АДООП ИнженерикУм

Управление образования администрации
Верхнесалдинского муниципального округа
Свердловской области
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский центр»

Адаптированная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа «Инженерикум»
Целевая группа: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Серебрякова Юлия Дмитриевна,
педагог-организатор

г. Верхняя Салда
2025 год

Оглавление
№
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.
3.1.

Наименование разделов
Основные характеристики
Пояснительная записка
Цель и задачи общеразвивающей программы
Планируемые результаты
Содержание общеразвивающей программы
Организационно – педагогические условия
Календарный учебный график
Учебно – тематическое планирование
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы при проведении форм аттестации
Воспитательный потенциал программы
Информационные источники
Приложения

Стр.
3
3
7
7
8
11
11
12
14
15
15
16
21
22

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «ИнженерикУм»
адаптирована для учащихся с ограниченными возможностями здоровья за счёт снижения
уровня сложности и уменьшения объёма программы.
Направленность программы: техническая
Актуальность программы раскрывается через соответствие образовательной
программы нормативно-правовым актам и государственным программным документам:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями).
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской федерации» (в редакции 2013 г).
3.
Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв.Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.201 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человек
факторов среды обитания».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным образовательным программам».
8.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ»
(включая
разноуровневые).
9.
Приказ Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 №467 «Об утверждения
целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детейинвалидов с ограниченными возможностям здоровья, включая детей -инвалидов, с учётом
их особых образовательных потребностей".
11.
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области
от 30.03.2018№162-Д «Об утверждении концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12.
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области.
методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», 2023 год.
13.
Устав
Муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеский центр».
Актуальность
В последние годы в России значительно усилилось внимание к вопросам
инклюзивного образования и социальной интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Государство активно реализует политику, направленную
на поддержку таких детей, создавая условия для их всестороннего развития и включения в

жизнь общества. Конструирование — это эффективный способ коррекции и развития
зрительных, слуховых, осязательных восприятий, пространственного мышления,
моторики и когнитивных функций у детей с ОВЗ. Через работу с конструкторами
формируются ключевые навыки XXI века: умение решать проблемы, работать в команде,
анализировать и прогнозировать. В рамках программы с помощью диагностик также
определяются дети с признаками одарённости: после обучения по программе
«ИнженерикУм» они могут на инклюзивной основе продолжить обучение по программе
«Лего – технология и физика» с сопровождением тьютора, что позволяет учитывать их
индивидуальные потребности и поддерживать дальнейший рост инженерного мышления.
Отличительная особенность программы заключается в интеграции
инклюзивного подхода и элементов инженерно-технического творчества, адаптированных
как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для одарённых
обучающихся. Программа «ИнженерикУм» предоставляет уникальную возможность
детям с различными образовательными потребностями совместно участвовать в
проектной деятельности, направленной на развитие технического мышления, логики,
креативности и способности к решению нестандартных задач.
Работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальному
образовательному маршруту (приложение 6). Таким образом, программа позволяет
одновременно реализовать задачи коррекционной педагогики и сопровождения
интеллектуально и творчески развитых обучающихся, формируя у всех участников
устойчивую мотивацию к познанию, саморазвитию и социально значимой деятельности.
Адресат: программа рассчитана на учащихся 7 – 10 лет.
Психолого – педагогическая характеристика учащихся:
Осваивать программу могут дети в возрасте от 7 до 10 лет с ограниченными
возможностями здоровья. При зачислении на программу родители (законные
представители) имеют право предоставить копию коллегиального заключения психологомедико-педагогической комиссии с целью выстраивания индивидуального учебного
плана.
Конструирование детей младшего школьного возраста характеризуется умением
анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и
называют разные детали конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости
от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца.
Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная
деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Однако дети могут
испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если
сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это
свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для детей
известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько
различных и при этом противоположных признаков.
Категории учащихся:
- Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – представляют собой
разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по
механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию
сопутствующих нарушений. Нарушения в формировании речевой деятельности
обучающихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной,
интеллектуальной, аффективно-волевой и
регуляторной
сферах. Отмечается
недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у обучающихся снижена
вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные
инструкции, элементы и последовательность заданий. У части обучающихся с ТНР низкая

активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной
деятельности.
- Категория обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) неоднородная по составу группа детей с ОВЗ. Среди причин возникновения ЗПР могут
фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной
системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания,
неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
Общими для всех обучающихся по данной программе детей с ОВЗ являются в
разной степени выраженные недостатки:
• в формировании высших психических функций (отмечаются нарушения
внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов);
• замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной
деятельности;
• трудности произвольной саморегуляции;
• нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
• нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и
пространственная ориентировка;
•снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности;
• недостаточная сформированность произвольности и самоконтроля,
• обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая,
зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а
также от актуального эмоционального состояния ребенка.
При обучении детей с ОВЗ особенно актуальными являются: индивидуализация
обучения, адресность сопровождения, направленность развития образовательных
компетенций, развитие широкого круга социальных компетенций.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа 45 минут.
Общее количество часов в неделю - 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объём и сроки освоения программы:
Объём программы – 68 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Перечень форм обучения – индивидуальная, индивидуально – групповая, работа в
малых группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, мастер – класс,
лабораторное занятие, мини – лекция, творческая мастерская, ролевые игры, проектная
деятельность.
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
Адаптированной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: творческая
презентация, беседа, тестирование, презентация, творческий отчёт, практическое занятие,
соревнования.
Особенности организации образовательного процесса
Программа представляет собой традиционную модель реализации занятий,
представляет собой линейную последовательность освоения знаний в течении года.
Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по
формированию и развитию конструктивных умений и навыков. Продолжительность
индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей,
возможностей ребенка, направлена на осуществлении коррекции недостатков

конструктивно-модельного развития воспитанников, создающих трудности в овладении
Программой.

1.2.Цель и задачи адаптированной общеразвивающей программы
Цель программы: Формирование у обучающихся самостоятельности, умения
работать в команде и привитие интереса к инженерной деятельности через освоение основ
конструирования и проектной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- Сформировать у обучающихся теоретические знания о простых механизмах
(зубчатые колеса, оси, рычаги, шкивы) и обучить владению специальной терминологией,
связанной с конструированием.
- Развить практические навыки по сборке простых механизмов, работе с
конструктором Лего: простые механизмы, а также реализации учебных и творческих
проектов.
Развивающие:
- Развить инженерные навыки в рамках учебной проектной деятельности.
- Сформировать навыки совместной и коммуникативной деятельности, обучая
взаимодействовать в группе, аргументировать свои идеи и презентовать результаты.
- Развить умение планировать и оценивать свою деятельность, обучая ставить цели,
анализировать достижения и вносить коррективы.
Воспитательные:
- Развивать терпение и настойчивость в процессе сборки и проектирования
сложных моделей.
- Формировать самоконтроль и адекватную самооценку, обучая контролировать
свои поступки, оценивать достижения и корректировать поведение.
- Сформировать систему социальных и межличностных отношений, развивая
гражданскую идентичность, гуманистические ценности, эмоциональную отзывчивость и
умение понимать чувства других людей.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные:
- Научатся разрабатывать и реализовывать инженерные проекты, используя знания
и навыки конструирования.
- Разовьют умение работать в группе, аргументировать свои идеи и презентовать
результаты.
- Будут уметь планировать свою работу, оценивать результаты и корректировать
свои действия.
Предметные:
- Овладеют знаниями о принципах работы простых механизмов (зубчатые колеса,
оси, рычаги, шкивы) и смогут применять специальную терминологию в конструировании.
- Научатся собирать и использовать простые механизмы, работать с конструктором
Лего: простые механизмы, а также разрабатывать и презентовать учебные и творческие
проекты.
Личностные:
- Будут проявлять терпение и настойчивость в процессе сборки сложных моделей и
работы над учебными проектами.
- Научатся контролировать свои поступки и адекватно оценивать достижения,
развивая способность к самокоррекции и улучшению поведения.
- Сформируют умение строить социальные отношения, развивая чувство
гражданской ответственности, эмпатию и уважение к чувствам других людей.

