Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Принято на заседании Педагогического совета «ДЮЦ» Протокол № 4 от 28.05.2024 Утверждено приказом директора «ДЮЦ» № 29/1 от 28.05.2024 _____________Е.П. Чукавина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Путешествие по сказкам» Целевая группа: 7-11 лет Срок реализации: 1 года Авторы - составители: Танкиевская Марина Евгеньевна – педагог дополнительного образования, Романова Екатерина Александровна – педагог дополнительного образования г. Верхняя Салда Вид программы Паспорт программы Дополнительная общеобразовательная программа Название программы «Путешествие по сказкам» Аннотация программы Программа «Путешествие по сказкам» предлагает к освоению многообразные технологии работы с бумагой и нетрадиционные техники рисования. Это позволит выполнять изделия не только по образцу, но и создавать работы по своему замыслу. Постепенно у детей развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, развивается логическое, проектное мышление. Занятия по программе способствуют приобщению к искусству, познанию культуры своей страны, приобретению практических навыков художественного творчества. Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение. Занятия по программе помогут младшему школьнику активно развить творческое воображение, фантазию, умение анализировать, запоминать, научиться понимать прекрасное. Будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, иллюстрирование сказок пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Очная, с использованием дистанционных технологий и электронных форм обучения. Индивидуально-групповая. Актуальность программы Форма обучения По содержательной направленности Принцип составления Сроки реализации программы Возрастная категория контингента, Особенности контингента Форма организации деятельности общеразвивающая Художественная. Составительская. Долгосрочная Количество учебных часов 1 г.об. – 36 ч. Занятия 1 раз в неделю по 1 академическому часу. 7-11 лет. Без ограничений. Творческое объединение. Охват обучающихся Фронтальные, индивидуальные и групповые занятия. Характер познавательной Репродуктивный, алгоритмический, творческий. 2 активности Уровень усвоения программы Стартовый уровень Базовый уровень Приоритет педагогических задач Обучающие, развивающие. Цель программы Формирование навыков и умений для создания собственных изделий при работе с бумагой. Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий по иллюстрированию сказок, приобщение к достижениям отечественной культуры. Обучающие: - Познакомить с инновационными техниками декоративно прикладного творчества. - Научить детей владеть различными техниками работы с бумагой при помощи инструментов необходимых в работе. - Обучить правилам техники безопасности при работе с инструментами и материалами. Развивающие: - Развивать конструкторских и творческих способностей личности. - Формирование интереса и увлеченности, обучающихся к декоративно-прикладному творчеству. - Развитие мотивации у обучающихся к поиску нестандартных решений поставленной задачи. - Развивать мелкую моторику рук, внимание, память. Воспитательные: - Формирование чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи. - Формирование чувства уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих. - Формирование трудолюбия и волевых качеств: терпению, ответственности и усидчивости. - Приучать к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем столе. - У младших школьников будут сформированы представления о народных промыслах и разных техниках работы с бумагой. - Обучающиеся получат возможность проявить свои творческие умения, участвуя в выставках, конкурсах. - Дети научатся основным технологическим приемам, применяемым при оформлении изделий из бумаги. - У обучающихся сформируется уважительное отношение к родной природе и народным традициям. Задачи программы Планируемые результаты освоения программы 3 - Сформируются навыки взаимодействия в коллективе. ФИО педагога, квалификация педагога Танкиевская Марина Евгеньевна- педагог дополнительного образования Романова Екатерина Александровна – педагог дополнительного образования Наименование учреждения, в котором реализуется программа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр». 4 Оглавление № Наименование разделов Стр. 1 Комплекс основные характеристик образования 1.1 Пояснительная записка 6 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы 10 1.3 Планируемые результаты освоения программы 12 1.4 Содержание образовательной программы. 14 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график 19 2.2 Условия реализации образовательной программы 20 2.3 Формы аттестации/контроля 23 2.4. Оценочные материалы 23 2.5 Информационные источники 25 1. Комплекс основных характеристик образования 1 .1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие по сказкам» имеет художественную направленность. Программа предназначена для детей 5 младшего школьного возраста. Занятия по программе способствуют приобщению к искусству, познанию культуры своей страны, приобретению практических навыков изобразительного творчества. В ходе освоения программы дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, приобретают практические навыки изобразительного творчества и работы с бумагой. Программа имеет художественную направленность, т.к. ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, творческих способностей в создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры и знакомит с технологией изготовления изделий из бумаги, передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции, развивают цветовое восприятие, но с учетом специфики литературного материала. Дети знакомятся с искусством иллюстрации и творчеством выдающихся художников-иллюстраторов, работами великих русских художников в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, народными промыслами и декоративно-прикладным искусством, искусством мультипликации. Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области 6 от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.04.2022 № 392-Д «О проведении независимой оценки качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.08.2023 № 932-Д «О внесении изменений в регламент проведения независимой оценки качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.04.2022 № 392-Д». 14. Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 371-ПП «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории Свердловской области по направлению деятельности «Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)». 15. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года, утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2015 г. № 151ОЗ. 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». 17. Устав «ДЮЦ», утверждённый приказом начальника Управления образования №235 от 07.09.2015. 18. Программа воспитания «ДЮЦ» на 2021-2026 годы. Программа разработана в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями: Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях Свердловской области. / Методические рекомендации. – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», РМЦ, 2022. – 36 с. Составитель: Н.Э. Климова, старший методист РМЦ. Актуальность Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение. Занятия по Программе помогут младшему школьнику активно развить творческое воображение, фантазию, умение анализировать, запоминать, научиться понимать прекрасное. Будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, иллюстрирование сказок пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Отличительные особенности: 1. Интеграция с другими образовательными областями и видами искусства («Чтение художественной литературы», «Книжная графика», «Мультипликация»). 2. Использование нестандартных техник и игровых моментов, включающие приемы комбинирования различных материалов и способов изображения. 3. Доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой 7 психического развития). 4. Обучающимся предоставляется возможность самим выбирать формат листа бумаги, материалы и техники изображения. Программа является модифицированной, построена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Рисуем сказку» Г.В. Козловской, Санкт-Петербург, 2015 г. Педагогическая целесообразность Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитии активного интереса к изобразительному искусству и творческих способностей ребенка. Создание сказочных иллюстраций способствует самовыражению ребенка, он пробует свои силы и совершенствует свои способности, такие занятия доставляют ему удовольствие и обогащают его представление о мире, обогащают его активный словарь. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: 1. от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; 2. от применения наиболее простых видов техники изображения к более сложным; 3. от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; 4. от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов; В основу творческой работы заложены следующие принципы: 1. принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей); 2. принцип научности (детям даются знания о форме, цвете, композиции); 3. принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); 4. принцип этапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий); 5. принцип динамичности (от самого простого до сложного); 6. принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала); 7. принцип выбора (решение по теме, материалов и способов); 8. принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, педагогомруководителем). Данная Программа создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам. Умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Адресат программы Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся на базе образовательного учреждения «ДЮЦ». В объединение принимаются все желающие дети от 7 до 11 лет. Результаты заносятся в таблицу. Наполняемость групп соответствует санитарно-гигиеническим требованиями нормативным документам в сфере дополнительного образования детей. Режим занятий: Учебные занятия проходят 1 раз в неделю, и составляют: (36 учебных недель). Один академический час – 45 минут. Объем учебного времени: Освоение программы определяется содержанием программы рассчитанной на 1 учебный год и составляют 36 часов. Срок освоения: 8 1 год обучения – 36 часов. Уровень: стартовый/ базовый Особенности организации образовательного процесса, Программа предусматривает два уровня сложности: стартовый и базовый. Стартовый уровень предполагает обеспечение обучающихся общедоступными универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, приобретение начальных знаний в области ДПИ, народного творчества, элементарных умений и навыков работы с глиной и бумагой. Базовый уровень предполагает более глубокое изучение разных приемов лепки керамических изделий в современном стиле, усложнение предлагаемых заданий, расширение спектра умений и навыков работы с бумагой и глиной, создание условий для дальнейшего творческого самоопределения. Программа предусматривает применение различных форм диагностики и контроля, направленных на выявление мотивации, готовности, способностей, возможностей учащихся к освоению определенного уровня сложности программы. В программе обеспечен доступ каждого