервисов (wcag);
•размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими,
местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной
информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным
(высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом
или жёлтом фоне) и продублирована шрифтом брайля);
•присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
•обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный
шрифт или аудиофайлы);
•обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собакуповодыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность,
располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого
учащегося;
Условия для учащихся с нарушением слуха:
•дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы,
их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
•обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

Условия для учащихся с нарушением ОДА:
•материально-технические
условия
должны
обеспечивать
возможность
беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и
другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а
также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней,
расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до
высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
п.21
Численный состав обучающихся может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов,
инвалидов.
Численный состав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или)
детей-инвалидов, инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
п.22
Содержание дополнительного образования детей в условиях организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
и инвалидов определяется адаптированной образовательной программой.
п. 23
При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимися с
ограниченными
возможностями
здоровья,
детей-инвалидов
и
инвалидов
предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная
литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организациями, обеспечивающими
образовательную деятельность обеспечивается предоставление учебных, лекционных
материалов в электронном виде.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».