№
1.

2.

3.

4.

5.
6.

1.4 Содержание адаптированной общеразвивающей программы
Учебный план адаптированной дополнительной общеобразовательной
Название разделов (тем)
Общее количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел зубчатые
14
4
10
колеса.
Принципиальные
и основные модели
Раздел колеса и оси.
14
6
8
Принципиальные и
основные модели
Раздел рычаги.
16
6
10
Принципиальные
и основные модели
Раздел шкивы.
16
4
12
Принципиальные
и основные модели
Проектная деятельность
8
2
6
68
22
46
Итого

№
п/п

Учебный (тематический) план адаптированной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «ИнженерикУм»
Название раздела
Количество часов
Формы
аттестации/контр
оля
Всего
Теория
Практика

1

Вводное занятие.
Знакомство с «ЛЕГО»

1

1

0

2

Раздел зубчатые
колеса.
Принципиальные
и основные модели
Раздел колеса и оси.
Принципиальные и
основные модели

14

4

10

Творческая
презентация
моделей

14

6

8

Устный контроль –
фронтальный
опрос

4

Раздел рычаги.
Принципиальные
и основные модели

16

6

10

Творческая
презентация
моделей

5

Раздел шкивы.
Принципиальные
и основные модели

16

4

12

Творческая
презентация
моделей
Тестирование

6

Проектная деятельность

8

2

6

Презентация
проектов

7

Заключительное занятие

1

0

1

Итоговая
олимпиада

ИТОГО

68

22

46

3

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие (1 ч).
Теория (1). Ознакомление с Lego Education простые механизмы, с планом и
порядком работы объединения. Организационные вопросы. Знакомство с комплектацией
и названиями легодеталей, входящие в набор. Сравнение по цвету, по размеру. Выработка
безопасных правил работы с ЛЕГО. Что такое простые механизмы? Примеры простых
механизмов. Применение простых механизмов в жизни.
2. Раздел зубчатые колеса. Принципиальные и основные модели (14 ч)

Теория (4 ч): Знакомство с понятиями «Зубчатое колесо», Прямозубое колесо.
Ведомое колесо, ведущее колесо.
Практика (10 ч): Сборка модели «Паромобиль», построение механизма «Бур»,
моделирование механизма «Вентилятор», конструирование модели «Вороток», изучение
работы простого механизма «Паромчик, сборка механизма «Захват», моделирование
механизма «Механическая дрель», конструирование механизма «прокатный станок»,
моделирование механизма «Снегоуборщик», изучение динамики вращения на модели
«Вездеход».
Подсчет зубьев на колесах и количества оборотов.
Зубчатая передача. Направление и скорость вращения двух зубчатых колёс одного
размера.
Построение трехмерных моделей по их двухмерным изображениям.
3. Раздел Колеса и оси. Принципиальные и основные модели (14 ч).
Теория (6 ч): Колеса и оси, общие сведения. Цели использования, принцип работы.
Понятие трения. Градусная мера угла. Угол наклона. Расстояние. Сила. Убедиться, что
колесо и ось являются простыми механизмам
Практика (8 ч): Сборка и изучение кордовой модели, конструирование модели
«Кран», проектирование модели «Зимняя удочка», комплексное использование осей и
зубчатых колес на примере модели «Задний привод», «Полный привод», конструирование
модели с использованием «Вертолет».
Построить модель с колесами, которая легко поворачивается, делать выводы.
4. Раздел рычаги. Принципиальные и основные модели (16 ч).
Теория (6 ч): Рычаги, общие сведения, цели использования, принцип работы.
Знакомство с понятием рычаг, описать понятия: ось вращения, усилие и груз.
Практика (10 ч): Конструирование по образцу модели «Якорь», «Подъемник»,
«Таран», «погрузчик», «Катапульта», «Шлагбаум» (по картинке). Игра «Катапульта» Ось
вращения, груз, сила, точность.
5. Раздел шкивы. Принципиальные и основные модели (16 ч).
Теория (4 ч): Шкивы, общие сведения, принцип работы, цели использования.
Ведомый шкив, ведущий шкив .Определить, что такое шкив.
Практика (12 ч.): Сборка модели по схеме и анализ её свойств.
Изучение механизма «Шахтер», «Локатор», использование троса во вращательном
механизме на примере модели «Спасательная лебедка», конструирование модели
«Погрузчик», изучение вращающего момента на примере механизма «Промышленный
станок», сборка модели «Буксировщик», изучение гусеничной «Танк», сборка модели
«Самолет», построение модели «Эксковатор».
6. Раздел проектная деятельность (8 ч).
Теория (2 ч):: изучение основ создания проекта, постановка целей, задач работы,
определение этапов деятельности, распределение поручений, создание проекта, защита
проекта.
Практика (6 ч): Включение в познавательную и творческую деятельность.
Самостоятельная творческая работа по темам: «Автомобили будущего», «Космос»,
«Градостроительство», «Парк», «Производство».
7. Заключительное занятие (1 ч).
Практика (1 ч): Итоговая олимпиада «Я – конструктор».

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2025 – 2026 год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

34
68
2
68
17
17
8 сентября
31 декабря – 10 января
22 мая

2.2. Учебно – тематическое планирование на 2025 – 2026 год
№

Дата
занятия

Тема занятий

Форма занятий

Форма контроля

Виды и формы
воспитательной
деятельности

Вводное занятие.
Беседа
Знакомство с «ЛЕГО» Инструктаж ТБ
Раздел зубчатые колеса. Принципиальные и основные модели
2. 10.09.2025
«Зубчатое колесо» Мини – лекция
Сборка по
образцу
3. 15.09.2025
«Прямозубое колесо» Мини – лекция
Сборка по
образцу
4. 17.09.2025
«Ведомое колесо» Мини – лекция
Сборка по
образцу
5. 22.09.2025
«Ведущее колесо» Мини – лекция
Сборка по
образцу
6. 24.09.2025
«Паромобиль»
Учебная
Презентация
проектная
мини - проектов
деятельность
7. 29.09.2025
«Бур»
Конструирование Творческая
по замыслу
презентация
моделей
8. 01.10.2025
«Вентилятор
Конструирование
по образцу
9. 06.10.2025
«Вороток»
Сборка модели
по инструкции
10. 08.10.2025
«Паромчик»
Конструирование Творческая
по замыслу
презентация
моделей
11. 13.10.2025
«Захват»
Конструирование
по образцу
12. 15.10.2025
«Механическая дрель» Сборка модели
1.

08.09.2025

13. 20.10.2025
14. 22.10.2025

15. 27.10.2025

16. 29.10.2025
17. 03.11.2025

18. 05.11.2025
10.11.2025
19. 12.11.2025
17.11.2025

20. 19.11.2025

21. 24.11.2025
22. 26.11.2025

23. 01.12.2025
24. 03.12.2025
25. 08.12.2025

26. 10.12.2025
27. 15.12.2025
17.12.2025

28. 22.12.2025
24.12.2025
29. 29.12.2025

по инструкции
«Прокатный станок» Конструирование
по образцу
«Вездеход»
Конструирование Творческая
по замыслу
презентация
моделей