учащегося ко всем имеющимся уровням сложности программного материала. Каждый уровень программы может быть освоен отдельно. Учащийся может начать обучение с любого уровня программы, перейти на следующий уровень по результатам промежуточной диагностики или контрольных процедур. Программа предусматривает возможность для учащихся овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме с учетом их возможностей и мотиваций. Особенно это касается детей, проявивших выдающиеся способности. Начиная с базового уровня, учащийся может выбрать вариативный блок программы. При введении ограничительных мер на основании приказа начальника управления образования материал предоставляется с использованием дистанционных технологий. При реализации блока дистанционных технологий используется ноутбук, интернет и образовательные платформы. Перечень форм обучения. Очная, с использованием дистанционных технологий и электронных форм обучения. Фронтальная, групповая, индивидуальная. Перечень видов занятий: беседа, выставка, игра, мастер-класс, практическое занятие, презентация, викторина творческая мастерская, защита проектов. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: творческая работа, конкурсы, анкетирование. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: обучение детей основам изобразительной грамоты и формирование навыков и умений создания собственных изделий при работе с бумагой. Задачи: Обучающие: - познакомить с инновационными техниками декоративно - прикладного творчества. - научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе. - обучить правилам техники безопасности при работе с инструментами и материалами. Развивающие: - развивать пространственные представления, конструкторские, творческие способности личности. 9 - способствовать развитию творческих способностей каждого ребенка. - формирование навыков планирования своей деятельности. - развитие познавательного интереса, участие в проектной деятельности. Воспитательные: - формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России; - формирование навыков делового сотрудничества и командного взаимодействия; - формирование потребности в творческом росте, саморазвитии, самоутверждении. Модуль «Рисуем сказку» 1 год обучения Цель программы: развитие творческих способностей учащихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие их личности через иллюстрирование сказок в нетрадиционных техниках рисования Задачи: Обучающие: - научить по нимать и анализировать литературное произведение в процессе иллюстрирования сказки; - обучать создавать яркие и выразительные образы героев произведения; дать представление о жанре иллюстрации, о специфике книжной графики, о работе художников-иллюстраторов, дать представления о произведениях великих русских художников на сказочные темы; - дать представление о русской архитектуре, предметах декоративно-прикладного искусства, русском народном костюме, способствовать освоению языка народного искусства, дать представления о произведениях великих русских художников в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, отражающих жизнь народа; - обучать передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции, характер линий, цветовые отношения, ритм, контраст; - обучать приемам построения общей композиции рисунка, научить располагать предметы изображения на плоскости листа; - формировать умения и навыки в работе с художественными материалами, знакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов. - обучать определять последовательность работы по иллюстрированию сказок, умению рассказать о своем замысле; - обучать изображать характерные детали быта, костюмов, архитектуры, обучать изображать русскую природу в разные времена года и передавать настроение при изображении русской природы; формировать и закреплять связи, возникающие между словесным и зрительным образом; дать представление о значении старинных русских слов, названиях старинных предметов. Развивающие: - способствовать развитию восприятия детьми книжных иллюстраций; - способствовать развитию стремления выражать в рисунке свои эстетические впечатления; - способствовать развитию умственной и эмоциональной активности, фантазии, творчества; - развивать стремление экспериментировать с различными материалами и техниками. Воспитательные: 10 - формировать обычные учебные умения и навыки (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, располагать лист бумаги); - формировать любовь к книге и изобразительному искусству; - формировать творческую активность, художественный вкус; - формировать положительное отношение младших школьников к культуре и традициям своего народа; - формировать потребность в творческой деятельности; - удовлетворить потребность участия в социально-значимой деятельности (участие в выставках, конкурсах, оформлении школьных мероприятий); - формировать уверенность в своих силах. Для реализации программы используются несколько форм занятий: 1. Ознакомительное занятие - педагог знакомит детей с новой темой, теоретическим материалом или с новыми методами работы в тех или иных изобразительных техниках. 2. Занятие рисования по схемам - специальное занятие, предоставляющее возможность изучать построение предметов по готовым схемам. 3. Занятие рисования по образцу - специальное занятие, предоставляющее возможность работать по инструкции. 4. Тематическое занятие - создание сюжетной композиции. 5. Занятие - импровизация - создание изображений с использованием нестандартных техник. 6. Видео-занятие - просмотр мультипликационного фильма или презентации средствами ИКТ. Форма организации деятельности обучающихся на занятиях: групповая с большой долей индивидуального подхода. Методы обучения: 1. Вербальные. (Беседы на темы: искусство иллюстрации, специфика книжной графики, произведения выдающихся художников- иллюстраторов И. Билибина, Ю. Васнецова, Т. Мавриной и др.; сказочные темы в произведениях великих русских художников В. Васнецова, Н. Рериха, В. Кандинского, М. Врубеля; рассказы об изображении русской природы, архитектуры, народном костюме, предметах декоративно-прикладного искусства; чтение сказок или отдельных эпизодов; объяснения и устные указания во время практической работы). 2. Наглядные: (демонстрация иллюстративного материала: репродукций, фотографий, схем, лучших работ других учеников по теме, показ приемов работы). 3. Практические:(наблюдения, создание сюжетных композиций, упражнения, зарисовки). 4. И0КТ (просмотр презентаций, мультфильмов). Модуль «Сказочная бумага» 1 год обучения Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению. Задачи: Обучающие: - формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой; - отрабатывать практические навыки работы с инструментами; - осваивать навыки организации и планирования работы; Развивающие: 11 - развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка; - развивать художественный и эстетический вкус; - развивать аналитическое мышление и самоанализ; - развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности; Воспитательные: - формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность; - воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе; - создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися; - прививать культуру труда. 1.3. Планируемые результаты Модуль «Рисуем сказку» 1 год обучения Получат возможность приобрести метапредметные результаты: - знания о том, как передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции, характер линий, цветовые отношения, ритм, контраст; - знания о приемах построения общей композиции рисунка, будут иметь знания о расположении предметов изображения на плоскости листа; - умения и навыки в работе с художественными материалами; - знания о нетрадиционных техниках изображения, их применении, выразительных возможностях, свойствах изобразительных материалов; - знания о том, как выражать свое отношение к персонажам сказок цветовой гаммой; - сформируют навыки в определении последовательности работы по иллюстрированию сказок, приобрести умение рассказать о своем замысле; - знания по изображению характерных деталей быта, костюмов, архитектуры, - знания по изображению русской природы в разные времена года и передаче настроения при изображении русской природы; - умения и навыки (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, располагать лист бумаги); Получат возможность приобрести личностные результаты: - понимание и представление об анализе литературного произведения в процессе иллюстрирования сказки; - знания о создании ярких и выразительных образов героев произведения; - представление о жанре иллюстрации, о специфике книжной графики, о работе художниковиллюстраторов; - представление о русской архитектуре, предметах декоративно-прикладного искусства, русском народном костюме, способствовать освоению языка народного искусства; - представление о произведениях великих русских художников на сказочные темы; - представления о произведениях великих русских художников в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, отражающих жизнь народа; - узнают значение старинных русских слов, названиях старинных предметов; - развить восприятие книжных иллюстраций; - развить стремление выражать в рисунке свои эстетические впечатления; - развить умственную и эмоциональную активность, фантазию, творчество; - развить стремление экспериментировать с различными материалами и техниками; - развить любовь к книге и изобразительному искусству; - развивать творческую активность, художественный вкус; - развивать положительное отношение к культуре и традициям своего народа; 12 - развивать потребность в творческой деятельности; - развивать уверенность в своих силах, получат возможность развивать моторику; - развивать чувство цвета; - пространственную ориентацию, - развивать речь.; - развивать зрительную память, глазомер; - удовлетворить потребность в участии в социально-значимой деятельности (участие в выставках, конкурсах, оформлении школьных мероприятий); Модуль «Сказочная бумага» 1 год обучения Получат возможность приобрести личностные результаты: Знания: Различные приемы работы с бумагой; Что такое оригами, квиллинг, аппликация, торцевание; плетение; папьемаше; Историю возникновения каждого вида искусства. Линии сгиба в оригами; Условные обозначения, принятые в оригами, квиллинге, торцевание; Основные базовые формы. Умения и навыки: Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами; Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш; Уметь применять различные приемы работы с бумагой Составлять аппликационные композиции из разных материалов; Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами; Соединять детали из бумаги с помощью клея; Создать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами; Работать с технологическими и инструкционными картами; 1.4 Содержание образовательной программы Модуль «Рисуем сказку» 13 Учебный план 1 год обучения № Название раздела Количество часов Форма п/п аттестации/контроля всего практика теория Раздел 1. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса» 1 Рисуем лису или кота Готовая работа 1 0,5 0,5 2 Рисуем сказочный лес Творческая работа 1 0,5 0,5 (трафарет из листьев) 3 Рисуем избушку Творческая работа 1 0,5 0,5 4 Рисуем петушка Творческая работа 1 0,5 0,5 5 Рисуем сюжетную композицию 1 Творческая работа 0,5 0,5 на тему сказки «Кот, петух и лиса» Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Морозко» 6 Рисуем зимний узор Творческая работа 1 0,5 0,5 7 Рисуем зимний пейзаж 1 0,5 0,5 Творческая работа 8 1 0,5 0,5 Творческая работа Рисуем фигуру человека 9 Рисуем сюжетную композицию 1 0,5 Творческая работа 0,5 на тему сказки «Морозко» Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин 10 Рисуем Человека в движении Творческая работа 1 0,5 0,5 11 Русский народный костюм в Творческая работа 1 0,5 0,5 произведениях русских художников-иллюстраторов. 12 Рисуем белочку Творческая работа 1 0,5 0,5 13 Рисуем море Творческая работа 1 0,5 0,5 14 Русский лебедя и коршуна Творческая работа 1 0,5 0,5 15 Русский терем Творческая работа 1 0,5 0,5 16 Сюжетная композиция на тему 1 Творческая работа 0,5 0,5 сказки «Сказка о царе Салтане» 17 Новогодняя открытка Творческая работа 1 0,5 0,5 18 Итоговая аттестация 0,5 0,5 Творческая работа. 1 Итого: 18 9 9 Содержание программы Вводное занятие. Теория. Правила работы и техника безопасности на занятиях. Введение в программу. Ознакомление с тематическим планом занятий. Искусство иллюстрации. Как работают художники-иллюстраторы. Тема сказок в произведениях русских художников в произведениях великих русских художников В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха, И. Билибина». Практика. Рассматривание и изучение иллюстрированных книжек сказок. Обсуждение картин. Раздел 1. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса» Тема 1. Рисуем лису или кота Первая часть урока Теория. Прочтение сказки «Кот, петух и лиса», изучение иллюстраций, просмотр мультфильма. Практика. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. Вторая часть урока Теория. Пропорции частей тела животных: лисы или кота. 14 Практика. Построение изображения лисы или кота по схеме. Тема 2. Рисуем сказочный лес (трафарет из листьев) Теория. Живописные произведения в жанре пейзажа И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, В. Поленова. Сезонные изменения природы. Масштаб. Пропорции. Изображение деревьев разных пород: березы, дуба, ели, клена и др. Практика. Обсуждение картин. Рисование дерева и падающего листа. Выполнение композиции в цвете. Тема 3. Рисуем избушку Теория. Пропорции и перспектива. Практика. Рисование избушки (простой карандаш). Тема 4. Петушок – золотой гребешок Теория. Изображение петушка в произведениях народных промыслов. Пропорции частей тела петуха. Практика. Выполнение в цвете шаблонов узорами, характерными для русских народных промыслов. Тема 5. Сюжетная композиция на тему сказки «Кот, петух и лиса» Теория. Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы. Практика. Построение композиции простым карандашом. Выполнение композиции в цвете. Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Морозко» Тема 6. Рисуем зимний узор Первая часть урока 20 мин. Теория. Прочтение сказки, изучение иллюстраций, просмотр мультфильма. Практика. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. Вторая часть урока 25 мин. Теория. Вспоминаем узоры. Практика. Рисуем снежное окно. Тема 7. Рисуем зимний пейзаж Теория. Живописные произведения в жанре пейзажа И. Шишкина, В. Серова, В. Сурикова, А. Саврасова, И. Грабаря. Пропорции и перспектива. Практика. Выполнение изображения зимнего леса в цвете. Тема 8. Рисуем фигуру человека Теория. Пропорции фигуры человека. Практика. Построение изображения человека по схеме. Выполнение рисунка фигуры человека в статичном положении. Тема 9. Сюжетная композиция на тему сказки «Морозко» Теория. Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы. Практика. Построение композиции простым карандашом. Выполнение композиции в цвете. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин Тема 10. Рисуем Человека в движении Первая часть урока Теория. Прочтение 1\3 сказки «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин, изучение иллюстраций, просмотр мультфильма. Практика. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. 15 Вторая часть урока Теория. Пропорции фигуры человека. Практика. Построение изображения человека по схеме. Выполнение рисунка фигуры человека в движении. Тема 11. Русский народный костюм в произведениях русских художников-иллюстраторов. Теория. Беседа. Рассказ педагога. Изучение живописных произведений в жанре пейзажа, портрета, исторического жанра И.Билибин, Г.Спирин. Просмотр презентации. Обсуждение илюстраций. Практика. Выполнение зарисовок фигуры человека в зимних (мужском и женском) народных костюмах. Тема 12. Рисуем белочку на картоне для ёлки Первая часть урока Теория. Прочтение 2\3 сказки «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин, изучение иллюстраций, просмотр мультфильма. Практика. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. Вторая часть урока Теория. Пропорции частей тела белки. Практика. Построение изображения белки по схеме разукрашивание и вырезание из картона. Тема 13. Рисуем море Первая часть урока Теория. Прочтение 3\3 сказки «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин, изучение иллюстраций, просмотр мультфильма. Практика. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. Вторая часть урока Теория. Беседа. Рассказ педагога. Изучение живописных произведений в жанре мариниста, картины И.К.Айвазовского. Просмотр презентации. Обсуждение илюстраций. Знакомство техники письма по мокрому. Практика. Выполнение акварелью заливки по мокрому Тема 14. Русский лебедя и коршуна Теория. Пропорции частей тела птиц. Практик Построение изображения лебедя и коршуна по схеме. Тема 15. Русский терем Теория. Изучение постройки и украшения русского терема по иллюстрациям и репродукциям великих русских художников. Просмотр презентации. Практика. Практика. Построение конструкции русского терема (простой карандаш). Выполнение изображения русского терема в цвете. Тема 16. Сюжетная композиция на тему сказки «Сказка о царе Салтане» Теория. Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы. Практика. Построение композиции простым карандашом. Выполнение композиции в цвете. Тема 17. Новогодняя открытка Теория. Знакомство с художниками-иллюстраторами открыток Владимиром Зарубиным Практик Изготовление открытки 18. Итоговое занятие. 16 Теория. Поведение итогов. Обсуждение выполненных работ. Модуль «Сказочная бумага» Учебный план 1 год обучения № Название раздела Количество часов п/п всего практика теория Складывание оригами по схеме – 1 1 0,5 0,5 Форма аттестации/контроля Творческая работа «птица» 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Объёмная аппликация «Березовая роща» Объёмная аппликация «Аленький цветочек» Аппликация. Свойства бумаги – « Оригами – «Золотая рыбка» Оригами – «Царевна лягушка» Итоговая аттестация Итого: – 1 0,5 0,5 Творческая работа – 1 0,5 0,5 Творческая работа 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа 1 1 1 1 1 1 1 1 18 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 9 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 9 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа. Содержание программы Вводное занятие. Теория. Правила работы и техника безопасности на занятиях. Введение в программу. Ознакомление с тематическим планом занятий. Искусство иллюстрации. Как работают художники-иллюстраторы. Тема сказок в произведениях русских художников в произведениях великих русских художников В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха, И. Билибина». Практика. Рассматривание и изучение иллюстрированных книжек сказок. Обсуждение картин. Тема 1 «Оригами» Теория. Основные приемы работы в технике оригами. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Практика. Складывание «Птицы» в технике оригами. Тема 2 «Объёмная аппликация в технике торцевание» 17 Теория. Бумага, ее свойства. Объемная аппликация. Основные приемы работы в данной технике. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Понятие «шаблон». Практика. Изготовление изделия в технике торцевание «Аленький цветочек» Тема 3 «Объёмная аппликация» Теория. Бумага, ее свойства. Объемная аппликация. Основные приемы работы в данной технике. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Понятие «шаблон». Практика. Изготовление изделий в технике объемная аппликации «Рыбка», «Мышканорушка», «Краб», «Дерево». Тема 4 «Оригами» Теория. Основные приемы работы в технике оригами. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Практика. Складывание закладки для книг «Панда» в технике простого оригами. «Сердечко – оригами», животные – оригами, цветы. Форма аттестации. Складывание изделия по технологической карте. Тема 3 «Художественное конструирование» Теория. Объемные поделки из бумаги и картона. Демонстрация работ в данной технике. Правила пользования материалами и инструментами. Цветовой спектр. Способы оформления изделий. Практика. Конструирование коробочки, упаковки для подарка «Туфелька», «Зайчик», «Сумочка». Форма аттестации. Творческая работа. Тема 4 «Объёмная аппликация» Теория. Объемная аппликация. Основные приемы работы в данной технике. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Понятие « шаблон». Практика. Изготовление изделий в технике объемная аппликации «Лиса», «Ваза с цветами», «Клоун», «Открытка». Форма аттестации. Выполнение аппликации из геометрических фигур, наблюдение, тест, опрос. Тема5 «Оригами» Теория. Основные приемы работы в технике оригами. Условные обозначения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Практика. Складывание по схеме: «Снеговик», «Елочка» – оригами», животные – оригами, цветы. Форма аттестации. Складывание изделия по технологической карте. «Художественное конструирование» Теория. Объемные поделки из бумаги и картона. Демонстрация работ в данной технике. Правила пользования материалами и инструментами. Цветовой спектр. Способы оформления изделий. Практика. Конструирование из бумаги: «Матрешка», елочная игрушка «Домик», коробочка для подарка «Сердечко», «Шоколадница». Форма аттестации. Творческая работа. Тест. Теория. Основные приемы работы в данной технике. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Практика. Изготовление открытки с использованием различных материалов. Тема 6.2. «Коробочка с крышкой». 18 Теория. Основные приемы работы в данной технике. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Практика. Изготовление коробочки с крышкой. Раздел 7. Итоговая аттестация. Теория. Тест. Практика. Творческая работа. «Объёмная аппликация» Теория. Объемные поделки из бумаги. Основные приемы работы в данной технике. Инструменты и материалы. Этапы выполнения работы. Практика. Объемная картина с цветами, картина – пейзаж. Форма аттестации. Выполнение объемной аппликации, наблюдение, тест, опрос. «Оригами. Сложные модели» Теория. Основные приемы работы в технике оригами. Условные обозначения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Практика. Складывание по схеме: «Коробочка», «Прыгающая лягушка», «Денежный конверт», «Сердечко». Форма аттестации. Складывание изделия по технологической карте. «Художественное конструирование» Теория. Объемные поделки из бумаги и картона. Создание выпуклых, объемных и полу объёмных изображений на поверхности. Демонстрация работ в данной технике. Правила пользования материалами и инструментами. Цветовой спектр. Способы оформления изделий. Практика. Конструирование из бумаги: «Домик», «Человек в одежде», «Коробочка– сюрприз», «Объемная игрушка из коробки». Форма аттестации. Творческая работа. Тест. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 уч.год. (Приложение 1) № Основные характеристики образовательного процесса п/п Количество 1. учебных недель 36 Количество 2. учебных дней 36 Количество 3. часов в неделю 1 Количество 4. часов 18 Недель5.в 1 полугодии 17 Недель6.в 2 полугодии 19 Начало7.занятий 2 сентября Выходные 8. дни Окончание 9. учебного года 6 мая 2.2. Условия реализации программы 19 Обучение по программе происходит по модулям. После изучения одного из модулей, обучающиеся приступают к освоению следующего модуля. Количество часов по программе каждого года составляет 36 часов, из них: 1 модуль - «Рисуем сказку» (18 часов – педагог Танкиевская М.Е..), 2 модуль - «Сказочная бумага» (18 часов - педагог Романова Е.А..) тика. Итоговая выставка. Игра-конкурс «Лучший рисунок». Модуль «Рисуем сказку» Для работы необходимы материалы: Учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами. Ростовые парты Стол письменный Стул Компьютер, принтер альбом: гуашь стаканчик для воды кисточки простой карандаш полиэтиленовые пакеты Методические материалы: Образцы изделий. Видеоролики, мультфильмы, мастер-классы, иллюстрации Рефлексия (опрос, тест) Методы обучения: - Словесные (рассказ, беседа, анализ и сравнительный анализ) - Наглядные (наблюдение, просмотр мультимедийных материалов, обучающих роликов и мультфильмов, фотографий, иллюстраций). - Практические (работа со схемами, инструкциями, измерение величин). - Игровые (дидактическая игра, работа с карточками, разгадывание кроссвордов и загадок). Методы воспитания: (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация). Дидактические материалы: Образцы готовых изображений, выполненных в различных техниках. Раздаточный материал в виде шаблонов и схем, фото мастер-классов (по темам). Дидактические игры (форма, цвет, размер предмета). Пальчиковые игры. Физминутки. Конспекты занятий. Модуль «Сказочная бумага» 20 Для работы необходимы материалы: Учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами. Ростовые парты Стол письменный Стул Компьютер, принтер Цветная бумага Цветной картон Ножницы Клей (карандаши, ПВА) Пластилин Методические материалы: Образцы изделий. Видеоролики, мультфильмы, мастер-классы, иллюстрации Рефлексия (опрос, тест) Методы обучения: - Словесные (рассказ, беседа, анализ и сравнительный анализ) - Наглядные (наблюдение, просмотр мультимедийных материалов, обучающих роликов и мультфильмов, фотографий, иллюстраций). - Практические (работа со схемами, инструкциями, измерение величин). Методы воспитания: (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация). Дидактические материалы: Образцы готовых изображений, выполненных в различных техниках. Раздаточный материал в виде шаблонов и схем. Дидактические игры (форма, цвет, размер предмета). Физминутки. Конспекты занятий. Структура занятия программы «Рисуем сказку». Первая часть (5 мин.) – развивающие упражнения. Задачи: развитие памяти, внимания и мышления и речи через решение заданий и упражнений, направленных на: развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы. Вторая часть (30 мин.) – собственно рисование. Задачи: - формирование практических умений по работе с художественными материалами; - формирование развитие умения анализировать предмет, выделять его основные части, их форму; - формирование умения действовать по инструкции (устной, наглядной); - формирование умения планировать процесс создания работы; - развитие речи (пополнение словарного запаса); Третья часть (10 мин.) – итог (выставка работ). Задачи: - развитие речи и коммуникативных способностей в процессе обсуждения и установления взаимосвязи между целью и результатом деятельности; 21 - воспитание у обучающихся культуры труда и соблюдения норм техники безопасности при работе с материалами и инструментами. Педагогические технологии, используемые на занятиях. -Технология развивающего обучения (поиск различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности) -Технология дифференцированного обучения (учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. разноуровневость программ) -Технология проектной деятельности; (система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в разных способах изготовления изделий и в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы) -Технология игровой деятельности (занятие – игра, сюжетно-ролевые, дидактические); -Здоровье сберегающая технология(физкультурные паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, соблюдение гигиенических норм и правил, профилактические упражнения для позвоночника и др.) - ИКТ-технология (мультимедийные презентации по темам, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности). Методы обучения - объяснительно — иллюстративный (получение новых знаний; беседа, наблюдения, наглядные пособия по темам); - репродуктивный (развитие практических навыков; используется в практической части занятия: педагог показывает, дети повторяют); - частично-поисковый (обучающимся предлагается найти часть информации для самостоятельного изучения; поставленные задачи для самостоятельного решения, направлены на развитие творческого воображения, конструкторских способностей, умения самостоятельно мыслить и действовать). Методы воспитания - Убеждение (беседа, диалог, пример, разъяснение, игра и творчество); - Поощрения; - Стимулирования; -Контроля, самоконтроля и самооценки. Кадровое обеспечение: реализовывать данную программу может педагог дополнительного образования, знающие особенности работы художественной