«День отца»
Конструирование
машины для
папы
(конструировани
е по образцу)
«Снегоуборщик»
Учебная
Презентация
Творческий
проектная
мини - проектов проект «Робот –
деятельность
сборка»
Раздел колеса и оси. Принципиальные и основные модели
«Колеса и оси, общие Беседа
сведения»
«Цели использования, Мини- лекция
принцип работы» Групповая
творческая
работа
«Понятие трения» Мини- лекция
Устный
Работа в рабочих контроль.
тетрадях
«Градусная мера угла» Мини- лекция
Фронтальный
Профилактика
Работа в рабочих опрос.
детского
тетрадях
травматизма
«Зимняя дорога»
«Расстояние. Сила» Мини- лекция
Фронтальный
Работа в рабочих опрос.
тетрадях
«Кран»
Конструирование
по схеме
«Зимняя удочка»
Конструирование Творческая
по замыслу
презентация
моделей
«Задний привод»
Конструирование
по схеме
«Полный привод» Конструирование
по схеме
«Вертолет»
Учебная
Презентация
проектная
мини - проектов
деятельность
Раздел рычаги. Принципиальные и основные модели
«Рычаги, общие
Беседа
сведения»
«Цели использования, Мини- лекция
Инструктаж
принцип работы
Работа в рабочих
«Безопасный
рычагов»
тетрадях
Новый год»
«Ось вращения, усилие Мини- лекция
и груз»
Работа в рабочих
тетрадях
Промежуточная
Тестирование
Тест

Творческий

аттестация

30. 12.01.2026
31. 14.01.2026
32. 19.01.2026
33. 21.01.2026
34. 26.01.2026

35. 28.01.2026

36. 02.02.2026
37. 04.02.2026

38. 09.02.2026

39. 11.02.2026

40. 16.02.2026
41. 18.02.2026
42. 25.02.2026
43. 02.03.2026
44. 04.03.2026

45. 11.03.2026
46. 16.03.2026

47. 18.03.2026

«Якорь»

Сборка модели
по замыслу

Презентация
модели

проект
«Новогодняя
ёлка»

Конструирование
по схеме
«Подъемник»
Конструирование
по схеме
«Таран»
Конструирование
по схеме
«Погрузчик
Конструирование
по схеме
«Шлагбаум»
Конструирование Творческая
по замыслу
презентация
моделей
«Катапульта»
Конструирование
по схеме
Раздел шкивы. Принципиальные и основные модели
«Шкивы, общие
Бееседа
сведения»
«Принцип работы, Мини- лекция
«День
цели использования» Работа в рабочих
Российской
тетрадях
науки»
Посещение
выставки детских
изобретений
«Ведомый шкив» Мини- лекция
Работа в рабочих
тетрадях
«Ведущий шкив» Мини- лекция
Работа в рабочих
тетрадях
«Шахтер»
Конструирование
по схеме
«Локатор»
Конструирование
по схеме
«Спасательная
Конструирование
лебедка»
по схеме
«Погрузчик»
Конструирование
по схеме
«Промышленный Конструирование
Конкурс
станок»
по схеме
декоративноприкладного
искусства
«Самым милым и
любимым»
«Буксировщик»
Конструирование
по схеме
«Танк»
Конструирование Творческая
по замыслу
презентация
моделей
«Самолет»
Конструирование
по схеме

48. 23.03.2026

49. 25.03.2026
50. 01.04.2026

51. 06.04.2026
52. 08.04.2026

53. 13.04.2026

54. 06.05.2026

55. 13.05.2026

56. 18.05.2026

57. 20.05.2026

«Эксковатор»

Конструирование Творческая
по замыслу
презентация
моделей
Раздел. Проектная деятельность
«Основы проектной Беседа
деятельности»
«Постановка целей, Мини- лекция
задач работы,
определение этапов
деятельности,
распределение
поручений»
«Создание проекта, Мини- лекция
Фронтальный
защита проекта»
опрос
«Автомобили
Разработка
Презентация
будущего»
учебного проекта проектной
деятельности
«Космос»
Разработка
Презентация
учебного проекта проектной
деятельности
«Градостроительство» Разработка
Презентация
учебного проекта проектной
деятельности

Разработка
Презентация
учебного проекта проектной
деятельности
«Производство»
Разработка
Презентация
учебного проекта проектной
деятельности
Итоговая олимпиада
Итоговая олимпиада Итоговая
Тестирование,
«Я – конструктор» аттестация
презентация
моделей

КТД «Робот –
арт»

Конкурс
декоративно
прикладного
искусства
«Никто не забыт
и ничто не
забыто»

«Парк»

Олимпиада
«Я –
конструктор»

2.3 Условия реализации программы
Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ в возрасте 7 - 10 лет,
наполняемость группы до 4 человек. Программа может быть скорректирована в
зависимости от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей.
В программе с помощью диагностик определяется уровень развития и интересов
учащихся, в том числе выявляются дети с признаками одарённости. Для таких детей
предусмотрена возможность дальнейшего обучения: после освоения программы
«ИнженерикУм» они могут на инклюзивной основе перейти к более сложной программе
«Лего – технология и физика», с сопровождением тьютора, что позволяет учитывать их
индивидуальные образовательные потребности и поддерживать развитие инженерного
мышления на более высоком уровне.
- материально-техническое обеспечение
Оборудование:










парты (2 шт.);
стулья (4 шт.);
рабочий стол педагога (1 шт.);
рабочий стул педагога (1 шт.),
ноутбук «Acer – Exctensa 2509» (1 шт.);
компьютерная мышь «HBIS – 1829»;
принтер «Samsung ML – 2168» (1 шт.);
конструктор LEGO Education «Простые механизмы (4 шт.).
- дидактические материалы:
- схемы сборки моделей;
- рабочие листы из Комплекта заданий 2009689 к набору «Простые механизмы»;
- книга учителя Lego Education «Простые механизмы».
- кадровое обеспечение – педагог, прошедший КПК «Основы робототехники», КПК
«Работа с детьми с ОВЗ»;
- методические материалы (Приложение 1).
2.4. Формы аттестации и оценочные материалы
Для текущего контроля уровня достижений обучающихся использованы такие
способы, как:

наблюдение активности на занятии;

беседа с обучающимися;

тестирование;

анализ творческих работ, результатов выполнения изделий за данный
период.
Для проведения промежуточной аттестации: выставочный просмотр работ по
результатам изучения модулей, тестирование (приложение 3).
Для проведения итоговой аттестации: по результатам изучения программы
проводится итоговая олимпиада (приложение 4).
Основой для оценивания деятельности обучающихся являются результаты их
продукции и деятельности по ее созданию. Методика отслеживания результатов: наблюдение за детьми в процессе работы с фиксацией результатов, заполнение «Листа
учета индивидуальных достижений» (Приложение 2).
«Лист учета индивидуальных достижений» заполняется педагогом после каждого
занятия. В листе учета индивидуальных достижений для эффективного отслеживания
результативности освоения программы определены следующие критерии освоения
содержательного компонента: «Узнавание и называние деталей», «Соединение деталей»,
«Работа со схемой», «Самостоятельность».
В рамках текущего контроля по темам проводятся творческие презентации
моделей, участие в соревнованиях на базе ДЮЦ, участие в проектно – исследовательской
деятельности.
Для оценки уровня освоения знаний на промежуточной аттестации проводится
тестирование (приложение 3), а также выставочный просмотр моделей.
В рамках проведения итоговой аттестации проводится олимпиада (приложение 4).
2.5 Оценочные материалы при проведении форм аттестации
Для текущего контроля уровня достижений обучающихся используются
следующие способы:

наблюдение активности и вовлечённости на занятии;

индивидуальные и групповые беседы с обучающимися;

тестирование по темам программы;

анализ творческих работ, изделий и результатов выполнения заданий;

творческие презентации моделей;
включение в проектно-исследовательскую деятельность.
Для проведения промежуточной аттестации применяются:

тестирование (Приложение 3);

выставочный просмотр моделей, выполненных по результатам изучения
модулей.
Для проведения итоговой аттестации проводится:

итоговая олимпиада по материалам программы (Приложение 4).
Обязательным инструментом является Карта наблюдения: «Критерии оценивания
планируемых
результатов
освоения
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «ИнженерикУм» (приложение 2),
позволяющая отслеживать динамику развития учащихся и их индивидуальный прогресс.
2.6 Воспитательный потенциал программы
Раздел 1. «Особенности организации воспитательного процесса»
Воспитательный процесс в объединении «ИнженерикУм» строится с учётом
направленности программы на развитие инженерного мышления и творческих
способностей детей с ОВЗ. Основой является сочетание учебных занятий, практических
проектов, участия в конкурсах и выставках.
Учащиеся вовлекаются в коллективные и индивидуальные формы деятельности:
конструирование по образцу, создание декоративных моделей, участие в олимпиадах и
творческих проектах. Это способствует развитию ответственности, коммуникации и
навыков работы в команде.
С помощью диагностик выявляются дети с признаками одарённости, для которых
предусмотрен переход на программу «Лего – технология и физика» с тьюторским
сопровождением.
Важное значение имеет система наставничества: педагог выступает в роли
сопровождающего и партнёра, а учащиеся помогают друг другу в освоении конструктора
и подготовке учебных проектов.
Воспитательная работа охватывает патриотическое и профилактическое
направления, а также взаимодействие с родителями через отчёты, консультации и
совместные мероприятия.
Таким образом, воспитательный процесс в «ИнженерикУм» строится на принципах
активности, сотрудничества и инклюзии.
Раздел 2. Цель и задачи воспитания
Цель воспитательной работы:
Личностное развитие учащихся через освоение инженерного и конструкторского
творчества, формирование активной гражданской позиции, культуры сотрудничества,
социальных ценностей и навыков ответственного участия в жизни коллектива.
Задачи:
Развитие терпения и настойчивости в процессе сборки и проектирования сложных
моделей.
Формирование самоконтроля и адекватной самооценки, обучаясь контролировать
свои поступки, оценивать достижения и корректировать поведение.
Формирование системы социальных и межличностных отношений, развивая
гражданскую идентичность, гуманистические ценности, эмоциональную отзывчивость и
умение понимать чувства других людей.
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
Виды деятельности
Программа «ИнженерикУм» включает разнообразные виды деятельности,
направленные на воспитание и личностное развитие учащихся:

Творческая деятельность – создание конструкторских моделей, участие в
выставках, оформление проектов и декоративных работ.



Познавательно-исследовательская деятельность – выполнение практических
заданий по конструированию, участие в конкурсах и олимпиадах.

Игровая и социальная деятельность – коллективные творческие дела, работа
над групповыми проектами.

Коммуникативная деятельность – работа в команде, наставничество, участие
в совместных мероприятиях, взаимодействие с родителями.

Профилактическая деятельность – тематические занятия по безопасности,
инструктажи, физкультминутки.
Формы деятельности
Организационная структура воспитательных мероприятий предусматривает:
Коллективные формы – праздники, КТД, выставки моделей, участие в конкурсах и
олимпиадах.
Групповые формы – работа в малых командах, создание совместных проектов,
участие в мастер-классах.
Индивидуальные формы – самостоятельное выполнение конструкторских заданий,
подготовка творческих работ, участие в индивидуальных консультациях.
Интерактивные формы – игры, квесты, онлайн-выставки.
Модульная организация деятельности
Программа воспитательной работы реализуется через тематические модули:
1.
Детское объединение – практические проекты, выставки работ,
коллективные творческие дела.
2.
Воспитательная среда – праздники, памятные даты, конкурсы
декоративно-прикладного искусства.
3.
Работа с родителями – консультации, совместные мероприятия, фото- и
видеоотчёты.
4.
Наставничество – тьюторское сопровождение, парная работа «сильный –
слабый ученик», помощь при подготовке к конкурсам.
5.
Профилактика – инструктажи по ТБ, тематические пятиминутки,
физкультминутки.
6.
Самоопределение – проектная деятельность, знакомство с инженерными
профессиями, участие в олимпиадах.
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы по
программе «ИнженерикУм»
1. Эффективность реализации программы

соответствие мероприятий целям и задачам программы;

вовлечённость детей с ОВЗ в коллективные, групповые и индивидуальные
формы деятельности;

результативность освоения основ конструирования и робототехники.
2. Развитие социальной и коммуникативной компетентности

формирование навыков сотрудничества и командной работы;

качество межличностных отношений в группе и взаимодействия с
педагогами и тьюторами.
3. Личностный рост и ценности

развитие познавательной активности, ответственности и уважения к другим;

формирование мотивации к дальнейшему обучению, профориентация.
4. Вовлечённость родителей

участие родителей в консультациях, совместных мероприятиях, поддержка
детей при выполнении проектов;

эффективность взаимодействия педагогов с семьями для решения вопросов
личностного и творческого развития.
5. Модуль «Воспитательный потенциал программы»

организация проектной деятельности, участие в конкурсах и мероприятиях;


выявление одарённых детей с помощью диагностик;
предоставление возможности продолжить обучение на инклюзивной основе
в программе «Лего-технология и физика» с сопровождением тьютора.
Способы анализа:

наблюдение за деятельностью детей;

анализ портфолио, проектов и изделий;

опросы и анкетирование участников и родителей;

использование карты наблюдения (Приложение 2).



План мероприятий программы воспитания на 2025-2026 учебный год .
Дата
№
п\п

1

2

3

4

Наименование
мероприятия

Содержание
деятельности

20.04.2026

Дата

Дата
события

Олимпиада
"Я - конструктор"

Количество
участников

Активная
ссылка на
публикацию

Проведение
практической работы
"Конструирование по
образцу"

Наименование
мероприятия

Содержание
деятельности

МОДУЛЬ "Воспитательная среда"
Наименование события
1 четверть

1 16 октября

3

Активная
ссылка на
публикацию

МОДУЛЬ "Детское объединение"
Проведение
Творческий проект "Робот практической работы
28.10.2025
- сборка"
"Конструирование по
образцу"
Конструирование
Творческий проект
новогодней ёлки, работа
18.12.2025
"Новогодняя ёлка"
в малой группе
Создание декоративных
моделей роботов,
18.03.2026
оформление онлайн
КТД "Робот - арт"
мини-выставки

№
п\п

2

Количество
участников

Конструирование
машины для папы
(конструирование по
образцу)
06.10.курирование
25.10.2025 Конкурс ДПИ "Волшебная
обучающихся для
палитра осени"
участия в конкурсе
2 четверть
02.12.20.12.2025

День отца в России

Конкурс декоративно
прикладного искусства
"Созвездие новогодних
идей"

курирование
обучающихся для
участия в конкурсе

4 24 декабря

5

08.02.2026

6

17.02.28.02.2026

7

06.04.30.04.2026

Дата
№
п\п

1

В течении
года

2

В течении
года

3

18.12.2025

4

20.12.2025

5

15.04.2026
Дата

№
п\п

1
2

3

Игровая программа
"Волшебный Новый Год"

организация и
проведение игровой
программы для
родителей и детей
3 четверть

посещение выставки
День Российской науки
детских изобретений
Конкурс декоративноприкладного искусства
курирование
"Самым милым и
обучающихся для
любимым"
участия в конкурсе
4 четверть
Конкурс декоративно
прикладного искусства
"Никто не забыт и ничто
не забыто"
Наименование
мероприятия

курирование
обучающихся для
участия в конкурсе
Количество
участников

Активная
ссылка на
публикацию

МОДУЛЬ "Работа с родителями"
Фотоотчёт по
результатам итоговых
Фотоотчет и ведеоотчёт с
продуктов созданных
занятий "Наши будни"
проектов на занятии
Онлайн - консультация
Консультации в
родителей, по
мессенджерах и лично
интересующим вопросам
при встречах
Сообщение о результатах
промежуточной
Личное сообщение об
аттестации
успехах ребенка
Проведение совместного
праздника в рамках
Новогодний утренник
проекта "Равные шансы"
Сообщение о результатах
итоговой аттестации
Личное сообщение об
аттестации
успехах ребенка
Наименование
мероприятия
Содержание
Количество
деятельности
участников

Активная
ссылка на
публикацию

Содержание
деятельности

МОДУЛЬ "Наставничество"
Осуществление
тьюторского
Наставничество в паре
сопровождения на занятих
педагог - ученик. А
В течении ребенка, отстающего от
также ученик - ученик
года
программы
(сильный - слабый)
В течении Курирование учащихся на Форма наставничесва:
года
конкурсах
педагог - ученик
Помощь при выполеннии
заданий от учащихся ТО
Наставническо на
"Вожатый.РУ (ученик 20.12.2025 Новогоднем утренники
ученик, инклюзия)