направленности. Структура занятия. «Сказочная бумага» Первая часть (5 мин.) – развивающие упражнения. Задачи: развитие памяти, внимания и мышления и речи через решение заданий и упражнений, направленных на: развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы. Вторая часть (25 мин.) – собственно конструирование. Задачи: - развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их строением и назначением; - формирование умения действовать по инструкции (устной, наглядной); - обучение планированию процесса создания модели или совместного проекта; 22 - развитие речи и коммуникативных способностей. Третья часть (10 мин.) – проведение экспериментов. Задачи: формирование умения устанавливать взаимосвязи, сравнения; делать умозаключения, строить предположения; - развитие речи и коммуникативных способностей. Четвёртая часть (5 мин.) – итог: - выставка работ, обсуждение. 2.3. Формы аттестации/контроля образовательных ресурсов и оценочные материалы При подведении итогов реализации программы используются: задания для самостоятельной работы, анализ результатов деятельности. По окончании каждого года обучения предусмотрена выставка творческих работ. Программа предполагает отслеживание результатов образовательных достижений обучающихся в рамках проведения мониторинга. Входящий мониторинг. Изготовление первой творческой работы, что позволяет определить творческий потенциал ребёнка и его умение соблюдать правила безопасности труда при выполнении изделия. Наблюдение. Промежуточная аттестация. проводится в виде задания, направленного на определение уровня владения понятийным аппаратом (опрос); выявление уровня практических умений самостоятельной работы. Итоговая аттестация после окончания 1 года обучения. Изготовление творческой работы. Наблюдение. Тест. Промежуточная аттестация. Опрос – начало учебного года. После первого полугодия проводится промежуточная аттестация в виде заданий, направленных определение владения понятийным аппаратом, выполнение самостоятельной работы; участие и победы в конкурах и выставках декоративно-прикладного творчества. Итоговая аттестация по окончанию всей программы. Проводится в конце учебного года. Изготовление самостоятельной творческой работы. Наблюдение. Тест. Выставка работ. Кроме того, аттестационной формой является фотоотчёт детских работ и журнал посещаемости. 2.4 Оценочные материалы при проведении форм аттестации Диагностический материал «Рисуем сказку» 1. Промежуточная аттестация – 1 года обучения. Тестирование. «Определение теоретических знаний по основным разделам программы». 2. Итоговая аттестация – 1 года обучения. Творческая работа в технике (акварель, гуашь, граттаж). Методика выявления уровня умения соблюдать алгоритм выполнения работы в данной технике. Методика правил безопасности труда при работе с инструментами» Диагностический материал «Сказочна бумага» 1.Промежуточная аттестация - 1 года обучения. Тестирование. «Определение теоретических знаний по основным разделам программы». 2.Итоговая аттестация - 1 года обучения. 23 Творческая работа в технике (аппликация, оригами, квилинг). Методика выявления уровня умения соблюдать алгоритм выполнения работы в данной технике. Методика правил безопасности труда при работе с инструментами» 2.5 . Информационные источники. Модуль «Рисуем сказку» Литература для педагога. 1. Галанжина Е.С., Кащеева Г.С, Рабочие программы. Начальная школа. Изобразительное искусство-М.: Планета, 2013-88 с. 2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности - 192 с. {Программа развития} ISBN 5-89144-221-3 ~92.03.22 019. М.: ТЦ Сфера, 2002. 3. Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл. 4. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы-М.: Просвещение, 2012-129 с. 5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с. 6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник-М.: АСТ, Астрель 2011. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с. 8. Федотова И.В. Изобразительное искусство 1 кл. Поурочные планы. По учебнику Л.А. Неменской «Искусство и ты». Издательство «Учитель», 2005.116 с 9. «Юный художник» дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству. Doc4web/ru/izo/programmadopolnitelnogo-obrazovaniyadetey-let-yuniy-hudozhnik.html. 10. Коробейников И.А. Специальный стандарт - на пути к новым возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Дефектология. - 2012. - № 1 11. Кукушкина О.И. Я открываю мир: калейдоскоп картин жизни. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 1 12. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 класс/ Под ред. Б.М. Неменского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. Литература для обучающихся. 1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001-26 2. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004-152с. 3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005-120с. 4. Лыкова И.А. Лепим с мамой. ООО «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» 2007 24 5. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил. 6. Казакова Т.М. Рисуем натюрморт: Для детей 5-8 лет - 16 с. Растем и развиваемся. М:Карапуз 2003. 7. Альбомы из серии «Великие художники». Издательство «Директ-медиа», 2010 8. Справочник по рисованию. Богданов С. - Минск: Харвест, 2011. 9. Альбомы из серии «Великие художники». Издательство «Директ-медиа», 2010 10. http://allforchildren.ru – Всё для детей. Интернет источники. 1. Соколова Е.Н., Белова И.В.Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе (http://festival.1september.ru/articles/598140/) 2. Фролова Г.Д. Нетрадиционные техники на уроках ИЗО (http://festival.1september.ru/articles/501574/ 25