Дата

Количество
участников

Активная
ссылка на
публикацию

Количество
участников

Активная
ссылка на
публикацию

МОДУЛЬ "Самоопределение"
17 февраля День детских изобретений Проектная деятельность,
конструирование
изобретений
Проведение
практической работы
Олимпиада
"Конструирование по
20.04.2026
"Я - конструктор"
образцу"
Дата
Наименование
мероприятия
Содержание
Количество
деятельности
участников

Активная
ссылка на
публикацию

№
п\п

1

08.09.10.09.2025

2

10.11.12.11.2025

3

22.12.2025

4

в теч.года
Дата

№
п\п

1

2
№
п\п

1
2

Наименование
мероприятия

Содержание
деятельности

МОДУЛЬ "Профилактика"
Первичный инструктаж по
технике безопасности,
правилам пожарной
безопасности, поведению
тематическая
на дорогах
пятиминутка
Профилактика детского
травматизма "Зимняя
тематическая
дорога"
пятиминутка
Инструктаж "Безопасный
тематическая
Новый год"
пятиминутка
Проведение
физкультминутки с
"На страже здоровья"
обучающимися
Наименование
мероприятия
Содержание
деятельности

МОДУЛЬ "Медиасообщество"
Публикация статей о
деятельности творческого
объединения
"ИнженерикУм" на
Размещение публикаций
официальном сайте
в соответствии с
в теч.года
"ДЮЦ" и в ВК
контентпланом
Информирование
консультации онлайн,
в теч.года
родителей
оффлайн, ведение чата

3. Список используемой литературы
Раздел для педагогов
1)
Комарова Л.Г. Строим из LEGO: моделирование логических отношений
объектов реального мира средствами конструктора LEGO: методическое пособие. — М.:
Линка-Пресс, 2018. — 88 с.
2)
Лусс Т.С. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у
детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов / Т.С. Лусс.  М.: Гуманит.
изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 79 с.
3)
Методические
материалы
«Простые
механизмы»
https://education.lego.com/ru-ru/downloads/machines-and-mechanisms
4)
Рыкова Е.А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab): учебно-методическое
пособие. — СПб., 2001.
5)
Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста
конструированию и ручному труду: пособие для воспитателей детского сада и родителей.
— М.: Просвещение; Владос, 1994. — 216 с.
6)
Халамов В.Н., Мирошина Т.Ф., Соловьева Л.Е., Могилева А.Ю., Перфильева
Л.П. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие.
— Челябинск: Взгляд, 2011. — 152 с.
7)
Методические
материалы
«Простые
механизмы»
https://education.lego.com/ru-ru/downloads/machines-and-mechanisms
Электронные ресурсы:
1.
http://int-edu.ru – Методическая копилка для педагогов, реализующих ДООП
лего - конструирования;
2.
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
–
Электронный ресурс для учащихся, сборник игр легоконструирования;
3.
https://www.youtube.com/c/LEGO - ютуб - канал с разработками схем и
моделей лего.
4.
http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198273/
- интернет –
портал методических разработок Лего – моделей для педагогов и учеников.
5.
https://vk.com/childrenspecial - сообщество во «Вконтакте» - «Воспитание
детей с ОВЗ» - методические рекомендации.
6.
https://vk.com/funnylaboratory - сообщество во «Вконтакте» - «Нескучная
лаборатория» - проведение элементарных опытов с детьми.
Список литературы для детей
1.
Андрющенко, Е.В., Ишмакова, М. С., 50 игр для развития алгоритмического
и логического мышления у детей дошкольного возраста.
2.
Методические рекомендации для педагогов и родителей/ Е. В. Андрющенко,
М. С. Ишмакова –Москва: УМЦ РАОР, 2019. – 114 с. 2. Сборник дидактических игр
UARO. УМЦ РАОР, Москва, 2019 3. Филиппов, С. А.
3.
Робототехника для детей и родителей / С. А Филиппов. – СПб.: Наука, 2013.
- 319 с.

Приложение 1
Методическое обеспечение программы
№ Раздел

Форма
организации
образовательног
о процесса
(форма занятия)

Используе Дидактическ
мые
ий материал
методы,
приёмы,
технологии
Методы:
словесный,
наглядный,
беседа,
Личностно
ориентиров
анные
технологии
Игровые
технологии
Методы:
словесный,
наглядный,
беседа,
тест.
Личностно
ориентиров
анные
технологии
Технология
разноуровн
евого
обучения
Игровые
технологии
Технологи
и
проблемно
го
обучения
Методы:
словесный,
наглядный,
беседа.
Личностно
ориентиров
анные
технологии
Игровые
технологии
Технологи

1

Вводное
занятие
«Знакомс
тво с
ЛЕГО»

Творческая
индивидуальная
работа
Лекция – беседа
Игра
Работа со
схемами

2

Раздел
зубчатые
колеса.
Принцип
иальные
и
основные
модели

Лекция
Лекция - диалог
Групповая
работа в группах
Творческая
работа
Работа со
схемами

3

Раздел
колеса и
оси.
Принцип
иальные
и
основные
модели

Лекция - диалог
Групповая
работа
Беседа
Диалог-анализ
Интеллектуальна
я игра
Проектная
деятельность.

Педагогический
инструментари
й оценки и
формы
подведения
итогов

Мультимеди
йная
презентации
Электронные
ресурсы
Схема
модели
Мультфильм
«Лего»

Техническое
оснащение, в
т.ч.
информационн
ые ресурсы
Рутуб канал
Лего.

Мультимеди
йная
презентации
Электронные
ресурсы
Схемы
моделей

- Тестирование
- Практическая
работа в
группах;
Презентация
моделей;

Рутуб канал
Лего;
Электронный
портал
методических
пособий для
педагогов.

Мультимеди
йная
презентации
Методическа
я литература
Схемы
моделей

Интеллектуальн
ая игра
Тестирование
Наблюдение

Ютуб канал
Лего;
Электронный
портал
методических
пособий для
педагогов.

4

Раздел
рычаги.
Принцип
иальные
и
основные
модели

Лекция – диалог
Беседа
Творческая
работа
Практическая
работа
Игры
Творческие
презентации

5

Раздел
шкивы.
Принцип
иальные
и
основные
модели

Лекция - диалог
Практическая
работа
Творческая
работа
Групповая
работа

6

Раздел
Проектна
я
деятельн
ость

Практическая
работа
Творческая
работа
Беседа
Проектная
деятельность

и
проблемно
го
обучения
Проектные
технологии
Методы:
словесный,
наглядный,
беседа,
Игровые
технологии

Методы:
словесный,
наглядный,
беседа,
Личностно
ориентиров
анные
технологии
Игровые
технологии
Технологи
и
проблемно
го
обучения
Проектные
технологии
Методы:
словесный,
наглядный,
беседа,
Личностно
ориентиров
анные
технологии
Игровые
технологии
Технологи
и
проблемно
го
обучения
Проектные
технологии

Мультимеди
йная
презентация
Методическа
я литература
Схемы
моделей
Мультфильм
ы

-Практическая
работа
-Творческая
работа
-Устная защита
- Тестирование

Ютуб канал
Лего;
Электронный
портал
методических
пособий для
педагогов.

Мультимеди
йная
презентации
Схемы
моделей
Мультфильм
ы

- тестирование
Электронный
творческие портал игр по
презентации.
робототехнике
для детей

Мультфильм
ы.

Презентация
творческих
проектов

Рутуб канал
Лего;

7

Заключит
ельное
занятие

Олимпиада

Тесты,
Тестирование
наглядные
карточки
схем
и
моделей
Лего.

Приложение 2
Критерии оценивания планируемых результатов освоения адаптированной дополнительной образовательной
общеразвивающей программы «ИнженерикУм»
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого
качества

Методы
диагностики

Приемы и методы

Предметные результаты освоения ДООП
Теоретические знания Будут знать:
-минимальный уровень (ребёнок овладел Наблюдение,
Демонстрационный материал:
(по основным
– принципы работы простых менее чем 1/2 объема знаний,
тестирование, устный - Мультимедийные презентации;
разделам
механизмов: рычагов,
предусмотренных программой);
опрос, практические - Видеоролики;
учебношкивов, колёс с осями,
-средний уровень
работы, защита
- Схемы конструирования;
тематического
зубчатых колёс;
(объем усвоенных
творческих работ.
- Карточки с заданиями;
плана программы) – назначение и устройство
знаний составляет более 1/2);
- Инструкции по сборке;
рычагов, передач, шкивов,
-максимальный уровень
- Рабочая книга педагога.
особенности их применения; (ребенок освоил практически весь объем
Приемы:
– базовые понятия: ось,
знаний, предусмотренных программой за
- Проблемная ситуация;
шестерня, передаточное
конкретный период);
- Поэтапное сопровождение;
число, каркас;
- Работа по образцу;
– этапы проектной
- «Подсказка без ответа».
деятельности: от идеи до
Методы:
презентации модели;
-Метод проектов;
- Наглядный метод;
Объяснительно
иллюстративный;
- Игровой метод;
- Исследовательский метод;
- Групповая работа.

–

Владение
специальной
терминологией

минимальный уровень
Будут знать:
– названия основных деталей (ребенок овладел менее чем
конструктора (ось, шестерня, 1/2предусмотренных умений и навыков);
каркас, передаточное число); средний уровень (объем
– понятие зубчатой передачи, усвоенных умений и навыков составляет
её назначение и принцип более 1/2);
работы;
максимальный уровень
– определения ведущего и (ребенок овладел практически всеми
ведомого зубчатого колеса; умениями и навыками,
– различия между ведомым и предусмотренными программой за
ведущим
шкивом,
их конкретный период)
функции в механизмах;
– термин проект в контексте
проектной
деятельности
(разработка,
конструирование,
презентация).

Практические уменияБудут уметь:
минимальный уровень – воспроизведение
и
– собирать и настраивать материала по шаблону, учебное задание
навыки,
передачи из зубчатых колёс; требует навыков анализа и синтеза, но не
предусмотренные – определять типы рычагов и является основной задачей
программой (по применять их при сборке средний уровень – формирование новых
основным разделам моделей;
знаний является основной учебной
учебно–
монтировать
шкивные задачей, но учащиеся не обязаны
тематического плана механизмы для изменения применять новые знания в учебных
программы)
направления
силы
и ситуациях и не носит
снижения нагрузки;
междисциплинарный характер.
– использовать различные максимальный уровень – формирование
детали конструктора для новых знаний является основной учебной
создания
функциональных задачей, учащиеся обязаны применять
моделей;
полученные знания и задание носит
– реализовывать учебные и междисциплинарный характер.

Блиц-опросы, мини- Демонстрационный материал:
викторины,
- Мультимедийные презентации;
практические
- Лото с названиями деталей Лего;
задания, игры.
- Схемы простых механизмов;
- Видеоролики;
- Образцы моделей.
Приемы:
- игры с терминами: «Лото», «Лови
ошибку»;
кроссворды
и
ребусы
с
ключевыми понятиями.
Методы:
- Игровой метод – лексические
игры, карточки, кроссворды, лото;
Эвристический
метод
–
совместный
поиск
значения
терминов на основе контекста.
Проектная работа, Демонстрационный материал:
практические
- Схемы конструирования;
задания,
- Инструкции;
наблюдение, чек –- Чек – листы самопроверки;
листы
для - Шаблон проектной карты;
самопроверки,
- Презентации.
оценочный
лист Приемы:
индивидуальных
- работа в группах (создание
достижений.
проекта);
- мозговой штурм и генерация
идей;
- использование чек-листа при
проверки проекта.
Методы:
- Практический метод;

творческие проекты от идеи
до готовой модели;
– презентовать результаты
своей работы, объяснять
принцип действия собранного
механизма;
– работать в команде,
распределяя роли и задачи в
проектной деятельности.
-минимальный уровень (0 - 2 балла)
Владение
Наблюдение,
Будут уметь:
Умений
(ребёнок
испытывает
серьёзные
специальным
–
использовать
практические
оборудованием
и конструкторский
набор затруднения при работе с
задания.
оснащением:
LEGO: простые механизмы оборудованием);
конструкторский
для
сборки
различных средний уровень (3 – 4 балла)
(работает с
набор Лего: простыемоделей;
механизмы.
– работать с основными Оборудованием с помощью педагога);
деталями
конструктора: -максимальный уровень (5 – 6 баллов)
с оборудованием
шестернями,
осевыми (работает
деталями, соединительными самостоятельно, не испытывает особых
трудностей);
элементами;

- Проектный метод;
- Метод пошагового инструктажа;
- Эксперимент

Демонстрационный материал:
- Мультимедийные презентации;
- Схемы конструирования;
- рабочая книга учителя.
Приемы:
- Решение проблемных задач;
- Метод «конструкторского
мозгового штурма»;
- Визуальные подсказки;
- Интерактивные игры.
Методы:
– Практический метод (работа с
конструкторами для сборки и
тестирования механизмов);
– Метод пошагового инструктажа
(объяснение
последовательности
действий при сборке механизма с
конструктора LEGO);
– Метод проектной деятельности
(создание и защита собственных
проектов
с
использованием
конструктора LEGO);

–
Метод
групповой
работы
(совместная сборка моделей и
выполнение заданий в командах).
Метапредметные результаты освоения ДООП
Развитие
исследовательских
навыков и
аналитического
мышления

Формирование новых
минимальный уровень – воспроизведение
знаний., разработка и
материала по шаблону, учебное задание
развитие новых целей,
требует навыков анализа и синтеза, но не
формирование выводов,
является основной задачей
умение находить смысл,
средний уровень – формирование новых
умение анализировать,
знаний является основной учебной
синтезировать информацию, а задачей, но учащиеся не обязаны
также оценка качеств
применять новые знания в учебных
полученных знаний, гипотез ситуациях и не носит
и событий.
междисциплинарный характер.
максимальный уровень – формирование
новых знаний является основной учебной
задачей, учащиеся обязаны применять
полученные знания и задание носит
междисциплинарный характер.

Использование ИКТ Использование ИКТ для
в качестве средств решения учебных задач.
обучения
Формирование новых знаний
с помощью ИКТ

Сотрудничество и Работа в парах и группах ,

Наблюдение,
практические
задания, проектная
работа, тесты,
рефлексия, кейс –
задания.

минимальный уровень- учащиеся не
Наблюдение.
используют ИКТ для решения учебных
задач или используют для тренировки
навыков или воспроизведения
информации.
средний уровень- Используют ИКТ для
решения задач, но могут обойтись и без
ИКТ.
максимальный уровень- Используют ИКТ
для получения и формирования новых
знаний. Создают свой цифровой продукт.
минимальный – не предполагается
Проектная

- Проблемный метод – постановка
исследовательских
вопросов,
разбор проблемных ситуаций;
- Метод кейс-анализа – применение
анализа
к
реальным
или
моделируемым ситуациям;
- Исследовательский метод – сбор,
анализ
и
интерпретация
информации по заданной теме;
- Метод проектов – постановка
цели, планирование, исследование,
защита проекта.

Интерактивный
метод
–
выполнение заданий на онлайнплатформах,
использование
сервисов.

Исследовательский метод – сбор,

взаимодействие

Самооценка и
планирование

способность обсудить
проблему, задание, принять
решение и создать продукт
или получить новое знание.

Осознание
целей,
критериев ее достижения и
предполагаемого результата
учебной
деятельности.
Умение
планировать,
оценивать и корректировать
свою деятельность

Умение выступать перед
Развитие и
аудиторией,
вести полемику
совершенствование
выносить
собственное
коммуникативных
суждение, аргументировать
навыков
и защищать его с помощью
разнообразных
форм
и
методов коммуникации –
презентации.
Умение
представлять
аргументированное
сообщение (коммуникация,
при которой защищается и
обсуждается
ряд
идей).
Умение
создавать
коммуникацию
комбинированного
характера.

совместная работа или работают вместе, деятельность
анализ
и
интерпретация
но не распределяют ответственность,
информации по заданной теме;
средний – работают в группе,
Метод проектов – постановка цели,
распределяют ответственность, но не
планирование,
исследование,
принимают решения, их работа не
защита проекта.
является сотрудничеством.
максимальный – работают в группах,
распределяют ответственность, совместно
принимают решения. Сотрудничают.
низкий уровень – не осознает цели, Рефлексия, чек –
– Метод рефлексии;
этапы
и
результат
деятельности, листы
– Метод пошагового планирования;
деятельность не планирует.
самопроверки,
– Метод проектной деятельности;
средний уровень – осознает цели и взаимооценка.
– Метод анализа ошибок.
планируют деятельность, но не оценивает
и не корректирует ее.
высокий уровень – цели и результаты
понятны, планируют, оценивает и
корректирует собственную деятельность.
низкий
уровень
–
не
создают Наблюдение,
– Метод активного слушания
аргументированное сообщение, и их оценка презентаций. (педагог
учит
учащихся
коммуникация
не
носит
внимательно
слушать
других
комбинированный характер, не могут
участников обсуждения и задавать
вести аргументированную полемику
уточняющие вопросы);
средний
уровень
–
создают
– Метод проблемных ситуаций
аргументированное
сообщение,
и
(предложение учащимся сложных
коммуникация носит скудный характер,
ситуаций,
которые
требуют
не приводит доказательную базу и не
совместных усилий для решения, и
учитывает
потребности
целевой
аудитории.
активного
обсуждения
разных
высокий уровень – создают сообщение,
точек зрения);
используя доказательства, учет аудитории
Метод проектов – постановка цели,
и коммуникация носит комбинированный
планирование,
исследование,
характер, спокойно ведет полемику,
защита проекта.
уверенно выступает перед аудиторией

Организационноволевые качества

Терпение, усидчивость

Способность переносить
(выдерживать) нагрузки в
течении определенного
времени

Воля. Способность активно
побуждать себя к
практическим действиям
Самоконтроль. Умение
контролировать свои
поступки
Ориентационные
качества

Самооценка. Способность
оценивать себя адекватно
реальным достижениям.

Интерес к занятиям.
Осознанное участие в
освоении образовательной
программы

Личностные результаты освоения ДООП
низкий уровень – терпения хватает
Карта наблюдения,
меньше, чем на ½ занятия,
анализ выполнения
средний уровень – терпения хватает
заданий,
больше, чем на ½ занятия
индивидуальные
высокий уровень – терпения хватает на карты наблюдения.
все занятие

- Метод поэтапного усложнения
заданий;
– Метод целеполагания;
– Игровой метод с элементами
саморегуляции.

низкий уровень - волевые усилия ребенка
побуждаются извне
средний уровень –волевые усилия иногда
побуждаются самим ребенком
высокий уровень –волевые усилия
побуждаются самим ребенком
низкий уровень –ребенок постоянно
находится под воздействием контроля
извне
средний уровень –периодически
контролирует себя сам
высокий уровень –постоянно
контролирует себя сам
низкий уровень –завышенная самооценка Карта наблюдения. - Метод рефлексии;
- Проектный метод
средний уровень – заниженная
самооценка
высокий уровень – нормальная
самооценка
низкий уровень – интерес к занятиям
продиктован извне
средний уровень – интерес к занятиям
периодически поддерживается самим

ребенком
высокий уровень –интерес к занятиям
поддерживается постоянно ребенком
самостоятельно
Поведенческие
качества

Ценностносмысловые
установки

Конфликтность. Способность Низкий уровень – периодически
занять определенную
провоцирует конфликты
позицию в конфликтной
Средний уровень – сам в конфликтах не
ситуации
учувствует, пытается избежать
Высокий уровень – пытается
самостоятельно уладить возникающие
конфликты
Тип сотрудничества. Умение Низкий уровень – избегает участия в
воспринимать общие дела как общих делах
собственные
Средний уровень – в делах учувствует
при побуждении извне
Высокий уровень – инициативен в общих
делах
Сформированность системы минимальный уровень – не
значимых
социальных
и сформировано.
межличностных отношений, средний уровень – сформировано на 1/2
ценностно-смысловых
максимальный уровень – сформировано
установок,
отражающих более чем на 1/2
личностные и гражданские
позиции в деятельности:
формирование
основ
российской
гражданской
идентичности,
чувства
гордости за свою Родину,
российский народ и историю
России,

Карта наблюдения, - Ролевые игры;
беседа.
- Метод групповой работы;
- Метод «равного партнёрства».

Наблюдение,
. – Метод «живого слова» и
анкетирование,
эмоционального отклика;
рефлексивные
– Метод рефлексии;
задания,
– Метод художественно-образных
ситуационные игры. средств.

-становление
гуманистических
и
демократических ценностных
ориентаций;
развитие
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания
чувствам
других людей.

Приложение 3
Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты

Терпение, усидчивость;
Способность переносить (выдерживать) нагрузки в течении определенного
времени;
Воля. Способность активно побуждать себя к практическим действиям
Самоконтроль. Умение контролировать свои поступки.
Ориентационные
Самооценка. Способность оценивать себя адекватно реальным
качества
достижениям;
Интерес к занятиям. Осознанное участие в освоении образовательной
программы.
Поведенческие
Конфликтность. Способность занять определенную позицию в конфликтной
качества
ситуации;
Тип сотрудничества. Умение воспринимать общие дела как собственные
ЦенностноСформированность системы значимых социальных и межличностных
смысловые
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
установки
гражданские позиции в деятельности:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие
Формирование новых знаний., разработка и развитие новых целей,
исследовательских формирование выводов, умение находить смысл, умение анализировать,
навыков и
синтезировать информацию, а также оценка качеств полученных знаний,
аналитического
гипотез и событий.
мышления

Метапредмет
ные
результаты

Личностные результаты

Организационноволевые качества

Критерии оценивания

Виды контроля /
промежуточной
аттестации

Диагностический
инструментарий (формы,
методы, диагностики)

Карта наблюдения,
анализ выполнения
заданий,

Задания на скорость,
карта достижений.

Карта наблюдения

Листы самооценки,
«смайлик настроения»,
мини – анкеты.

Карта наблюдения

Групповая работа.

Карта наблюдения Групповая работа «Чем я
горжусь», работа в
рамках воспитательной
программы.

Карта наблюдения
Анализ учебных
проектов

Анализ проектной
работы.

Использование ИКТ
в качестве средств
обучения
Сотрудничество и
взаимодействие

Использование ИКТ для решения учебных задач.
Формирование новых знаний с помощью ИКТ

Карта наблюдения

Проведение
интерактивных игр.

Работа в парах и группах , способность обсудить проблему, задание,
принять решение и создать продукт или получить новое знание.

Карта наблюдения

Проектная деятельность

Осознание целей, критериев ее достижения и предполагаемого результата
учебной деятельности. Умение планировать, оценивать и корректировать
свою деятельность

Карта наблюдения

Листы самопроверки.

Развитие и
Умение выступать перед аудиторией, вести полемику выносить собственное Карта наблюдения
совершенствование суждение, аргументировать и защищать его с помощью разнообразных форм
коммуникативных
и методов коммуникации –презентации.
навыков

Чек – листы проверки
проектной работы.

Предметные результаты

Самооценка и
планирование

Теоретические знания
(по основным
разделам
учебнотематического
плана программы)

Соответствие теоретически х
знаний ребенка программным требованиям

Владение
специальной
терминологией

Осмысленность
и правильность использования специальной терминологии

Практические
умения и
навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебнотематического плана

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Тестирование
Наблюдение, тестирование,
«Детали
блиц – опрос,
конструктора»;
тематические задания,
Настольная игра
самостоятельные и
«Лото»;
групповые проекты,
Итоговая олимпиада; практические работы.
Мини – проекты в
рамках учебно –
тематического плана;
Снэил – олимпиады;
ТРИЗ – задачи.

программы)
Владение
специальным
оборудованием
оснащением:

Владение работой конструкторским набором Лего: простые механизмы.
и

Приложение 4
Лист учета индивидуальных достижений.
ФИО, возраст, группа
№

Дата

Тема

Критерии оценивания

Презентация моделей в
баллах
Называние Соединение Работа со Самостоятельность Представление
Описание
деталей
деталей
схемой

Оценивание результатов освоения программы: 0 баллов – низкий уровень, 1 балл – средний, 2 балла – высокий.

Кол – во
баллов

Приложение 4
Инструментарий для оценивания планируемых результатов освоения
программы
Промежуточный контроль теоретических знаний
Детали конструктора
В конструкторе LEGO существует несколько типов деталей:
a.
b.
c.
d.
e.
f.
g.
h.
i.
j.
k.
l.
m.
n.
o.
p.

Пластины
Балки
Изогнутые балки
Балки с шипами
Штифты
Оси
Втулки
Фиксаторы
Шестерёнки
Колёса
Диски
Рамы
Шины
Провода
Датчики
Кирпичики

Выберите один вариант ответа.
1. К какому типу деталей относится деталь на картинке?

a.
b.
c.
d.
e.

Колёса
Штифты
Пластины
Рамы
Балки

2. К какому типу деталей относится деталь на картинке?

a.
b.
c.
d.
e.

Фиксаторы
Штифты
Пластины
Рамы
Балки

3. Как называется деталь на картинке?

a.
b.
c.
d.
e.

Балка
Штифт 3х Модульный
Штифт
Втулка
Шестерёнка

4. К какому типу деталей относится деталь на картинке?

a.
b.
c.
d.
e.

Шины
Штифты
Пластины
Колёса
Диски

5. Как называется деталь на картинке?

a. Ось
b. Штифт 3х Модульный

c. Ось 3х Модульная
d. Втулка
e. Шестерёнка
6. К какому типу деталей относится деталь на картинке?

a.
b.
c.
d.
e.

Шины
Штифты
Пластины
Колёса
Диски

7. К какому типу деталей относится деталь на картинке?

a.
b.
c.
d.
e.

Шины
Штифты
Пластины
Колёса
Диски

8. Как называется деталь на картинке?

a.
b.
c.
d.
e.

Кирпичик
Зубчатое Колесо, Корончатое
Балка
Втулка
Шестерёнка

9. Как называется деталь на картинке?

a.
b.
c.
d.

Шина
Балка
Втулка
Ремень

10. Как называется деталь на картинке?

a.
b.
c.
d.

Колесо
Диск
Шина
Ось

Ответы: 1) 3; 2) 1; 3) 2; 4) 5; 5) 1; 6) 2; 7) 2; 8) 2; 9) 4; 10) 3.
Критерии оценки:




2 - ответ полный, верный;
1 - ответ неполный;
0 - ответ неверный.

Уровни освоения программы:
 В - высокий уровень - от 1,76 до 2 баллов
 С - средний уровень - от 1 до 1,75 баллов
 Н - низкий уровень - от 0 до 0,99 баллов
Выявление уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы
происходит путем подсчета общего количества баллов и выявления по данному виду
контроля среднего арифметического.
Протокол проведения промежуточной аттестации
Творческое объединение «ИнженерикУм», 1 год обучения, Группа________

Педагог____________________________________________________________
ФИО

Баллы

Уровень

Количество учащихся с высоким уровнем освоения пройденного
материала:__________________________________________________________
Количество учащихся со средним уровнем освоения пройденного
материала:__________________________________________________________
Количество учащихся с низким уровнем освоения пройденного
материала:__________________________________________________________
Выводы:

Приложение 5
Итоговый контроль теоретических знаний
Задание 1. Как называется!
Как называется каждая деталь в конструкторе. Предлагаем вам соотнести
предложенные детали лего (слева) и их названия (справа)
1

А

пластина

2

Б

балка с выступами

3

В

кирпич

4

Г

балка

5

Д

шестеренка

6

Е

ось

7

Ж

шестеренка корончатая

Задание 2. Строим сами!
Выберите три детали, из которых можно собрать данную фигуру слева. В Бланк
ответов запишите номера выбранных деталей.

1

2

3

4

5

6

Задание 3. Найди подходящий.
Очень часто при конструировании теряются детали. Выбери, какую деталь
необходимо поставить вместо вопросительного знака, чтобы закончить ряд без пропусков.
В Бланк ответов запишите нужную букву напротив нужного номера.
1

А

Г

2

Б

Д

3

В

Е

Задание 4. Выберите ведущую шестеренку.

2
1

Задание 5. Какое зубчатое колесо называется ведомым?

Ответы:
1 задание: 1) в; 2) а; 3) б; 4) е; 5) г; 6) ж; 7) д.
2 задание: 3,4,5.
3 задание: 1)Д, 2)А, 3)В.
4 задание: 2
5 задание: А
Критерии оценки:




2 - ответ полный, верный;
1 - ответ неполный;
0 - ответ неверный.

Уровни освоения программы:
 В - высокий уровень - от 1,76 до 2 баллов
 С - средний уровень - от 1 до 1,75 баллов
 Н - низкий уровень - от 0 до 0,99 баллов
Выявление уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы
происходит путем подсчета общего количества баллов и выявления по данному виду
контроля среднего арифметического.
Протокол проведения итоговой аттестации
Творческое объединение «ИнженерикУм», 1 год обучения, Группа________
Педагог____________________________________________________________
ФИО

Баллы

Уровень

Количество учащихся с высоким уровнем освоения пройденного
материала:__________________________________________________________
Количество учащихся со средним уровнем освоения пройденного
материала:__________________________________________________________
Количество учащихся с низким уровнем освоения пройденного
материала:__________________________________________________________
Выводы:

Приложение 6
Индивидуальный образовательный маршрут
Обучающегося творческого объединения «А-Я.Вожатый»
Матрица взаимодействия с родителями.
№

Данные о
родителях

Дата

Формы работы (собеседование,
консультация, анкетирование и др.)

Подпись
родителей

1

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Этап 1 – диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его
индивидуальных особенностей.
№
Использованная методика
Сроки
Ответственный
1 Методика «Карта одаренности» (на основе
методики
Хаана
и
Кафа).
Цель
диагностирования:
оценит
степень
выраженности у ребенка различных видов
одаренности. Методика для родителей.
Диагностика
инженерного
мышления.
2 Практическое
занятие
«Инженерная
мастерская»
3 Карта №1. Выявление одаренных детей
методом наблюдения
4 Методика
определения
творческих
способностей обучающихся (Г. Дэвис) Цель:
исследование развития одарённости учащихся.

2. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.
1

Разработка индивидуального маршрута
одаренного ребенка.

1 неделя
октябрь

Ю.Д. Серебрякова

2

Составление индивидуального учебного плана по
адаптированной программе «ИнженерикУм»

2 неделя
октября

Ю.Д. Серебрякова

3

Выбор конкурсов и олимпиад для учащегося

Ю.Д. Серебрякова

4

Составление плана учащегося для учета желаний
ребенка.
Беседа с родителями. Цель: учет социального
заказа родителей.

3 неделя
октября
3 неделя
октября
4 неделя
октября

5

Ю.Д. Серебрякова
Ю.Д. Серебрякова

Тематическое планирование
Предмет / Тема

Кол-во
часов

Результаты

Формы
организации
деятельности

Формы отчета

Итого
Карта индивидуального образовательного маршрута развития
№

Познавательная деятельность
Творческие конкурсы
Проектноисследовательская
Результат
деятельность

Внеурочная
деятельность


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».